Первые духи появились тысячи лет назад. Зарождение «ароматного искусства» связывают с историей Древнего Египта и Греции1. Благовония использовали для религиозных ритуалов, медицинских целей и подчеркивания статуса. Со временем парфюмерия стала частью культуры и искусства разных народов мира, включая Россию. Ноты парфюма привлекали внимание окружающих, улучшали первое впечатление, оказывали психологическое воздействие и влияли на эмоциональное состояние.
Именно поэтому духи продолжают оставаться важной частью современной жизни. Бренды предлагают широкий ассортимент ароматов, и многообразие (цветочные, восточные, фруктовые, цитрусовые и другие) делает процесс выбора увлекательным. Но ошибка при выборе может привести к неприятным последствиям. Без учета стойкости запаха, интенсивности, особенностей сочетания с кожей и другими средствами ухода вы можете столкнуться с дискомфортом. Например, если отдать предпочтение слишком насыщенному восточному аромату перед важным собеседованием, есть риск, что запах будет раздражать интервьюера или даже вызовет головную боль. Это способно повлиять на итог беседы, несмотря на ваши профессиональные достоинства. Золотое Яблоко решило выяснить, в каких ситуациях и местах люди не хотели бы сталкиваться с навязчивыми ароматами, и провели опрос на 2000 человек из разных регионов России. Итак, вашему вниманию антирейтинг3:
- 59% — в автобусе, метро, такси;
- 39% — в спортзале;
- 48% — в поезде;
- 47% — в самолете;
- 27% — в офисе, на работе;
- 24% — в ресторане;
- 22% — в театре;
- 16% — принимая гостей у себя;
- 15% — в гостях у кого-то;
- 11% — на улице;
- 9% — на корпоративе.
Сегодня правильно выбранные ароматы духов важны не только для личного комфорта, но и для успешного социального взаимодействия. Рассказываем, как выбрать духи в 2025 году, какими лайфхаками можно воспользоваться, а что является непреложным табу.
Полезная информация о выборе духов
Собрали полезную информацию, которая поможет вам сделать смелый шаг в мир ароматов и не ощутить себя чужаком. Подобрать себе парфюмерию мечты может каждый. Главное — определиться с основными критериями
| В чем разница между туалетной и парфюмерной водой | туалетная вода: содержит 5-15% ароматических веществ, обеспечивает умеренную интенсивность аромата, подходит для повседневного использованияпарфюмерная вода: 15-20% ароматических компонентов, подходит для особых случаев и торжественных мероприятий |
| Что такое базовые ноты аромата | это основа аромата. Базовые ноты раскрываются через некоторое время после нанесения |
| Зачем учитывать сезонность | температура воздуха и кожи влияет на звучание духов. Поэтому летом оптимальны легкие варианты, а осенью и зимой более плотные |
| Зачем учитывать время суток | утро и день — время более свежих ароматов, вечером предпочтительны более глубокие композиции, «создающие атмосферу» |
| Сколько нужно тестировать новый аромат на коже | чтобы полностью раскрыть всю палитру аромата требуется от 2 до 4, а в некоторых случаях до 6 часов |
Пошаговая инструкция по выбору духов
Парфюмерный запах — часть имиджа. Согласно исследованиям2, при взаимодействии в социуме люди чаще всего обращают внимание на аромат собеседника. В ряде случаев это способствует коммуникации. Но при ошибке с выбором духов может и помешать.
Пошаговая инструкция по выбору духов призвана не напугать, но облегчить вам жизнь. Помните, что все советы и нюансы ставят целью помочь вам раскрыть вашу личность и сделать комфортной жизнь в социуме.
По архетипу
Ароматический архетип — это совокупность характеристик, определяющих стиль и характер человека через выбранный аромат. Архетипы могут быть разными, причем они способны меняться в течение жизни. Так что ваша задача определить актуальный. Возможно, вы романтик, ценящий нежность, мягкость, элегантность в одежде и общении? Девушки такого архетипа носят платья пастельных оттенков и читают классические романы. Скорее всего, они выберут легкий цветочный аромат. Люди активные, энергичные, занимающиеся экстремальным видом спорта — другое дело. Им «к лицу» свежие цитрусовые ноты. Загадочные творческие натуры — скажем, художники или поэты — любят таинственность и глубину. Им близки ароматы с восточными, древесными и пряными нотами.

