Как проходят съемки сериала «Шаляпин»: на наших глазах создавался образ самородка земли русской

Сто лет назад 29 июня 1922 года Федор Шаляпин дал дневной бесплатный концерт для рабочих в Большом зале филармонии Петрограда. Это стало последним выступлением великого оперного певца в России. Отправившись вечером того же дня на гастроли за границу, вернуться на родину он больше не смог. Тема отъезда станет финальной трагической нотой многосерийной исторической драмы «Шаляпин», которую по заказу телеканала «Россия» запустила в производство компания «Москино» — создатели картин «Грозный», «София» и «Годунов».

Ольга МЕДВЕДЕВА

Звезды в кадре и за кадром

Биографический проект, рассказывающий о жизни и творчестве первого народного артиста советской республики собрал звездный состав, как среди исторических персонажей и артистов, так и в постановочной группе. На экране появятся Горький, Луначарский, Качалов, Мамонтов и даже Рахманинов. Константина Коровина сыграет Александр Яценко, Валентина Серова — Сергей Перегудов, Михаила Врубеля — Александр Яцко, в роли отца Шаляпина — Федор Добронравов.

Съемки сериала проходили в Костроме, Нижнем Новгороде, Москве. Фото: телеканал «Россия»

Именно отец научил его читать, писать и скрипку ему подарил, — рассказала продюсер Мария Ушакова. – Расхожее представление о том, что Шаляпин из нищей семьи бурлаков, не верное. Семья не была бедной, но и отношения к опере и театру никакого не имела. А Федору удалось покорить весь мир. Сцен из детства будет не много, но они важны, так как дают нам представление о том из какой среды он и его семье.

Съемки проходили в Костроме, Нижнем Новгороде, Москве, в частности в Большом театре, но большинство локаций были организованы в Санкт-Петербурге: Дом Архитектора, Дворец Труда, Мариинский и Александринский театры, Музей Шаляпина, Ленфильм, где построили павильон московской квартиры артиста. Оператор — Максим Шинкоренко («Екатерина»).

Сейчас работа движется к завершению, впереди монтаж и озвучание, премьеру обещают показать в новом телевизионном сезоне. Одну из последних сцен, которая на самом деле является началом сюжета, снимали в Сергиевке под Петербургом. Лето 1894 года, двадцатилетний, еще никому неизвестный Шаляпин, только начинает свою триумфальную карьеру и знакомится с первой женой…

Первый столичный спектакль

По словам режиссера Егора Анашкина, ради эффектности хор будет петь прямо на деревьях. Фото: телеканал «Россия»

На лесной опушке воссоздали роскошный, невиданный сад со сценой летнего театра «Аркадия» (располагался на том месте, где сейчас станция метро «Черная речка»), фонтаном и хрустальными люстрами. В этом пространстве задействовали массовку, оркестр, хор и актеров.

В погоне за эффектностью, решили, что хор у нас будет петь прямо на деревьях. Для этого нам нужны были огромные дубы с низкими ветками. Вот и нашли два таких трехсотлетних дуба, — объясняет режиссер Егор Анашкин («Кровавя барыня», «Зулейха открывает глаза»).

Под музыку, песни и танцы на площадке взаимодействуют три исторических персонажа: антрепренер Михаил Лентовский (Роман Мадянов), актер императорских театров Мамонт Дальский (Ян Цапник) и сам Федор Шаляпин в исполнении Александра Горбатова, известного зрителям телеканала «Россия» по кинолентам «Ненастье», «Годунов» и «Тихий Дон». Дальский разыгрывает пьяный дебош, Шаляпин под чутким руководством Лентовского вводится в свой первый столичный спектакль.

Роман Мадянов на съемках сериала «Шаляпин». Фото: телеканал «Россия»

Да, мой герой — фигура неоднозначная, не чист на руку, но это же бизнес, — признался Роман Мадянов. Однако, он мгновенно отреагировал на молодого человека, которого бог явно поцеловал в макушку. Увидел в нем талант, божий дар и решил использовать парня в собственных интересах, а в договоре меленькими буковками прописал то, что ему выгодно…

Мадянов также вспомнил, что, когда ему шили костюм для этой роли, он весил на 20 кг больше, а теперь брюки оказались сильно велики. Но подтяжки спасли ситуацию. По словам артиста, в конце концов, негоже купцу первой гильдии ходить в стесненной одежде. А исторический костюм очень преображает. Меняется осанка, выражение лица и настроение, особенно у женщин.

Знаменитая шуба и французский бульдог

Юлия Снигирь сыграет вторую жену Шаляпина Марию. Фото: телеканал «Россия»

Костюмов в картине огромное количество, потому что кроме исторической сюжетной линии, будут показаны фрагменты спектаклей с участием Шаляпина. Те, что шились для фильма «Годунов» уже пригодились.

По словам художника по костюмам Натальи Салтыковой, все наряды основного сюжета стилизованы под конец XIX — начало ХХ века. Большая часть изготовлена специально под проект, остальные арендовались на Мосфильме и Ленфильме. Самые эффектные платья будут у любовницы Мамонтова — оперной дивы Татьяны Любатович (Ирина Пегова), у актрисы Татьяны Репиной (Екатерина Шпица) и у второй жены Шаляпина Марии (Юлия Снигирь).

