«Комсомолка» и блогеры отправились на поиски полумифического народа, следы которого теряются в горах Алтайского края и соседней республики
Наш журналист в компании шести блогеров отправился в очередную автоэкспедицию «Комсомольской правды», чтобы познакомить читателей с красотами Сибири, а также с мифологией. Наша цель: собрать информацию о загадочном народе — белой, или белоглазой чуди, следы которого теряются в Сибири. Погрузитесь в наше мистическое путешествие с этим репортажем.
Предания гласят, что народ под названием белоглазая чудь обитал почти на трети нашей страны. Его представителей видели и на Архангельской земле, и на Ямале, и на Урале, и на Алтае. Рассказывали о народе этом русичи в «Повести временных лет», финны в своих сагах, коми в песнях… Упоминания о чуди встречаются и у художника-мистика Николая Рериха, и у сказителя Павла Бажова. Впечатление такое, будто чудь жила везде, но в каждом месте она была своя.
Есть версия, что эти люди были коренастыми альбиносами с белой радужкой глаз и волосами снежного цвета. Этакие славянские гномы да еще и сказочно богатые. Легенды гласят, что сокровища свои они прятали под землю. Туда же ушли и сами. Всем народом. И не осталось от чуди никаких следов. Живут себе где-то в подземном городе, а возле входов в таинственные подземелья поставили стражников, чтобы не добрались чужаки до богатств.
Есть же и совсем другое описание. В алтайской мифологии чудь описана как племя гигантов. С пояснением: есть чудь подземная, а в горах Алтая жила чудь небесная — великаны, которые охраняли сокровища и были подобны ангелам: «Именно чудь небесная была среброглаза и названа чудью белоглазой. А у подземной чуди — черные глаза».
В общем, версий о том, как выглядел народ, — масса. Будем разбираться уже на месте.
Отправиться в путешествие из Новосибирска в Томск, Кемерово, Чемал, на Телецкое озеро или в Белокуриху, можно даже не имея собственного авто, с помощью сервиса поминутной аренды «Делимобиль». Каршеринг отменил ограничение по стажу, так что водителем кроссовера или седана из автопарка сервиса может стать любой обладатель водительского удостоверения.
По сравнению с собственной машиной плюсы очевидны: водителю не придется беспокоиться о заправках, техническом обслуживании или мойке машины — все уже включено в стоимость аренды. Машины новенькие, блестят на солнце и так и просятся в инстаграм — такое авто только украсит снимки из вашего путешествия.
— Я впервые пользовался каршерингом и был приятно удивлен. Удобство сервиса заключается в том, что все делается с помощью мобильного приложения. Например, на регистрацию ушло всего полчаса, а открывал и закрывал двери Kia Sportage я с помощью смартфона. В тех местах, где проходил наш маршрут, была сотовая связь. Для меня было непривычно, что в кармане нет ключей от машины, зато мой смартфон всегда под рукой. Главное в погоне за впечатлениями — не посадить батарею и иметь с собой заряженный Power Bank, тогда точно никаких сюрпризов не будет. Еще одним удобством оказалось то, что приложение «Делимобиль» само напомнило, что бензина в баке осталось меньше 20% и пора заправиться. На карте удобно обозначены ближайшие АЗС. Когда подъехал к заправке, приложение сгенерировало пин-код для топливной карты. А после заправки — следующий отрезок маршрута, — поделился впечатлениями блогер-телеведущий Сева Мокин, который был в нашей команде.
Из книги «Чуйские были»
советского писателя Вячеслава Шишкова
«Ям много. То в одиночку встречаются, то по две, то по три. Иногда их целая улица в два проезда. Говорят, что это жилища, юрты живших здесь людей — чуди алтайской. Вот много камней столбами стоят — это их кладбище. Вон в стороне от дороги большой камень стоит — тут богатырь зарыт. Вот и говорят, что в этих ямах жили люди. А потом прошел слух, что белое дерево на земле появилось — белая береза. Слух прошел, что вместе с деревом где-то белый царь народился, которому дано их покорить. Они очень испугались. Они сказали: «Пришло время умереть добровольно». Сделали над жилищами помосты на деревянных столбах, нагрузили помосты камнями, зашли каждый в свою яму, помолились, распрощались друг с другом и подрубили деревянные столбы. Камни рухнули на них и задавили. Так старики сказывают…»
Сэкономить время на сборы и бюджет поможет сервис предзаказа гипермаркетов «Лента». Очень удобно — не надо бегать по магазину и соображать в последний момент, не забыл ли ты что-то купить. За несколько минут можно сложить товары из каталога в корзину. Услуга доступна авторизованным пользователям сайта сети. После авторизации клиент получит доступ к 80% ассортимента товаров, в том числе алкогольным напиткам. Стоимость аналогична цене в магазине с учетом акций и скидок по карте постоянного покупателя.
После того как заказ сформирован, остается выбрать удобное время для самовывоза, приехать в гипермаркет, без очередей забрать и оплатить покупку.
Первая наша остановка — Белокуриха. Так как представители мифического народа были альбиносами, все, что связано с белым цветом, нас интересовало. Вот мы и сделали привал в этом красивом алтайском городе-курорте.
У подножия горы Церковки в Белокурихе расположен санаторий «БелокурЪ». Гидромассажная ванна и фитобочка — самое то после горных высот, дождя и прохлады. Чувствуешь себя заново родившимся. А после можешь искупаться в бассейне под открытым небом, который возведен прямо на камнях над стремительной речкой Белокурихой. А из окон любого номера — только виды леса и шум реки. Релаксируйте и наслаждайтесь.
Одна из главных достопримечательностей Белокурихи — гора Церковка. Она же считается мистической.
— Если очертания скалы кого-то напоминают, то она становилась для алтайцев особенной, наделенной мифическими свойствами. Алтайцы Церковку называли «каача», что в переводе значит «святая» или «господствующая», потому что с одной стороны Церковка напоминает купол, а с другой, восточной, — профиль монголоидного человека. Для алтайцев это был хозяин горы, — рассказала нам хранительница местного музея Тамара Батуева.
Только мы добрались до верхней станции канатной дороги, как вдруг над нами громыхнуло. Ясное небо моментально заволокло грозовыми тучами, а в небе замелькали молнии. Погода, неужели ты хочешь нам помешать?
