Российские железные дороги
ВСМ «Москва-Казань». Дорога в будущее
Впервые о необходимости создания в нашей стране высокоскоростных железнодорожных магистралей заговорили еще в конце 60-х годов XX века. Однако экономическая ситуация не позволила приступить к строительству. К вопросу вернулись в конце 80-х, но реализации плана помешал крах СССР. В 90-е от идеи не отказывались, несмотря на сложности, с которыми столкнулась новая Россия.
В 2013 году Президент России Владимир Путин заявил, что проект первой российской высокоскоростной магистрали «Москва – Казань» призван вывести систему пассажирских перевозок на качественно новый уровень. В октябре 2018-го года на Международном транспортно-логистическом форуме PRO//Движение.2015 первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин представил пилотный этап реализации этого проекта на участке от столицы до Нижнего Новгорода. Тогда же, в октябре, правительство включило ВСМ «Москва – Казань» в комплексный план развития магистральной инфраструктуры.

При старте строительства в следующем году первые поезда выйдут на линию в 2024-м. Однако любопытство заставляет нас заглянуть будущее и уже сейчас представить, как будет выглядеть новая построенная железнодорожная трасса от Москвы до Казани.
Итак, представим, что сегодня 2024-й. Несколько минут назад наш поезд отошел от перрона Курского вокзала и заскользил на Восток, стремительно набирая скорость.
О поезде следует сказать отдельно. Он состоит из 12 вагонов и вмещает до 700 пассажиров. Современный двигатель на постоянных магнитах позволяет первому российскому высокоскоростному поезду разгоняться до 400 км/ч. Все элементы конструкции состава рассчитаны на эксплуатацию в температурных пределах от -40 до +50. И самое главное: этот поезд производится в России! Здесь 4 класса обслуживания, от туристического до первого, с разным набором услуг, но независимо от класса все пассажиры едут с одинаковой скоростью.
Ногинск
Через 24 минуты первая остановка - Ногинск. Известно, что территории с высокой транспортной доступностью развиваются значительно быстрее, а инвесторы охотнее вкладывают средства в объекты с развитой инфраструктурой. Благодаря появлению ВСМ в Ногинске появились новый индустриальный парк и жилой район. Площади индустриального парка начали осваиваться инвесторами еще до запуска первого участка ВСМ – сказалась близость к Москве, многие решили перенести сюда офисы, так как аренда здесь дешевле. Количество новых рабочих мест превысило 5 тысяч, а Ногинск превратился, по сути, в один из районов Москвы – ВСМ выполняет функции метрополитена, за 30 минут доставляя жителей города в центр столицы. Возможность таких преобразований подтверждают и эксперты: по словам вице-президента фонда «Центр стратегических разработок» Натальи Труновой, любое развитие ВСМ должно быть связано не только с формированием и совершенствованием транспортной системы в целом, но и с экономическим улучшением центров и подцентров.

Несколько минут стоянки – и поезд идет дальше. Отдельно следует сказать о железнодорожном пути: вместо привычного всем балласта - так называемой насыпи, рельсы закреплены на бетонном основании. Такой вид полотна - безбалластный - экономичнее, надежнее и долговечнее. Эксперты пришли к выводу, что этот вариант лучше других подойдет для поездов с такими скоростями и российских климатических условий. К тому же, при его разработке учитывался европейский и китайский опыт эксплуатации безбалластного пути.
Зарубежный опыт. Милтон-Кинс
ВСМ "Москва-Казань" действительно вдохнула новую жизнь в территории, через которые проходит. Главное, чтобы этот импульс поддержали местные власти, которые должны постоянно улучшать условия для ведения бизнеса. Мир знает несколько примеров, когда высокоскоростное движение так сильно меняло экономические условия, что на месте крошечной деревни - или вообще на пустыре - возникали целые города. Как, например, Милтон-Кинс в Англии. Благодаря скоростной железнодорожной линии, от города до центра Лондона можно добраться всего за полчаса. Милтон-Кинс оказался настолько привлекательным для инвесторов, что в город перебрались офисы целого ряда крупных международных компаний. Так крошечная деревушка всего за сорок лет превратилась в деловой центр мирового уровня
Орехово-Зуево
Еще 10 минут - и поезд уже в Орехове-Зуеве. Здесь, как и во всех городах, через которые прошла ВСМ, построили суперсовременный вокзал, рядом с которым вырос новый жилой район на почти 15 тысяч человек. Им есть где работать (индустриальный парк обеспечил появление более 7 тысяч новых рабочих мест) и где отдыхать: большие территории позволили создать здесь практически Сафари-парк, где комфортно как животным, так и людям, а благодаря высокой скорости добраться сюда из центра столицы можно всего за полчаса, точнее - за 34 минуты.