Шаляпин, кстати, тоже очень любил модно и экстравагантно одеваться, обожал банты и бабочки. И мы, конечно, все это используем в картине. По портрету Кустодиева изготовили даже знаменитую шубу и подбили ее натуральным мехом бобра, — рассказала художница.

Французский бульдог Булька, изображенный художником на портрете, также не раз появится в кадре. На площадке работали две похожие собаки, дублируя друг друга.

Ян Цапник на съемках сериала «Шаляпин». Фото: телеканал «Россия»

Изначально съемочная команда отталкивалась от биографии героя — уникального самородка земли русской, который самостоятельно добился невероятного успеха. Старались привнести в сценарий много забавных жизненных ситуаций и судьбоносных встреч.

История замечательная и, как ни странно, очень современная, — рассказал Ян Цапник. Мой герой — эгоист, отчасти безумный, отчасти гениальный, он зациклен на своей профессии, на создании своего будущего театра, порой совершает не совсем хорошие поступки. Тем не менее это тот человек, который обучил молодого оперного певца актерскому мастерству. И Шаляпин в последствии брал не только голосом, а еще тем, как он умел существовать на сцене, в отличие от многих своих предшественников. Импровизационное хулиганство у нас на площадке допускается, поэтому все очень весело и интересно.

Кино не про оперу

Ирина Пегова исполнила роль оперной дивы Татьяны Любатович. Фото: телеканал «Россия»

Фильм, который по времени охватывает почти двадцатилетний период, не про оперу. Задача создателей показать не просто певца, а в первую очередь человека Шаляпина. Также противоположную сторону его невероятной популярности. Как только к артисту пришла слава, тут же появились завистники и сплетники.

Шаляпин был невероятно добрым человеком. Всегда нес ответственность за всех домочадцев, включая прислугу. Он постоянно помогал артистам, оставшимся без работы. В первую мировую войну организовал госпиталь, но про него все равно писали в газетах, что он жмот. Приходит он в ресторан, выпивает за обедом рюмку водки, а на следующий день читает в газете: «Шаляпин устроил пьяный дебош». Лживость, не соответствующая действительности, преследовала его на протяжении всей жизни, но он научился не чувствовать себя сломленным, — рассказал режиссер.

Любовная линия в сериале будет сквозной. Артист жил на две семьи — московскую и петербургскую. Искренне любил обеих женщин, которые по жизни не пересекались и обожали его страстно. Дорога из Москвы в Петербург тогда занимала 20 часов, поэтому со временем Шаляпин стал арендовать личный поезд.

Для точности образа великого певца в сорокалетнем возрасте, артиста, исполняющего роль, пристаривают с помощью грима, фигуру укрупняют за счет костюма. А там, где он молодой будут потом омолаживать компьютерными технологиями.

Сериал, который по времени охватывает почти двадцатилетний период, не про оперу. Задача создателей показать не просто певца, а в первую очередь человека Шаляпина. Фото: телеканал «Россия»

Александра Горбатова пришлось немного подкрасить, осветлить волосы, чтобы было больше сходства с героем, — говорит художник по гриму Артем Демидов. — Мы также немножко трансформировали зону улыбки и щек специальной вставной челюстью. Особенным образом подкрашиваем ему глаза, чтобы они были слегка опущены. Весь грим занимает около часа. Начинаем с бритья и заканчиваем укладкой. Почти все артист, как и Шаляпин, делает сам.

Исполнитель главной роли называет Шаляпина большой личностью, кинувшей вызов всему миру, и признается, что по началу ему было очень страшно, пришлось серьезно потрудиться.

Александр Горбатов перевоплотился в оперного певца Федора Ивановича Шаляпина. Фото:

Оперному актеру на сцене надо одновременно держать и образ, и музыку, помнить арии, оперы, романсы, стихи, — говорит Александр Горбатов. — Должна быть какая-то невероятная внутренняя свобода. Я много смотрел и слушал больших артистов, не только басов. С Ильдаром Абдразаковым, который поет у нас все партии Шаляпина работал. Необходимо было попасть в артикуляцию в момент пения. Помогали зеркало и Хворостовский. Очень мало сохранилось кинохроники с Федором Ивановичем, где можно подсмотреть поворот его головы. Приходилось обращаться к кинематографу того времени, к другим режиссерам. Пока я все это изучал, больше всего меня удивило огромное количество мифов вокруг его личности.

По словам продюсера Марии Ушаковой, на роль Шаляпина Горбатов подошел идеально: высокий (в кадре он выше всех), статный с низким тембром голоса. Странно выглядит, когда артист поет в кадре басом, а потом разговаривает баритоном.

По словам продюсера Марии Ушаковой, на роль Шаляпина Горбатов подошел идеально. Фото: телеканал «Россия»

Шаляпин всегда был патриотом несмотря на то, что существенная часть жизни прошла за границей, он очень скучал по России, помогал русским эмигрантам, собственно, за это его и лишили звания. Конечно было бы интересно снять продолжение нашего сериала, но пока не планируем, но все возможно — сообщила продюсер.

Главное ФОТО: телеканал «Россия»

Exit mobile version