Всего существует 12 архетипов, введенных в современный научный оборот психологом Карлом Густавом Юнгом. Вот какие ароматы подходят каждому из них:
- Невинный. Словно ребенок, он нуждается в заботе и поддержке. Основные черты характера: наивность, доверчивость, оптимизм. Этому архетипу подходят сладкие, легкие ноты, возвращающие в детство. Аромат должен быть слегка уловимым, и это отлично достигается за счет таких нот: лимон, черная смородина, персик, мускус, кедр, аккорд жевательной резинки.
- Славный малый. Речь идет о подрастающем Невинном архетипе. Он живет в каждом из нас — каждый раз, когда мы ищем одобрения у общества, пытаемся соответствовать определенной группе и боимся разочаровать — мы становимся Славным малым. Из этого выходит, что архетип будет пахнуть социально-одобряемыми классическими ароматами. Духи для него состоят из черного перца, груши, персика, ландыша, ванили, пачули, специй, какао и ванили. Сухофрукты и древесные ноты тоже могут быть выбраны данным архетипом.
- Герой. Еще его называют Воином. Как уже можно догадаться, этот архетип уже продвинулся в своем развитии — он не нуждается в одобрении, а сам может показывать пример для подражания. Это лидер, победитель, чемпион по жизни. Девушки этого архетипа предпочитают унисекс-ароматы, в которых есть ноты черного перца, амбры, пачули, бобов тонка, сандалового дерева, ветивера, мускатного ореха.

- Альтруист. Чтобы не запутаться, стоит запомнить другие названия этого архетипа: Мученик, Опекун. По своей природе он заботлив, умеет поддерживать и любит брать ответственность, словно родитель. С таким человеком комфортно. Ароматами можно еще больше усилить чувство безопасности рядом с собой — это достигается за счет таких нот как лесной орех, красные ягоды, ваниль, древесный аккорд, пралине, бурбонская ваниль.
- Искатель. Ключевые ценности представителя этого архетипа: свобода, легкость на подъем, открытия. Искатель (он же Путешественник) очень любопытен и стремится к новизне. Ароматы должны соответствовать его свободному и жаждущему приключений духу, можно смело выбирать ноты масла нероли, листьев кедра, морской воды, шалфея, ветивера, серой амбры. Ароматы Искателя часто пахнут морем и ветром, экзотическими странами.
- Любовник. Этот архетип сосредоточен на наслаждениях. Он — гедонист по своей натуре, страстный, эстет от макушки до кончиков пальцев. Для Любовника неприемлемо появиться на людях (и даже наедине с собой) в плохом виде. Чаще всего представители данного архетипа выбирают цветочные ароматы, в которых есть ноты дамасской розы, жасмина, ириса, герани. Также они любят парфюм с амброй в составе, сандаловым деревом, розовым перцем, темной вишней, цветком апельсина, нарциссом.
- Бунтарь. Человек с таким архетипом, как уже понятно из названия, склонен идти против правил. Сначала он устраивает бунт в семье, затем в школе, а когда вырастает — идет против системы, создавая свои партии и ведя соцсети с осуждением власти/ячейки общества и тому подобное. Как бы опасно не звучало, именно Бунтарь способен вершить революцию и вдохновлять на перемены. Ему подходят древесные ноты, кожа, ладан, кедр, пачули, ваниль. Бунтарь любит ароматы, подчеркивающие силу их характера, они состоят из нот: манго, имбирь, кофе, кардамон, марихуана, бессмертник.
- Творец. Представитель этого архетипа обладает богатым воображением — он уникален и притягивает к себе внимание. Творец выделяется из толпы не только своим внешним видом и инновационными идеями, но и нетривиальными, сложными ароматами, в которых есть ноты итальянского бергамота, лавандового масла, ванили, белого мускуса, перечной мяты, сандалового дерева. В ароматах Творца также присутствуют ноты замши, белого дерева, мускатного ореха и фруктов.
- Правитель. Человека этого архетипа ни с кем не спутать: он с детства начинает проявлять лидерские качества, когда становится вожатым/старостой/организатором. Он обожает руководить и контролировать — действовать под чью-то указку — не его конек. Его ароматы звучат строго и престижно, словно слившись с носителем, и в них присутствуют ноты мускатного ореха, сандала, папируса, кумарина, цветка табака, французского лабданума. Также в ароматах Правителя можно услышать ноты розового перца и розовой смородины, амбра, дуба, пачули.
- Шут. Этот тип интересен тем, что сочетает в себе самые сильные стороны всех архетипов. Он пришел к тому, когда весь мир уже абсолютно понятен, а значит, незачем грустить попусту — лучше приносить веселье окружающим и самому придерживаться жизнерадостности. Шут — пожалуй, самый яркий архетип из всех. Помимо творчества и чувства юмора он любит выделяться дерзкими, неординарными ароматами, в которые входят ноты грейпфрута, розового перца, миндаля, лаванды, бензоина, бобами тонка, мелиссы, перечной мяты, цветов.
