Главный сериальный феномен: как корейские дорамы покорили весь мир
От чёрно-белых постановок до глобального успеха
В 2025 году о южнокорейском кинематографе знают и говорят во всем мире. Но как всё начиналось? Как страна, только что пережившая тяжелейшие потрясения, начала развитие локального телевидения и индустрии развлечений и смогла сделать свои фильмы, сериалы и музыку настоящим мировым феноменом? Сегодня мы расскажем вам, как корейские дорамы покорили весь мир.
Предшественницами телевизионных корейских сериалов можно считать радиодрамы, которые появились ещё во времена японской оккупации, поэтому 70% трансляции шло на японском языке и только 30% на корейском. Само слово «дорама», с которым ассоциируются азиатские сериалы, пришло из японского языка и означает «драматическое произведение». Полноценное зарождение южнокорейского телевидения состоялось после окончания корейской войны и стало важной частью восстановления и модернизации страны.
В 1961 году начал своё вещание первый корейский национальный телевизионный канал KBS. Вместе с рождением телевидения появились и первые полноценные сериалы. Выход первой многосерийной телевизионной драмы состоялся уже в 1962 году. Главными жанрами в корейских дорамах того времени были исторические драмы, которые носят название «сагык», и семейные драмы, в которых часто поднималась тема послевоенной жизни и восстановления страны. Например, в 1964 году на экраны вышла историческая драма «Страна восходящего солнца». Она была снята в черно-белом формате и по эстетике напоминала театральные постановки с большим количеством статичных кадров, крупных планов и минимумом сложных декораций.
К началу 70-х телевизоры стали доступны основной массе населения Южной Кореи, также в течение этого десятилетия чёрно-белое изображение постепенно уступило место цветному, что даёт телевидению новый толчок в развитии. В 1969 году начинает своё телевещание канал MBC. Темпы выпуска дорам наращивались, исторические проекты о национальных героях прошлого, например, о короле Чосона Седжоне Великом, оставались популярными, а серьёзную конкуренцию им оказывали современные истории о жизни обычной корейской семьи.
Одной из самых заметных семейных дорам стала «Мачеха», которая начала выходить в эфир в 1972 году. В то время многие дорамы выходили ежедневно, а продолжительность серий составляла 20–30 минут. «Мачеха», написанная сценаристом Ким Су-хёном, могла похвастаться 411 сериями. Также на корейское телевидение и дорамы оказали серьёзное влияние зарубежные сериалы. Из-за технического несовершенства в Южной Корее практически не снимали фантастику и боевики. Именно эти ниши заняли американские сериалы. Возможно, поэтому до сих пор корейская фантастика, несмотря на явный большой прогресс, часто всё ещё получается весьма спорной.
80-е годы приносят на корейское телевидение настоящую историческую эпопею под названием «500 лет династии Чосона», которая транслировалась на телеканале MBC с 1983 по 1990 год и состояла из 11 связанных дорам. История охватывала все основные периоды правления династии Чосон, просуществовавшей пять столетий. Также продолжалось внутреннее развитие телепроектов, к историческим и семейным дорамам добавились любовные драмы и проекты о деревенской жизни, которые вызывали ностальгию у городских жителей. Продолжительность серий увеличилась до 45 минут, а количество серий колебалось в районе 20-50 серий. В 1987 году корейское телевидение показало свою истинную силу, мелодрама о жизни двух братьев из бедной семьи и простой девушке, ставшей кинозвездой, под названием «Любовь и амбиции», транслировавшаяся на канале MBC, получила максимальный рейтинг в 78%. Корейские журналисты отмечали, что во время трансляции дорамы на улицах становилось безлюдно, потому что всё внимание было приковано к телеэкранам.
Последнее десятилетие двадцатого века стало поворотным моментом в истории корейского телевидения. В 1991 году начинает своё постоянное вещание канал SBS, что делает телевидение ещё более конкурентной сферой. Именно успех дорамы канала SBS под названием «Песочные часы» (1995) сделал модным более короткий формат историй, который включал в себя от 12 до 24 серий. Дорама рассказывала трагическую историю трёх друзей, которые столкнулись с политическим и гражданским гнётом 70-х годов. В дальнейшем мини-дорамы окончательно выиграли конкуренцию у многосерийных проектов и стали стандартом.
Романтические мелодрамы становятся доминирующим жанром. Всё чаще в сюжетах начала появлятся трагическая любовь между богатым наследником и бедной девушкой, амнезия и другие узнаваемые черты корейских романтических дорам. Продолжительность дорам пришла к привычному часовому формату. Музыкальная индустрия также бурно развивается, поэтому популярные исполнители всё больше начинают появляться в различных дорамах.
Однако все эти серьёзные изменения могли так и остаться внутри Южной Кореи, но в 1991 году для популяризации страны за рубежом создаётся Корейский культурный фонд, что положило начало явлению, которое принято называть «первой корейской волной Халлю».
Уже к концу 90-х и началу 2000-х корейские дорамы набирают большую популярность на территории всей Азии. Особенно отличились романтические мелодрамы «Осень в моём сердце», «Зимняя соната» и «Лестница в небеса». Они мощной волной прокатились по Японии, Китаю, Тайваню и странам Юго-Восточной Азии, ознаменовав рассвет корейских романтических и семейных мелодрам. Главными звёздами первой волны стали корейские актёры из этих популярных дорам: Пэ Ён-джун, Чхве Джи-у, Сон Сын-хон, Вон Бин, Сон Хе-гё и Ли Бён-хон, который сыграл главную роль в дораме «Ва-банк». Также отлично продолжают себя чувствовать и исторические дорамы. В 2003 году на экраны выходит сверхуспешная «Жемчужина дворца» с актрисой Ли Ён-э в главной роли. История обычной кухарки Со Джан-гым, которая благодаря своим знаниям и упорству становится первой женщиной-врачом Чосона, оказалась большим хитом как в Корее, так и за рубежом. В целом, исторический жанр претерпел серьёзные изменения, сюжеты о жизни реальных личностей, сменились на псевдоисторические события и героев, что сделало произведения намного более разнообразными.
