Нравственно-патриотическое воспитание в 2024—2025 году

Нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи становится главным элементом внеклассной работы образовательных учреждений. Каковы же цели, формы и методы организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников, школьников и студентов вуза?

Нравственно-патриотическое воспитание. Фото: shutterstock.com
Игорь Геращенко Автор КП Игорь Журавлев Директор Всероссийского детского центра «Смена» Людмила Липатова Профессор кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук, доктор социологических наук

В конце сентября 2022 года Владимир Путин провел встречу с представителями Совета Безопасности РФ, где обсудил вопросы организации патриотического и нравственного воспитания в учебных заведениях страны. С 1 сентября 2023 года образовательные программы скорректировали таким образом, чтобы главный акцент делался на патриотическом воспитании. Как отмечено в указе¹ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России», именно патриотизм станет препятствием для внутренних и внешних угроз безопасности страны.

Развитие детей и молодежи согласно стандартам теперь включает в себя гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание. Ставится задача сформировать у учащихся системные знания о месте России в мире, ее исторической роли и территориальной целостности. В этой связи особенно актуальными становятся мероприятия патриотической и духовно-нравственной тематики.

Патриотическое воспитание дошкольников

Патриотическое воспитание дошкольников является в настоящее время одной из главных целей российского образования. Именно в детском возрасте закладывается чувство любви к Родине. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — основа всей последующей воспитательной работы. Какие же формы и методы развития патриотизма используются в детских садах?

Организация тематических мероприятий

В детских садах мероприятия приурочены к государственным праздникам: День ПобедыДень народного единстваДень защитника ОтечестваДень РоссииДень Государственного флага в Российской Федерации и другим. Воспитатели рассказывают об истории праздников, дети узнают, кому или чему они посвящены. Например, в преддверии Дня Победы ребята в рамках мероприятия «Голубь мира» изготавливают из бумаги белых голубей, разучивают военные песни («Катюша», «День Победы»). Также организовываются встречи с ветеранами войны, где дети общаются с защитниками Родины. Дошкольники учат стихотворения соответствующей тематики, готоят рисунки для выставки «Нам нужен Мир».

Проведение бесед

Важную роль в патриотическом воспитании дошкольников играют беседы. Они могут быть разнообразными, но обязательно должны соответствовать возрасту детей. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений часто проводят следующие патриотические беседы: «Москва — столица нашего Отечества» (цель — воспитание любви к Москве и стране в целом, расширение кругозора, изучение исторических традиций), «День матери» (цель — формирование теплых чувств и благодарности к самому дорогому человеку для ребенка), «Наша армия» (цель — сформировать первые представления о родах войск, о защитниках Отечества), «Первый космонавт» (цель — познакомить детей с подвигом Ю. А. Гагарина, развивать познавательный интерес к космосу), «Мой любимый детский сад» (цель — воспитать любовь к своему детскому саду, доброжелательное отношение к воспитателям и своим сверстникам).

Разучивание пословиц, стихов и песен о Родине

Пословицы и поговорки отражают традиции народа, поэтому являются важным элементом патриотического воспитания. Они в краткой и емкой форме выражают чувство любви к Отчизне и приобщают детей к истории России. Для этого можно использовать следующие пословицы и поговорки: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родной край — сердцу рай», «Одна у человека мать, одна и Родина», «Человек без Родины, что соловей без песни», «Нет сына без отчизны», «Береги Родину, как зеницу ока», «В своем доме и стены помогают», «И пылинка родной земли — золото».

Стихотворения передают поэтическое настроение, связанное с любовью к Родине. В воспитательной работе можно использовать патриотические стихи, написанные известными поэтами: С. Есениным, К. Симоновым, Р .Гамзатовым, В. Боковым, С. Михалковым и многими другими.

Детские песни о Родине также необходимо использовать в нравственно-патриотическом воспитании. Среди них: «Бородино», «Россия — корабль», «Держава», «Потому что Родину люблю», «Россия и я», «Песня для России», «Дети России», «Родина Мать»», «Моя дорогая Россия», «Россию обниму», «Россия Божественный край».

Патриотическое воспитание школьников

В школе продолжается патриотическое воспитание детей, поскольку здесь важно добиться преемственности. Система гражданского и нравственно-патриотического воспитания рассчитана на весь период обучения в школе. Здесь также учитываются возрастные особенности детей и уровень их подготовки.

Проведение классных часов «Разговоры о важном»

С сентября 2022 года в российских школах стартовал цикл классных часов «Разговоры о важном». Это получасовые классные часы, которые проводятся по понедельникам первым уроком во всех российских школах и СПО. Целью этих занятий является формирование у школьников любви к Родине, патриотизма и гордости за свою страну. «Разговоры о важном» рекомендуется проводить в форме диалога преподавателя с учащимися, в ходе которого обсуждаются вопросы, связанные с историей и культурой России, ее ролью в мировом сообществе с акцентом на традициях и особенностях регионов страны.

