Главная (выберите раздел)

Как снимали уникальный сериал «Казанова в России»: серба Босильчича научили ругаться матом, а Вениамина Смехова назначили талисманом проекта

Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 11 декабря 2022
Как снимали уникальный сериал «Казанова в России»: серба Босильчича научили ругаться матом, а Вениамина Смехова назначили талисманом проекта

На Первом канале выходит сериал «Казанова в России» — авантюрный детектив «по мотивам» путешествия покорителя дамских сердец Джакомо Казановы в Россию. О том, как снимали сериал, как происходил подбор актеров, декораций, музыки идаже танцев нам рассказали рассказали братья Антон и Илья Чижиковы, режиссеры и авторы сценария сериала «Казанова в России»

Съемочная группа

В поисках жанра

Легкий жанр авантюрной приключенческой комедии оказался не таким уж и легким, но был ориентир: перед съёмками мы пересмотрели все Горино-Захаровские фильмы, «Женитьбу Фигаро» в постановке театра Сатиры с Андреем Мироновым…

К определяющим историю мелодраме-детективу-приключению мы постарались добавить абсурдной комедии, мистики и даже немного триллера. В целом это объединялось стилистикой сказочной истории о поиске Любви и Свободы, помещенной в эпоху Екатерининской России.

Как проходил кастинг

Главное в кастинге – актерский ансамбль, чтобы артисты были не только талантливы и понимали задачи, но и «одной группы крови».

Пробы начали с главной пары Казанова – Татьяна. Перед этим были портретные пробы на главную роль Казановы. Изначально мы хотели, чтобы Казанову играл природный иностранец, желательно итальянец, с легким акцентом, чтобы зритель поверил в происходящее. Хорошая сказка должна восприниматься как быль. Наш кастинг директор Лена Головач предложила попробовать актера из Сербии Ивана Босильчича, он только тогда появился в России, удачно сыграв в проекте «Гостиница Россия» брутального сандиниста.

Забавная история, сербский акцент оказался слишком похож на кавказский, что придавало роли неожиданных красок, но со временем Ивану удалось добиться нужного звучания благодаря его невероятному трудолюбию. Нужно сказать, что Иван стал изучать русский язык за несколько лет до нашей встречи на проекте и постоянно совершенствовал его во время съемок. Конечно, уже на пятый съемочный день один из коллег актеров в подробностях научил Ивана пользоваться русским матом, не объяснив, само собой, что значит эта нецензурная лексика. Мы очень удивлялись, когда слышали от иностранца экспрессивные возгласы на изощренном русском мате. Когда Иван понял, почему у съемочной группы его реплики вызывают смех, он очень сконфузился. Ведь как оказалось – Иван глубоко верующий православный человек.

Пробы Ивана проходили с несколькими артистками, все талантливы, все сыграли задушевную мелодраму. Но еще на стадии написания сценария в Татьяне был заложен характер маленькой разбойницы из «Снежной королевы», она должна быть дерзкой и милой одновременно, легко менять состояние и быть предельно естественной. Такую Татьяну нашли в Питере, это была Маша Скуратова. Когда мы сделали совместную пробу, сразу стало понятно – пара есть.

Екатерина Великая — Марьяна Спивак

Параллельно с Татьяной шли пробы с ЕкатеринойМарьяна Спивак. Ей удалось показать главное в этом характере – властность, за которой скрываются женские слабости, а где-то и беззащитность в крутых поворотах судьбы. Иван Босильчич через нескольких проб, приватно вздыхал : «Какая актриса!..» Марьяна все время как бы подогревала Ивана, снимая по роли с него налет итальянской вальяжности. Между ними возникало доверие, артисты нащупали некую связь, которая должна волновать зрителя… 

Интересный характер придумал для себя Сергей Баталов в роли главного «кэгэбэшника» того времени, начальника Тайной канцелярии Степана Шешковского – с виду добродушный лукавый старик, которому пора на покой, но когда нужно «послужить Матушке и Отечеству» ему нет равных в изощренности и применении жестких методов… Сергею для роли даже пришлось сбрить усы, которые были с ним более тридцати лет (а на параллельных проектах приходилось носить накладные, сделанные из его настоящих).

Дмитрий Лысенков — кастрат Паттини, а Илья Малаков — молодой Потемкин

С Ильей Малаковым (молодой Потемкин, только вступающий в ранг фаворита) и Дмитрием Лысенковым (певец-кастрат Паттини) нам уже удалось поработать в полнометражном фильме «Лили». Малакова мы сразу увидели Потёмкиным, в этого парня влюбится даже Императрица. А Дмитрию предложили несколько ролей на выбор, он мастер перевоплощений. Дима выбрал Паттини, «такого я еще не играл». И правда, его обычно узнают не с первой сцены.

С гениальным Валерием Александровичем Бариновым мы были знакомы по еще одному нашему фильму «Аниматор», сумевшему в нем в одном эпизоде сыграть всю судьбу. Для нас было честью пригласить его на роль римского папы Климента. Как и предложить роль наставника Казановы, главу масонского ордена, Брагадина Вениамину Борисовичу Смехову. На встрече с ним Вениамин Борисович предложил характер Брагадина трактовать как нечто среднее между Воландом (которого он сыграл на Таганке) и графом Де Ля Фером из «Трех мушкетеров», и это было настолько в точку, абсолютно совпадало и с нашей жанровой задачей, и с ролью Брагадина, и с актерской биографией самого Вениамина Борисовича! Брагадин — отец Казановы, может и не биологический, но духовный, он — Казанова в развитии. Вениамин Борисович стал для нас своего рода талисманом проекта.