Контактная сеть
Наше путешествие продолжается. В пути до следующей станции мы снова изучаем техническую «начинку» ВСМ. Еще один важнейший элемент пути - контактная сеть. Специально для ВСМ разработали новый тип сети - КС-400, в которой используется целый ряд новейших для нашей страны технических решений, в том числе контактные провода из сверхпрочных сплавов. Эта и другие выскокотехнологичные составляющие магистрали производятся на российских предприятиях.
Петушки
Еще 11 минут - и мы в Петушках. Пересекли административную границу Московской и Владимирской областей. Здесь удивительно красивый вокзал, а недалеко от станции - новый реабилитационно-профилактический комплекс для пожилых пациентов, расположенный прямо в лесном массиве. Теперь дорога до центра столицы занимает у местных жителей всего 40 минут!
Владимир
Через 15 минут после Петушков и всего через час после отъезда из столицы - Владимир. Вокзал ВСМ построили на окраине города, однако благодаря тому, что здесь появился, фактически, новый городской район площадью 500 га, окраина превратилась во второй центр – современный и технологичный. Число желающих насладиться достопримечательностями Владимира и Суздаля выросло почти в три раза, а общее число туристов, посещающих Владимирскую область, превысило 10 миллионов человек в год.
Искусственные сооружения ВСМ
На всем протяжении ВСМ построены 683 искусственных сооружения - эстакады, путепроводы и мосты. Большинство из них – унифицированные, что снизило общую стоимость проекта. Создание системы унификации стало еще одним прорывом - впервые наши инженеры создали типовые проектные решения для железнодорожной инфраструктуры со скоростями движения до 350 км/ч. Длина искусственных сооружений ВСМ - 162 км, это 21% от общей протяженности магистрали. Благодаря этому ВСМ полностью отделена от других видов коммуникаций (к примеру, полностью отсутствуют автомобильные железнодорожные переезды), все это снижает риски возникновения нештатных ситуаций.
Ковров/Доброград
Следующий пункт нашего путешествия абсолютно уникален. К югу от Коврова появился Доброград. Первый в России частный город. Площадь жилой застройки - 1500 га, индустриальный парк на 10 тыс. рабочих мест, огромный рекреационный комплекс и новый аэропорт для Владимирской области.
Внеклассные мосты
И снова об искусственных сооружениях. К сожалению, применить унифицированные решения можно не всегда. В некоторых случаях особенности рельефа требуют создания уникальных проектов - так называемых внеклассных сооружений. На ВСМ их пять, это мосты: через Волгу (длиной 4576 м), Оку ( 2650 м) и Суру ( 2964 м), а также сразу два - через Клязьму ( 1817 м и 9424 м).
Гороховец
Следующая остановка - Гороховец. В этом древнем (основан в XII веке) городе на берегу Клязьмы – множество архитектурных достопримечательностей разных эпох. Так что, бродя по центру Гороховца, можно прикоснуться к истории. С запуском ВСМ этот старый купеческий город стал известен на всю страну своим развлекательным кластером. В полутора часах езды от центра Москвы теперь собраны парки развлечений разных концепций: парк аттракционов, площадки для проведения тематических фестивалей и т.п. Теперь отсюда до Нижнего Новгорода – полчаса на поезде, а до Москвы – 1,5 часа!
Строительные материалы
Пока наш поезд летит к следующей станции, вспомним еще несколько цифр. На ВСМ «Москва-Казань» использовалось большое количество российских строительных материалов, что дало дополнительный толчок к развитию многих производств. На прокладку линии ушло свыше 20 миллионов кубометров бетона - сборного и монолитного, полтора миллиона километров кабеля, почти 80 миллионов кубометров грунтов, около 25 миллионов кирпичей и почти 250 тысяч тонн рельсов.
Дзержинск
Химическая столица России с приходом ВСМ получила мощный импульс развития малого и среднего бизнеса - на площади в 20 га развернулся малый производственный парк. В целом появившийся в Дзержинске новый производственный кластер создал около 8 тысяч новых рабочих мест. На этапе проектирования у многих возникал вопрос, зачем создавать новый промышленный кластер там, где уже сконцентрированы несколько производств. Ответ на этот вопрос дает вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Косой: «Оценка агломерационных эффектов показала, что наибольшую отдачу дает увеличение плотности экономической деятельности на территории, по которой проходит ВСМ». Добраться до Нижнего Новгорода жители Дзержинска могут за 20 минут, а до Владимира – менее чем за час.
Экономический эффект строительства
Строительство ВСМ отразилось на экономике страны. Выросли объемы производства продукции металлургической промышленности - почти на 200 млрд руб, в сфере транспорта и связи – на 124 млрд руб, в добыче полезных ископаемых – более чем на 100 млрд руб. На 322 млрд вырос объем потребления домохозяйств (люди, занятые на строительстве ВСМ, а также работники предприятий, поставлявших для проекта свою продукцию). Общий прирост промышленного производства превысил два триллиона рублей! И еще один важный показатель: 85% сырья, материалов и оборудования для строительства ВСМ - российского производства!
Нижний Новгород
Наш состав прибывает на вокзал ВСМ Нижнего Новгорода всего через 2 часа 30 минут после отправления из Москвы. Конечно, размещать в центре большого города индустриальный парк никто не стал, а вот ультрасовременный бизнес-центр - отличное решение. Сюда переехали несколько офисов крупных компаний, в том числе международных. Новый транспортный сервис увеличил количество путешественников, ведь еще опыт запуска «Сапсана» между Москвой и Петербургом доказал: высокоскоростные поезда не перетягивают пассажиропоток у авиации, а генерируют новый спрос на поездки, увеличивая число путешественников между городами.
BIM-технологии
ВСМ дала толчок не только развитию промышленности, но и внедрению новых технологий. Ее строительство велось с использованием BIM – технологий информационного моделирования. Мощные компьютерные системы создают трехмерную модель нового здания или сооружения, учитывая не только архитектурно-конструкторскую информацию, но также экономические, нормативные и любые другие данные, имеющие значение. Все участники проекта - заказчик, архитекторы, инженеры, дизайнеры в режиме реального времени видят все вносимые изменения. Искусственный интеллект выбирает оптимальные строительные решения и сразу определяет реальную стоимость работ. BIM-технологии позволяют экономить не только время, но и деньги.
НН-Аэропорт
ВСМ - это вообще одна большая история про экономию времени. К примеру, время в пути от центра Нижнего Новгорода до следующей станции - Аэропорт Стригино - всего 9 минут! Сам аэропорт стал пятой воздушной гаванью московского транспортного узла. За счет объединения в одном ТПУ разных видов транспорта: железной дороги, авиации и автомобильного транспорта, сюда привлекается больше пассажиров, а, значит, и окупаемость проекта будет выше.
Экология
Создатели магистрали сделали все, чтобы проект был максимально встроен в существующую экоструктуру и был удобен и людям, и животным. Для этого еще на стадии проектирования для ВСМ выбрали «зеленые стандарты», которые подразумевают минимальное воздействие на окружающую среду. Там, где такое вмешательство был неизбежно, о фауне позаботились: создали почти 100 зверопроходов для мелких и крупных животных, засеяли луга травами и садовыми деревьями, в опорных точках строительства магистрали создали 97 локальных очистных сооружений, возвели 300 км шумозащитных экранов высотой от 3 до 6 м.

Еще один важный показатель - выбросы СО2. И здесь ВСМ тоже нет равных: за каждую сотню пассажирокилометров высокоскоростная магистраль производит всего 4 кг диоксида углерода, в то время как автотранспорт - 14 кг, авиационный транспорт - целых 17! Дышим полной грудью!
Энергоэффективность
Дополнительное преимущество ВСМ перед другими транспортными системами - энергоэффективность. По количеству перевезенных пассажиров за 1 кВт-ч на 1 км высокоскоростная магистраль (170) втрое превосходит региональные поезда и автомобильный транспорт (по 54) и в 8,5 раза - авиационный (20).
Нива
Поезд подходит к станции Нива. Здесь появились крупнейший в стране арт-парк, а еще - фестивальная площадка, которая собирает десятки тысяч зрителей и участников. Именно здесь впервые удалось создать действительно идеальное место для проведения фестивалей – локация, которая позволяет сохранять покой для местных жителей и проводить крупные фестивали с комфортом для участников. Там предусмотрены стационарная сцена, гостиничный комплекс, большая парковка и вся инфраструктура. Благодаря ВСМ до фестивальной столицы России можно добраться из Казани за час, а из Нижнего Новгорода - всего за 22 минуты.
