
Забытый и заброшенный в 90-е известный актер Николай Парфенов под конец остался без всего: Трагедия короля эпизода

Его называли «королем эпизода». Лицо, знакомое до боли, но имя, которое зритель порой с ходу не мог вспомнить. Николай Иванович Парфенов. Актер, который стал зеркалом советской бытовой жизни, ее неунывающим, суетливым и бесконечно узнаваемым чиновником-недотепой. Его биография — это не просто путь артиста. Это история о том, как судьба, вознесшая на вершину народной любви, с безжалостной методичностью обрушила его в пучину одиночества и нищеты, заставив расплатиться за каждую улыбку, подаренную миллионам.

Ранние годы: Закаленный нуждой
Он родился 26 июля 1912 года в селе Сергиевы-Горки Владимирской губернии, в простой семье, где выживание было ежедневным подвигом. Смерть отца возложила груз ответственности на плечи старших сыновей, Николая и Бориса. Они пахали буквально — на земле, пытаясь прокормить мать и сестер. Но судьба готовила новый удар: волна коллективизации накрыла семью ярлыком «кулаков». Имущество конфисковали, мать, сердце семьи, отправили на торфоразработки — унизительный и каторжный труд. Дети, спасаясь, бежали в Пермь, а затем в Москву.

Столица встретила их не огнями Большого театра, а дымом завода «Серп и Молот», где Николай устроился арматурщиком. Казалось, мечте о сцене пришел конец. Но именно эта закалка, эта грубая, мужская работа стали его главной актерской школой. Он подсматривал будущих героев не в гримерках, а в цехах, в очередях, в шумных коридорах советских контор. Это был его уникальный метод, его большая и невысказанная тайна.

Карьера: Гений второго плана
Он прорвался. Поступил в студию при Театре имени Моссовета и навсегда остался ему верен. На одной сцене с Раневской, Пляттом, Орловой он был надежным, но редко заметным фундаментом спектакля. Его стихией стало кино. Вернее, не кино в целом, а его магические пять минут. Роли были крошечными, но отточенными до гениальности.

Товарищ Постников из «Дайте жалобную книгу», начальник горкомхоза из «Семи стариков и одной девушки», бесконечные чинуши в «Фитиле». Он был лицом советской бюрократической абсурдности, и в этом был его парадокс: он играл тех, кого народ ненавидел, но его самого обожал. Он стал рекордсменом по эпизодам, но так и не получил ни одной большой, драматической роли, о которой мечтал, — например, Льва Толстого. Судьба отпустила ему лишь пародию на великого писателя в детском «Ералаше». Горькая ирония: всю жизнь играть шаржи, мечтая о трагедии.

Личная жизнь: Кража последней гавани
Его частная жизнь была крепостью, которую он выстроил вопреки хаосу профессии. После короткого первого брака с актрисой Ольгой Васильевой он нашел свое счастье с Ларисой Алексеевной. Этот брак стал для него всем: тихой пристанью, опорой, смыслом. Он принял ее детей как своих, и они прожили душа в душу почти полвека. Но и здесь трагедия поджидала за углом. Лариса Алексеевна тяжело заболела, и Парфенов, не раздумывая, оставил театр, чтобы стать для нее сиделкой, медсестрой, опорой. Он вытирал пот, кормил с ложечки, читал вслух — и хоронил последние сбережения, отложенные на их общую мечту о путешествии к морю.
Ее смерть в 1996 году стала не просто потерей.

Это был крах всего мироздания актера. Он остался один в огромной, пустеющей на глазах квартире. И тут началось самое мерзкое, бытовое, низкое предательство. Наследники со стороны покойной жены, которых он когда-то считал семьей, начали методичный грабеж. Они приходили не поддержать старика, а вынести из квартиры все, что имело хоть какую-то ценность. Телевизор, мебель, безделушки. Он молча смотрел на это, будучи не в силах сопротивляться. Вскоре от всей былой уютной жизни остался лишь старый диван да коробка с медалями, которые ворам были не нужны. Он стал пленником в собственных голых стенах, заложником собственного добродушия.

Финал: Забвение у обочины
90-е годы добили его окончательно. Гиперинфляция за несколько дней превратила все его скромные, аккуратно отложенные на сберкнижке деньги в пыль. Всенародно известный артист, чье лицо улыбалось с экранов, был вынужден питаться в бесплатных столовых для нищих и донашивать чужую «гуманитарку». Он стал тенью самого себя — подавленным, забывчивым, часто терялся на улицах родного района. Попытка устроиться в Дом ветеранов сцены обернулась новым ударом: оказалось, жена втайне прописала в их квартиру свою внучку, и та, видя беспомощность старика, отказалась выписываться, жадно ожидая своего часа. Он смирился. И просто ждал.

Его уход 7 января 1999 года был тихим, незаметным, как большинство его выходов на экран. На похороны не пришел почти никто из коллег по театру, тому самому, которому он отдал 55 лет жизни. Просто угас свет, который так долго и так верно светил другим. Николай Парфенов заплатил страшную цену за каждую нашу улыбку, вызванную его героями. Он отдал все — и умер в полном одиночестве, став живой иллюстрацией трагедии того, кого забывают, едва он перестает быть полезным. Его история — это не просто биография. Это предостережение.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Похоронила мужа и потеряла детей: трагедии Тамары Семиной Мама актрисы мечтала, чтобы дочь вышла замуж за генерала, а не за нищего артиста Далее
Ужасные болезни и алкоголизм: трагедии актеров сериала «Татьянин день» На долю знаменитостей выпало немало ударов судьбы Далее
Трагедия Фроси Бурлаковой: актрису Екатерину Савинову убил стакан крымского молока Нетленные останки погибшей актрисы отпели спустя более 30 лет Далее
Трагедия Аленушки из сказки «Финист — Ясный сокол»: куда пропала актриса Светлана Орлова Артистку называли первой красавицей советских сказок Далее
Трагедия актрисы Микаэлы Дроздовской: сгорела в 41 год, а дочек вырастили подруги Стали известны подробности трагедии Микаэлы Дроздовской Далее
Главное фото: кадр из фильма