«Хорошую историю делает хороший злодей»

Главными действующими антагонистами утвердили Артема ТкаченкоМануччи, у которого страсть убить Казанову за совращенных когда-то сестер и действующего по заданию Папы Клемента, и Игоря КистолаВиктор Оберо — петербургского иезуита. Оба персонажа довольно противоречивые.

Оберо – боевой монах, любящий мирскую женщину Рокалину (Наталья Громушкина), видит в Казанове возможность обогащения и начало новой жизни с любимой вдалеке от интриг. Но будучи искусным манипулятором, Оберо довольно невезуч и часто попадает в абсурдные ситуации, что не делает его менее опасным. Игорь Кистол, обладая богатым комедийным опытом, смог сделать Оберо действительно трагикомическим персонажем.

Мануччи же, истово ненавидящий Казанову, в глубине души завидует ему. Ему предстоит перерождение, в котором будет видна филигранная работа актера Артема Ткаченко, за которую мы благодарны.

Благодарны и за все женские роли второго плана, сыгранные как главные – Наталье Громушкиной (Рокалина, ведьма и бывшая венецианская дама, пострадавшая в молодости от Казановы), Ольге Фадеевой (личная шпионка Екатерины, графиня Протасова), Поле Поляковой (любовница графа Воронцова и искусная обманщица Элизабет Брокет), Эмилии Спивак (юношеская, но не погасшая до конца любовь Казановы – Марселина).

Порадуют зрителя в неожиданном для себя амплуа замечательные актеры Игорь Ботвин (эксцентричный и бесстрашный граф Орлов), Егор Бакулин (ироничный слуга, понимающий значительно больше чем следует), Николай Шрайбер (убийца Нил с тонкой душой), Алексей Веселкин (влюблённый юный Доменико), Антон Филиппенко (эпатажный петербуржский ресторатор Локателли), и особенная признательность Анатолию Лобоцкому (граф Воронцов), сумевшему в легкий жанр внести лирический драматизм.

Стилистика сериала

Хотелось легкости и воздушности кадра. Мы смотрели много именно акварелей  той эпохи.  Отсюда не только решение декораций (художник Дмитрий Малич-Коньков), но и прекрасных костюмов (Марк Ли), которые мы раздобыли в Испании.

При всей костюмированности эпохи, задачей было разбить формализм и показать людей в быту, когда банально «чешется» под париком или сводит дыхание от корсета. То есть разбить церемониальность бытом, которым полон любой век.

Лёгкость и живость картинки нам подарил Илья Викторович Дёмин, настоящий мастер, президент Гильдии операторов России. Мы использовали портативные облегченные камеры, которые словно парили над площадкой и заглядывали туда, куда не пролезли бы обычные «алексы» или «рэды». Актеры поначалу не могли понять где камера, принимая наших операторов (Диму Стеценского и Дениса Дмитриева) за съёмку бэкстейджа. Но уже довольно скоро они оценили наше решение, потому что каждая сцена снималась одним кадром на несколько камер одновременно. С одной стороны актеры имели возможность «разогнаться», потому что работали не дробными кусками, а целиком, а с другой – получили полную свободу в перемещении – операторы постоянно перестраивались и меняли положение. Камеры словно вальсировали вокруг артистов, переходя с общего плана на крупный и наоборот.

Музыка в сериале «Казанова в России»

С композитором Михаилом Чертищевым нас познакомил на дебютном фильме «Парень с нашего кладбища» продюсер фильма Сергей Сельянов, за что мы ему благодарны и с той поры с Михаилом не расстаемся. «Казанова» уже четвертый проект, на котором мы с ним работаем.

Нашей задачей было создание самобытного саундтрека с учетом особенностей того времени. Забавной проблемой было то, что большинство известных нам инструментов просто не существовало, к примеру, не было даже фортепьяно. Вместо него был клавесин. А под него только графа Дракулу снимать. Но отказываться от этого инструмента не хотелось, поэтому мы совмещали его с калимбой, подмешивали пианино, всеми способами стараясь придать ему мягкость и лиричность.

Но как добиться современного звучания, но не использовать синтетическую музыку, которая в самом начале может вызвать отторжение в исторической картине? Чтобы достичь нужного результата, мы начинали с классических решений, постепенно наращивая меру условности сюжета и музыки одновременно. И в какой то момент, мы уже смело использовали ретро синты восьмидесятых годов, совмещая их с всё тем же клавесином.

Кроме саундрека в сериале присутствует много внутрикадровой музыки – всё таки в ресторане Локателли лучшие артисты. Здесь нам помог опыт нашего композитора Михаила как музыкального продюсера — нам удалось записать несколько уникальных оперных голосов и даже создать собственную арию!

Еще нам повезло, что Иван обладает великолепным голосом – вместе с ним мы записали оригинальную песню Казановы и Татьяны – заключительный трек фильма.

А как же танцы?

Вместе с хореографом Ксенией Петренко у нас был полноценный репетиционный период, где многие диалоговые сцены между Татьяной и Казановой были полностью поставлены на движение. При этом задачей было полное игнорирование текста. Разговор разговором, а урок танцев – уроком танцев. Только в ключевые моменты пластика движений должна была усиливать диалог, но чаще они шли в контрапункт, что добавляло ситуации одновременно и забавности и правды.

«Казанова в России» , Первый канал