«Матч ТВ» всю аналитику Евро-2020 дает из Студии-Мяча. Он весит 50 тонн, в нем адская жара и в него пускают только в бахилах
А робот рядом, если кто еще не понял, – виртуальный. Мы побывали внутри
Студия-Мяч стала уже символом Евро-2020 на российском ТВ. Чемпионат Европы в России через годы будут вспоминать как турнир, на котором едва не умер датчанин Эриксен, как соревнование, главным экспертом на котором была Бузова, и как Евро, где «Матч ТВ» построил самую необычную студию в истории нашего спортивного телевидения. Корреспондент «КП Спорт» побывал внутри легендарного уже «Мяча».
«Мяч» — один из кораблей Космодрома
Студию-Мяч тот же Дмитрий Губерниев очень любит называть «космическим кораблем». И не случайно. Стеклянно-металлический шар действительно напоминает космическую технику из фантастических фильмов: лестница – это трап, студия – рубка, стол за ней – пульт управления.
И «Мяч» приземлился на «космодроме». Стоящий рядом огромный «Лахта-центр» — ракета землян, похожая на какой-нибудь «Союз». Расположившаяся через залив «Газпром-арена» — летающая тарелка таинственных инопланетян. А Студия-Мяч – небольшой космический челнок. Так что если вы хотите понять, как будут в далеком будущем выглядеть Космодромы, у вас есть шанс заглянуть в парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Как рассказали внутри студии, ни на какую готовую идею креативные разработчики федерального канала не опирались. Аналогов просто не было. В России телезрители привыкли видеть на больших турнирах студию с фоном на стадион, а вот отдельная стационарная студия – это впервые.
Экскурсия по «Мячу» – только в музейных тапках
Резонанс новинка получила моментально. Сотрудники канала в ежедневном режиме проводят экскурсии в стеклянный куб, куда кроме журналистов, допускают и блогеров. Огромен интерес к футбольному мячу и у болельщиков, и обычных прохожих. Для продвижения «ноу-хау» в народ выбрали и расположение стеклянного мяча – на входе в Парк 300-летия Санкт-Петербурга.
Наибольшее любопытство проявляют именно болельщики. Преодолев изумление, люди устраивают обширную фотосессию, а затем принимаются атаковать охрану с просьбой устроить им импровизированную экскурсию. Впрочем, в отличии от журналистов и блогеров, от болельщиков, да и от просто любопытствующих, стеклянный куб оберегают: возможности показать внутренности широким массам пока нет, да и для журналистов правила посещения очень строги. Нежное покрытие требует особой аккуратности. Поэтому мало просто надеть бахилы – внимательный сотрудник обязательно проследит, чтоб они надежно защищали пол от обуви.
Народ требует робота!
Но когда болельщиков разворачивают от ворот студии, они начинают требовать робота – того самого, который пляшет перед студией.
Про это написала генеральный продюсер Матч ТВ Тина Канделаки в своем телеграм-канале:
А к нашей студии в Санкт- Петербурге периодически подходят трезвые, взрослые и вменяемые люди со следующим вопросом:
— Где тут это ваш робот большой? Мы хотели сфотографироваться.
Охрана им отвечает:
— Мы его днем на подзарядку ставим, к вечеру приходите — будет.
И люди довольные уходят
И все-таки стоит раскрыть тайну робота. Его оживляет наружная камера на кране. Она снабжена специальной трекер-системой, которая умеет накладывать «дополнительную реальность», а именно того танцующего робота.
«Мяч» «накачали» за три недели
Проектировка студии потребовала гораздо больше времени, чем создание стеклянного куба уже по готовому макету. И сначала « собрали» в Подмосковье, чтобы понять работает ли система. А потом ее снова разобрали и отправили в Санкт-Петербург. Студия была доставлена на место в середине мая и уже спустя три недели, оказалась готовой к работе.
Внутри четыре камеры и жара – во время работы в «Мяче» находится до 15 человек
Внутри все выглядит гораздо понятней и проще, чем может показаться, когда на экскурсию в студию-мяч вы только собираетесь. Три стационарные камеры, одна передвижная, за час до начала эфира сотрудники еще раз тестируют готовность аппаратуры, раскладывают для гостей студии мини-наушники. Внизу есть и гримерная.
Еще несколько фактов о «Мяче»:
- Стекла в студии умеют менять прозрачность
- Весит «Мяч» 50 тонн
- Внизу есть и гримерная
- Во время эфиров в «Мяч» набивается человек 15, поэтому ведущие очень жалуются на жару
Вопрос о самых технологически сложных процессах во время организации трансляций поставил сотрудников студии в тупик. Различия в зависимости от действа, говорят есть. Комментирование матча в прямом эфире и послематчевая передача – принципиально разные процессы. А вот нерешаемых задач в стеклянной студии не возникает. Подготовка к работе стеклянного мяча была настолько тщательной, что там предусмотрен любой форс-мажор, даже из серии нереальных.