Итоговое сочинение 2019-2020
по литературе

Минпросвещения раскрыло темы итоговых сочинений по литературе для 11-классников в 2019-2020 учебном году. "Комсомолка" выяснила, о чем будут писать школьники

Ксения КОНЮХОВА
Журналист «КП»
Уже 4-го декабря 11-классникам предстоит написать итоговое сочинение, которое станет допуском к ЕГЭ. Выпускникам предложат пять тематических направлений, которые утверждены Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). К каждому направлению эксперты ФИПИ дали пояснения, что именно нужно будет обсудить в эссе этого года.

Эти направления - общие для всей страны. А вот уже внутри них будут составлены конкретные темы эссе, которые будут различаться по часовым поясам. Но их выпускники узнают уже только на самом экзамене.

Главное в сочинении — показать, что ты прочитал хотя бы одну книгу! Сгодится хоть «Колобок», хоть «Преступление и наказание», лишь бы примеры соответствовали теме. Ну, и сами рассуждения оценивать никто не будет — точка зрения может быть любой, лишь бы она была грамотно изложена на бумаге. Оценки ставятся по системе зачет-незачет. У тех, кто получил «неуд», будет еще две попытки пересдачи - 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.

Темы итогового сочинения 2019

1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги

В рамках этого направления надо будет поразмышлять о темах, поднятых Толстым — о войне и мире (как без них!), о героизме и патриотизме, о семейных разладах и гармонии. В общем, разработчики изрядно упростили школьникам жизнь, дав подсказку, какую именно книгу стоит перечитать перед экзаменом!

Что читать: «Войну и мир», конечно же. Ну, или «Тихий Дон» как реверанс классику.

2. Надежда и отчаяние

В этом направлении нужно будет подумать о том, как по-разному литературные герои реагируют на превратности судьбы. Пойти на поводу у обстоятельств или бороться с ними, проявить активную жизненную позицию или смириться с безысходностью? Стоит подумать, в каких произведениях персонажи сталкивались с подобным трудным выбором.

Что читать: «Обломов» Гончарова и сказки про Емелю, рыбака и рыбку и многие другие.

3. Добро и зло

Выпускникам этого года досталась самая вечная тема! Борьба добра и зла — на этом сюжете держится чуть ли не вся мировая литература. Разработчики дают подсказку и тут: важно порассуждать, как это противостояние отражается на мыслях и поступках литературных героев и как они отличают одно от другого.

Что читать: всё, от Гарри Поттера до Фауста.

4. Гордость и смирение

Те, кто вместо слова «смирение» ожидал увидеть «предубеждение» могут рассчитывать на зачет автоматом! А если серьезно, то в этой теме от выпускников ожидается анализ философского, нравственного и даже исторического смысла этих слов. Например, когда чувство собственного достоинства переходит в гордыню, а рабская покорность оборачивается внутренней силой, позволяющей не отвечать насилием на насилие?

Что читать: для начинающих - Пушкин «Капитанская дочка», для продвинутых — Лотман «Беседы о русской культуре».

5. Он и она

Тема любви в этом году приняла необычную форму. Дружба и семья, любовь в обществе и в культуре — порассуждать о взаимоотношениях мужчины и женщины можно с разных сторон. Кстати, эксперты предлагают этим не ограничиваться и предлагают писать также и о духовных связях детей и родителей.

Что читать: классиков, которые в этой теме не одну собаку съели - Овидий «Наука любви» и Стендаль «Трактат о любви».

Критерии оценки эссе

  • Рекомендуемый объем — 350 слов. Сочинения короче 250 слов не проверяются!

  • Самостоятельность в написании. За списывание автоматом ставится незачет, и никаких пересдач.

  • Соответствие теме. В эссе должен быть дан ответ на вопрос из задания.

  • Аргументация. Подтверждать свои мысли нужно примерами из литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет.

  • Композиция и логика рассуждения. Каждую мысль надо подкрепить примерами.

  • Качество письменной речи. Отсутствие речевых ошибок и разнообразие лексики.

  • Грамотность. На 100 слов должно быть не больше пяти ошибок (грамматических, орфографических и пунктуационных).

Направления итогового сочинения

Писать итоговые сочинения по литературе выпускники школ будут 5 декабря этого года. Конкретные направления для каждого региона будут свои. А общие тематические направления для эссе назвала министр просвещения Ольга Васильева:

  • «Война и мир» – к 150-летию великой книги,
  • надежда и отчаяние,
  • добро и зло,
  • гордость и смирение,
  • он и она.

Напомним, сочинение нужно писать с опорой на прочитанные книги. Причём разрешается брать произведения не только из школьной программы. Можете подтвердить свою мысль цитатой из "Гарри Поттера" — пожалуйста!

Как проходит экзамен

Всего на итоговое сочинение 2019-2020 отводится 3 часа 55 минут. Сами темы становятся известны прямо на экзамене. Обычно они тоже довольно общие. Например, тема из тематического направления "Разум и чувства" может звучать так: "Когда разум мешает чувствам".

Оценка ставится по системе зачет/незачет. Те, кто получил незачет, к ЕГЭ не допускаются. Правда, для таких будет ещё несколько попыток — в феврале и в мае.

Оценивается сочинение по пяти критериям:

  • соответствие теме,
  • аргументация и привлечение литературного материала,
  • композиция,
  • качество речи,
  • грамотность.

На что обратить внимание

Большинство выпускников получает за итоговое сочинение зачёт. Задача не такая уж трудная, если чуть-чуть подготовиться, например, прочитать хотя бы пять книжек в соответствии с общими направлениями.

