Итоговое сочинение 2020-2021
по литературе

Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2020-2021 учебном году. «Комсомолка» выяснила, о чем будут писать школьники

Ксения КОНЮХОВА
Журналист «КП»
В начале декабря 11-классники обычно пишут итоговое сочинение, которое служит допуском к ЕГЭ. Но в 2020-2021 учебном году сочинение назначено на вторую декаду апреля. У выпускников на выбор пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в сочинении этого года.

Эти направления - общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы сочинений, которые будут распределяться по часовым поясам. Но их выпускники узнают только на самом экзамене.

Главное в сочинении — показать, что ты прочитал хотя бы одну книгу. Сгодится хоть «Колобок», хоть «Преступление и наказание», лишь бы примеры соответствовали теме. Ну и сами рассуждения оценивать никто не будет — точка зрения может быть любой, лишь бы она была грамотно изложена на бумаге. Оценки ставятся по системе зачет-незачет.

Направления итогового сочинения 2020

1. «Забвению не подлежит»

В рамках этого направления выпускникам предлагают поразмышлять о исторических событиях, значимых деятелях и достижениях науки и культуры, оказавших влияние на судьбы конкретных людей и на развитие человеческого общества в целом.

Что читать: М. А. Шолохов «Тихий Дон» и «Судьба человека», Л. Н. Толстой «Война и мир», Н. В. Гоголь «Тарас Бульба», М. А. Булгаков «Собачье сердце», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие...»

2. «Я и другие»

В сочинениях по темам этого направления школьников просят подумать над вопросом взаимоотношений: личности и общества, человека с самим собой, о межличностных конфликтах и способах их разрешения, о достижении понимания и согласия между людьми. В работе можно опираться на собственный жизненный опыт и обращаться к литературным источникам.

Что читать: И. А. Гончаров «Обломов», А. С. Грибоедов «Горе от ума», А. С. Пушкин «Евгений Онегин», И. С. Тургенев «Отцы и дети», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», А. Н. Островский «Гроза» и «Бесприданница».

3. «Время перемен»

В эссе по этому направлению можно порассуждать о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений — как внешних, происходящих в окружающей действительности, так и внутренних, личных, которые человек испытывает на каждом этапе своей жизни.

Что читать: М. А. Шолохов «Судьба человека», Л. Н. Толстой «Война и мир», М. А. Булгаков «Собачье сердце», И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. С. Пушкин «Медный всадник».

4. «Разговор с собой»

Кто я? Что значит быть самим собой? Темы этого направления помогают задуматься о своей личности, ее сильных и слабых сторонах, о своем внутреннем мире, о потребности и необходимости в самопознании и личностном росте. Школьники могут обратиться к своим размышлениям о совести и нравственности, внутренних конфликтах или о действиях других людей, направленных, по их мнению, на самопознание.

Что читать: А. С. Пушкин «Евгений Онегин», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», И. С. Тургенев «Отцы и дети», М. Горький «На дне», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», Л. Н. Толстой «Война и мир».

5. «Между прошлым и будущим»

В рамках данного направления выпускники могут в полной мере поразмышлять о современном человеке и обществе XXI века, о связи поколений и о будущем человечества. Каковы вкусы и потребности молодых людей сегодня в культурной и социальной сферах? Каковы нравственные и духовные ориентиры молодежи в XXI веке? Как влияет молодежь на формирование будущего мира? Школьникам предлагается обратиться к размышлениям писателей на эти темы.

Что читать: А. С. Грибоедов «Горе от ума», М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени, И. С. Тургенев «Отцы и дети», А. П. Чехов «Вишневый сад», Е. И. Замятин «Мы».

Критерии оценки сочинения

  • Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!

  • Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.

  • Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.

  • Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.

  • Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.

  • Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.

  • Грамотность. На 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Как проходит экзамен

Всего на итоговое сочинение 2020-2021 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Обычно они тоже довольно общие. Например, тема из направления «Между прошлым и будущим» может звучать так: «Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?».

Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

На что обратить внимание

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Задача не такая уж трудная, если чуть-чуть подготовиться, например, прочитать хотя бы пять книжек в соответствии с общими направлениями.

- Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, - говорят эксперты. - Иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое "бесчестье".
Это интересно
Пересдача итогового сочинения
Все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Оно необходимо для допуска к ЕГЭ летом: чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на «тройку» и выше. Тем, кто не справился с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения

Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»,

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,

И.А. Гончаров «Обломов»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

Л.Н. Толстой «Война и мир»,

А.И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,

В.В. Быков «Сотников»,
Т. Драйзер «Гений»,

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,

Л.Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,

К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».

Перлы из сочинений прошлых лет

"А тем временем, Анатоль был равнодушен к Наташе. Она этого не видела из-за отключенного разума".

"Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно".

"Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды".

"Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой".

"Дело было так. Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая. На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из-под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь".

"Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» очень четко отразил это в герое Фамусове, который был очень жадный и поэтому покупал только уже умерших крепостных, потому что они значительно дешевле".

"Как например в произведении Булгакова «Мастери, Маргарита»".
"Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал".

"Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе".

"Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на
Грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить".

"Когда Воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону. После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все. Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову".

Это интересно
Результаты итогового сочинения
Свою оценку за итоговое сочинение можно посмотреть на официальном портале ЕГЭ. Там публикуют не только баллы, но и сканы самих работ, так что выпускники смогут посмотреть, что именно вызвало неудовольствие экзаменаторов

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda