ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных экзаменов. Он длится 235 минут. Большую часть времени школьникам стоит потратить на написание сочинения, которое входит в экзаменационные задания 2025 года. Как и на остальные госэкзамены, на литературу нужно принести паспорт и черные гелевые ручки. Можно иметь при себе лекарства, питьевую воду и шоколадку в не шуршащей обертке.
В демоверсиях ЕГЭ по литературе 2025 первая часть экзамена включает 6 заданий базового уровня сложности с кратким ответом и 4 - с развернутым ответом ограниченного объема. Вторая часть экзамена представляет собой одно задание с развернутым ответом, то есть сочинение.
Изменения коснулись задания 5, формулировок заданий 2 и 10. Кроме этого, расширен перечень художественных средств и приемов в задании 8. В 11.1–11.3 теперь появилась тема, носящая дискуссионный характер.
Еще одно новшество – логичность, соблюдение речевых и грамматических норм теперь будут учитываться при проверке всех развернутых ответов, а требования к грамотности сочинения приближены к требованиям сочинения ЕГЭ по русскому языку.
ЕГЭ проводят в три этапа: досрочный, основной и резервный. В досрочный период экзамены могут сдать олимпиадники, спортсмены и другие школьники, которые не смогут принять участие в основном периоде, в резервный — те, у кого два экзамена проходили в один день в основной период.
ЕГЭ по литературе в досрочный период проходит 22 марта. Резервный день — 19 апреля. В основной период ЕГЭ по литературе назначен на 23 мая, резервный день — 21 июня.
Экзамен состоит из 11 заданий, разных по форме и уровню сложности. В первой части ЕГЭ по литературе есть два комплекса заданий. В первом комплексе ученикам нужно ответить на 3 вопроса с кратким ответом (одно слово) и 2 вопроса с развернутым ответом (5-10 предложений). Например, предлагается ответить на вопрос: "Как называется художественный прием, основанный на нарушении прямого порядка слов в предложении?".
Второй комплекс заданий связан с лирическим произведением — стихотворением. Здесь также есть 3 задания с кратким ответом и 2 задания с развернутым ответом (5-10 предложений). Например, нужно определить вид рифмовки в стихотворении.
Вторая часть работы — это написание развернутого сочинения на литературную тему. В бланке заданий представлены пять тем, участник экзамена выбирает лишь одну.
Задания с кратким ответом оценивает компьютер, с развернутым ответом — эксперты. За каждое выполненное задание с кратким ответом школьник получает 1 балл.
Задания №4 и №9 оцениваются по трем критериям. За критерий 1 и 3 начисляется по 2 балла, за критерий 2 - 4 балла.
Задания №5 и №10 оцениваются по трем критериям, главным из которых является «сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом». Максимальное количество баллов за эти задания — 8.
За 11-е задание, сочинение, выпускник получает максимум 18 баллов. Сочинение оценивается по 8 критериям, среди которых «соблюдение речевых норм» и «соответствие сочинения теме и ее раскрытие».
Перевод первичных баллов в тестовые осуществляется по таблице, которую разработал Рособрнадзор. Минимальный первичный балл по литературе – 13, минимальный тестовый балл — 40. Но нужно помнить, что университеты сами устанавливают проходной порог по количеству баллов, и часто он превышает минимальное количество тестовых баллов.
По новым правилам, если выпускника не устраивает результат сданного экзамена, он может пересдать его. Учитываться будет итог второй попытки. Расписание пересдач публикуется на официальном сайте Федерального института педагогических измерений.
Кроме того, можно подать апелляцию. Это могут сделать те, чей экзамен прошел неправильно из-за организаторов. Например, если не хватило бланков. В этом случае аппеляцию нужно подать в тот же день, не выходя из школы. Если комиссия выявит нарушения, выпускник сможет сдать экзамен в резервный день.
Второй повод для подачи апелляции — несогласие с баллами. Жалобы можно подать на то, как компьютер распознал результат, и на то, как эксперты оценили письменную часть.
Также пересдать ЕГЭ по литературе можно, если школьник не пришел на экзамен из-за болезни, аварии, смерти близкого родственника, чрезвычайного происшествия в школе во время экзамена или если два экзамена назначены на один день. Тогда работу школьник напишет в один из резервных дней.
Резервные дни — 19 апреля и 21 июня в досрочный и основной периоды соответственно.
Наталья Николаевна Семкина, учитель русского языка и литературы средней общеобразовательной школы №7 (город Зима, Иркутская область):
— ЕГЭ по литературе — задача ответственная и для выпускника, и для учителя. Ведь от результата зависит возможность ребенка реализовать свою мечту. Как правило, ЕГЭ по литературе сдает небольшое количество выпускников: только те, кто поступает на филфак или на направления, связанные с искусством и культурой. Но даже подготовка двух-трех выпускников требует много времени и серьезного отношения к работе.
Работа над сочинением — это одно из ключевых звеньев подготовки. Написание сочинения требует глубокого и осмысленного прочтения текста произведения, умения анализировать прочитанное, видеть не только повествовательную ткань, но и авторское отношение, исторический аспект. Многие нюансы произведения открываются только серьезному и вдумчивому читателю.
Одна из основных сложностей в подготовке к ЕГЭ по литературе — это нехватка времени. Выпускники сильно загружены. Времени на основательную подготовку мало. ЕГЭ по литературе проверяет множество умений выпускника, но даже элементарная нехватка жизненного опыта может сказаться на результате экзамена.
У педагогов тоже есть ряд сложностей. Во-первых, все силы в выпускном классе отдаются подготовке к ЕГЭ по русскому языку. А это огромный спектр работы и большое количество проверок. На литературу просто времени не остается.
Во-вторых, литературу выбирают нечасто, поэтому с каждым выпуском учитель по-новому выстраивает подготовку к экзамену по данному предмету. Связано это с индивидуальными способностями обучающегося, с его уровнем подготовки и начитанности.
На мой взгляд, экзамен по литературе очень хорошо продуман. Первая часть позволяет проверить умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений. Вторая часть требует от участников ЕГЭ развернутого сочинения на литературную тему. Выпускник выбирает одну из четырех предложенных тем и пишет по ней сочинение, обосновывая свои суждения обращением к произведению. Все это требует большой самостоятельности, эстетического вкуса и духовно-нравственного и культурного развития.
Из минусов экзамена могу отметить небольшое количество времени на задания и отсутствие текстов произведений.