Во второй половине нулевых корейская волна набирает новую силу благодаря культовой дораме «Мальчики краше цветов» и образу главного актёра Ли Мин-хо. История о бедной молодой девушке, которая однажды сталкивается с группой богатых парней, которых называют F4, стала популярна во всем мире и сделала Ли Мин-хо настоящей азиатской суперзвездой. Также заметными участниками новой волны стали актёры Пак Со-джун, Ли Джон-сок, Сон Джун-ги, Ким Су-хён и актриса Айю, которая показала, что популярная певица, может быть и талантливой актрисой.
С массовым распространением интернета и зарождением различных потоковых сервисов корейским дорамам стало намного легче проникать в самые разные уголки мира, благодаря локализациям и субтитрам, как официальным, так и нелицензированным. Иной подход к показу романтических отношений, красивые актёры на главных ролях, необычные традиции и история восточной страны, а также упор на общечеловеческие «вечные» ценности привлекали внимание новой аудитории.
Сами корейские дорамы также не стояли на месте. Этому способствовала усилившаяся конкуренция среди корейских кабельных каналов, таких как tvN и JTBC, которые боролись за внимание зрителей, предлагая более современный взгляд на дорамы. В течение 2010-х годов бюджеты дорам заметно увеличились, были созданы специализированные постпродакшн-компании, что значительно повысило общее качество, масштаб и сложность проектов.
Стало заметно и значительное расширение и смешение дорамных жанров. Союз романтики и фэнтези подарил зрителям «Демона» (2016) или «Человека со звезды» (2013) — одни из самых известных корейских дорам, а симбиоз экшена и мелодрамы сделал возможным появление культового «Хилера» (2014) или большого международного хита «Потомки солнца» (2016). Фантастика отлично дополнила жанр детективного триллера, в результате чего появилась популярная дорама «Сигнал» (2016). Мелодрамы о непростой любви, вопреки обстоятельствам, также постепенно осовременились, но не забыли о своих истоках, и в 2019 году на весь мир гремело «Любовное приземление» с Хён Бином и Сон Е-джин в главных ролях. В этот момент на развитие корейского кинематографа сильное влияние вновь оказывают западные медиагиганты.
К 2019 году американский стриминговый сервис Netflix становится одним из основных игроков на рынке создания развлекательного медиаконтента. Бурно развивающийся корейский рынок привлекает внимание Netflix, который выделяет крупные бюджеты для создания оригинальных корейских проектов. Первым из них стал исторический зомби-экшен «Королевство». Уже тогда стало понятно, что стриминговый сервис привнесёт в корейские дорамы нечто новое. Тем более, что стоимость производства контента в Корее составляла всего 20-30% от стоимости аналогичного контента, созданного в США, поэтому Netflix мог позволить себе различные эксперименты в поисках истории, которая по-настоящему выстрелит. Такая история нашлась в 2021 году. Дорама «Игра в кальмара», которая рассказывает об игре на выживание, в которой участвуют 456 человек, находящихся в трудном финансовом положении, стала настоящим мировым феноменом. Многие зрители, которые до этого момента не интересовались корейскими дорамами, начали внимательно следить за жестокой игрой.
В дальнейшем оригинальные дорамы от Netflix станут стабильно выходить по одной в месяц. Крайне успешными проектами станут современный зомби-экшен «Мы все мертвы» и драматическая история о школьном насилии и мести под названием «Триумф» с Сон Хе-гё в главной роли. Успех этих во многом вызывающих и необычных дорам открыл путь для других мрачных и социально-острых проектов. Темы школьного насилия, классового неравенства, коррупции и другие проблемы корейского общества станут всё чаще фигурировать в дорамах. Также приход западных стриминговых сервисов Netflix и Disney+ стал толчком для очередного сокращения продолжительности дорам. Бывшие ещё недавно привычными 16-серийные проекты всё больше уступают свои позиции 8-12-серийным дорамам.
Кажется, что с приходом стриминговых сервисов для корейских дорам наступила золотая эра на мировой арене. Локальные корейские потоковые сервисы и традиционные телеканалы предлагают всё больше нестандартных историй. Да и многие проекты, снятые в стиле старой школы, показывают себя отлично. Многие дорамы занимают верхние строчки международных рейтингов, успешный выход на международной платформе помогает окупить дорогостоящее производство и привлечь новых зрителей. Однако приход таких гигантов создаёт серьёзный финансовый дисбаланс на внутреннем рынке, ведь традиционные корейские телеканалы не обладают такими бюджетами, чтобы на равных конкурировать с западными компаниями. Традиционные для дорам исторический и романтический жанры редко становятся основой оригинальных проектах Netflix, уступая место различным триллерам. Сейчас для многих зрителей корейские дорамы всё больше теряют свою идентичность, из-за которой они ранее были любимы.
Тем не менее, несмотря на угрозу будущего кризиса индустрии, сокращения количества выпускаемых дорам и отход от традиции, на данный момент корейские дорамы находятся на высшей точке своей популярности. Их смотрят и о них говорят во всём мире.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Обычное пьянство или необходимость: Почему в корейских дорамах так много пьют. Далее
Дорамная безработица: почему корейские актёры скоро могут остаться без работы. Далее
Опасный дорамный пузырь: как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам. Далее
Главное фото: кадры из сериалов