- Мудрец. Если хочется стать мудрее — стоит обращаться к представителю именно этого архетипа. Человек этого типа по натуре своей любит искать истину, ничего не принимает на веру — он умеет мыслить критически, исследовать и расширять границы познаний — рядом с ним создается ощущение, словно мудрость вливается в тебя. Это состояние рядом с собой Мудрец может усилить за счет таких свежих нот в ароматах как белая роза, мускус, сандал, нероли, белое дерево, пион, амброксан.
- Маг. Как пахнет представитель этого архетипа? Уж точно не обыденностью. Он выбирает таинственные ароматы, способные вскружить голову, погрузить окружающих в мир грез. Ключевые черты характера такой личности: знания, магия, тайна, сила, трансформация. Маг предпочитает насыщенные и многогранные ароматы, в которых часто можно услышать ноты мирры, ладана, бензоина, манго, черной смородины, кожи, уда, пачули, кофе, шафрана, ванили, кедра. Он никогда не остается в тени.
Итак, чтобы выбрать духи по архетипу, нужно проанализировать свой характер или того человека, которому планируется сделать подарок.
Оценить темперамент
Например, вы выбираете духи в подарок человеку. Ответьте себе на вопрос: он экстраверт или интроверт? Домосед или душа компании? Интроверту больше подойдет спокойный аромат с мускусными нотами. Экстраверты оценят «драйвовые» цветочно-фруктовые композиции.
Манеру одеваться
Понятно, что в зависимости от ситуации мы выбираем разные вещи. На чаепитие к бабушке и на деловую встречу в бизнес-центр в одном и том же не ходят. Тем не менее, можно проследить приверженность к классическому, спортивному, молодежному или креативному стилю.
Основные черты характера

Подумайте, с чем вы ассоциируете себя или человека, которому выбираете аромат в подарок. Возможно, это чувственность, сила, гедонизм. Или нежность, ранимость и романтичность.
Понять, кто перед вами, можно благодаря аромату, который он носит:
- Сангвиники приветливы и коммуникабельны, стабильны — их настроение почти всегда статично. Они полностью отдаются любимому делу, обладают повышенной работоспособностью, что подчеркивается нотами шафрана, лилии, ванили, кокоса, маракуйи, манго.
- Меланхолики обладают тонкой душевной организацией — они легко обидчивы, часто сомневаются в себе, впечатлительны и мечтательны. Представители этого типа нуждаются в ароматах, повышающих их жизненный тонус. Подходящие ноты: лимон, мандарин, лилия, роза. Насыщенные ароматы помогают им чувствовать себя увереннее.
- Холерики — активные и эмоциональные люди, которые быстро истощают свою нервную систему. Как быстро они принимают решения — так же отступают назад. Представителям этого типа нужны терпкие ароматы, дополненные цветочными нотами. Среди них: герань, нероль, ваниль, мята, мускатный орех. Они должны не будоражить, а успокаивать их нервную систему.

- Флегматики самые педантичные из всех типов. Они скупы на эмоции, спокойные, неконфликтные. Любят строить планы на далекое будущее. Им нужны свежие и легкие ароматы, способные хоть немного расшевелить их натуру. Подходящие ноты: водные, цитрусовые, цветочные, мята, мандарин, ваниль, сандаловое дерево.
По аромату

Существует огромное количество ароматов, каждый из которых способен рассказать о своем владельце многое. Рассмотрим самые популярные виды:
Цветочные (например, роза, жасмин) — нежные, романтичные, ассоциируются с женственностью и грацией. Подходят практически всем — от юных девушек до зрелых женщин. Главное, чтобы обладательница аромата ценила естественность и не боялась проявлять эмоциональность.
Цитрусовые (лимон, бергамот) — свежие, бодрящие, поднимающие настроение. Здесь целевая аудитория — люди с активным образом жизни. По характеру они оптимисты. Цитрусовые ароматы лучше всего раскрываются в теплую погоду. Так что имеет смысл рассмотреть их на весну и лето. Местом назначения вполне может быть и офис, и отдых.
Древесные (сандал, кедр) — глубокие, теплые, придающие ощущение стабильности и силы. Оценят уверенные в себе, прагматичные и элегантные люди. Ароматы хорошо подходят для зимы и холодной осени, лучше всего раскрываются в вечернее время.
