Как романтика захватила корейские дорамы: самые популярные дорамные жанры
Причины популярности самых востребованных жанров в корейских дорамах
Корейские дорамы для людей по всему миру долгое время ассоциировались с романтикой и корейскими мужчинами в кадре, которые все на одно лицо, а с недавних пор к этому прибавилась крайне популярная «Игра в кальмара». Сегодня мы решили разобраться, оправданы ли эти ассоциации и как определённые жанры захватили корейские дорамы.
1. Романтика
Уже многие десятилетия романтика является самым популярным жанром в корейских дорамах. По данным крупного дорамного агрегатора MyDramaList, с 2015 по 2019 год 62% выпущенных дорам относились к жанру «романтика», а согласно аналитическому отчёту портала Parrotanalytics, в 2020 году романтические драмы занимали первое место по заявленному спросу на корейском медиарынке. В последние пять лет, вместе с приходом западных стриминговых сервисов, классические романтические дорамы столкнулись с серьёзной конкуренцией, тем не менее, их многолетняя стабильность по-прежнему впечатляет, при том, что первоначальный секрет успеха достаточно прост.
Зарождение южнокорейского телевидения началось после окончания корейской войны, времена были тяжёлые, но уже тогда романтика обладала двумя серьёзными достоинствами. Во-первых, романтические дорамы было дешевле всего снимать, они требовали меньшего бюджета и качества оборудования, чем масштабные исторические или фантастические проекты. Во-вторых, это отличное средство для эмоциональной разрядки и эскапизма. Многие жители Южной Кореи как в прошлом, так и в современности живут в изнурительном темпе, ведь социальный статус остаётся для них крайне важным. Для получения престижной работы нужно с самого детства усердно учиться, а затем выдерживать серьёзную конкуренцию в рабочем коллективе. При таком напряжённом ритме на личную жизнь времени остаётся крайне мало. Как раз здесь на помощь приходят романтические дорамы, которые предоставляют возможность вместе со своими героями пережить то, чего не хватает в реальной жизни. Например, идеализированную любовь, которая может случиться даже у самого обычного человека, столкнуться с множеством драматических трудностей, но всё равно победить.
В ходе развития корейской индустрии развлечений аудитория телевизионных дорам сложилась таким образом, что основной её частью стали женщины. Это ещё больше укрепило позиции любовных драм с горячими красавцами в главных ролях. К тому же оказалось, что корейские романтические дорамы отлично продаются в другие страны. В начале 2000-х «Зимняя соната», «Осень в моем сердце» и «Лестница в небеса» стали важной частью корейской волны Халлю и завоевали большую популярность в Японии, Китае и других странах мира. Корейская романтика отличалась своей сдержанностью в показе развития отношений и делала акцент не на физическую страсть, а на тонкую эмоциональную привязанность. Такой подход был во многом обусловлен конфуцианскими традициями и привлекал внимание международных зрителей.
Конечно, на одной «идеальной» любви невозможно долгое время удерживать лидирующие позиции, поэтому романтический жанр постоянно эволюционировал. Когда-то традиционные бедные героини-простушки в беде уступили место эффектным женщинам, которые способны за себя постоять, главные герои, которые часто страдали потерей памяти, практически перестали вообще попадать в больницу, а эмоциональные сцены расставаний уступили место спокойному диалогу, в котором влюблённые стараются понять друг друга и вместе решить все проблемы.
Ещё одним плюсом романтики оказался тот факт, что она очень легко сочетается с другими жанрами. Например, элементы фантастики дали новый толчок романтическому жанру и подарили зрителям «Таинственный сад», «Демона», «Легенду синего моря», «Параллельные миры», «Повелителя солнца», «Алое сердце» и другие популярные дорамы. Романтика отражает культурные корейские традиции, является увлекательным способом разрядки, своей эволюцией часто подсвечивает важные социальные изменения, остаётся относительно недорогой в производстве и отлично сочетается с другими жанрами. Все эти факторы помогают ей удерживать лидирующие позиции.
2. История
Исторические дорамы появились вместе с зарождением корейского телевидения. После многолетнего периода японской оккупации и кровопролитной корейской войны, героические истории о важных корейских исторических личностях стали важной частью восстановления культурного наследия страны. В отличие от романтических дорам, костюмированные исторические проекты всегда были дороже в производстве, но также любимы зрителями Южной Кореи. Они несли в себе патриотическую и во многом образовательную функцию, позволяя зрителям соприкоснуться с многогранным прошлым страны: различными династиями, древними традициями и выдающимися личностями.
