Главная (выберите раздел)

Опасный дорамный пузырь: как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам

Стало известно, как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам
Время прочтения: 4 минуты
Дата публикации: 12 сентября 2024
Опасный дорамный пузырь: как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам

Бюджеты раздуваются, а хитов больше не становится.

Несколько десятилетий назад сериалы можно было сравнить с фастфудом: быстренько употребили серию и побежали дальше, чтобы вернуться через неделю. Конечно, среди множества проектов были и по-настоящему культовые блюда, которые с теплотой вспоминаются до сих пор, но так или иначе у сериалов были небольшие бюджеты, известные актёры практически в них не появлялись, потому что полнометражное кино правило балом. Однако время шло, и большие успехи нескольких инновационных сериалов привели к тому, что отношение к ним сильно изменилось. Сейчас бюджеты и техническое качество сериалов ничем не уступают полнометражным фильмам.

Корейские дорамы прошли практически тот же путь, что и западные сериалы, они стали выглядеть дорого-богато, масштаб событий вырос многократно, а известные киноактёры всё чаще появляются на малых экранах. Но появляется всё больше опасений, что большие деньги и тяжёлая конкуренция с западными сервисами могут стать бомбой замедленного действия, которая в будущем нанесёт большой урон дорамной индустрии.

Фото: кадр из сериала

К началу двухтысячных корейские дорамы не могли похвастаться большими бюджетами, поэтому их старались снимать максимально быстро, сценарий мог дописываться прямо на съёмочной площадке, а монтаж серий мог заканчиваться всего за несколько часов до выхода в эфир. При этом на зарплаты всех актёров закладывалось всего около десяти процентов производственного бюджета. Также создатели практически никогда не тратились на зарубежные съёмки, ведь любимые народом романтические, семейные и исторические драмы можно было спокойно снимать в Корее. Такой подход к производству позволял снимать один эпизод дорамы за 35-45 миллионов вон.

Однако в 2002 году свет увидела культовая корейская романтическая дорама «Зимняя соната», которая не только имела огромную популярность на родине, где её средний рейтинг составлял внушительные 24% процента, но и стала одним из первых проявлений так называемой «корейской волны». Ведь она с большим успехом была показана на японском и филиппинском телевидении, а позднее была куплена для показа во многих странах мира. Такой локальный и международный успех проекта не только привлёк в Южную Корею множество туристов, но и дал толчок к росту всей дорамной индустрии.

Фото: кадр из сериала

И вот спустя всего восемь лет, в 2010 году, на малые экраны выходит ещё одна знаковая корейская романтическая дорама «Таинственный сад» с Хён Бином и Ха Джи-вон в главных ролях. И уже здесь можно увидеть, как производственный бюджет дорамы с лёгкостью превысил десять миллиардов вон. Конечно, таких дорогих дорам было не так много, да и большой зрительский успех позволил окупить такие вложения, однако, дальше в конкурентную гонку вступили кабельные каналы tvN, JTBC и ОСN.

К 2015 году они с лёгкостью могли потратить на один эпизод около 500 миллионов вон, а ещё через три года на канале tvN состоялась премьера исторической дорамы «Мистер Солнечный Свет» с Ли Бён-хоном, Ким Тхэ-ри и Ю Ён-соком в главных ролях, у которой стоимость только одного эпизода могла составлять 1,5 миллиарда вон. На то время это были рекордные цифры. Конкуренция между каналами всё сильнее поднимала стоимость производства дорам. Это нормальная ситуация в конкурентной рыночной экономике, все стараются впечатлить зрителя и тем самым заработать, но при этом риски уйти в большой минус в случае неудачи также растут.

Фото: кадр из сериала

Однако вскоре в эту борьбу ворвались мощные внешние игроки, которые разогнали конкуренцию и бюджеты ещё больше. Вместе с «Мистером Солнечный Свет» на дорамной сцене впервые появился американский стриминговый сервис «Netflix», который занимался трансляцией дорамы по всему миру. А ещё через год свет увидел исторический зомби-хоррор «Королевство зомби», который стал первым оригинальным корейским проектом «Netflix». Каждый из шести эпизодов дорамы стоил уже более 2,2 миллиардов вон.

Но корейское кабельное телевидение старалось не отставать, и практически в то же время канал tvN выпустил одну из самых дорогих корейских дорам «Хроники Асдаля», в которой ценник за эпизод успешно перевалил за 3 миллиарда вон. А совсем скоро цифры увеличились ещё сильнее.

Фото: кадр из сериала

Первый сезон хоррор-боевика «Милый дом», ставший большим хитом, мог похвастаться не только отличными рейтингами, но и стоимостью эпизода в более чем в 5 миллиардов вон. Но здесь стоит понимать, что пока у «Netflix» стреляли «Игра в кальмара», «Мы все мертвы» и «Триумф», все менее удачные вложения можно было окупить. Также из-за того, что корейским каналам пришлось конкурировать не только между собой, но и с западными сервисами, улучшилось не только качество картинки, но и условия работы сотрудников производственных групп. Были пересмотрены контракты, и в них, например, появился пункт о том, что вводится 52-часовая рабочая неделя. Ранее график работы был практически никак не нормирован.

Это даёт нам повод выделять положительные моменты сложившейся ситуации. На сегодняшний день корейские дорамы стали популярны по всему миру, возросло разнообразие, масштаб и визуальное качество проектов, улучшились условия труда сотрудников, а многие актёры, которых ранее можно было увидеть только в кино, всё чаще появляются на малых экранах. Например, главную роль в дораме «Disney+» «Дядя Сам-щик» играет актёр Сон Кан-хо, который ранее был известен своими ролями в полнометражных фильмах.

Фото: промо-постер

Однако здесь же может образоваться большой и опасный дорамный мыльный пузырь. В первую очередь, вся эта перегретая конкуренция ударила по каналам KBS, SBS и MBC, которым сложно угнаться за столь мощными конкурентами. Попытка увеличить дорамные бюджеты привели к сокращению количества дорам, что наиболее очевидно стало в 2024 году, когда в месяц могут выйти всего пять-шесть дорам. Также в таких условиях намного эффективней начали себя показывать различные реалити-шоу, которые пользуются большой популярностью, обходятся намного дешевле и, соответственно, приносят хорошую прибыль.

В это же время стриминговые сервисы «Netflix», «Disney+» и иногда «Apple TV» начали конкурировать уже между собой, поэтому каждый месяц мы можем увидеть новую дораму от того или иного стриминга. Но проблема в том, что по-настоящему мощных успехов у них не было довольно давно. У «Netflix» в 2024 году были в основном кратковременные успехи, а у «Disney+» ситуация ещё хуже, потому что тот же «Дядя Сам-щик», «Красный лебедь» или «Не содержит кровь» совершенно не достигли тех показателей, которые от них ждали.

Фото: кадр из сериала

Несмотря на то, что спрос на корейские сериалы остаётся весьма высоким, настоящих хитов выходит очень немного. «Disney+» уже более полугода ждёт своего следующего успешного «Перемещения», а «Netflix» делает большую ставку на второй сезон «Игры в кальмара». При этом кабельные корейские дорамы также во многом зависят от контрактов с западными сервисами, потому что они позволяют им окупать большой бюджет проектов.

Соответственно, сложилась ситуация, которая вполне напоминает мыльный пузырь, все участники рынка видят в дорамах потенциал, поэтому пытаются сделать свой хит, что ведёт к увеличению бюджетов, но после нескольких успехов начался период застоя, при этом оптимизации расходов за этим не последовало. А многие участники рынка активно с него выдавливаются из-за невозможности конкуренции и начинают искать другие источники заработка. Если в настолько перегретой индустрии у крупных игроков в ближайшем будущем случится несколько громких, а главное, дорогих провалов, то всё может начать схлопываться, и насколько сильным может быть хлопок, сказать довольно сложно.

Фото: кадр из сериала

Конечно, такое развитие событий — это весьма пессимистичный вариант развития событий, и сейчас мы, скорее, всё ещё находимся в стадии подъёма, но развитие событий всё больше заставляет задуматься о том, насколько опасным может оказаться спуск.

Главное фото: кадр из сериала