Пряные (кардамон, корица) — яркие, экстравагантные, символизирующие страсть и энергию. Отличный выбор для уверенных в себе натур. Отличие от предыдущей главы — большая степень страстности. Все-таки, древесные ароматы больше к лицу сдержанным людям, например, крупным начальникам. Пряные же допускают яркий импульс. Они, скорее, ассоциируются с артистами, харизматичными личностями, жизнь которых проходит «на контрасте». Эти ароматы звучат напористо — важно не переборщить с концентрацией.

Морские (океанические) — легкие, освежающие, напоминают о морских путешествиях. На такие ароматы стоит обратить внимание любителям спортивного и кэжуал-стиля, а также тем, кто предпочитает проводить время на природе. Свежесть не означает отсутствие утонченности. Напротив, морские ароматы вполне можно встретить на светских мероприятиях и творческих вечерах.
Звериные (амбра, мускус, циветта, кастореум, индол) — сложные, чувственные, вызывают ассоциации с животными инстинктами. Выбор для тех, кто желает подчеркнуть свою уверенность и сексуальность. Аромат делает образ обладателя более многогранным и запоминающимся. Духи интимные и чувственные, поэтому ареал их применения ограничивается романтическими встречами.
Восточные (ваниль, специи) — богатые, сладковатые, ассоциируются с роскошью и богатством Востока. Такие духи точно обратят на себя внимание. Соответственно, выбирать их стоит людям, не имеющим сомнений относительно своей внешности или стиля одежды. Стоит помнить: на вас будут смотреть, так как ароматы звучат сексуально, загадочно. Они словно завлекают и не дают окружающим остаться в стороне. Лучшее время для использования: вечер.
Фужерные (лаванда, дубовый мох) — прохладные, травянистые, подчеркивающие мужественность и решительность. Фужерные ароматы позволяют раскрепоститься и обладателям духов, и тем, кто находится рядом с ними. Так что, имеет смысл использовать аромат для дружеских встреч. От него «веет» стабильностью и комфортом.
При выборе духов по аромату не зацикливайтесь на названии. Лучше ориентироваться на собственные ассоциации и сезон. Например, одни ароматы могут напоминать детство, природу, отпуск, близких людей — то есть вызывать приятные воспоминания. Что касается сезона, весной и летом стоит отдать предпочтение ярким ароматам. Они сочетаются не только с теплой погодой, но и с легкими тканями одежды. Осенью и зимой рекомендованы более плотные и устойчивые ароматы: древесные, пряные, восточные. Опционально — звериные, но помните об их контекстуальной уместности. Эти ароматы гармонично дополняют теплые ткани и атмосферу.
При выборе парфюма стоит ориентироваться на собственные ассоциации и сезон. Если одни ароматы напоминают счастливое детство, природу, близких людей, то другие — болезненное прошлое, моменты нестабильности, поэтому от них стоит отказаться, чтобы не будоражить свою душу.

Как выбрать аромат, учитывая время года:
- Весна. Это время перемен, когда природа оживает после долгой спячки. В этот период хочется скинуть с себя лишнюю одежду и отправиться на прогулку, улыбаясь прохожим. Самое подходящее время для чувственных и поднимающих настроение ароматов: цветочных, освежающих. Мимоза, ландыш, сирень, жасмин — главные весенние ноты.
- Лето. В это время года, когда хочется свободное время проводить на пляже, попивая свежий сок, подходят освежающие ароматы. Если весной уместен сладковатый цветочный парфюм, то летом он может оказывать удушающий эффект. Отлично, если в летнем аромате звучат ноты лайма, лимона, апельсина, зеленого чая, груши, арбуза и других похожих фруктов. Летом стоит выбирать аромат, ассоциирующихся с морской прохладой и теплым дождем.
- Осень. В то время, когда опадают листья и на улице начинает рано темнеть, хочется обзавестись теплым ароматом. К таким относятся амбровые, древесные, шипровые. Для осени уместны более тяжелые ароматы, состоящие их кардамона, кофе, корицы, шоколада, кофе, герани. Парфюм должен поднимать настроение, а не усиливать осеннюю хандру.
- Зима. Порой зимой в отопительный период люди склонны жаловаться на сухую кожу, поэтому естественно ароматы звучат на них по-другому. Это самое подходящее время для сладких ароматов с нотками нероли, имбиря, жасмина, миндаля, корицы, душистого моха. Моноароматы цитрусовых зимой могут показаться слишком холодными и резкими.

Еще один совет — проверьте совместимость аромата с кожей. Нанесите пробник на запястье и понаблюдайте за реакцией организма.
А в Золотом Яблоке выяснили3, какие ароматы больше всего по душе нашим соотечественникам. Очевидно, что выбрать можно было несколько вариантов:
- 47% — свежие, цитрусовые, зеленые;
- 29% — древесные;
- 23% — цветочные;
- 19% — сладкие, гурманские;
- 15% — пряные, восточные;
- 23% опрошенных любят разные ароматы;
- 6% не разбираются в ароматах.
По нотам
Нота в парфюмерии — это отдельная составляющая общего букета аромата. Существуют верхние, средние и базовые ноты. Проясним термины: аромат — это общее впечатление, создаваемое сочетанием верхних, средних и базовых нот. Можно сравнить это с симфоническим оркестром, где каждая группа инструментов играет свою партию, формируя единую музыкальную композицию. Так и в парфюмерии, отдельные ноты складываются в единый гармоничный букет.
- Верхние ноты — первая волна аромата, которая чувствуется сразу после распыления духов. Эти ноты быстро испаряются. Их задача — привлечь внимание, «зацепить», создать первое впечатление.
- Средние или сердечные ноты — основная композиция аромата. Она раскрывается примерно спустя полчаса после нанесения. Так что не спешите судить аромат сразу. Позвольте ему раскрыться, подождите хотя бы 20-30 минут. Средние ноты называют «основной темой» аромата.
- Базовые ноты — самые стойкие, они сохраняются дольше всего и формируют так называемый «шлейф аромата».
Изучите классы нот
Например, цветочные ноты включают розы, ландыши и фиалки; цитрусовые — лимон, апельсин и грейпфрут; древесные — сандаловое дерево, кедр и пачули; пряные — кардамон, гвоздику и перец. Процесс можно сравнить с прогулкой по лесу или цветущему лугу. Вы ощущаете свежесть хвойных деревьев, терпкость земли, аромат коры и смолы, нагретых солнцем. Постарайтесь также ощутить отдельные ноты в общей «симфонии аромата».
Протестируйте на коже
Каждый организм воспринимает запахи индивидуально. То, что идеально звучит на бумаге-тестере, может совершенно иначе проявиться на вашей коже. Нанесите каплю понравившегося аромата на внутреннюю сторону запястья. Подождите минимум 20-30 минут. Оптимально — оценить изменения в восприятии в течение двух часов.
Для примера возьмем духи с ярко выраженными цитрусовыми верхними нотами. Интуитивные ожидания — легкость и свежесть. Вот только если базовые ноты окажутся тяжелыми для вас, это может обернуться дискомфортом и головной болью.
По концентрации и стойкости
Концентрация духов и стойкость — это ключевые показатели, влияющие на продолжительность воздействия аромата и интенсивность его восприятия. Концентрация духов определяется количеством эфирных масел, содержащихся в растворе спирта и воды. Различают несколько основных форм:
- Parfum. Еще этот тип называют Parfum Extract. Характеризуется максимальной концентрацией ароматических компонентов — более 20%. Насыщенный, долговечный, стойкий аромат, который не получится «менять как перчатки». Он, скорее, напоминает верного спутника жизни. Подойдет для долгих торжественных мероприятий, на которых требуется сохранять лицо (и аромат) «от… и до».
- Eau de parfum. Концентрация масел здесь 15–20%. Это находит отражение в сильном аромате и продолжительном сохранении запаха на коже. Парфюмированная вода хороша для вечеринок и свиданий. Она добавляет выразительности, отличается стойкостью, умеренно навязчива.
- Eau de toilette. Концентрация ароматических компонентов меньше — примерно 5–15%. Аромат менее интенсивный, быстрее «улетучивается». Утро и день лучше проводить с легкими и свежими ароматами. Туалетная вода в этом отношении — ваш незаменимый помощник.
- Eau de cologne. Здесь концентрация масел еще ниже — обычно около 2–5%. Аромат легкий и кратковременный, точно прикосновение крыльев бабочки. Одеколон также уместен для повседневного использования, но с поправкой на климат и погоду. Если на улице жарко, лучше выбирать парфюм с меньшей концентрацией масел. В противном случае вы будете «сногсшибательны» — но окружающие этого не оценят.
Помимо температуры воздуха важно учитывать особенности кожи.
Сухая кожа теряет аромат быстрее, поэтому рекомендуется более высокая концентрация масел.
Жирная кожа удерживает запахи дольше, позволяя обойтись средней концентрацией.
По предназначению
При подборе духов важно учитывать обстоятельства, в которых вы будете находиться. Основные критерии включают цель, окружение, вашу активность и длительность пребывания в том или ином месте. Теперь перейдем к конкретным ситуациям:
Офис

В профессиональной среде необходимо сохранить баланс между привлекательностью и уважением к окружающим. Рекомендуемые ароматы — лимон, лаванда. Для средних нот можно выбрать белую сирень и чай, для нижних — сандал и дубовый мох. Такие ароматы выглядят профессионально и сохраняют умеренную элегантность. Плохая идея — взять насыщенные сладкие цветочные ноты. Они и отвлекают от рабочего процесса и создают дискомфорт.
Рекомендуемые ароматы — те, что подчеркивают консерватизм, строгость, выдержанность. Вообще, лучше отдать свое предпочтение не парфюму, а одеколону или туалетной воде. При этом нужно всегда регулировать интенсивность: утром достаточно двух распылений. Усилить звучание парфюма можно после полудня.
Аромат подбирается в зависимости от характера: например, молодым и амбициозным больше подходят парфюмы с искристым, свежим звучанием, что подчеркивает решительность и готовность к действиям. Для переговоров следует присмотреться к ароматам-унисекс, подчеркивающим гендерную нейтральность.
Не стоит наносить в офис что-то восточное, мускусное, древесно-жгучее. Это может восприниматься как некий вызов — такие ароматы подходят для свидания, вечерних прогулок, но никак не для переговоров или работы в большом коллективе.
Задача в офисе — работать эффективно, поэтому вполне подходят спокойные духи: древесные, акватические, с аккордом белых цветов. Если среда в офисе более творческая, расслабленная, можно рассмотреть ароматы с нотами ветивера, бергамота, розы или нероли.
Для свиданий
Привлечь внимание партнера поможет приятный аромат. Он должен подходить по характеру, звучать уместно, соответствовать стилю встречи. Например, ужин при свечах и поездка в горы — совершенно два разных типа свидания.

В качестве средних нот хороши розовая герань и магнолия, для нижних — ваниль. Резкие цитрусовые ароматы тоже хороши, особенно если планируется ужин при свечах или прогулка по городу с понравившимся человеком.
Ароматы для отпуска
Отпуск, пляж, прогулка на яхте — аромат должен восприниматься легко и непринужденно в жарком климате. Хорошо подходят морские ароматы с фруктовыми переливами, нотами жасмина, кедра, белого мускуса, настраивая на положительную волну. Игривые нотки уместны, они станут дополнением хорошему настроению. А вот густые композиции брать не нужно, они обычно плохо переносятся в условиях жары.
Для торжественного вечера
Званый ужин, выход в театр, вечеринка — требуется подчеркнуть особый случай и оставить запоминающийся шлейф. В этом помогут лист магнолии, японский имбирь и вишня. Для средних нот хороша белая орхидея, для нижних — мирра и запах кожи.
Кстати, как выяснили в Золотом Яблоке (опрос был проведен в августе 2025 года на 2500 респондентов, включая мужчин и женщин от 18 лет), ароматы могут «заменить» память. Так, 86% опрошенных заявили, что знакомые ароматы вызывают у них воспоминания, будь они приятными или не очень. А 45% заявили, что ароматы для них связаны с людьми или ситуациями из прошлого4.
По стилю
Выбор аромата духов тесно связан с личным стилем, образом жизни и предпочтениями каждого человека. В целом, контрасты между ароматом и внешним видом могут создать интересный эффект, привлекая внимание окружающих. Например, яркий аромат в сочетании с классическим костюмом может выглядеть необычно и привлекать внимание, особенно если одежда в строгих тонах.
Однако нарушать правила нужно умело, тонко ощущая грань. В противном случае, тяжелый аромат, используемый человеком с легким характером, может вызывать недоумение у окружающих. Так что разбираемся, каким ароматом стоит дополнить тот или иной стиль.
Old money
Если вы ощущаете себя аристократом, презентуя эту идею через манеру поведения и одежды, вам подойдут шипровые ароматы с зелеными нотами, свежими цитрусами, нюдовыми мускусами. Такие композиции подчеркивают статусность и богатство. Они гармонично дополняют классический костюм или вечернее платье.
Стиль кэжуал
Для городского стиля характерны универсальные ароматы, которые легко адаптируются к разным обстоятельствам. Это могут быть парфюмерные композиции с легкими фруктовыми нотами, мягкими цветами и едва заметными специями. Уточняем: специи должны едва ощущаться, а не доминировать.
Спортивный стиль
Спортсмены и активные люди ценят комфорт, свободу движений и энергичность. Им подойдут яркие и бодрящие ароматы с цитрусовыми и зелеными нотами. Такие парфюмы помогают подчеркнуть динамичный характер владельца и придают образу дополнительную легкость.
Романтичный стиль
Романтичные натуры предпочитают нежные и чувственные ароматы, которые отражают их мечтательность и эмоциональность. Подходящие духи — это цветочные композиции с розой, жасмином и фиалкой, а также мягкие сладковато-древесные оттенки.
Стиль бохо

Здесь отлично себя чувствуют природные мягкие теплые ноты. Амбра, сандал, мускус, жасмин — в центре внимания! Можно попробовать восточные ароматы. Они добавят образу нотки богемности.
По цене
Стоимость духов не всегда гарантирует качество, стойкость или уникальность. Если вы ограничены в средствах, лучше инвестировать в классический аромат. Не переплачивайте за новинки, по крайней мере, без предварительного тестирования. Даже дорогие духи могут оказаться неподходящими лично для вас. Выбирая духи в оффлайн-магазине, прислушивайтесь к мнению консультантов, они могут предложить интересные альтернативы «громким» брендам. В то же время, онлайн-площадки позволяют приятно сэкономить.
Условно по ценовым критериям духи можно разделить на несколько категорий:
Эконом-класс — до 3000 рублей
Пробуйте новинки масс-маркета. Часто встречаются приятные ароматы по доступной цене. Масс-маркет часто предлагает купоны и акции — еще один шанс сэкономить! Но не забывайте о необходимости тестирования нового для вас аромата.
Средний сегмент — 3000-8000 рублей
Иногда здесь можно даже встретить эксклюзивные линейки известных брендов. Многие магазины предлагают пробники или продают миниатюрные флаконы. Запаситесь несколькими вариантами, чтобы менять ароматы в зависимости от настроения и ситуации.
Премиум — от 8000 рублей
Эти ароматы отличаются высоким качеством и стойкостью. Стоимость нередко обусловлена известностью бренда, так что исключительно на имя и цену «вестись» не стоит. Тем не менее премиальные марки заслужили репутацию качеством компонентов и уникальностью композиции.
К премиум также можно отнести нишевую парфюмерию, цена на которую варьируется от 15 000 до 80 000 рублей. Однако она не всегда относится к премиум в классическом смысле. Эти ароматы созданы для узкого круга ценителей — часто производятся вручную и небольшими парфюмерными домами.
Отзыв эксперта о выборе парфюма для женщин, мужчин
Юлия Агуреева — автор телеграм-канала «Подержите мой шлейф» поделилась своим мнением о том, как правильно выбирать духи, чтобы потом они не стояли просто так.
— Я хочу призвать в выборе аромата для себя следовать не мимолетной моде и совету друзей и консультантов, а опираться на личные впечатления. Если вы попробовали аромат и у вас на лице появилась улыбка и запорхали бабочки удовольствия, это первый верный сигнал, что вы движетесь в верном направлении.
К примеру, вы попробовали духи и они вам очень понравились, но хочется еще посмотреть разные вариации ароматов на эту тему. Вот тут уже стоит подойти к консультанту, показать аромат и попросить показать что-то схожее. Например, мы с подругой недавно устраивали масштабный поход в Золотое Яблоко и пробовали все красивые вишни, пока она не нашла идеальную для себя.
Главный совет: чтобы найти идеальный аромат, не нужно торопиться. Пробуйте вдумчиво, спокойно и не стесняйтесь дать себе время нанести аромат на себя и провести в нем день перед покупкой.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы, которые интересны нашим читателям, ответили парфюмерный блогер Юлия Агуреева, автор телеграм-канала «Подержите мой шлейф», и парфюмер Иван Якимов, автор телеграм-канала Parf Scriptum.
Какие ноты духов считаются мужскими, а какие — женскими?
Приведу цитату из интервью Сержа Лютанса, основателя одного из первых и самых знаковых нишевых парфюмерных брендов в мире:
«Разделение парфюмерии на мужскую и женскую произошло в обществе примерно после Первой мировой войны. В XIX веке духи были просто духами. Если мужчине нравилось душиться розовой или лавандовой водой, он брал розу или лаванду. И это было очень элегантно — если он сам был элегантен. Если он не был элегантен сам по себе, то розовая вода не могла придать ему элегантности. То же справедливо и для женщин. Если женщина элегантна, она использует парфюмерию с присущей ей элегантностью, самовыражаясь с помощью ароматов. Но если она лишена элегантности и обаяния, духи ничего ей не добавят. Духи — лишь отражение того, что вы есть сами по себе. Не имеет значения, какие духи вы будете использовать — даже розу — они будут выражением вас самих».