Исторические корейские дорамы многие годы продолжают пользоваться стабильной популярностью. С 1983 по 1990 год на экраны выходила историческая эпопея «500 лет династии Чосона», которая состояла из 11 связанных дорам и охватывала все основные периоды правления династии Чосон. В 1996 году состоялась премьера 159-серийного исторического эпоса «Слёзы дракона». В 2003 году состоялась премьера «Жемчужины дворца», которая была основана на реальной истории первой женщины-врача, которая служила королевской семье.
В 2009 году зрителей покорила история королевы царства Силла в дораме «Королева Сондок». В 2012 году со зрительскими рейтингами более 40% прошла трансляция исторической дорамы с элементами фэнтези «Солнце в объятиях Луны». А уже в 2013 году свет увидела масштабная историческая сага «Императрица Ки». Затем последовали «Алое сердце», «Мистер Солнечный Свет», «Королева Чорин», «Расположение короля», «Красная манжета», «Влюблённые» и многие другие.
Постепенный отход исторического жанра от реальных событий и личностей и появление в нём большего количества художественного вымысла, романтики и фантастических элементов, значительно его освежило и подарило зрителям новые эмоции от просмотра. На данный момент практически каждый месяц на экраны выходит хотя бы одна корейская дорама в историческом жанре. Красивые декорации и костюмы, традиции, дворцовые интриги, захватывающие сражения и чувственная любовь, остаются любимы зрителями во всём мире.
3. Триллеры
Жанр триллеров на корейском телевидении долгое время оставался в тени. Пока полнометражные корейские триллеры «Олдбой», «Воспоминания об убийстве», «Жёлтое море» или «Я видел дьявола» завоёвывали мировую популярность, телевизионные дорамы не спешили шокировать зрителя. Причин этому было несколько. Южнокорейское телевидение долгое время имело строгую цензуру в отношении сцен насилия, сексуального содержания и психологического давления. Прайм-тайм на общественных национальных телеканалах считался временем для семейного просмотра, поэтому мрачные жестокие истории туда не попадали и не могли гарантировать высоких рейтингов, в отличие от безопасных и популярных романтических историй. Со временем, для создания дополнительного напряжения в сюжете, элементы триллера стали чаще становится одной из частей романтических дорам, как это было в «Я тебя слышу» или «Подозрительный партнёр». Развитие кабельного телевидения также повлияло на рост популярности корейских триллеров. Специализированные каналы, например, ОСN, не боялись экспериментировать и показывать тёмные стороны Южной Кореи, связанные с преступностью, социальным неравенством или опасными сектами.
Харизматичные «Плохие парни», фантастический «Туннель» и леденящий душу «Голос» стали яркими представителями набирающего популярность жанра. Приход на корейский медиарынок западных стриминговых сервисов и невероятный успех дорамы «Игра в кальмара» окончательно доказал, что зрители совершенно не против посмотреть на самые жестокие зрелища. Пока Netflix закреплял успех дорамами «Зов ада», «Мы все мертвы» и «Триумф», корейские каналы отвечали «Монстром», «Мышью» и «Большим злом».
Значительное возрастание жестокости на экранах не отпугнуло массового зрителя ни в Южной Корее, ни в других странах. Наоборот, народ продолжает требовать хлеба и зрелищ, и триллеры продолжают стабильно завоёвывать зрительское внимание. Более того, жанр постепенно проникает туда, где видеть его совершенно непривычно. Например, всё больше школьных дорам становятся жестокими и кровавыми триллерами и боевиками, через которые подсвечиваются самые острые проблемы корейского образования. А самый свежий тренд 2025 года делает триллерами уже и медицинские дорамы, как это случилось с «Гиперножом» или «Охотником за скальпелем». На данный момент корейские дорамы становятся всё мрачнее, ведь триллеры — это самый серьезный конкурент романтике и историческому жанру.
4. Повседневность
Повседневность является самым универсальным жанром корейских дорам. Приземлённые сюжеты, показывающие повседневную учёбу, работу, отношения и проблемы, сближают героев и зрителей из-за своей приближенности к реальной жизни. Глубокое спокойное погружение в простые человеческие истории вызывает самые сильные и искренние эмоции. Также этот жанр предоставляет большое тематическое разнообразие, ведь в повседневном свете можно рассказать историю жизни и дружбы нескольких семей в олимпийском Сеуле 1988 года, и этот рассказ станет легендарной корейской дорамой «Вернутся в 1988». Можно погрузить зрителя в атмосферу меланхолии вечерних корейских улиц и рассказать историю отношений 40-летнего мужчины и 20-летней девушки с тяжёлой судьбой, которые постепенно становятся опорой друг для друга, и в результате получить глубокую жизненную и социальную драму «Мой мистер».