Ни одно автопутешествие не обходится без вещей, которые могут пригодиться в поездке. В нашем случае это были пакеты со снедью, запас воды, кофры с аппаратурой, дорожные сумки и даже чемоданы. У такой большой компании, как наша, все это добро едва ли уместилось бы в багажники наших машин, если бы не полезный аксессуар, который пришел нам на помощь.
Собираясь в дорогу и учитывая все нюансы долгой поездки, команда приняла коллективное решение — обзавестись автобоксом. Выбор пал на отечественного производителя автоаксессуаров — Carl Steelman.
Конструкция обтекаемой формы из прочного пластика идеально встала на крышу внедорожника, который сопровождал наших путешественников на протяжении всей поездки.
Более того, аксессуар надежно защищал груз от внешних воздействий, включая проливные дожди, под которые мы попали в ходе нашей экспедиции.
Вообще, жители Белокурихи и Алтая верят, что живут в полумистическом месте. Бывает, тут и люди пропадают бесследно. Жители рассказывают в основном байки, конечно. Но есть и реальные истории, о которых писали мы на страницах «Комсомолки». Например, в 2009 году здесь бесследно исчезла 30-летняя врач из Новосибирска. 11 лет прошло, а зацепок нет.
— Считается, что здесь можно затеряться, если отправиться на прогулку в одиночку. Чудь это или еще какая чертовщина, никто не знает, — предупреждают нас жители Белокурихи.
Любитель Алтая художник-мистик Николай Рерих загадке чуди посвятил даже картину. Она так и называется «Чудь под землю ушла». Написана в 1928 — 1930 годах. По легенде, его вдохновил седовласый старовер, который, указывая на камни, сказал: «Вот здесь и ушла чудь под землю… Только не навсегда ушла. Когда вернется счастливое время, придут люди из Беловодья».
Беловодье — мифическая страна, которая в русских преданиях ассоциировалась со свободой, раем, еще ее называли русской Шамбалой. И вот именно на Алтае Рерих и пытался найти это райское местечко.
— В саму Белокуриху Рерих не заходил, но дважды был рядом — в 8 и 14 километрах от современного курорта. Сначала он прошел по селу Алтайское и отправился в Усть-Коксу, а из Усть-Коксы — в Солонешенское. Он сравнивал Кавказские и Алтайские горы и считал, что на Кавказе они тоже красивые, но там обрывы, камнепады, а Алтайские горы называл добрыми и искал Шамбалу именно тут. Может, и вам стоит поискать следы белоглазой чуди в тех краях, — предлагает нам краевед Тамара Батуева.
И мы решили идти по следам художника.
Путешествие, а тем более по горам, всегда связано с риском. Поэтому очень важно взять с собой небольшую аптечку. В нее можно положить спрей-заморозку «АктивАйс», который моментально снимет болевые ощущения от ушибов и растяжений. Еще один незаменимый помощник — «Алтайская звездочка», она спасет вас при укусах насекомых. И не забывайте, что ночью в горах температура опускается до минусовой отметки, поэтому «Согревающий бальзам для тела» — еще один помощник в вашем путешествии, чтобы избежать переохлаждения.
Чтобы пройти путем искателя Беловодья, сейчас не нужно тратить много времени. Если Николаю Рериху приходилось подниматься на высоту 800 метров конными тропами, то сегодня на вершину ведет извилистый серпантин с 62 поворотами. Зрелище впечатляющее.
— Экспедиция Рериха проходила именно здесь, так что вполне вероятно, что вы на правильном пути. Кто знает, может, свои картины он писал, вдохновляясь нашими горами, а потом направился к священной горе Белухе, — предположила пресс-секретарь АО «Курорт Белокуриха» Станислава Ваулина.
Сейчас не осталось ни одной тропинки, по которым восходил в гору Рерих. Вокруг цивилизация. Горы, удобные для человека.
— Ведется обсуждение о создании второго Чуйского тракта, по которому путешественники смогут проехать из Алтайского края до Белухи, посмотрев по пути основные достопримечательности региона, — описывает планы компании наш гид.
Чуйский тракт — одна из самых красивых дорог мира. Ездить по этому ровному серпантину можно долго. И конечно, захочется передохнуть: вкусно поесть, выпить кофе. Запоминайте адрес: если ваш путь лежит через село Троицкое, там находится уютный гостеприимный трактир «Ника», где любой путник сможет отведать аппетитный стейк из семги, наваристый борщ, сочные манты, свежую выпечку и многое другое. А еще там варят натуральный кофе, который поможет взбодриться во время долгой дороги.
Если необходимо заправиться здесь и сейчас, а до партнерской заправки «Делимобиль» не добраться, вы можете заправиться смело на любой другой заправке, но предварительно позвоните в службу поддержки «Делимобиль». Направляйте чек с заправки на е-mail каршеринга и вам возместят затраты бонусами на личный счет.
АЗС «НИКА» — одна из самых удобных сетей заправочных станций. Вы будете встречать ее часто на протяжении пути по Алтайскому краю и Республике Алтай, на основных туристических точках. На АЗС можно заправить автомобиль качественным бензином: АИ-92, АИ-95 и дизельным топливом. На АЗС также есть мини-маркеты, в которых можно купить что-то для перекуса. Автозаправочные станции расположены в 19 населенных пунктах Алтая, что делает их надежным ориентиром на маршруте путешественников. Самые отдаленные АЗС: недалеко от границы с Монголией — в селе Акташ Улаганского района Республики Алтай, на северо-востоке Алтайского края — на границе с Кемеровской областью, в селе Ельцовка, на юго-западе — в селе Солонешное, у границы с Республикой Алтай. Рассчитывают безналом, работают круглосуточно. В общем, очень комфортная заправка.
Следующая точка нашего маршрута — Мишина гора. Говорят, с ней рядом когда-то стояла деревня староверов, в тайге обитали дикие животные, а у безымянной горы жил миролюбивый медведь, который охранял ее. Отсюда и название — Мишина.
Сейчас от деревни не осталось и следа, так что староверов мы не встретили. Вместо них — современный горнолыжный комплекс. На самой вершине красуется надпись «Алтайская Шамбала».
Путешествуя по живописной дороге, мы не заметили, как оказались в Республике Алтай. Может, тут что-то узнаем про полумифический народ? Как в воду глядели!
К вечеру наша команда оказалась в деревне мастеров и ремесленников Аскат, где нас согласился приютить земляк из Новосибирска Константин Кошкин.
Устав после долгой дороги, мы за чашкой ароматного травяного чая «Алтэя» погружались в атмосферу Алтая, впитывая его энергетику и слушая легенды об упавшей поблизости от Аската стреле Сартакпай и о Белом Богатыре, который спит за створками каменных ворот.
Любая экспедиция требует сил и энергии, и отличным дополнением станут перекусы из хлебцев на основе семян льна «АлтайХруст» от фирмы «Алтэя». Их легко можно взять в дорогу, и это будет действительно легко — рюкзак потяжелеет ненамного. Еще один отличный походный вариант — быстрорастворимые каши «Алтэя» — льняная, тыквенная, кедровая. Это кладезь витаминов и энергии, что так необходимо в походе.
Во время путешествия многие начинают скучать по обычной еде, мечтают о том же салате. Но чем его заправить? Неужели придется покупать огромную бутылку подсолнечного масла? Мы советуем взять в рюкзак небольшую бутылочку масла холодного отжима от фирмы «Алтэя». Особенно с чесночным вкусом. Ведь чеснок укрепляет иммунитет, да и вкус у блюда получается ярко выраженный. На этом же масле можно будет и жарить.
Казалось, моросящий с самого утра дождь не даст нам погрузиться в тайны деревни ремесленников, но погода в этот раз сжалилась над нами — из-за туч показалось солнце, и мы отправились искать следы таинственного народа в Аскат.
Во время нашего путешествия столбик термометра поднимался до отметки +34. И всегда нас спасала артезианская вода DIO, которую мы предусмотрительно взяли с собой еще в Новосибирске. Во-первых, это выгодно: на всех туристических точках обычная вода продается втридорога. Во-вторых, в каких-то глухих местах магазина вообще не найти — вокруг только дали и горы. В-третьих, вода действительно вкусная, а не разбавленная газом или из-под крана. DIO — сибирская фирма, которая добывает чистейшую воду на глубине 130 метров. Три артезианские скважины расположены в лесу Академгородка, вода богата магнием и кальцием. И главное — сколько ее ни кипяти — накипи не будет! Поэтому DIO мы захватили себе домой уже и после путешествия, она идеальна для использования в кофемашинах.
Сначала посетили галерею бай-терек (в переводе означает «большое богатое дерево» или «древо жизни»). Светлана Захарова, владелица галереи, где выставлены работы местных ремесленников, рассказала о том, что ей известны случаи, когда люди, приезжающие в Аскат и не имеющие отношения к искусству, начинали творить. Чудеса, конечно, не чудь.
Еще одно место, где мог прятаться загадочный народ, обнаружилось недалеко от Чемальского тракта — настоящие каменные ворота, о которых нам рассказал Костя Кошкин. Напомним, по одной из легенд, чудь ушла под землю, засыпав себя камнями.
Огромный выступ в скале действительно напомнил вход в таинственное подземелье, а трещина в камне, расположенная по диагонали, напоминает створки. Согласно легенде, за ними спит Белый Богатырь, который покажется миру в самый тревожный момент и спасет человечество от мора и голода, а землю — от потопа или землетрясений. Белый Богатырь, подземелье, белоглазый народ… Вроде все сходится, но ворота оказались неприступны, и мы решили отправиться в место, так или иначе связанное с камнем.
И нам повезло. Свидетельства о чуди удалось узнать в Музее таинственного камня, что в селе Анос.
— Знаю такой народ, — удивила нас создатель музея Татьяна Фокина. — Народ так и называется — чудь. Когда на Алтай пришли иные племена, они притеснили чудь, которая, по преданиям, ушла в гору Белуху. Некоторые старожилы говорят, что видели странных людей в старинных одеждах, у которых даже спичек нет, близ села Верх-Уймон. А вот про белоглазых слышу впервые. Но то, что чудь вам надо искать на Белухе, — это точно.
Перед тем как сказать горному краю до свидания, наша экспедиция решила взглянуть на республику с высоты птичьего полета. Наша команда отправилась на самую доступную вершину — Малая Синюха, которая у алтайцев считается священной. Она с давних пор являлась местом поклонения шаманов богам. На ее вершину ведет пешая тропа, по которой шаманы до сих пор поднимаются, чтобы исполнить обряды, но мы решили сэкономить время и выбрали более быстрый вариант — подъем по гондольной дороге, расположенной на территории Всесезонного курорта Манжерок, которая за считанные минуты с комфортом доставляет наверх.
Многие путешественники, которые едут на Алтай из Новосибирска знают популярное место, где можно не только утолить голод и выпить чашку ароматного кофе, но и остаться на ночлег, если въехать в Алтайский край глубокой ночью.
Речь идет о комплексе придорожного сервиса «Грань Алтая», который расположился аккурат на границе двух регионов – Новосибирской области и Алтайского края.
Меню довольно разнообразное и представлено в наглядном виде на линии раздаче так, что слюнки потекут. В ассортименте салаты, горячие блюда, кулинарные изделия, а также горячие и холодные напитки. На завтраки здесь подают омлет, глазунью, молочные каши. Кроме этого, большой выбор мучных изделий – пирогов с различными начинками, блинов, кондитерских изделий. Голодным точно отсюда уехать невозможно.
С высоты 1020 метров открываются умопомрачительные пейзажи. Вокруг простираются горные хребты, покрытые лесами. Между ними, петляя, несется Катунь. А у подножия горы сияет гладь знаменитого озера Манжерок, которое воспела Эдита Пьеха.
Видимо, вектор следующей экспедиции «КП» уже задан.
Мы выражаем благодарность компании SVART за предоставление экипировки для нашей экспедиции. Если и вашей команде нужна спортивная одежда, экипировка или атрибутика, свяжитесь с менеджерами компании, и они ответят на все интересующие вас вопросы. Специалисты компании SVART подготовят для вас бесплатные эскизы и пробный образец, а затем предоставят вам качественные изделия.
А пока мы возвращаемся в Новосибирск. За окном проносятся знакомые названия: Горно-Алтайск, Майма, Сростки, Бийск…
Вторую экспедицию по поиску чуди белоглазой мы запланировали на Телецкое озеро.
Первая по величине сеть гипермаркетов и четвертая среди крупнейших розничных сетей страны. Компания развивает несколько форматов гипермаркетов с низкими ценами, которые отличаются маркетинговой и ценовой политикой, а также ассортиментом товаров местных производителей.
ТМ «Две линии» - это природная косметика с научным подходом. При создании продукции используются природные масла и экстракты, мумие, пантогематоген, мед и другие натуральные компоненты, которые щедро дарит природа Алтая. Правильное сочетание этих компонентов обеспечивает эксклюзивность состава и наделяет продукцию особыми свойствами.
