Екатерина Дарда, заведующая кафедрой статистики Российского технологического университет МИРЭА: — Результаты приема в ведущие вузы страны в 2021 года показали, что в некоторых из них до половины всех бюджетных мест, выделенных контрольными цифрами приема Министерством науки и высшего образования, заняли победители и призеры олимпиад, а также абитуриенты, получившие 100 баллов по одному или нескольким предметам по результатам ЕГЭ. Причем, например, в Высшей школе экономики или Московском государственном университет международных отношений из-за очень высоких баллов ЕГЭ проходной балл позволил поступить в вуз считанным абитуриентам, не являющихся победителями олимпиад. Планируемый Министерством науки и высшего образования в 2022–2024 годах эксперимент по приему в вузы без вступительных испытаний победителей и призеров заключительного этапа
Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам на основе именных образовательных сертификатов позволит им поступать сверх контрольных цифр приема, что высвободит места для иных категорий абитуриентов, а значит, сделает прием в эти вузы более доступным.
Что касается второй части планируемого эксперимента – обеспечение академической мобильности, заключающегося в предоставлении возможности изучать отдельные учебные дисциплины в других вузах по усмотрению обучающегося, то она коснется лишь некоторых ведущих вузов страны. Здесь нужно отметить следующее. Во-первых, это станет возможным только в случае наличия (или заключения) между вузом, в котором студент обучается (базовый вуз), и вузом, в котором он хочет изучить тот или иной предмет (вуз-партнер), договора о сетевой подготовке. То есть если, например, в какой-то ведущий вуз поступило 10 человек с образовательными сертификатами, и каждый из них захотел изучать какую-либо учебную дисциплину в разных вузах страны, то базовый вуз должен заключить 10 сетевых договоров. Во-вторых, образовательные программы, разработанные различными вузами, даже по одному направлению подготовки имеют разные учебные дисциплины. И даже если их наименования совпадают, это не означает, что будет одинаково их содержание и компетенции, закрепленные за этой дисциплиной. Таким образом, может сложиться ситуация, когда, например, за дисциплиной Х базовый вуз закрепил один набор компетенция, а вуз-партнер – другой набор компетенций. И, строго говоря, результат обучения студентом по образовательной программе достигнут не будет. Поэтому и базовый вуз, и вуз-партнер должны предварительно согласовать свои образовательные программы, что приведет к значительному увеличению работы внутри вузов.