Главная (выберите раздел)

От «Беспредела» до «Анны Николаевны»: Лучшие роли Сергея Гармаша

Время прочтения: 7 минут
Дата публикации: 11 июня 2020
От «Беспредела» до «Анны Николаевны»: Лучшие роли Сергея Гармаша

Представляем самые яркие работы мэтра.

Ветеран театра «Современник» Сергей Гармаш снимается в рекламе банков не просто так — именно с образом этого мужественного и авторитетного актера у зрителей ассоциируется доверие. В подборке семь лучших ролей артиста, завоевавшего безоговорочную любовь аудитории за 32 года карьеры.

«Беспредел» (1989)

Фото: кадр из фильма

Далеко не первая, но невероятно выразительная роль Гармаша. Он был словно создан для образа уголовника по прозвищу Могол — здоровый, злой, харизматичный, ушастый, с зычным голосом, торчащим кадыком, железными фиксами и звериной энергетикой. Несмотря на то, что в местах лишения свободы Сергей не бывал, лидера блатных в драме Игоря Гостева у него получилось сыграть невероятно органично. Именно с его персонажем завязывается ключевое противостояние у главного героя фильма, «бугра» Калгана (Юрий Колганов). Без кривляний, пафоса и неуместной экзальтации актер справился с задачей, а через восемь лет сыграл капитана милиции в «Ворошиловском стрелке». И все снова ему поверили.

«Поклонник» (1999)

Фото: кадр из фильма

В диаметрально противоположном по сравнению с «Беспределом» ампула Гармаш выступил в триллере «Поклонник» Николая Лебедева (это он потом снял «Легенду №17» и «Экипаж»). Актер исполнил роль Олега Викторовича — отца 13-летней девочки, любящего и интеллигентного персонажа в очках. Отношения с дочерью Леной (Марина Черепухина), бывшей женой Александрой (Елена Сафонова), любовницей Мариной (Мария Порошина), а еще переживания по поводу орудующего в городе маньяка и странного поклонника дочки — все это Гармаш передал с трепетом студента-неофита, хотя на момент съемок актеру было за уже 40.

«Любовник» (2002)

Фото: кадр из фильма

Тончайшая и сложнейшая симфония человеческих отношений и взглядов на вещи, выстроенная Валерием Тодоровским, не зря собрала кучу кинопремий — от «Кинотавра» до фестиваля в Сан-Себастьяне. Гармаш исполнил роль отставника Ивана, с которым долгие годы изменяла мужу, профессору Дмитрию (Олег Янковский), его жена Елена. От сердечного приступа Елена скончалась — и двое мужчин решили выяснить, как так вышло. Кроме длительных и тяжелых диалогов с навсегда подвешенным в воздухе вопросом «Почему?!», в картине практически ничего не происходит, и от того еще страшнее. Оказывается, переполненная смыслами жизнь университетского профессора может рассыпаться в одно мгновение, а все знания и ответы разом обнулятся. С одной стороны, чуть несправедливо, что вся слава и призы достались Олегу Янковскому, с другой — это лишь высвечивает филигранное умение Гармаша работать вторым номером. Не было бы его — не было бы успеха «Любовника». На афише этого проекта он стоит на втором плане.

«Свои» (2004)

Фото: кадр из фильма

Еще одна обильно отмеченная критиками и фестивалями (ММКФ, «Золотой орел», «Ника», «Золотой овен») работа Сергея Гармаша. Где он без стеснения встает в полный рост, заслоняя, на минуточку и Константина Хабенского, и Анну Михалкову, и отчасти великого Богдана Ступку. В начале Великой Отечественной из фашистского плена бегут трое: политрук Лифшиц (Хабенский), чекист Толя (Гармаш) и снайпер Митька (Михаил Евланов). Убер тогда еще не работал, поэтому бежать далеко не получается — в ближайшей деревне Псковской области троица прячется в амбаре. Их берет под патронаж староста, сотрудничающий с нацистами, Иван Блинов — отец снайпера. Узнав, где укрываются беглецы, офицеры Третьего Рейха ставят старосту в цугцванг: или найти и выдать троицу, или в деревне начнутся расстрелы. Побритый наголо для этой роли Гармаш переживает за время бегства Толи кучу пограничных состояний: от антисемитской агрессии до истерики красного офицера и отчаяния пленника. Безусловно, одна из вершин в карьере актера.

«Дом» (2011)

Фото: кадр из фильма

В вестерне Олега Погодина «Дом» актер снова встретился с Богданом Ступкой — но уже сыграл его сына. В доме Шамановых в глухой степи готовятся к 100-летнему юбилею главы семейства, ветерана Первой мировой Григория Ивановича (Ступка). По такому случаю приезжает и старший сын Виктор (Гармаш) — авторитет по кличке Шаман. Поскольку на бандита охотятся, финал драмы венчает месилово в лучших традициях Тарантино-Родригеса. И к такому символическому краху Шамановы приходят закономерно и сообща. Основанная на деревенских адатах и понятиях семья в отсутствие каких бы то ни было скреп разваливается на глазах во время святого застолья — праздника по случаю векового юбилея деда. Дом без любви, в котором соседствуют близкие родственники, не сберегает никого. Герою Сергея Гармаша в этой трагедии отведена ключевая роль. Потеряв почти всех, он выходит посреди степи и срывается в безадресный вопль безнадеги ко вселенной, а на самом деле — к самому себе. Он тоже не жилец. За главную мужскую роль в «Доме» актер получил «Нику».

«Ленинград 46» (2015)

Фото: кадр из фильма

Исторически-криминальная сага, в которой у Сергея снова главная роль, внезапно разбавила эфирную сетку канала, славного ментовскими войнами. И в этом опять заслуга Гармаша. Ведь актер солировал в проекте, создатели которого рискнули совместить мелодраматизм и остросюжетность. И сделали это качественно. С точки зрения глубины метаморфозы, «Ленинград 46» похож если не на Breaking Bad, то на «Джентльменов удачи» уж точно. Интеллигентный преподаватель словесности Игорь Данилов (Сергей Гармаш) развалил собственную жизнь — штрафбат, уход жены, безработица. И после войны (название фильма — место и год действия) он решает пуститься во все тяжкие: создает и возглавляет ОПГ, громит магазины, убивает людей. В монументальной работе о верности, предательстве, муках рефлексий и последствиях преступления через черту закона искусно солирует Гармаш — его Данилов, что Инь и Ян, перетекает из одной крайности в другую: и убить себя не решается, хоть и пробует, и отказаться от разбоя не в силах. Переосмысление главной литературной дилеммы Достоевского затягивается на более чем три десятка серий.

«Проект «Анна Николаевна» (2020)

Фото: кадр из фильма

Самая свежая работа актера — сериал про робота-полицейского Анну Николаевну (Зоя Бербер), который с 15 июня будет идти в эфире ТНТ. Сюжет сериала больше отсылает к Гоголю с «Ревизором», нежели к американским боевикам. Только вместо Чичикова в провинициальный городок из Москвы прибывает обаятельная красавица Анна Королькевич, которую все принимают за дочку замглавы МВД и пресмыкаются, как могут. За адаптацию, очеловечивание и сопровождение отвечает своего рода городничий — седой, как лунь, полковник Галузо (Сергей Гармаш). В этой роли актеру приходится быть и отцом, и шефом, и техником, и инструктором по сексу, и виртуозным инженером души андроида: каждое, неосторожно брошенное офицером слово (про мужчин, преступников и даже Конституцию), ложится в память программы и формирует поведение Анны Николаевны. Словом, и в этом образе Гармашу пришлось изрядно попотеть — кстати, это одна из немногих чисто комедийных ролей актера. Что только добавляет проекту вистов.