ТМ «Алтэя» - это планета косметических средств, масел, чаев и каш для здорового питания, сохранения красоты и здоровья. Природа Алтая необычайно богата. Здесь можно встретить уникальные виды растений, которых нет в других регионах России. Благодаря щедрым дарам природы Алтая и была создана продукция «Алтэя».
Достойная альтернатива такси, личному и общественному транспорту. Взять машину поминутно или посуточно можно в Москве, Туле, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде и Краснодаре, при этом не нужно платить за мойку, бензин, техническое обслуживание и городские парковки.
Сеть высокотехнологичных автозаправочных комплексов в Алтайском крае и Республике Алтай. Ваш надежный партнер на маршруте путешественников.
Автобокс Carl Steelman поможет быстро решить все вопросы, связанные с надежной перевозкой спортивного и туристического снаряжения, различных вещей и грузов.
Санаторий «БелокурЪ» находится в живописном месте Алтайского края, около горной реки Белокурихи. Пансионат подходит для семейного отдыха и придерживается концепции домашнего пребывания. Небольшое число номеров создают уютную атмосферу и позволяют персоналу уделять каждому гостю особое внимание. Чтобы отдых на Алтае стал замечательным событием, приезжайте в «БелокурЪ»!
Санаторий «Катунь» - один из санаториев, входящих в состав самого большого лечебно-профилактического учреждения Алтайского края ЗАО «Курорт Белокуриха». В настоящее время «Катунь» - это 315 мест с развитой лечебной и материально-технической базой. Особенностью санатория является наличие гастроэнтерологического отделения, единственного на курорте Белокуриха.
Расположен у подножия Алтайских гор (гора Малая Синюха) на огромной территории 200 гектаров, раскинувшейся на берегу одноименного живописного озера. Курорт является круглогодичным центром отдыха с собственной развитой всесезонной инфраструктурой. В его состав входит гостиничный комплекс, семь корпусов которого оснащены всем необходимым для комфортного проживания; современная гондольная канатная дорога протяженностью 2516 метров с единственной в России системой бесконтактной оплаты на турникете, горнолыжные трассы и профессиональный байк-парк. Комплекс располагает несколькими точками питания, от ресторана до экофастфуда. Для удобства гостей на территории комплекса расположен банный комплекс, где можно не только попариться, но и окунуться в сибирский банный чан, работает спортзал, многофункциональная спортивная площадка, прокат спортинвентаря. Интересными для посещения, особенно детям, будут скалодром, батуты, веревочный парк и аттракцион «Перевернутый дом». Ценители истории и культуры смогут увидеть много занимательного, заглянув в музей алтайской культуры и этнопарк «Легенды Алтая», расположенные на верхней станции подъемника. Если вы никогда не были на Алтае, советуем начать знакомство с ним с посещения всесезонного курорта «Манжерок»!
Производитель спортивной одежды и экипировки на заказ. Современное производство полного цикла, включающее все необходимые этапы: от разработки эскиза и модели до финальной обработки и упаковки. Благодаря этому здесь удовлетворяются любые потребности заказчиков в оговоренный срок.
Один из ведущих производителей питьевой бутилированной воды в Новосибирске. Артезианская питьевая вода «DIO SIBERIAN WATER» - это настоящий дар природы, добытый с глубины 105 метров. Артезианские скважины расположены на территории производства «Диоген» в лесной зоне Академгородка и относятся к магниево-кальциевым гидрокарбонатным источникам, содержащим важные для организма вещества.
Кафе европейского уровня, удобно расположенное по пути в Республику Алтай - в селе Троицкое, на 292-м километре федеральной дороги Р-256 «Чуйский тракт», между Бийском и Барнаулом. Заехав по дороге в трактир «Ника», вы всегда можете рассчитывать на вкусный горячий обед и хорошее обслуживание.
Рамиль Фарзутдинов — автор идеи проекта, организатор автопробега, водитель с 34-летним стажем. Работает советником главного редактора «Комсомольской правды». Член Русского географического общества, редактор географических книг, администратор и участник более трех десятков сплавных экспедиций «Комсомольской правды» по Хабаровскому, Приморскому, Красноярскому краям, Магаданской области и Якутии, экспедиций на Урале, Камчатке и островам Большой Курильской гряды, а также автопробегов по Европейской части РФ и Дальнему Востоку.
Владимир Слепко — штурман автопробега, водитель с 36-летним стажем. Работает в Бюро проверки «Комсомольской правды». Участник четырех автопробегов по Европейской части РФ.
О МОСКВИЧЕ 6: КОМФОРТ ДЛЯ ВОДИТЕЛЯ И УДОБСТВО ДЛЯ ПАССАЖИРОВ
В нашей машине вертикальный дисплей с диагональю 10,4 дюйма вписан в консоль, плавно переходящую в центральный тоннель. Часть функций сенсорного дисплея продублирована физическими кнопками под ним: обдув салона и лобового стекла, аварийка, подогрев заднего стекла и переключение режимов вождения. Остальной функционал – сенсорный.
В машине хватает электроники для парковки. Это и картинка, возникающая на дисплее, показывающая не только изображение с задней видеокамеры, но и «вид сверху». Есть и пищащий парктроник. Машина управляется легко, как говорится, «одним пальцем». На руле есть регулировка громкости радио и круиз-контроль. Правда, приятный на ощупь кожаный руль имеет регулировку по углу наклона, но, к сожалению, не регулируется по вылету. Впрочем, это особенного неудобства не доставляет, – за счет регулировок водительского сидения. К слову, сидения в Москвиче 6 эргономичные. После дневных перегонов спина совсем не чувствует усталости. А на задних пассажирских местах вполне просторно даже высоким людям.
О МОСКВИЧЕ 6: МАШИНА НА ДОРОГЕ
Передняя подвеска у нашей «ласточки» – независимая пружинная типа МакФерсон, задняя – независимая мультирычажная. Передние и задние тормоза – дисковые (передние – вентилируемые). Стояночный тормоз – электромеханический, с системой автоматического удержания. Тормоза держат мертво.
Все амортизаторы гидравлические, но подвеска не прощает и малейших ошибок, отчетливо реагируя на кочки. К «лежачим полицейским» нужно подъезжать со всем почтением, максимально сбросив скорость. С мелкими неровностями ходовая справляется, но надо следить за дорожным полотном, объезжая проблемные участки. Надо помнить, что у Москвича 6 длинная база и небольшой дорожный просвет (140 мм) и это все-таки не кроссовер, а городская машина. Хотя, отметим, при внимательной езде мы не скребли днищем даже на участках проселочных дорог.
