Дислексия у взрослых

Дислексия у взрослых — это неспособность связать звуки слов с буквами, из которых состоят слова. Она считается неспособностью к обучению, но не имеет отношения к интеллекту, и также не связана с проблемами зрения

Алена Парецкая
Врач-патофизиолог,
иммунолог
Евгений Мосин
Врач-невролог высшей категории
Дислексия – одна из наиболее распространенных проблем с обучением, освоением родного языка. Проблема затрагивает чтение, орфографию и обработку информации, в той или иной мере возникая примерно у 10% населения. Дислексия часто возникает в сочетании с другими состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ или СДВ), дисграфия и дискалькулия. Дислексия обычно диагностируется, когда ребенок впервые идет в школу и испытывает трудности с этими навыками. Но как пожизненное состояние симптомы могут сохраняться или впервые развиваются в зрелом возрасте.
Дислексия у взрослых может проявляться разными и неожиданными вариантами. Симптомы дислексии у взрослых могут затруднить достижение успехов в таких сферах, как карьера и отношения, и приводят к заниженной самооценке, особенно если диагноз не поставлен в детстве и лечение не проводилось много лет.

Дислексия – это нарушение способности к чтению, которое возникает у людей с нормальным интеллектом. Это нарушение чтения, несмотря на интеллект, мотивацию и образовательные возможности, которое возникает, когда мозг не распознает и не обрабатывает определенные символы должным образом. «Dys» означает «трудность», а «lexia» означает «слова», таким образом, «дислексия» означает проблемы со словами.
Дислексия – это заболевание, от которого страдают миллионы людей во всем мире. Приблизительно 5 - 17% населения мира страдают дислексией различной степени. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный язык. Это пожизненное состояние, поэтому проблема может по-разному влиять на человека на разных этапах жизни. Даже если ребенок-дислексик с большим трудом справляется с обычной школьной работой, он может интересоваться другими аспектами, такими как спорт или внеклассные занятия. Именно здесь ребенка нужно сильно воодушевить, чтобы он смог преодолеть заниженную самооценку и тогда он реализуется в жизни. Если проблему не обнаруживают в начальных классах, дети с дислексией вырастают и становятся взрослыми, страдающими дислексией. От этой болезни нет лекарства, и они должны научиться компенсировать свои проблемы.

Среди людей с дислексией и необычайным интеллектом выделяются Альберт Эйнштейн, Александр Грэм Белл, Томас Эдисон, Уинстон Черчилль, Бенджамин Франклин, Вольфганг Амадей Моцарт и Джон Леннон.

Причины дислексии у взрослых

Выделены нейроанатомические особенности людей с этой проблемой. Дислексия возникает из-за нарушения способности мозга переводить изображения, полученные от глаз или ушей, на понятный, родной язык. Было доказано, что мозг человека с дислексией структурно и функционально отличается от мозга других людей. Исследования показали, что врожденная структура нервной системы мозга, связанная с развитием умственных способностей, у дислексиков отличается, и это основная причина патологии.

Система проводки мозга или нервные пути – это структуры, которые кодируют информацию, получаемую органами чувств. Они сохраняет ее в мозге для дальнейшего усвоения. Эта информация позже используется для оценки ситуаций и разработки моделей реакции на ситуации, улучшения мышечной координации в соответствии с ситуациями или даже для помощи в понимании и осмыслении постоянных потоков информации, которые мозг получает в отношении повседневной деятельности, работы и т.п. У человека с дислексией даже эти незначительные акты понимания и использования могут потребовать гораздо больше времени и навыков, чем у обычного взрослого.
Также дислексия была связана с генетическими причинами. Согласно исследованию, проведенному М. Нотеном и другими, неспособность выучить написанное может быть связана с генами на хромосомах 6 и 15.

Симптомы дислексии у взрослых

Есть три основных типа дислексии. У большинства людей отмечаются признаки всех трех типов, обычно на разных уровнях.

Диснемкинезия – данный тип связан с моторикой и с трудностями в понимании того, как нужно правильно писать буквы. Люди с этим типом обычно пишут буквы задом наперед.

Дисфония – этот тип включает проблемы слушания или расстройства слуховых навыков. Она также вызывает трудности с произношением слов или пониманием незнакомых слов.

Дизедезия – этот тип затрагивает формирование визуальных навыков, вызывает трудности или неспособность распознать либо понимать написанные слова. Это также формирует трудности при распознавании слов по звуку.

Некоторые симптомы дислексии у детей старшего возраста и взрослых включают проблемы:

  • с чтением;
  • с решением математических задач;
  • с запоминанием.

Взрослые с дислексией также не могут внятно составить краткое изложение истории, которую они слышали или читали, могут быть проблемы с пониманием шуток и идиом. Иногда проблемы с чтением у взрослых с дислексией незаметны, поэтому это состояние могло не быть диагностировано в детстве.

Помимо этих симптомов, мешать повседневной работе могут другие проблемы:

  • человек с трудом может сосредоточиться на одной задаче;
  • старается избегать встреч, которые касаются планирования;
  • испытывает затруднения или ступор, если его попросят заполнить длинную форму;
  • остро реагирует на свои ошибки, навязывая себе строгие правила;
  • лучше учится визуально или через тактильный опыт, повторение;
  • легко подвержен стрессу;
  • имеет низкую самооценку.

В целом, для дислексии типичны:

  • сложность речевых навыков, абстрактное мышление;
  • нарушение зрительно-моторной координации;
  • плохая концентрация, восприятие и память;
  • нарушение социальной адаптации.
Эти проблемы приводят к тому, что ребенок получает плохие оценки и классифицируется как не успевающий. Из-за этого ребенка с дислексией часто называют ленивым, с низким интеллектом и немотивированным. В конце концов, это влияет на личность, что приводит к заниженной самооценке уже у взрослых.

Лечение дислексии у взрослых

После того, как врач-невролог или логопед, психолог оценят тяжесть дислексии, они составят план лечения, который поможет человеку управлять своим состоянием.

Диагностика

Врачи общей практики не диагностируют дислексию. Обычно это не считается заболеванием или физическим дефектом, но требует оценки и оказания помощи у психолога, невролога или логопеда. Специалист проведет оценку и поставит диагноз. Дислексия у взрослых имеет множество симптомов, которые обычно требуют личной консультации, поэтому не стоит ставить диагноз по интернет-тестам.

Специалист может провести несколько видов тестов, чтобы определить уровень или серьезность дислексии. Эти тесты могут включать:

  • проверку зрения и слуха;
  • тест по чтению;
  • психологические тесты;
  • анкеты об образе жизни или работе.

Другие состояния и проблемы, которые часто встречаются у людей с дислексией, включают:

  • синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ);
  • проблемы с организацией;
  • диспраксия или проблемы с базовой координацией;
  • краткосрочные проблемы с памятью.
Читайте также
Тревожное расстройство
Специалисты уверяют, что переживать и тревожиться — это нормально и даже полезно. Но иногда под маской тревоги и беспокойства могут скрываться такие серьезные нарушения в психике, как тревожное расстройство

Современные методы лечения

План лечения может включать:

  • обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения, что очень важно при дислексии в любом возрасте;

  • трудотерапия поможет научиться обходить и решать проблемы, которые вызывает дислексия на рабочем месте;

  • просьба произносить инструкции, а не писать их текстами, которые помогут распознать информацию и запомнить ее;

  • дополнительное обучение предметам или задачам, которые доставляют дискомфорт.
Технологии также могут быть важной частью лечения дислексии, особенно для работающих взрослых. Вот некоторые вещи, которые могут помочь:

  • запись встреч или важных разговоров, чтобы послушать их позже, если вы пропустили важную информацию;

  • помощь приложений и программного обеспечения для преобразования речи в текст, чтобы вам не приходилось писать или вводить все;

  • использование корпоративных приложений или электронных органайзеров, чтобы держать вас в курсе и свести к минимуму отвлекающие факторы.
Неотъемлемой частью лечения дислексии является обучение или репетиторство для улучшения навыков чтения. Фото: pixabay.com

Профилактика дислексии у взрослых в домашних условиях

Дислексия – это пожизненное состояние, поэтому первым шагом в лечении является раннее распознавание и вмешательство, за которым следует мультисенсорный подход к обучению и эмоциональная поддержка.

Популярные вопросы и ответы

Мы обсудили проблему с врачом-неврологом высшей категории Евгением Мосиным.
Если дислексия не распознана в детстве — это плохо?
Чем раньше у ребенка с дислексией будет диагностировано состояние, тем легче психологам помочь им. При надлежащем руководстве ребенок с дислексией может в значительной степени преодолеть свои трудности и добиться лучшей жизни. Это делается в двухэтапном подходе. Первый этап – обучение ребенка с использованием процедуры мультисенсорного обучения. Второй этап – эмоциональная поддержка со стороны консультанта и родителей.
Чем можно помочь людям с дислексией?
На рынках доступны некоторые вспомогательные технологии, которые могут помочь людям с дислексией в чтении, письме, математике и организации. Примеры:

  • компьютерное программное обеспечение для написания или чтения текстов;

  • приложения на портативных электронных устройствах для чтения текстов, общения и организации работы и обучения;

  • специализированные устройства, такие как ручки и сканеры, калькуляторы или говорящие словари, для решения повседневных задач;

  • программа распознавания голоса, в которой вы можете диктовать свои идеи, и они будут переведены на экран компьютера.
Каковы осложнения дислексии?
Проблемы адаптации и беспокойства. Люди, страдающие дислексией, часто ведут себя непоследовательно. То, что они могут делать хорошо сегодня, им трудно повторить в другой день. Даже если они делают ошибки в своих выводах, природа ошибок может каждый раз меняться, сбивая с толку как людей с дислексией, так и их наставников. Следовательно, часто человек с дислексией в течение дня испытывает большее беспокойство, чем любой другой человек с ограниченными возможностями.

Социальные и эмоциональные проблемы. Было замечено, что люди с дислексией менее зрелы в социальном и эмоциональном плане, чем их сверстники. Это может привести к ухудшению самооценки и меньшему принятию со стороны сверстников. Человек с дислексией может по-разному реагировать на социальные ситуации из-за своей социальной незрелости, вызывая смущение у других. Позже, когда язык становится одним из важных способов выражения, человек с дислексией может чувствовать себя неспособным устанавливать эмоциональную связь и социальные отношения.

Некоторые другие эмоции, которые чаще всего испытывают люди с дислексией, – это гнев на себя и других, депрессия из-за неспособности приспособиться к окружению и разочарования из-за невозможности выполнять свои функции так, как им нравится.
Читайте также
Заболевания нервной системы
Заболевания нервной системы распространены среди всех возрастов. Многие люди даже не догадываются, что их состояние связано именно с патологией нервной системы. О диагностике и своевременном лечении узнаем у экспертов
Фото на обложке: pixabay.com

А вы сталкивались с подобным диагнозом? Что рекомендовали врачи? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda