Индивидуальное обучение на дому

Спрос на семейное образование с каждым годом растет. О нем задумываются и те родители, у которых дети часто болеют или не могут найти общий язык со сверстниками. А действительно, можно ли забрать ребенка из школы, чтобы учить дома?

Ксения КОНЮХОВА
Журналист КП
Светлана Александрова
Семейный психолог
Все больше родителей недовольны тем, как их детей учат в школах. Точнее, тем, как школа ловко перекладывает обучение на плечи пап и мам: «Мы только задаем направление, а за образование своего ребенка отвечает семья». Невольно думаешь: «А может, ну ее, эту школу? И так сами детей учим, дома хоть нервы двойками трепать не будут...»

Закон об образовании

Общее образование в России обязательно - но учиться можно и в школе, и дома. Право на это закреплено в статье 63 Федерального закона № 273 «Об образовании»1:

«Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования».

Разберемся в терминах. При семейном образовании всем школьным предметам ученика учат родители - сами или нанимают для этого репетиторов. Обойтись без школы совсем нельзя: ребенок все равно должен быть прикреплен к учебному учреждению и несколько раз в год проходить аттестации по всем предметам. Если итоги контрольных, диктантов и тестов будут печальными, ребенка вернут в школу. А при отказе родителями займутся органы опеки.
Есть и домашнее обучение. Такая форма создана для детей с ограниченными возможностями здоровья. Список диагнозов содержится в приказе Минздрава №436н от 2016 года2. При обучении на дому школа сама приходит к ребенку: педагоги проводят индивидуальные уроки на дому. Родители за такие занятия ничего не платят.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение

Шаг первый: найти школу

Половина желающих отваливается уже на этом этапе. Ведь чтобы учиться дома, нужно найти хорошую школу - ту, где знают, как вести документооборот для «семейников» и как проводить аттестации (а если школа и так хороша, зачем учиться дома?). Если в школе по месту прописки с «семейниками» не работают, надо поступать в другую, а там свободных мест может и не быть.

Шаг второй: посоветоваться со специалистами

Можно обратиться в местный департамент образования, чиновники посоветуют конкретные школы, работающие с «семейниками». Кроме того, для таких родителей проводятся специальные методические курсы.

Шаг третий: написать заявление

Это заявление на имя директора школы о переводе ребенка на семейную форму обучения. В ответ вы получаете учебный план по всем предметам, а также календарь аттестаций. Аттестации можно сдавать досрочно: выучить обязательную часть побыстрее и посвятить оставшееся время другим предметам. Но будьте готовы к тому, что в любое время может свалиться городская контрольная или Всероссийская проверочная работа.

Шаг четвертый: получить учебники и пособия

Все учебники и методические пособия школа должна предоставить такому ученику бесплатно. Можно пользоваться и всеми другими школьными ресурсами - например, ходить на уроки физкультуры вместе с классом, заниматься в кружках и секциях, посещать разные мероприятия и капустники. Это важно для социализации ребенка, чтобы он учился вести себя в обществе, соблюдать дисциплину и общаться с разными людьми.

Шаг пятый: получить выплаты

По закону родителям положена компенсация от государства за то, что они сами учат своего ребенка. В каждом регионе суммы свои. Увы, на практике добиться этих выплат очень сложно.

Комментарий психолога: «Родители недооценивают сложности»

К сожалению, самая большая проблема в семейном образовании — сами родители.