Бесспорный плюс нового «Москвича» – его очень вместительный багажник объемом – 540 л, а при сложенных задних сиденьях становится больше втрое (1650 л). Сиденья в автомобиле складываются в ровный пол с багажником. Слона сюда вы, конечно, не впихнёте, но слонёнка – запросто! Во всяком случае, даже без складывания задних сидений, мы разместили в багажнике: надувную двухместную байдарку с веслами, большую палатку-трехместку, объемный короб с продуктами и походным скарбом, баулы с личными вещами, автопринадлежности, включая аптечку и огнетушитель. Под багажником хранится колесо-докатка, домкрат и баллонный ключ, и есть пустое пространство, куда также можно положить необходимые в пути мелочи.
МОСКВИЧ 6:
ГОТОВ К ДОЛГОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ
Нам передали для тест-драйва Москвич 6 цвета «мокрый асфальт» в комплектации «Бизнес», с пробегом чуть больше 10000 км. Это 174-сильная «лошадка» с турбированным движком. Расположение двигателя – поперечное. Он работает в паре с шестиступенчатой роботизированной трансмиссией с двойным сцеплением. Движок малошумный и полностью соответствует экологическому стандарту Евро 5, имеет чугунный блок цилиндров. Мощности и динамики ему хватает – обгоны на трассе даются на машине легко.
В нашем авто бесключевой доступ, запуск двигателя с кнопки, 4 подушки безопасности; система кругового обзора с камерой заднего вида и задними парктрониками, антиблокировочная система (ABS) и система распределения тормозного усилия (EBD), система курсовой стабилизации (ESP), антипробуксовочная система (TCS), ассистент экстренного торможения (HBA), система помощи при старте на подъеме (HSA), подогрев передних сидений, люк с электроприводом.
Машина бесспорно красивая с приятными глазу пропорциями, изящными линиями, рельефными бортами и аэродинамичными обводами. Приземистая форма,напоминающая приготовившуюся к прыжку пантеру, с имитацией воздухозаборников на переднем бампере и парой выхлопных труб сзади придают внешнюю мощь. Светодиодная оптика (а каждая передняя фара – это 142 светодиода и 5 оптических линз) отлично освещает ночную дорогу.
В комплектации немало полезных мелочей. Есть два подлокотника: в ящике под передним сиденьем можно охлаждать напитки, в откидном подлокотнике в спинке заднего сидения – два подстаканника. Есть подстаканники и для водителя с передним пассажиром. Четыре USB-порта – по два спереди и сзади. Зеркала в солнцезащитных козырьках с подсветкой.
От Чебоксар до Дивеево выбранным нами маршрутом (со съездом после Моргаушей на «платку» М12) четыре с половиной часа езды. Дождь лил почти все 380 км пути. Он то стихал, то усиливался, но к Дивеево заметно распогодилось, и на небе появились голубые проталины. А при подъезде к святым местам выглянуло солнце и заиграло ярким светом на золотых куполах Серафимо-Дивеевского монастыря. Чем не чудо?
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь расположен на берегу реки Вичкинзы в большом селе Дивеево (население – около 7 тысяч человек), в 180 км от Нижнего Новгорода и 450 км от Москвы. Название села, основанного еще в 1559 году, по одной из версий пошло от ногайского мурзы Дивея, некогда владевшего этими землями.
В православии считается, что четыре места на земле Матерь Божия взяла под свое покровительство. Это так называемые «Уделы Богородицы»: Иверия (в Грузии), Афон (в Греции), Киево-Печерская Лавра и Дивеево.
Дивеевский монастырь основала во второй половине XVIII века матушка Александра из Киева, которой было видение Богородицы. Она наказала монашке обойти святые русские места и основать монашескую обитель там, где она подскажет. Местом таким, как вы догадались, оказалось Дивеево.
Перед смертью Александра обратилась с просьбой о попечительстве над монахинями к старцу соседнего мужского монастыря в Саровской пустыни. Тот ответил, что он уже стар, и порекомендовал ей молодого иеродиакона Серафима. Тот согласился. Любопытно, что попечительство Серафим осуществлял дистанционно и был в Дивеево всего лишь раз. Он говорил братии, что после смерти его тело будет покоиться в Дивеевском монастыре. Так и случилось. Ныне мощи преподобного Серафима Саровского находятся в Троицком соборе Дивеевского монастыря и к ним открыт доступ паломников.
Всего в Дивеево четыре величественных собора (Казанский, Троицкий, Преображенский и Благовещенский) и множество церквей и часовен. В монастыре обитает порядка 500 насельниц и ежегодно его посещает свыше четырехсот тысяч паломников и туристов.
Столица Чувашской республики — интересный волжский город с полумиллионным населением и своим национальным колоритом.
По данным археологических раскопок, на месте впадения в Волгу речки Чебоксарки еще в XIII веке существовало булгаро-чувашское поселение. В 1555 году, после вхождения этих земель в состав Русского царства, тут был возведен деревянный Кремль. Позже, после крупного пожара, уничтожившего почти весь деревянный город, построили первое сооружение из камня – Введенский собор (сохранился до наших дней). С середины XVII столетия в Чебоксарах понемногу развивается каменное строительство – домов, усадеб, церквей…
Крупным промышленным и административным центром город стал в советские времена, после того как в 1920-м году была учреждена Чувашская автономия, а Чебоксары стали ее столицей.
Заметно изменило облик города строительство (с конца 60-х по 80-е годы прошлого века) Чебоксарской ГЭС. Уровень Волги при этом заметно повысился, и часть береговой полосы, где стояли исторические здания, ушла под воду. В устье реки Чебоксарки образовался широкий Чебоксарский залив, который в наши дни стал украшением столицы Чувашии. Мы в городе были всего один вечер и успели погулять в основном по периметру залива, но это пространство включает в себя многое из того, что стоит посмотреть в Чебоксарах.
Улицу Константина Иванова, Успенскую церковь, Троицкий монастырь, Московскую набережную, сквер К. Иванова, Художественный музей, Введенский собор, набережную Волги, памятник Матери-покровительнице, пешеходный мост через Чебоксарский залив, Воскресенскую церковь, национальный драмтеатр и неожиданный памятник Маленькому принцу (из книжки Экзюпери) на пешеходном бульваре купца Ефремова и тут же вполне логичные памятники Остапу Бендеру и Кисе Воробьянинову (Ося и Киса точно были в Чебоксарах. В XXXV главе «Двенадцати стульев» Бендер говорил: «Киса! Давайте бросим погоню за бриллиантами и увеличим население Чебоксар до 7704 человек. Это будет очень эффектно…»).
Выезжаем из Чистополя и берем курс на Казань, до которой отсюда 130 км. Самым интересным на маршруте будет мост через Каму — вернее, мостовой переход через эту широченную реку между поселком Алексеевское и селом Сорочьи Горы. Это поистине гигантское сооружение!
Общая протяженность мостового перехода через Каму составляет 13 967 метров и включает в себя предмостовую эстакаду длиной 275 метров, мосты через речки Курналка (70 метров), Архаровка (550 метров) и Каму (1608 метров). Этот мост является стратегической частью автодороги Р239 и евразийского транспортного коридора «Европа – Западный Китай».
Ну а в самой Казани не бывал, наверное, только ленивый (что уж говорить о нас, бывали многажды). На этот раз мы решили устроиться на ночевку не в традиционном центре, а «чуть сбоку» — на берегу озера Кабан (точнее, Нижний Кабан), в Старо-Татарской слободе. Это интереснейший район города с десятками памятников историко-культурного наследия. Тут представлена самобытная, национальная и ярко-лубочная Казань.
Появился этот район после завоевания города в 1552 году Иваном Грозным. Сюда выселяли татар, неугодных царевой власти. Так тут стали обживаться деятели культуры, промышленники и купцы. Со временем слобода превратилась, как мы бы сегодня сказали, в «престижный район». Статус архитектурно-исторической заповедной территории Старо-Татарская слобода получила в 1992 году. Позже, в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и проведению Универсиады, тут была проведена заметная реставрация исторических памятников и расширение ресторанно-гостиничных площадей этого района Казани.
Прогулку по достопримечательностями Старо-Татарской слободы начнем с набережной озера Кабан. Отсюда открываются интересные панорамы противоположного берега Казани и красивый вид на драмтеатр Камала.
На улице Марджани вдоль берега Кабана сохранились здания татарской архитектуры. Свернув направо на улицу Сафьян, выйдем на другую историческую улицу Старо-Татарской слободы, ныне пешеходную, – Каюма Насыри. Пройдемся по ней в обратном направлении, рассматривая старинные казанские мечети – Апанаевскую и Марджани. Поснимаем у жанровой скульптуры «Окно в Казань» и свернем налево, на улицу Карима. Здесь видим Дом Юнусовых-Апанаевых (особняк строился семьей Юнусовых, а позже был продан Апанаевым). Сегодня тут располагается поликлиника.
Поистине сказочное здание – Дом Шамиля, который был построен купцом Апаковым как подарок дочери на свадьбу. В 18 лет она вышла замуж за сына знаменитого предводителя кавказских горцев имама Шамиля. В советские годы это был жилой дом, а позже – музей национального поэта Тукая.
Конечно, Кремль. Прогуляться по улице Кремлевской до площади Свободы к оперному театру Джалиля, спуститься на кольцо и пройтись по пешеходной улице Баумана с колокольней Богоявленского собора, подняться вверх по Астрономической к зданиям Казанского университета, в котором учились Владимир Ленин и Лев Толстой, а ректором некогда был математик Николай Лобачевский (да-да, тот самый, что создал неевклидову геометрию).
Из Лениногорска едем в Казань (300 км), проездом через Чистополь — 60-тысячный город на берегу Куйбышевского водохранилища на Каме. Он располагается в 170 км к северо-западу от Лениногорска. В советские времена Чистополь был известен прежде всего своим часовым заводом, выпускавшим часы марки «Командирские» в разнообразных модификациях. Впрочем, он и сейчас их выпускает.
Чистополь заинтересовал званием «музея-заповедника под открытым небом». Сразу скажем, что до этого титула город немного не дотягивает (многие исторические здания Чистополя находятся в плачевном состоянии, да и сам он недостаточно ухожен и опрятен). Хотя и обладает всем необходимым потенциалом — Чистополь вполне мог бы составить конкуренцию как объект массового туризма соседней по Каме Елабуге.
Легенда гласит, что первыми поселенцами тут были волжские татары, беглые и крепостные крестьяне, создавшие тут вольное поселение. Однако в начале XVIII века они были выселены властями, а село сожжено — осталось лишь чистое поле. Избежавшие ссылки крестьяне вновь отстроили свои дома.
Поселение развивалось и к 1761 году насчитывало свыше 1000 человек. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.
До 1917 года город был вторым по статусу в Казанской губернии (после самой Казани). В годы войны в 1941 г. сюда были эвакуированы члены Союза писателей СССР, в том числе и поэты Николай Асеев, Михаил Исаковский, Арсений Тарковский, писатели Александр Фадеев и Борис Пастернак. 25-26 августа 1941 года приезжала сюда и поэтесса Марина Цветаева. Получив отказ от места посудомойки в писательской столовой, она вернулась в соседнюю Елабугу, где и покончила с жизнью…
Конечно, музеи (на центральной улице Карла Маркса их пять). А на улице Ленина, 81, есть Мемориальный музей Бориса Пастернака. Он размещается в бывшем купеческом особнячке, где в годы военной эвакуации жила семья писателя. Аскетичный интерьер дополнен аутентичными предметами тех времен. В экспозиции есть книги, фото, черновики и рукописи.
Из Болгара до Лениногорска можно добраться двумя различными маршрутами дорог местного значения: северной дугой через райцентр Алексеевское, или южной – через райцентр Черемшан. И так, и эдак получается порядка 310 км, но северной дугой дороги получше. Ею мы и поехали.
О том, что начались нефтяные юго-восточные территории Татарстана, подсказали мелькающие за окном нефтяные качалки, похожие на богомолов, которые денно и нощно бьют нескончаемые поклоны земле, выкачивая из ее недр остатки местного черного золота. Изменился и ландшафт. Это уже Предуралье, и степи здесь начинают морщиться складками холмов.
Город нефтяников Лениногорск уютно вписался в лесистые холмы Бугульминско-Белебеевской возвышенности Приуралья. Он расположен на юго-востоке Татарстана, в трехстах километрах от Казани и в тысяче — к востоку от Москвы. Население порядка 60 тысяч человек.