Полянки
На станции Полянки и в соседних с ней деревнях не будет никакого делового центра. Потому что сюда люди приезжают не работать, а отдыхать! Окрестные леса и озера, красивая река Сура располагают к долгим прогулкам, воздушным и солнечным ваннам, замечательной уловистой рыбалке. Именно поэтому здесь, на сурском правобережье, появился рекреационный центр, который предлагает отдых на природе на любой вкус.
Зарубежный опыт. Лион
Полюбовавшись открывшимся с моста через Суру видами, едем дальше, в сторону Чебоксар. До столицы Чувашии всего 17 минут, а до - Казани 47! Большие, развитые города тоже могут серьезно выиграть от появления ВСМ. Так же, как, к примеру, французский Лион после открытия линии «Париж-Лион-Марсель». Успешным был весь проект, но в Лионе, где территорию вокруг станции решили превратить в бизнес-квартал - особенно. За первые 10 лет существования ВСМ вокруг лионской станции построили миллион квадратных метров офисных площадей. Этот район стал вторым по масштабам бизнес центром Франции после парижского делового квартала Ла Дефанс.
Чебоксары
Станция Чебоксары на самом деле располагается несколько южнее главного города Чувашской республики - в поселке Кугеси. Именно здесь и разместился главный инфраструктурный проект, появившийся благодаря приходу ВСМ - это индустриальный парк площадью свыше 100 га, который дал Чувашии почти 9 тысяч новых рабочих мест. Здесь все последние годы идет активное строительство жилья. При сохранении нынешних темпов развития численность населения Кугесей и прилегающих деревень может достичь 35 тысяч человек.
Зарубежный опыт. Весь мир
Высокоскоростные магистрали – это визитная карточка государства, которая показывает уровень его технологического и экономического развития. На сегодня страной-лидером по протяженности ВСМ является Китай – Поднебесная уже создала сеть длиной почти в 27 тыс. км. Ну а первые высокоскоростные железные дороги – синкансэн – и поезда для них появились в Японии в начале 60-х. В Стране восходящего солнца на сегодня построено свыше 3 тыс километров ВСМ. Европейский лидер по протяженности ВСМ – Испания.
Помары
15 минут назад мы были в Чебоксарах, еще через 15 минут - Казань. При этом и Чебоксары, и Казань, и Помары располагаются в разных субъектах федерации - Чувашии, Татарстане и Марий Эл соответственно. Гармоничное развитие прилегающих к станциям территорий невозможно без эффективного взаимодействия руководства регионов. У станции «Помары» появился индустриальный парк площадью 85 га, а территория под новые жилые районы приближается к 350 га. Перспективная численность населения новых районов - почти 90 тысяч человек. Столь внушительная цифра объясняется просто - недвижимость в Помарах, даже в новых кварталах, стоит значительно дешевле, чем в Чебоксарах и в Казани. Поэтому многие жители соседних больших городов просто переехали сюда: кто-то жить, а кто-то - и жить, и работать. Одно из самых ярких впечатлений от путешествия по ВСМ – это преобразования, которые произошли в небольших городах и поселках, через которые прошла магистраль.
Будущее ВСМ
Поезд летит к конечной остановке нашего путешествия. Но развитие российских высокоскоростных магистралей на ней не остановится.В будущем сеть ВСМ на Западе страны будет сопряжена с действующими европейскими линиями, а на Востоке - с китайскими. У этого грандиозного проекта даже название уже есть – «Евразия». Как заявил первый заместитель генерального директора РЖД Александр Мишарин, «Евразия» объединит трансматериковую сеть высокоскоростных железных дорог общей протяженностью в 50 тысяч км! Объемы транзита грузов по территории России вырастут в несколько раз. У российских производителей появится сильнейшее конкурентное преимущество – возможность быстро и безопасно доставить свою продукцию на ведущие мировые рынки.
Казань
А Казань (куда мы уже прибыли, кстати, всего за 3,5 часа) останется красавицей вне зависимости от того, начальной (конечной) станцией ВСМ она будет или лишь промежуточной. Новое роскошное здание вокзала ВСМ в столице Татарстана располагается недалеко от станции метро «Северный вокзал». В городе не так много свободных территорий, однако полтора гектара земли для нового ультрасовременного бизнес-центра все-таки нашлись.
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru
Made on
Tilda