Отличным примером здесь может послужить роза, которая в европейской части мира считается символом женственности, а на Ближнем Востоке часто используется в мужской парфюмерии и подается более брутальным и маскулинным образом.
При этом я не могу отрицать наличие определенных ассоциаций с ароматами, и если все же попробовать провести разделение по восприятию, то более женственными воспринимаются мягкие ароматы с нежными цветочными аккордами, а также лактонная гурманика, передающая бархатистость и мягкую сладость. Более мужественными ощущаются яркие кожаные и древесные композиции, а также сухие специи, ароматические травы и фужеры с лавандой во главе, — отвечает Юлия Агуреева.
Как найти свой аромат?
• Выберите несколько понравившихся и нанесите их на кожу — на тыльную сторону ладони, запястья и сгибы локтей. Таким образом, можно протестировать до шести ароматов одновременно.
• Нанесите достаточное количество (5-6 пшиков), чтобы лучше чувствовать шлейф, и выйдите из магазина.
• Проведите с этими ароматами несколько часов или целый день. Оцените, как они раскрываются на коже, нравится ли вам их база, нет ли раздражающих элементов.
• Повторите тестирование с 2-3 самыми удачными вариантами. Это поможет точно выбрать аромат, который будет нравиться на всех этапах: от верхних нот до шлейфа, и не надоест со временем. — Поделился своим мнением Иван Якимов.
Какие духи выбрать, чтобы пахнуть дорого?
Если серьезно, то каждый вкладывает свое понятие в «дорогое звучание». Для кого-то это когда аромат обладает выдающейся стойкостью, яркостью и шлейфом, а для кого-то, когда пахнешь салоном дорогого автомобиля или новой Birkin.
Кстати, открою секрет: компоненты, позволяющие духам пахнуть бесконечно ярко и долго, совсем недорогие и никак не могут повлиять на стоимость флакона. Только тсс…
Если говорить именно про дорогое звучание, я бы предложила рассмотреть ароматы с нотами замши, кожи тонкой выделки и драгоценных пород дерева. Также могу посоветовать обратить внимание на парфюмерию крупных ювелирных брендов, например бутиковые линейки Chopard, Bvlgari и на бутиковые линейки люксовых брендов (Hermessense Hermes, Alchemist Garden Gucci и так далее). — пишет Юлия Агуреева.
Как понять, что духи шлейфовые?
Понять это можно опытным путем — самое простое это нанести парфюм на блоттер, оставить в помещении у батареи. Выйти и зайти через 5-10 минут и проверить, ощущается аромат в воздухе или нет. Еще можно нанести аромат на подругу/парня/кого угодно и прогуляться с ним немножко. По-настоящему шлейфовый аромат будет тянуться красивой волной от его носителя.
Кстати, в моей коллекции самая настоящая королева шлейфа Oud Satin Mood Maison Francis Kurkdjian. Невероятные технические характеристики у этого глубокого, розово-древесного аромата с ванилью, — делится своим мнением Юлия Агуреева.
Что такое правило 30/50/20 для духов?
Пример структуры:
• 30% — Верхние ноты: Самое первое, что вы чувствуете. Они быстро испаряются и создают первое впечатление. Примеры: цитрусы, полынь, базилик.
• 50% — Средние ноты: Это «сердце» парфюмерной композиции. Примеры: роза, жасмин, персик.
• 20% — Базовые ноты: Эти ноты самые стойкие, они создают основу аромата и дольше всего ощущаются. Примеры: пачули, кожа, кедр, ладан.
— отвечает Юлия Агуреева.
Как отличить дорогой парфюм от дешевого?
Сколько духов нужно иметь?
Источники
- Ефремов, Н. А. История парфюма, или Парфюм в истории. Часть 1. Эволюция индустрии ароматов как зеркало истории цивилизаций / Н. А. Ефремов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 4 (346). — С. 290-294. URL: https://moluch.ru/archive/346/77881
- Клещева Е.Ю. Парфюмерный запах в аспекте исследования имиджа современного человека. Наука и современность// 2011 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/parfyumernyy-zapah-v-aspekte-issledovaniya-imidzha-sovremennogo-cheloveka
- «Запах мумии на весь день». Подгорело — как мы реагируем на чужой парфюм. URL: https://goldapple.ru/flacon/article/zapakh-mumii-na-ves-den-podgorelo—kak-my-reagiruem-na-chuzhoy-parfyum
- Чем пахнет любовь в России? Игра в ассоциации. URL: https://goldapple.ru/flacon/article/chem-pakhnet-lyubov-v-rossii-igra-v-assotsiatsii