Археологические раскопки показывают, что люди в этих местах жили с палеолита. Ближе к нашим временам до XVII века территория современного Лениногорска входила в состав Ногайской Орды и была населена тюркскими кочевниками, а столетие спустя отставные солдаты (русского и польского происхождения) и казаки основали тут Письмянскую слободу, которая впоследствии стала называться Ясачной Письмянкой, а позже — Старой Письмянкой.
Современное строительство началось на этом месте после того, как под боком Старой Письмянки, близ села Тимяшево (Ромашкино), в 1948 году забил фонтан девонской нефти, положивший начало разработке уникального по запасам Ромашкинского месторождения.
Лениногорск неоднократно был удостоен звания одного из самых зеленых городов России. Что неудивительно — он буквально утопает в зелени. Прекрасен его лесопарк (как водится, имени Горького) – естественный лесной массив на крутых холмах. С удовольствием обошли-объехали центр города, его улицы и бульвары, каскад благоустроенных прудов и парковую зону Мэхэббэт, осмотрели мечеть Ихлас. Лениногорск хорош и сегодня, но необходимы вложения в туристическую инфраструктуру и гостиничную сеть (мы, к примеру, останавливались в гостеприимном частном доме).
Если есть время, в Лениногорском районе нужно обязательно посетить современный и, поверьте, очень интересный Музей нефти в селе Шугурово. Он свободно расположился под открытым небом на склоне горы Шандор-тау, где еще в XIX веке первыми поисками нефти в этих краях занимался американец венгерского происхождения Ласло Шандор, геолог, химик и предприниматель. До нефтеносных пластов американец тогда добуриться не смог, но организовал у подножия горы, нынче носящей его имя (Шандор-тау), производство битума
От Мороскино до Болгара добирались, комбинируя движение по дорогам местного значения, трассе М7, платной автостраде М12 и вновь по второстепенным дорогам. Получилось 420 км. На маршруте временами шел дождь, но Болгарский историко-архитектурный музей-заповедник встретил нас ярким закатным солнцем.
Исторические перипетии и время потрепало местные древности нещадно. Болгар был столицей исчезнувших государств — Волжской Булгарии и Золотой Орды. Именно здесь в 922 году официально приняли ислам волжские булгары — предки казанских татар. В 2014 году Болгарское городище было включено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Соборная мечеть Болгара XIII века за прошедшие столетия была практически полностью разрушена. До момента начала реставрации дошли лишь руины ее стен, башен и минарета. Минарет восстановлен, а руины приведены в пристойный вид, позволяющий ощутить солидный возраст города. Впрочем, архитектурной доминантой на фоне руин соборной мечети и ее восстановленного минарета нынче является… православная Успенская церковь. Она моложе ее мусульманского окружения лет на пятьсот (была построена в XVIII веке), но тоже сохраняется как памятник истории, хоть и гораздо более поздней эпохи.
Ханский дворец Болгара впервые упоминается в XIII веке. В XV веке он был разграблен и уничтожен. Его руины обнаружили только в середине 1950-х годов. Сегодня на месте раскопа стоит павильон, в котором можно увидеть то немногое, что осталось от главного дворца столицы Волжской Булгарии.
Музей-заповедник в целом является самым северным памятником средневекового мусульманского зодчества середины XIII-XIV веков. В XIII веке здесь была ставка Бату-хана и Улуса Джучи, тут чеканились первые золотоордынские монеты. Булгарское городище помнит и средневекового поэта Кул-Гали, и Бату-хана, и значительно позже — Петра I, Екатерину II, Державина, Пушкина, художников Шишкина и Саврасова, татарского поэта Тукая – все они бывали здесь.
Памятный знак «Принятие ислама» (это современное здание с золоченым куполом, стилизованное «а-ля Восток») интересно тем, что в нем хранится самый большой в мире Коран (размером полтора на два метра и весом 800 кг), здесь же представлена и одна из самых маленьких копий священной книги.
В музее болгарской цивилизации вы узнаете, какие перипетии забросили волжских булгар за пару тысяч километров от своих братьев балканских болгар и почему, в отличие от них, булгары избрали своей религией ислам.
Здешняя Белая мечеть (Ак мячет) построена на заметном отдалении от упомянутых объектов, но настолько изящна и красива (особенно ночью, когда мы до нее добрались на машине), что ее сравнивают с индийским Тадж-Махалом.
Мороскино — это деревня в Горномарийском районе республики Марий Эл всего в сорока километрах от Козьмодемьянска. Мы заехали сюда познакомиться с художником-акварелистом Сергеем Алдушкиным.
Алдушкину, похоже, на роду было написано стать художником, поскольку рисованием увлекались и его отец, и брат. Сергей Сергеевич пошел в роду дальше всех: закончил известную Суриковку — Московский Государственный художественный институт. Вполне мог остаться и жить в Москве, но не променял столицу на родную деревню. Вернулся в Мороскино, где создал настоящий центр искусства. Родительский дом превратил в музей горномарийского быта и небольшую выставку картин, построил большой Дом творчества, украсил затейливой резьбой бытовые постройки. Даже поленница дров в его хозяйстве смотрится как арт-объект.
Живописные работы Алдушкина пользуются успехом среди знатоков. Его акварели есть в коллекциях Марийского музея изобразительных искусств, Музея пейзажа в Плёсе, Музея-заповедника Поленова, городских музеях Коломны, Сарова и Козьмодемьянска, в коллекциях Валаамского монастыря, Троице-Сергиевой Лавры, в частных собраниях за рубежом, а также у известных федеральных политиков и маститых кинорежиссеров в России.
— Я работаю от души и для души, и делаю только то, что люблю, — говорит Сергей Алдушкин. Собственно, это и есть то, что делает любого человека счастливым, а жизнь наполняет смыслом.
К Алдушкину каждое лето с удовольствием приезжают на пленэры столичные коллеги и начинающие художники – на мастер-классы. Для них он оборудовал при своем Доме творчества летнюю кухню и небольшие комнатки-купе. Мы ночевали в них (спасибо хозяину за гостеприимство).
От Нижнего до Козьмодемьянска всего 250 км. Едем 210 км по трассе М7 (до поворота на чувашское село Москакасы) и, съехав с нее, еще 40 км до места.
Козьмодемьянск был основан, как крепость в 1583 году на высоком правом берегу Волги. Назван в честь святых Космы и Дамиана (в простонародье Козьмы и Демьяна). Сегодня это городок с двадцатитысячным населением, культурная и административная столицей Горномарийского района Марий Эл. Коренное население республики делится на горномарийцев и луговых мари. Язык горных мари заметно отличается от луговых, и потому государственных языков в небольшой Марий Эл целых три: луговомарийский, горномарийский и, конечно, русский.