«Разговоры о важном» не должны повторять форму и содержание обычных уроков. Главная задача учителя — заинтересовать учеников, вовлечь их в обсуждение важных проблем, аргументировано ответить на вопросы детей. Сценарии классных часов включают в себя интерактивные задания, игры, работу с дополнительными материалами. В конце каждого занятия школьникам предоставляется возможность высказать свое мнение по интересующим их вопросам. Начиная с 3-го класса, ученики могут выразить свое отношение к теме классного часа в специальной анкете.

Большинство тем приурочено к праздничным и памятным датам. Уже были проведены следующие мероприятия: «День знаний», «К 100-летию со дня рождения Зои Космодемьянской», «Избирательная система России (30 лет ЦИК)», «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России» и ряд других.

это интересно
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Знакомимся с программой обучения и целями уроков
Подробнее

Введение начальной военной подготовки

Усилению патриотического воспитания также способствует введение начальной военной подготовки в школе и профтехучилищах. Курс объемом 140 часов ввели с нового учебного года. Он рассчитан на учащихся 10-11 классов школ и учащихся ПТУ. Занятия в среднем 2 часа в неделю являются внеурочными. К преподаванию привлекли специалистов, имеющих опыт военных действий.

Курс НВП включает в себя обучение навыкам обращения с оружием, правилам оказания первой медицинской помощи во время боевых действий. Уделено внимание основам строевой подготовки, слаженным действиям в группах и укрытиях. Важной является не только техническая, но и психологическая подготовка учеников. Об эффективности начальной военной подготовки свидетельствует тот факт, что мобилизованные сегодня граждане, у которых была в школе НВП, гораздо лучше подготовлены, чем те, у которых ее не было.

Патриотическое воспитание в данном случае не свидетельствует о милитаризации школы, поскольку знания и навыки, полученные на уроках НВП, могут с успехом применяться в туристических походах, ориентации на местности, при оказании первой медицинской помощи в случае травмы.

Торжественное поднятие флага

Патриотическим ритуалом является поднятие флага России и исполнение Государственного гимна. Правительством были приняты специальные меры по обеспечению флагами всех учебных заведений страны. Порядок данного школьного мероприятия регламентируется двумя документами: методическими рекомендациями Министерства просвещения и стандартом церемонии поднятия флага.

Порядок поднятия и спуска флага следующий: его поднимают перед первым уроком в понедельник и спускают после последнего урока в конце недели. В церемонии участвует специальная знаменная группа, состоящая из знаменосца и ассистентов. Количество ассистентов — 2-4 человека. В группу отбирают школьников, показавших высокие результаты в учебе, спорте, творчестве. Во время поднятия флага ученики исполняют гимн.

Патриотическое воспитание молодежи

Патриотическое воспитание продолжается и в стенах вузов. Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является формирование гражданина, гордого за свою страну, любящего свой народ, почитающего историю страны и его культуру, имеющего чувство долга перед государством.

Волонтерское движение

Волонтерство представляет собой необходимую составляющую гражданско-патриотического воспитания молодежи. Волонтерская деятельность студентов — это форма гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности и без расчета на денежное вознаграждение.

Выделяют три типа волонтеров: волонтеры-управленцы (безвозмездно берут на себя управленческие функции в работе с обществом), волонтеры-помощники (оказывают единовременную добровольную помощь), волонтеры прямой помощи (постоянно работают с конкретным человеком, нуждающимся в поддержке).

Патриотический характер волонтерства ярко проявляется в оказании помощи ветеранам войны и труда. Студенты помогают в уборке квартир, покупают продукты и лекарства, делают мелкий ремонт, собирают средства и готовят подарки к праздникам. Другим направлением волонтерской деятельности является уход за памятниками погибшим воинам.

Поисковое движение

Поисковое движение — это общественная деятельность граждан, добровольно и безвозмездно ведущих работу по обнаружению и захоронению не погребенных в годы Великой отечественной войны останков павших воинов, установлению и увековечиванию их имен. В апреле 2013 года было создано Общероссийское общественное движение по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России». Более 15 тысяч молодых людей принимают участие в поисковых экспедициях. С каждым годом количество студентов, вовлеченных в это движение, увеличивается.

Поисковое движение по своему содержанию является военно-патриотическим, культурно-историческим и благотворительным направлением. У студентов формируется гражданская ответственность личности, задействуется конкретный интерес энтузиастов, направленный на достижение общественно-значимых целей, происходит объединение людей разных национальностей и конфессий, упорядочивается система воинских захоронений. У населения повышается культура и уважением к погибшим, сближается старшее поколение и молодежь.