- Часто школьники расширяют содержание эссе до уровня всего направления и размышляют, например, о войне и мире без привязки к заявленной теме, - говорят эксперты. - Иногда возникают проблемы, когда школьники не знают смысл понятий в теме — например, не до конца понимают, что такое "бесчестье".

Всего в итоговом сочинении 2018-2019 надо написать 350 слов — эссе меньше 250 слов автоматом получают незачет, даже без проверки.

Какие книги выпускники используют в сочинении чаще всего

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»,

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»,
«Капитанская дочка»,

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»,

И.А. Гончаров «Обломов»,

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»,

Л.Н. Толстой«Война и мир»,

А. И.Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся»,

В.В. Быков «Сотников»,
Т. Драйзер «Гений»,

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея»,

Л. Ф. Баум «Волшебник страны Оз»,

Дж. Остин «Гордость и предубеждение»,

Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи»,

К. Кастанеда «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яки»,

Э. Хемингуэй «Старик и море»,

Дж. Лондон «Время не ждет», «Мартин Иден», «Морской волк».

Перлы

"А тем временем, Анатоль был равнодушен к Наташе. Она этого не видела из-за отключенного разума".

"Вот например из моей личной жизни: както раз позвали друзья погулять мама не отпускала и друзья предложили сбежать с дому, но я сразу подумала точней чувство потсказало, что завтра это добром не кончится. Так как нужно сделать вывот: когда следовать чувствам не разумно".

"Здравствуй дорогой мой друг Генна, сегодня я хочу поговорить с тобой на тему дружбы и вражды".

"Пришла зима поют дрозды, скоро мне домой пора идти, скоро закончится мой срок это будет жизенный урок, жена любимая дождись. Выйду я скоро, и приду к своей жене я снова, там меня ждет сын, и доч будут счасливы они вновь, будет на сердце тоска без приключений же как не могу я. Поеду к любвонице своей, поповоду дома поговорю я с ней, когда наступит лето и пойдет зима, буду делать дом ей я. Скоро превезут кирпич, и руберойд займусь я крышною дырой".

"Дело было так. Когда беглец сбежал, то он добежал до реки. От одного берега, до другова берега, лежала доска вся гнилая и тонкая. На другом берегу он увидел друга. Обрадовавшийся беглец хотел бежать по этой доске, но друг выхватил доску из-под ног беглеца и тот утонул. А враг засмеявшись, ушел прочь".

"Гоголь в своем знаменитом произведении «Мертвые души» очень четко отразил это в герое Фамусове, который был очень жадный и поэтому покупал только уже умерших крепостных, потому что они значительно дешевле".

"Как например в произведении Булгакова «Мастери, Маргарита»".
"Предательство не забывается. А есть люди которые после предательства ни о чем не жалеют, им все равно на это. Когда у меня брат сидел в тюрьме, я помогал ему, не жалел ни денег, ни времени. А когда он вышел, пытался убить меня, но не смог. После чего он меня предал".

"Если мы возьмем исторический фактор который случился с Александром Сергеевичем Пушкиным, то его застрелили на дуэли, так как он был очень ревнивый и из-за своих чувств и любви к своей жене, он вызвался на дуэль, так как он увидел, что около его жены ходил парень, который пытался привлечь ее внимание к себе".

"Она перестала обращать внимание на других кавалеров, в том числе и на
Грушницкого. Его это сначала огорчило, а позже стало бесить".

"Когда Воланд в очередной раз проверял людей, на сколько они изменились и в какую сторону. После якобы фокуса денег с потолка, ведущий говорил, что деньги не настоящие, мол все это проще и все. Люди же которые сидели в зале, попросили оторвать ему голову".

Это интересно
Пересдача итогового сочинения
Все ученики 11-х классов пишут итоговое сочинение. Оно необходимо для допуска к ЕГЭ летом: чтобы получить этот допуск, достаточно написать эссе на "тройку" и выше. Тем, кто не справился с этой задачей, дается ещё две попытки пересдачи итогового сочинения

Список литературы от ФИПИ для итогового сочинения 2018

Эксперты Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) подсказали, какие книжки надо прочитать (или перечитать) при подготовке к сочинению.

1. Отцы и дети

Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей». Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.

Какие книги стоит перечитать: И.С. Тургенев. "Отцы и дети", Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба", В. Шекспир "Король Лир".

2. Мечта и реальность

Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.

В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.

Какие книги стоит перечитать: А. Н. Островский. "Гроза", А. П. Чехов. "Ионыч", Р. Бах "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"

3. Месть и великодушие

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Какие книги стоит перечитать: Л. Н. Толстой "Война и мир", А. Дюма "Граф Монте Кристо"
4. Искусство и ремесло

Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.

Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.

Какие книги стоит перечитать: А. П. Чехов "Скрипка Ротшильда", А. С. Пушкин "Моцарт и Сальери"

5. Доброта и жестокость

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

Какие книги стоит перечитать: А. И. Солженицын "Матренин двор", А. Ахматова "Реквием".

Примеры формулировок тем

Тематическое направление "Разум и чувства":

  • Когда разум может оказаться сильнее чувств?
  • Достижима ли гармония чувства и разума?
  • Можно ли выплёскивать чувства наружу?
  • Всегда ли следует доверять доводам разума?

Тематическое направление "Честь и бесчестье":

  • Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
  • Почему надо «беречь честь смолоду»?
  • Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
  • Кого можно назвать человеком чести?
Это интересно
Результаты итогового сочинения
Свою оценку за итоговое сочинение можно посмотреть на официальном портале ЕГЭ. Там публикуют не только баллы, но и сканы самих работ, так что выпускники смогут посмотреть, что именно вызвало неудовольствие экзаменаторов

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda