10.09.2021

Российский футбол может переехать на другой ТВ-канал. Какие плюсы и минусы от этого для простых болельщиков

РПЛ открыла торги за показ своих матчей. Лига стремится получить 8 млрд рублей за сезон

«Зенит» настолько богат, что сумма, которую он получит от телеконтракта составляет только 2 процента бюджета клуба. Фото: РПЛ
«Зенит» настолько богат, что сумма, которую он получит от телеконтракта составляет только 2 процента бюджета клуба. Фото: РПЛ

Российская Премьер-лига проведет тендер на показ матчей национального чемпионата. В нем примут участие «Матч ТВ», Оkkо, видеосервис START, а также Яндекс. РПЛ планирует определиться с вещателем турнира на следующие четыре года (с сезона-2022/23), до 11 октября. «КП Спорт» выяснил, что может измениться для простых болельщиков.

Как показывают РПЛ сейчас

Где можно смотреть: на федеральном бесплатном канале «Матч!» (2 матча из тура) и платном «Матч-Премьер» ( подписка — 299 рублей в месяц), а так же на сервисах «Матч ТВ».

Сколько получает РПЛ: 1,7 млрд рублей в год. При этом «Матч ТВ» предоставляет и сервис ВАР. Кроме того, РПЛ имеет контракт с титульным спонсором «Тинькофф» на 300 млн рублей в год. И еще порядка 600 млн рублей в год платит букмекерский спонсор «Лига Ставок». Итого комплект прав «ТВ+спонсоры» оценивается в 2,6 млрд рублей.

Но контракт истекает по окончании нынешнего сезона. И клубы РПЛ намерены в разы увеличить сумму за свои коммерческие и телевизионные права. 

Судьбу показа матче РПЛ решит тендер. Фото: Global Look Press

Кто хочет показывать РПЛ в следующие три года

Предложение Матч ТВ

Что за претендент: Субхолдинг с единственным федеральным спортивным каналом в стране. Входит в «Газпром-медиа», соответственно контролируется «Газпромом». Тут не лишним будет добавить, что РФС сейчас возглавляет Александр Дюков, председатель правления и генеральный директор ПАО «Газпром нефть».

Сумма: сначала предлагали 4,5 млрд в год за пакет «ТВ+спонсоры», но потом подняли предложение до 6 млрд рублей

Как хотят показывать: Так же, как и сейчас – минимум два матча из тура на бесплатном канале «Матч!», остальное на платных сервисах.

Минусы для болельщиков: «Матч ТВ» критикуют давно и за все, что можно: и комментаторы не те, и программы аналитические плохие, и многое не так. Если РПЛ останется на «Матч ТВ», то вряд ли можно будет ожидать прорыва.

Плюсы для болельщиков: Два матча в бесплатном эфире – это хорошо. Вряд ли кто-то сможет показывать больше на федеральном канале. Кроме того, все налажено за многие годы, понятно как «Матч ТВ» будет снимать игры, как все будет работать. Может быть прорыва не будет, но и неприятные сюрпризы исключены.

У «Матч ТВ» были проблемы с показом матчем чемпионата Европы-2020, теперь они появились и с телеправами на РПЛ. Фото: Максим Михалко

Предложение Okko

Что за претендент: Оkko – онлайн-кинотеатр, мощный игрок. За ним стоит Сбербанк – крупнейший банк России и Восточной Европы. Именно Оkkо сумел опередить «Матч ТВ» в выкупе прав на матчи Английской Премьер-лиги, в свое время предложив вместо 5 млн – 7 млн евро. С этого сезона на Оkko отправилась и испанская Ла Лиги, но со следующего сезона АПЛ уйдет обратно на «Матч ТВ». Считается, что от Англии Оkko отказался, чтобы сохранить деньги для показа РПЛ.

Сумма: Считается, что Оkko готов дать 6 млрд рублей в года за тот же пакет прав.

Как хотят показывать: Без показа на бесплатных каналах российского футбола любая заявка будет провалена. Клубам, а главное их спонсорам, важно появляться в федеральном эфире. Считается, что Оkko договорился о показе минимум одного матча из тура на Первом канале. Все остальные игры будут транслироваться в интернете на платформах Оkko. 

Минусы для болельщиков: Вряд ли Первый канал будет показывать больше одного матча из тура – значит бесплатного футбола будет намного меньше. Кроме того Первый канал не захочет отдавать прайм-тайм под футбол. Это означает, что матчи будут показывать либо в субботу-воскресение днем, либо в будние дни.

Плюсы для болельщиков: Первый канал имеет больший охват в стране, у РПЛ будет большая аудитория. В пользу Оkko говорит еще и качественный сервис для покупки телеподписок болельщиками. В отличие от «Матч ТВ», система там работает с гораздо меньшими сбоями. И главное, все устроено значительно понятнее.

Игру Лео Месси теперь можно регулярно видеть на бесплатном телеканале «Матч!». Фото: Reuters

Предложение START

Что за претендент: Видеосервис START принадлежит на 50 процентов компании «Мегафон», который собирался инвестировать в этот бизнес 5 млрд рублей за три года, начиная с осени 2020 года. START считается самым быстрорастущим видеосервисом России, до сих пор делавшим ставку на сериалы. Любопытно, что до ноября 2020 года совладельцем STARTA был именно холдинг «Газпром-Медиа», но он вышел из проекта, чтобы сосредоточиться на собственной видеоплатформе.

Сумма: Неизвестна. START не объявлял о своих возможностях.

Как хотят показывать: За те 5 млрд инвестиций планируется создать мощное приложение, а так же канала – аналог нынешнему «Матч Премьер». Заявкой занимается Илья Геркус, ранее работавший и в «Зените». Кроме того, до создания холдинга «Матч ТВ», менеджер руководил «Лигой ТВ» — дочерней структурой РФПЛ и «НТВ Плюс», управлявшей телеканалом «Наш футбол», а значит досконально разбирающийся в вопросе телетрансляций.

Минусы для болельщиков: Ничего не понятно, вроде бы есть договоренности с Первым каналом, но о них официально не сообщалось. Приложения нет. Есть только возможности «Мегафона».

Плюсы для болельщиков: Заявка неконкретная, ничего непонятно, плюсы сложно найти.

Предложение Яндекса

Что за претендент: Четвертая поисковая система мира по числу обрабатываемых запросов. Любопытно, что головная компания Яндекса зарегистрирована в Нидерландах. На Яндексе уже несколько лет можно смотреть матчи Футбольной национальной лиги – второго клубного эшелона российского клубного футбола. Причем, суммы соглашений между ФНЛ и Яндексом не называются.

Сумма: Неизвестна

Как хотят показывать: Неизвестно. Шансы есть только если выступать совместно с кем-то из других претендентов

Минусы для болельщиков: Ничего непонятно, но футбол может уйти с ТВ.

Плюсы для болельщиков: Яндекс знает как подвигать проекты в интернете.

Кто еще может претендовать на РПЛ

Не исключены также варианты, при которых претенденты на трансляции РПЛ вступят в партнерство. Например, Яндекс объединится с «Матч ТВ», первым достанется показ игр чемпионата страны в интернете, причем, второстепенных матчей, а вторым – на телевидении – центральных игр.

Оkkо, в свою очередь, имеет договоренности с Первым каналом, а значит тоже способен обеспечить достаточно количество игр РПЛ в федеральном эфире. Есть свои козыри и у START. Оkkо и START тоже могут объединить усилия.

Глава РФС Александр Дюков следит за тем, чем закончится история с телеправами РПЛ. Фото: Global Press Look

Что ждут от нового контракт в РФС

В Российском футбольном союзе убеждены, что коммерческий потенциал сейчас составляет 8 млрд рублей. Причем, за права на трансляции там отводят как раз ту сумму, что изначально озвучил «Матч ТВ» — 4,5 млрд. «Еще около 3 млрд – это стоимость титула, коммерческих прав по категориям и беттинговый спонсор», — приводит РБК слова главы комитета по маркетингу и вице-президента РФС Дениса Соловьева.

Нидерландская компания Hypercube, которой РФС заказал проект по реформам, считает, что права в РПЛ могут стоить до 10 млрд рублей. Но эти оценки участники рынка считают очень оптимистичными.

У РПЛ заканчивается не только договор по телетрансляциям, но и соглашения с партнерами. Фото: РПЛ

6-8 млрд это много для РПЛ?

Так или иначе 6 млрд рублей – это та сумма, с которой начнется торг. Много это или мало? 6 млрд рублей – это примерно 70 млн евро. В Европе это примерная стоимость ТВ-прав в таких странах как Нидерланды (80 млн евро), Норвегия (70 млн евро)и Швеция и Греция (порядка 60 млн евро).

Если в равных долях разделить это 70 млн евро на все 16 клубов РПЛ, то каждом достанется по 4,4 млн евро. Для условной «Уфы» это примерно треть бюджета. Для «Урала» — четверть. А для «Зенита» — примерно 2-3 процента, для «Спартака» — около 5 процентов.

Так что для топ-клубов ничего особенного сейчас не решается. А у простых болельщиков может измениться многое.

КП КП
Реклама