Проведение специальных акций

На патриотическое воспитание студенческой молодежи направлена целая система специальных мероприятий. Например, общероссийская акция «Бессмертный полк», виртуальные музеи Памяти Великой Отечественной войны. Все чаще организуются различные виртуальные проекты, связанные с использованием современных информационных технологий.

Специальные патриотические акции охватывают самые различные стороны студенческой жизни: образовательную, интеллектуальную, досуговую, спортивную. В последнее время были проведены следующие общероссийские и региональные мероприятия гражданско-патриотической направленности: Общественный форум «Социум — к гармонии с окружающей средой», «Экологический форум студентов», Всероссийский эколого-патриотический проект «Лес Победы», Эколого-патриотический проект «Жизнь, любовь и вечность», Образовательно-патриотический проект «Победа», Всероссийская патриотическая акция «От Сталинграда к Великой Победе!», Студенческая школа добровольчества «Наша ответственность», Молодежно-патриотическая акция «Москвичи на службе России. Звездный Призыв», Проект «Солдат, поколение знает и помнит Имя твое», Интеллектуальный квест «Многонациональность Москвы», Всероссийский форум «Остановим СПИД вместе» и целый ряд других.

это интересно
Трудовое воспитание
Что входит в трудовое воспитание и как оно повлияет на жизнь школьников
Подробнее

Популярные вопросы и ответы

Какие цели у современного патриотического воспитания?

Отвечает Людмила Липатова, профессор кафедры экономики РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат экономических наук, доктор социологических наук.

— Целью патриотического воспитания может быть только «формирование у обучающихся целостного объективного представления о современной ситуации в стране, ее истории, достижениях и проблемах». Конечно, это сложная задача, но другого пути нет. Лозунги, шаблоны и навязывание только навредят. Нужна кропотливая разъяснительная работа, подробное обсуждение ключевых событий Отечественной истории.

Возможно, следует обратиться к советскому опыту организации такой работы. Опросы показывают, что те россияне, кто «родом из СССР», хорошо помнят и положительно оценивают организацию патриотического воспитания в советских школах. Большинство их них уверены, что школа «должна воспитывать патриотизм». Среди россиян старше 60 лет такой ответ дали 75% опрошенных, среди 45-59-летних — 73%, 35-44-летних — 69%, среди россиян от 25 до 34 лет — 54%, 18-24 лет — только 46%.

Отвечает Игорь Журавлев, директор Всероссийского детского центра «Смена».

— Патриотизм — это преданность и любовь к Родине. Выражаться они должны не в пространственных суждениях, а в конкретных действиях. На наш взгляд, цель современного патриотического воспитания — научить новое поколение быть полезным своему региону, стране. И не просто научить, а воспитать в них это желание.

Какие темы освещаются в рамках патриотического воспитания?

Людмила Липатова:

— Обсуждаемые темы, как правило, приурочены к важным для страны историческим событиям. Но форма подачи этого материала зачастую напоминает школьные уроки и повторение пройденного материала, что не всегда вызывает интерес аудитории. Следует организовывать встречи с героями — уроженцами городов и сел, где расположены учебные заведения. Участников ВОВ осталось совсем мало, но есть ветераны других войн. Такой формат вызывает больший интерес, чем пересказ страниц учебников.

В советские времена пользовалась большой популярностью среди подростков военно-спортивная игра «Зарница». Подобные мероприятия следует проводить регулярно. Другой способ привлечения молодежи к более глубокому изучению истории родной страны — постановка спектаклей на исторические темы в детских театральных студиях. Интерактивный формат вызывает больше интереса и дает лучший результат.

Игорь Журавлев:

— Среди тем, которые мы используем на наших образовательных программах, — историческая преемственность, формирование атмосферы уважительного отношения к истории и людям, ее олицетворяющих, память о Великой Отечественной войне, уважение к государственным символам и ценностям. Важно обращать внимание на достижения государства и людей, которые добились успеха в своих профессиях. Цифровая грамотность тоже «зашита» в патриотическое воспитание. Необходимо учить детей отличать правду от фейковой информации в интернете, ведь информационный фон очень сильно влияет на представление о стране и государстве. В 2023 году будем знакомить детей с возможностями регионов, чтобы показать, как много дорог перед ними открыто.

Как часто организуются занятия по патриотическому воспитанию?

Людмила Липатова:

— Мероприятия такой направленности проводятся в день начала ВОВ, прорыва блокады Ленинграда, в преддверии Дня Победы и в другие памятные даты. Также в школах по понедельникам проводятся классные часы «Разговоры о важном», которые направлены на развитие нравственно-патриотического воспитания. Сейчас повестка расширилась. В школах рассказывают детям о добровольцах и земляках, призванных в рамках частичной мобилизации, ушедших защищать русский мир.
  1. Указ Президента РФ от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности России».
    http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046
КП
Реклама О проекте