Главная (выберите раздел)

Российские сериалы, которые обращают внимание на социальные проблемы: от «Права на свободу» до «Звоните ДиКаприо!»

Время прочтения: 3 минуты
Дата публикации: 26 октября 2022
Российские сериалы, которые обращают внимание на социальные проблемы: от «Права на свободу» до «Звоните ДиКаприо!»

Сериалы, драматическим материалом которых становятся реальные проблемы современного общества, с каждым годом становятся все более популярными у зрителей. Оказалось, что широкая аудитория готова к серьезному разговору на темы, которые раньше были табуированными – болезней и интеграции их носителей в общество, инвалидности, коррупции, рабства и т.д. – если сериал снят не дидактически и использует не только черно-белые краски. Такие сериалы в России есть, и к выходу в онлайн-кинотеатре Wink одного из них – «Право на свободу» с Кириллом Кяро, Ильей Малаковым и Варварой Феофановой в главных ролях – мы составили подборку проектов, которые не только исследуют срез различных социальных проблем, но и показывают, как эти проблемы можно решать.

«Право на свободу»

Фото: кадр из фильма

Драматический сериал, созданием которого занимались генеральный продюсер Андрей Феофанов и режиссер-дебютант Артем Дубра, рассказывает о целом спектре проблем, с которыми могут столкнуться одинокие и потерянные люди. Это проблемы современного рабства и попрошайнической мафии, сектантства, а также коррупции в правоохранительных органах, из-за которой дела о впутывании людей в сомнительные организации порой невозможно раскрыть.

Фото: кадр из фильма

По сюжету краснодарский айтишник Антон получает работу мечты на Кипре, но уже на пути в аэропорт он узнает о том, что его мать, с которой он долгое время не общался, пропала. Из-за случайного стечения обстоятельств Антону кажется, что его мама могла стать жертвой цыган, которые держат людей в несвободе и заставляют попрошайничать. Судьба знакомит его с сотрудниками волонтерской организации «Либертас», которые помогают людям, попавшим в беду, и поражается, насколько на самом деле распространено рабство в современном мире. Сериал удивляет глубоким погружением в тему и делает смелое предположение, что и в рабстве все не так однозначно, ведь некоторые люди не хотят покидать несвободные условия даже тогда, когда им дается эта возможность. Но главное – «Право на свободу» рассказывает историю людей, которые помогают другим людям и благодаря этому меняются сами. Говоря о непростой для восприятия теме, авторы ведут своих героев, а вместе с ними и зрителей, к свету и мысли о том, что искреннее внимание к ближнему может помочь хотя бы немного изменить мир.

Выходит с 20 октября на платформе Wink

«Псих»

Фото: кадр из фильма

Олег, главный герой сериала Федора Бондарчука «Псих», снятого по сценарию Паулины Андреевой, с первых минут заявляется как эгоист, который упивается своими страданиями и кризисом среднего возраста. Он, талантливый психоаналитик, пережил семейную драму, и по мере развития сюжета зрителю будут даны намеки на то, что в уходе, а затем и пропаже его жены, герой Константина Богомолова виноват сам. Совершая сомнительные поступки, обижая людей, в один момент Олег понимает, что, возможно, выйти из замкнутого круга страданий ему поможет волонтерская деятельность. В одной из серий он уезжает за пределы Москвы и присоединяется к отряду, который будет искать пропавшую девочку. Авторы «Психа» подробно показали процесс включения новичка-волонтера в поисковую операцию, рассказали об ошибках и страхах, с которыми могут столкнуться новенькие, а также выразили чувства Олега, который начал понимать, что помощь может вести к свету. Нечто подобное зрители уже видели в фильме Андрея Звягинцева «Нелюбовь», который для похожей сцены поисков ребенка обращался к волонтерам организации Liza Alert.

«Звоните ДиКаприо!»

Фото: кадр из фильма

Центральная тема сериала Жоры Крыжовникова – ВИЧ и жизнь обычных людей с этой болезнью — еще несколько лет назад была табуирована в нашем кино. Чтобы рассказать об эпидемии страшного заболевания, Крыжовников приглашает зрителей в мир кино и делает своим главным героем актера Егора Румянцева, ведущего беспорядочный и богемный образ жизни. Его сыграл Александр Петров. Узнав о своей болезни, Егор становится другим, и на своем примере проживает все то, что может случиться с ВИЧ-положительным человеком: работу, друзей, хорошее отношение. Сгустив краски над главным героев, Крыжовников не лишает зрителей надежды, и с помощью второстепенных персонажей рассказывает важные вещи: как устроена жизнь обычных людей с ВИЧ, как они ходят на поддерживающие собрания, заводят романтические отношения, получают терапию. Сериал разрушает вредные стереотипы о том, что у ВИЧ-положительных людей не может быть нормальной жизни.

«Шторм»

Фото: кадр из фильма

Сериал Бориса Хлебникова по сценарию Натальи Мещаниновой погружает зрителя в омут проблем российской действительности. Центральной его темой стало противостояние двух друзей, следователя Градова и оперативника Осокина, из-за громкого дела и халатности чиновников, в результате которой погибли дети. Градов, у которого серьезно болеет жена Марина, решает, что единственный шанс спасти ее – пойти на сделку с совестью и принять взятку у чиновника, чтобы потратить эти деньги на дорогостоящую операцию. Именно через линию Марины, которую сыграла Анна Михалкова, в сериале поднимается разговор о том, что чувствуют не только люди с серьезными заболеваниями, но и их родные, которые вынуждены проходить через все тяготы болезни близких. Оптимизма не теряет дочь Марины, сыгранная Дарьей Жовнер. Ее героиня дает зрителям надежду на то, что человека, впавшего в депрессию, можно поддерживать; она показывает, как вести диалог с врачами и медицинскими организациями, и как не падать духом, переживая за близкого.

«Стрим»

Фото: кадр из фильма

Новый сериал ТНТ с Денисом Власенко в главной роли посмотрит на мир социальных проблем и их решение через комедийную оптику. Однажды подросток Жора надевает на голову шлем с встроенной в него камерой GoPro и начинает транслировать все, что происходит в его школе, в прямой эфир на YouTube. Учителя и директор школы озабочены тем, что теперь все могут стать свидетелями некомпетентности, халатности и коррупции, но в этом и есть цель парня. Сначала одноклассники смеются над ним, но когда популярность канала вырастает, учителя действительно начинают вести себя иначе, и все понимают: гласность работает. Комедийный элемент начинает проявляться в сериале тогда, когда у Жоры развивается что-то вроде зависимости от шлема, без которого он уже не представляет своей жизни.