16.10.2022

72 дня ада в снежном плену с каннибализмом, отчаянием и верой. 50 лет назад в Андах разбилась регбийная команда

Выезд в Чили оказался смертельным

Про крушение самолета в Андах был снят фильм «Живые». Фото: Соцсети
Про крушение самолета в Андах был снят фильм «Живые». Фото: Соцсети

С момента одной из самых страшных авиакатастроф за всю историю спорта прошло уже 50 лет. Регбийная команда из Уругвая летела на игру со сборной Чили, а оказалась в фильме ужасов на целых 72 дня. Многие не дожили до дня спасения, а «счастливчики» прошли через отчаяние, каннибализм, страшные травмы и истощение.

«КП Спорт» вспоминает, как ужасную трагедию.

Самая страшная трагедия в истории фигурного катания Самая страшная трагедия в истории фигурного катания

«Старые христиане» летели на игру со сборной Чили, а оказались в падающем самолете

В 1955 году в Монтевидео появилась первая католическая школа для мальчиков. Ее основателями стали члены ирландской монашеской конгрегации «Братья-христиане». Чуть позже это название (в измененном виде) будет принадлежать и регбийному клубу, в состав которого войдут воспитанники этой школы. Считалось, что телесные наказания и регби укрепляют дух. Так что это — обязательная программа.

Уже в 1968 году «Старые христиане» выиграли чемпионат Уругвая по регби. А в 1972 году у команды были первые международные матчи. Настоящие сражения получались с национальной сборной Чили. Два матча, одна победа, одно поражения. Нужно было ставить точки над «И», поэтому «Старые христиане» собирались на выезд в Сантьяго.

Команде предоставили двухмоторный турбовинтовой самолет Fairchild FH-227D чартерного рейса уругвайских ВВС. Всего 40 мест. На дружину в 15 человек хватило с головой, так что вместе с игроками в Чили отправились их друзья и родственники.

Не полетел только Гилберто Регулес — один из членов команды. Парня не дождались в аэропорту, не смогли разыскать его близких и связаться с ним. Как окажется позже, Регулес вытянул счастливый билет, опоздав на самолет.

Чтобы выжить регбисты вынуждены были питаться человечиной. Фото: Соцсети

Падение в Андах, оторванные крылья и хвост самолета

13 октября в 8:05 самолет команды вылетел из аэропорта Монтевидео. Чтобы добраться до Сантьяго, экипажу нужно было перебраться через горные хребты Анд, а это всегда рискованное мероприятие. Плохая погода, зона турбулентности и далее, далее.

Все пошло не по плану в первые часы перелета. Из-за нелетной погоды у подножья Анд самолет совершил вынужденную посадку в аэропорту аргентинского Мендоса. Пришлось ждать ночь, чтобы продолжить полет. Но и на следующий день тоже появились трудности.

Единственное место в Андах, через которое мог перелететь Fairchild FH-227D — перевал Планчон. Пройдя его, пилот самолета Лагурара сообщил диспетчеру, что направляется к пригороду Сантьяго Майпу. В той точке высота полета должна быть примерно 3 км, но последнее, о чем успел доложить Лагурара, что самолет находится на высоте 914 метров.

Как рассказывали выжившие в той катастрофе, над перевалом самолет попал в несколько воздушных ям и сильную облачность. А когда борт вылетел на просвет, оказалось, что самолет почти поравнялся с горой.

Правое крыло отлетело от удара и буквально отрезало хвост самолета. Пассажиры, сидевшие на задних рядах, выпали сразу. Левого крыла тоже вскоре не стало. Самолет завалился прямо в горах.

«Белый плен» и провалившиеся поиски

Борт чартера буквально съехал с горы, и это стало самым смертоносным моментом жесткой посадки. Кого-то придавило багажным отсеком, кого-то — креслами. Если пассажиры и не погибли, то получили многочисленные переломы конечностей.

Среди летевших оказались студенты-медики — третьекурсник Роберто Канесса и второкурсник Густаво Зербино. Они пытались спасти несколько жизней, накладывали шины из подручных материалов и бинтовали раны салфетками, которые лежали в спинках кресел самолета. Благодаря их работе число выживших удалось сохранить до 32 человек.

А дальше начался настоящий ад по обе стороны Анд. Родственники и друзья пострадавших начали поисковые операции. Кто-то централизованно, а кто-то самостоятельно брал частные вертолеты и отправлялся на поиски места крушения.

На следующий день осталось 28 выживших. Пострадавшие грелись вином, виски, который нашли в кабине пилотов, и тканью от обивки кресел. Ночью температура в Андах уходила далеко за 0 градусов Цельсия.

Положение осложнялось отсутствием связи и еды. А еще — абсолютно белым самолетом, который сливался со снегом. Пострадавшие вспоминали, что видели четыре самолета и вертолета, подавали им всевозможные сигналы, но так и остались незамеченными.

Самолет искали в течение 8 дней, но так и не смогли обнаружить. В один из вечеров пострадавшие обнаружили радио у погибших, и через перебои расслышали по местному радио, что поиски их самолета закончилась.

Так место катастрофы выглядит сейчас. Фото: Соцсети

Каннибализм и чудесное спасение

Запасы воды у группы были безграничными из-за снега, а вот с едой наступили проблемы. К середине октября у пострадавших закончилась еда. И тогда несколькими людям пришлось принять трудное решение — начать есть трупы. Всю группу кормили человечиной, замороженной в горном холоде.

От разделки трупов были освобождены лишь трое: Роберто Канесса, Фернандо Паррадо и Антонио Визинтин. Их назначили спасателями. 17 ноября группа из трех человек выдвинулась на поиски помощи, но в первый день удалось найти лишь тот самый отвалившийся хвост и продовольствие в багаже.

Позже группа ушла во второй «поход», более успешный. Канесса, Паррадо и Визинтин находили в горах людей, но никак не могли до них дойти или докричаться. Слишком большие были расстояния и слишком громкий шум от горной реки, которая оказалась в нескольких километрах от падения. Лишь возле этой реки пострадавшие встретили человека с которым связались, но только письменно. «Спаситель» обмотал камень в бумагу и перебросил его пострадавшим. А в ответ получил сообщение.

— Я с самолета, который разбился в горах. Я уругваец. Мы шли 10 дней. Мой друг ранен. В самолете еще 14 раненых. Нам нужно отсюда быстро выбраться, и мы не знаем как. У нас нет еды. Мы слабы. Когда нас будут искать? Пожалуйста, мы даже не можем идти. Где мы?

Регби закончилось после трагедии

Утром 23 декабря к самолету прибыли спасатели. К тому моменту выживших осталось только 14 человек. Всех вывезли на вертолетах в местные больницы.

Конечно, после такой катастрофы карьеры регбистов не сложились. Зато по их безумной истории с их же слов были сняты фильмы и написано немало книг. Многие из выживших стали лекторами и ораторами. Юристами, бизнесменами, экономистами…

Но спустя 40 лет после трагедии команда «Старые христиане» того самого состава все-таки прилетела в Чили, чтобы сыграть товарищеский матч против местного клуба.

КП КП
Реклама