13-ый международный фестиваль моноспектаклей «Монокль» пройдет с 11 февраля по 9 марта 2021 года в Санкт-Петербурге на базе Театра-фестиваля «Балтийский дом». По сложившейся традиции программа театрального форума включает два этапа: петербургский (11-22 февраля) и международный (2-9 марта).
Впервые «Монокль» состоялся в 1997 году. С 2005 года он входит в Международную Ассоциацию фестивалей моноспектаклей и лабораторий театра одного актера.
Среди актеров, принимавших участие в «Монокле», — известные и горячо любимые всеми российские и петербургские артисты Евгений Гришковец, Алексей Девотченко, Сергей Барковский, Игорь Ларин и другие. Кстати, именно фестиваль «Монокль» открыл зрителям Евгения Гришковца, который «ворвался» в мир моноспектаклей со своей работой «Как я съел собаку». В разные годы почетными гостями «Монокля» выступали Софико Чиаурели, Алла Демидова, Михаил Козаков, Сергей Юрский, Юрий Томошевский, Алиса Фрейндлих, Леонид Мозговой и многие другие.
В 2021 году побит рекорд фестиваля по количеству присланных заявок. На участие претендовало 183 кандидата. Отобрали всего 19 моноспектаклей, язык которых чрезвычайно многообразен и отражает актуальные направления театрального искусства: от визуальных, кукольных до социальных и документальных.
С 11 по 22 февраля 2021 года проходит петербургский этап. На нем представят 12 спектаклей — работы актеров ведущих городских театров. Открывает фестиваль спектакль «Сектор Газа» в 91-ой комнате Театра-фестиваля «Балтийский дом» 11 февраля в 19.30. Зрители увидят финальную часть документальной трилогии «Одиссея», в рамках которой режиссер Анатолий Праудина проводит исследования на тему «Человек и война». Спектакль «Сектор газа» – совместный проект ЦЕХЪ театра и Театра-фестиваля «Балтийский дом». Летом 2019 года Анатолий Праудин, Игорь Каневский и актер Виктор Бугаков работали в качестве волонтеров на границе с сектором Газа, в зоне вооруженного конфликта. Наблюдения, исследования и впечатления, приобретенные в экспедиции, послужили материалом для создания спектакля.
Спектакль «Петербургская повесть или тень императора» (режиссер – Александр Стависский) представит в 91-ой комнате Театра-фестиваля «Балтийский дом» 12 февраля в 19.30 Андрей Балашов. Герой спектакля – талантливый актер, оказавшийся без работы и без средств к существованию, переживающий острый духовный кризис, волею судьбы оказывается исполнителем роли Петра Первого, только сценой для него становятся улицы и площади Петербурга… А зрителями – зрители фестиваля «Монокль».
А вот моноспектакль «Записки нервного капельдинера», который состоится в Царском фойе Александринского театра (пл. Островского, 6) 13 февраля в 14.30, создан на основе рассказов Михаила Зощенко «Мадонна», «История болезни» и других. Маленький человек Василий Былинкин в спектакле, по замыслу режиссера и актера Игоря Волкова, неожиданно оказывается служителем Александринского театра, капельдинером. И тут начинается самое интересное.
Увидеть, как между артистом Дмитрием Поднозовым и режиссером Алексеем Образцовым тает LED, можно будет в театре «Особняк» (Каменноостровский пр., 55) 13 февраля в 19.30.
Наталья Дондик из театра кукол «Конфитюр» (Новочеркасский пр., 29/10) приглашает зрителей 14 февраля в 12.00 на «Ленинградский дворик». Это спектакль о том, что одна из наших родительских задач – дать детям такую связь со своими корнями, которая станет их опорой в будущей жизни.
Автобиографическое произведение Михаила Булгакова «Записки покойника» для режиссера и актера Игоря Ларина стало поводом для исследования магической природы театра. Ларин играет один всех персонажей этой смешной и грустной истории, продолжая свои поиски на ответы о смысле жизни художника в искусстве. И зрители, конечно же, отправятся на поиски вместе с ним в 91-ой комнате Театра-фестиваля «Балтийский дом» 14 февраля в 19.30 .
Спектакль «Неслучайный попутчик» на сцене Санкт-Петербургского Театра Поколений им. З. Я Корогодского (Лахтинская ул., 25а) 16 февраля в 19.30. Это своего рода разговор актрисы Татьяны Шуклиной и режиссера Максима Карнаухов со зрителями о непрекращающемся стремлении в прошлое и о тоске по несбывшемуся, о преодолении границ и о памяти.
Две актрисы, Дарина Одинцова, Ася Ширшина, две женщины и пустое пространство сцены. Монолог, диалог, концерт – все сливается воедино, образуя мощную силу. «Суад» режиссера Алексея Янковского – спектакль про насилие и любовь, испытание и стремление к счастью, боль и силу духа. 17 февраля в 19.00 в драматическом театре «На Литейном» (Литейный пр., 51).
Моноспектакль Юлии Лашмановой «Ахиллес» сыграют на малой сцене Театра-фестиваля «Балтийский дом» 18 февраля в 19.30. Он посвящен отцу Юлии – Заслуженному тренеру России Алексею Лашманову. Это история про человека, который родился на свет «не таким». История про паралимпийца, про тренера и про отца. Это история вымученного успеха и затяжного падения. Это путь из маленькой-маленькой деревни за Байкалом в Лондон.
19 февраля в 19.30 в театре «Особняк» (Каменноостровский пр., 55) — спектакль «Концерт по заявкам». Неповторим и сложен, втягивает как в омут, течет свободно, так как обусловлен логикой рациональных движений, но иррациональным фактором являются эмоциональные, скрытые с первого плана переживания героини, в исполнении Аси Ширшиной, которые разрушают в итоге спокойное внешнее течение ее жизни и саму жизнь. Постановка погружает в глубокую задумчивость, растворяя любого, кто готов быть к нему внимательным.
Пока шумит прибой прогрессивной повестки дня, пока ломаются копья и зазубриваются мечи деятелей поля актуального театра, пока вскипают телеграммы наимоднейших авторов и авторок Fuck up theatre отправляется в недалекое прошлое в спектакле «Небесная соль» вместе со зрителями, актрисой Анной Донченко и режиссером Николаем Русским. Пройдет на Площадке «51» (Большая Конюшенная ул., 9) 20 февраля в 20.00.
Марианна Коробейникова представит на Камерной сцене Театра им. Ленсовета (Владимирский пр., 12) 21 февраля в 19.30 постановку «Следы материнских морей», режиссер Екатерина Максимова, по повести Марины Цветаевой. Спектакль полон образов – музыкальных и визуальных, полон необычных персонажей – от Метронома до крутящейся Табуретки, и, конечно, полон музыки – живой, настоящей, морем затопляющей всю историю и ее свидетелей. И, самое главное, он полон Мариной Цветаевой.
С 2 по 9 марта 2021 года — международный этап. На нем представят 10 спектаклей: три лучших из Петербурга и семь из Беларуси, Литвы, Казахстана и разных уголков России. Их покажут в двух форматах: офлайн и онлайн.
Стоимость билетов от 300 рублей и выше.