Нас в этом городке интересуют, прежде всего, местные памятники деревянного зодчества и Марийский этнографический музей. Он был создан относительно недавно – в 1983 году к 400-летию Козьмодемьянска, но успел стать настоящей визитной карточкой городка. На его огромной территории под открытым небом представлены: действующая деревянная шатровая красавица-мельница, жилая изба, амбар, кузница, бани (по-чёрному и по-белому), колодец-журавль, шалаш, высокие качели, плетёные заборы.
Музей настолько большой и интересный, что вы наверняка проголодаетесь и захотите перекусить. В паре заведений вы сможете отведать, например, «подкогыльо» (местные вареники с разнообразной, в том числе, и мясной начинкой). А вообще в марийской кухне немало интересных блюд. Это и трехэтажные блины «коман мелна», и круглый мясной пирог «кыравец», и множество супов, каш и блюд из рыбы, мяса домашних и диких животных и птиц, грибов и лесных ягод.
В городе несколько храмов, самый красивый из них — Собор Смоленской Божьей Матери.
Обязательно загляните в Музей купеческого быта в старинном особняке, построенном в 1897 году купцом и лесопромышленником Александром Шишокиным, где сохранились изразцовые печи-голландки, лепнина на потолках, оригинальный дубовый паркет, собраны мебель и предметы быта конца XIX — начала XX века.
Есть еще несколько музеев: художественно-исторический, Дом морёного дуба и, конечно, Музей сатиры и юмора имени Остапа Бендера, поскольку прототипом литературных Васюков из романа Ильфа и Петрова является Козьмодемьянск.
Гороховец — один из старейших городов Владимирской области. Был основан князем Андреем Боголюбским еще в 1168 году как юго-восточный форпост Владимиро-Суздальского княжества. Есть разные версии происхождения названия городка: то ли от сказочного Царя Гороха, то ли от выражения «ховаться (прятаться) на горе».
В конце XVII – начале XVIII веков Гороховец расцвел как торговый и ремесленный центр на судоходной Клязьме. А в 1892 году тут был основан судостроительный завод, который выпускал речные буксирные пароходы и баржи. Сегодня городок является райцентром Владимирской области с населением около 13 тысяч человек.
Мы притормозили на полчасика у нарядного теремка, который стоит прямо на трассе М7 (ул. Московская, 43), с правой стороны по пути в Нижний Новгород. Мимо не проедешь. Этот шедевр деревянного зодчества начала XX века можно считать визитной карточкой Гороховца. Бревенчатый особняк промышленника-судостроителя Шорина (сегодня Дом творчества и ремесел) действительно похож на сказочный терем с двумя башнями. Обратите внимание на уникальную правую башенку, сложенную из идеально гнутых по кругу (видимо, под горячим паром) толстых бревен. Обязательно обойдите дом — на заднем дворе его есть забавные деревянные скульптуры, в том числе, и упомянутого Царя Гороха.
Свято-Троицкий Никольский мужской монастырь XVII века на Пужаловой горе. Это лучшая смотровая площадка с панорамным видом на городок, Клязьму и окрестности.
В Гороховце хорошо сохранились храмы и семь уникальных каменных купеческих домов конца XVII – начала XVIII века: дом Ершова (Сапожникова), где сейчас располагается местный историко-архитектурный музей, а также дома Опарина, Канонникова, Ершова (Судоплатова), Ширяева, Турулова и Воронина.
Оставшиеся 90 км от Гороховца до улицы Почаинский овраг рядом с Кремлем Нижнего Новгорода проехали быстро. Нижегородский кремль вот уже пять веков величаво наблюдает со своего крутого высоченного холма, как под ним Ока впадает в Волгу. Но вообще Нижний был основан заметно раньше. Ещё в 1221 году великий князь Владимирский Юрий Всеволодович поставил тут пограничную крепость и нарёк её «Нов град».
А кремль был построен в начале XVI века. В его Михайло-Архангельском соборе (старейшем из сохранившихся внутри кремля зданий) захоронен Кузьма Минин. К 800-летию Нижнего тут была воссоздана колокольня Спасо-Преображенского собора, восстановлена церковь св. Симеона Столпника.
На территории кремля под открытым небом представлена военная техника периода Великой Отечественной, выпускавшаяся местными заводами: танки, зенитки, автомобили, противотанковые орудия, минометы.
Высота кремлевских стен местами достигает 22 м, толщина – 4,5 м, а длина по окружности составляет больше 2 км (говорят, это самый большой маршрут среди всех кремлей России). Собираясь сюда на прогулку, надевайте удобную обувь, будьте готовы к большим перепадам высот и не забудьте полюбоваться с высоты кремля на изумительной красоты закаты Нижнего Новгорода. Не зря его называют «столицей закатов России».
Покровку — так нижегородцы называют Большую Покровскую – основную пешеходную улицу города со множеством ресторанов, кафе и сувенирных лавок.
Прогуляйтесь еще по одной из чудесных исторических улиц Нижнего Новгорода – Рождественской. Тут хорошо сохранились купеческие дома, торговые и доходные здания. Много кафе, ресторанов и баров. Дойдите по ней до удивительно красивой Рождественской церкви (Собора Пресвятой Богородицы), построенной в барочном стиле еще в петровские времена. Обратите внимание на флажок-флюгер под крестом колокольни – это дань морской тематике в петровскую эпоху.
От Рождественской церкви можно подняться вверх по крутому склону к парку 800-летия Нижнего Новгорода, откуда также открываются шикарные виды на панораму города, Оку (слева) и Волгу (справа).
Завод «Москвич» – легендарное автопредприятие, ведущее свою историю с принятия в 1927 г. Советом народных комиссаров РСФСР постановления о строительстве автозавода на территории Москвы. Первые легковые машины Московского автосборочного завода имени КИМ (Коммунистического Интернационала молодежи) сошли с его конвейера в ноябре 1930 года. Поначалу это были легковушки Ford А и Ford АА, собранные по технологии «отверточной сборки» из американских комплектующих, а чуть позже – ГАЗ-А и ГАЗ-АА – уже из советских комплектующих, сделанных в Горьком. За свой век (а через три года «Москвич» отметит столетие) завод еще не раз менял название, сейчас это АО «Московский автомобильный завод «Москвич».