Есть вариант отправить главного героя и зрителей в уединенное путешествие, которое станет отправной точкой для того, чтобы лучше разобраться в собственной жизни, как это было в дорамах «Я не хочу ничего делать» или «Путешествие Пак Ха-гён». А показав на экране обыденную жизнь, работу и дружбу врачей в одной больнице, можно получить одну из самых рейтинговых дорам 2020 года «Врачебная мудрость». Спустя пять лет ничего не помешает провернуть похожий фокус с повседневной жизнью юристов в «Районе Сочхо» и снять ещё одну душевную и популярную дораму.
Главный секрет успеха корейской повседневности заключается в очень точном подборе актёров и идеальном балансе между профессиональными и личными проблемами, лёгким юмором, романтикой, погружающим приятным визуалом и саундтреком. Отсутствие чрезмерного драматизма или экстремальных ситуаций делает просмотр комфортным, как будто это встреча со старыми хорошими друзьями, у которых кипит жизнь. Плюс к этому повседневные дорамы способны реалистично показать различные социальные или культурные изменения, которые происходят в обществе, что делает их актуальными в любых условиях.
5. Фантастика
Несмотря на то, что доля фантастических корейских дорам за последнее десятилетие серьёзно возросла, этот жанр остаётся одним из самых спорных. В момент активного формирования корейского телевидения на создание фантастических дорам просто не было ни достаточных бюджетов, ни подходящего съёмочного оборудования. Это привело к тому, что нишу заняли сериалы в основном западного производства. Но активное развитие корейской киноиндустрии позволило фантастическому жанру, наконец-то, проявить себя.
Элементы фантастики успешно освежили сюжеты романтических, исторических и детективных дорам, сделав их героев русалками, инопланетянами, демонами, ангелами, кумихо или позволив различным образом перемещаться во времени или пространстве. Таким образом, зрители смогли увидеть дорамы «Моя девушка — кумихо», «Вера», «Книга семьи Гу», «Человек со звезды», «Последняя миссия ангела: Любовь», «История девятихвостого лиса», «Сигнал» и многие другие известные проекты.
Однако, когда дело касается чистокровных фантастических историй, то у корейских авторов часто будто не хватает опыта, чтобы довести до финала интересную первоначальную концепцию, даже на деньги крупных стриминговых сервисов. Например, изначально интригующий «Миф о Сизифе» с Пак Щин-хе в главной роли ближе к финалу становится сумбурной пародией на фильм «Терминатор». Зрелищному и одновременно психологически глубокому триллеру «Милый дом» так и не смогли найти достойного продолжения после первого сезона.
Очень дорогой «Король: Вечный монарх» с Ли Мин-хо в главной роли на старте стал жертвой сильной критики, зрители ругали слабую химию между главными героями, большое количество рекламы в кадре или более западный блокбастерный стиль съемки. Если некоторые первоначальные претензии зрителей можно было счесть необоснованными, то вот от слишком перегруженного и запутанного сюжета в финале никуда не деться. В параллельных вселенных, перемещениях между ними и различными временными линиями было легко запутаться. Также легко было ничего не понять при просмотре дорамы «Сетка» с Со Кан-джуном в главной роли, история долго нагоняет интриги вокруг таинственной личности, однажды спасшей Землю от катастрофы, а теперь помогающей опасному преступнику, но к финалу сценарий оставляет зрителя с огромным количеством вопросов без ответа и намёками на второй сезон, который так не случился.
Чтобы снять качественную фантастическую историю, нужны как большие бюджеты, так и качественный проработанный сценарий, иначе интересная концепция просто утонет в череде странных сюжетных перипетий. И несмотря на то, что фантастика всё ещё с трудом даётся корейским авторам, они делают значительные успехи. Тематика супергероев была отлично отражена в «Необыкновенном охотнике на демонов», «Перемещении», «Хоть я и не герой» или «Семейном плане». Новые необычные миры можно увидеть в дорамах «Хроники Асдаля» и «Алхимия душ». А тематика загробной жизни и перерождения хорошо раскрывается в дорамах «Бар на колёсах», «Завтра» и «Игра смерти». Таким образом, фантастический жанр, хоть порой серьёзно разочаровывает, но привлекает всё больше зрителей своими необычными сюжетами.
Главные ассоциации, связанные с корейскими дорамами, действительно появились не просто так и основаны на особенностях наиболее популярных жанров. Взлёт триллеров, устойчивость романтики и истории, актуальность повседневности определяется множеством различных культурных, социальных, технических и коммерческих факторов. Корейская киноиндустрия продолжает активно эволюционировать, возможно, уже совсем скоро среди её жанров появятся новые фавориты.
Главное фото: кадры из сериалов