 — Часто мамы и папы недооценивают сложности, которые связаны с индивидуальным обучением ребенка на дому, — рассказывает семейный психолог Светлана Александрова. — Многие думают, что в школьной программе, особенно в начальных классах, нет ничего трудного. Но надо знать, как преподнести и закрепить материал, чтобы ребенок его понял и умел применять. И если родитель что-то делает не так, то у него, в отличие от учителя, нет завучей и методистов, которые это заметят и исправят. Да и ребенку сложно провести границы: меня ругает учительница, потому что я плохо стараюсь, или мама, потому что она меня больше не любит?
Образование ребенка — полноценная работа. Ее не получится совмещать с вашей основной работой или тратить на это всего 2-3 часа в день. Чтобы провести 4-5 уроков в день, вам нужно будет к ним подготовиться, а это еще примерно 4 часа. Причем зарплату за этот труд вы не получите, а вот основной заработок выпадет из семейного бюджета. Уже к средним классам могут потребоваться репетиторы по отдельным предметам: вряд ли какой-то родитель может совмещать в себе таланты учителя истории, информатики, химии и рисования… А расходы на нанятых преподавателей еще сильнее ударят по кошельку.

Кому подойдет такая форма

Артисты, спортсмены, дети военных - да

Учеба дома может быть неплохим вариантом для детей, которые из-за выступлений вынуждены пропускать занятия. Такое обучение подойдет и детям военных, которые колесят по стране, чтобы не путаться в школьных программах и разнице учебных планов.

Дети с проблемами со здоровьем - с оговорками

Если у ребенка есть возможность более-менее регулярно заниматься с педагогами, лучше организовать домашнее обучение. Даже если его диагноз не попал в утвержденный перечень, можно поговорить с директором школы и обсудить индивидуальную программу: какие уроки вы сможете провести сами, а какие - приходящие учителя. Для каких-то предметов подойдет и обучение онлайн. Это особенно важно в 6-7-х классах и старше, когда начинаются профильные предметы.

Интроверты и замкнутые дети - нет

Если у ребенка нет серьезных проблем со здоровьем, но он замкнут, плохо переносит школьную дисциплину, конфликтует с одноклассниками и учителями, то семейное обучение - лишь побег от проблем. Дома, в семье, ребенок так и не научится выстраивать здоровые отношения с окружающими. Лучше подыскать ему подходящую школу - может быть, не слишком рейтинговую, но зато с теплой атмосферой, где вместо гонки за оценками больше заботятся о состоянии учеников и их психологическом комфорте.

Личный опыт: «Вернула дочек на занятия, и сразу стало легче»

Мы собрали эти истории на сайтах хоумскулинга - так называется движение тех, кто забрал детей из школы (от англ. home - дом и sсhool - школа).
С двумя старшими дочками мы учились дома: девочки много читали, ездили в музеи, смотрели образовательные фильмы. Но потом у нас в семье случилось прибавление, и времени на учебу стало совсем мало. К тому же школьная программа заметно усложнилась. Поэтому мы решили вернуть девочек в школу. Старшей к этому моменту исполнилось 13 лет - седьмой класс, физика и химия, и я боялась не справиться. Чтобы вернуться в класс, пришлось сдавать промежуточные экзамены. Если бы девочки все время учились в школе, их результаты могли бы быть лучше: не хватило отработанного алгоритма решения задач. Кроме того, дети теряются на экзаменах из-за незнакомой обстановки и чужих людей. В итоге в хорошую школу мы не прошли и теперь занимаемся в обычной. Но мне стало проще. Я могу быть с дочерьми просто ласковой и заботливой мамой, а не злой училкой, которая заставляет делать уроки.
Юлия
Нину мы забрали в семь лет из детского дома. Помимо целой карты медицинских диагнозов, у девочки было серьезное отставание в развитии. О том, что она пойдет в первый класс, не могло быть и речи. За год мы с большим трудом научили ее читать, писать и решать простые примеры. К восьми годам стали подыскивать школу, в которой Нина смогла бы учиться заочно. Главным критерием была простая аттестация, чтобы ничего нас не подгоняло. Такая школа нашлась, и мы получили возможность обучать дочку в комфортном для нее темпе. Нина проучилась уже три класса и перешла в четвертый. Ей сложно, школьную программу она едва тянет, но регулярные занятия не проходят даром. Пусть медленно и с нашей помощью, но Нина осваивает все что нужно.
Олеся
Источники
1
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698
2
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 года №436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому». https://docs.cntd.ru/document/420366187

Made on
Tilda