Разберемся, что такое действительные числа, из каких множеств они состоят и какими свойствами обладают. Эти знания помогут уверенно работать с любыми числовыми выражениями и решать сложные математические задачи
Каждый день мы используем числа: считаем деньги, измеряем расстояние, определяем время. Но задумывались ли вы, какие числа лежат в основе всех этих расчетов? Натуральные, целые, рациональные — все они являются частью более широкого понятия — действительные числа.
В отличие от узких классов чисел, действительные числа охватывают всю числовую прямую без исключений. Они включают в себя как знакомые нам дроби и целые числа, так и загадочные иррациональные числа.
Разберемся, как устроены действительные числа, чем они отличаются от других числовых множеств и почему без них невозможно представить современную математику.
Действительные числа — это все возможные числа, которые можно расположить на числовой прямой. Они включают в себя:
Главное свойство действительных чисел — непрерывность: между любыми двумя числами на числовой прямой всегда найдется бесконечно много других действительных чисел.
Прежде чем перейти к детальному разбору, систематизируем основные виды действительных чисел. Эта классификация поможет четко понять, как устроена числовая прямая, и покажет взаимосвязь между разными типами чисел, которые мы используем в математике.
Тип действительных чисел (ℝ) | Характеристика |
---|---|
Натуральные числа (ℕ) | Включают в себя числа для счета: 1, 2, 3, 4 и т.д. |
Целые числа (ℤ) | Включают все натуральные числа, а также 0 и отрицательные: -1, -2, -3, -4 и т.д. |
Рациональные числа (ℚ) | Можно представить в виде дроби a/b. Включают все целые числа, обыкновенные дроби, смешанные числа, конечные десятичные дроби и бесконечные периодические десятичные дроби |
Иррациональные числа (I) | Нельзя точно представить в виде дроби a/b, но можно представить в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Это некоторые математические константы, квадратные корни, логарифмы, тригонометрические функции и др. |
Действительные числа — это фундаментальное понятие математики, объединяющее все возможные числовые значения на координатной прямой. Они образуют непрерывный числовой ряд без разрывов и включают в себя несколько важных подмножеств, каждое из которых имеет свои особенности и практическое применение. Рассмотрим подробно структуру действительных чисел, начиная с самых простых — натуральных и заканчивая наиболее сложными — иррациональными.
Натуральные числа — это числа, используемые для счета: 1, 2, 3, 4, 5 и так далее. Они не включают в себя 0 и отрицательные значения. Натуральных чисел существует бесконечное множество.
ℕ = {1; 2; 3; 4; 5; 6; …}
Примеры использования:
Целые числа — это числа, которые включают в себя натуральные числа, а также нуль и отрицательные целые значения. Данных чисел существует бесконечное множество.
ℤ = {…; -3; -2; -1; 0; 1; 2; 3; …}
Примеры использования:
Рациональные числа — числа, представимые в виде a/b, где a ∈ ℤ, b ∈ ℕ. Включают в себя все целые числа, обыкновенные дроби, смешанные числа, конечные десятичные дроби и бесконечные периодические десятичные дроби. Данных чисел существует бесконечное множество.
ℚ = {…; -7; …; -¾; …; 0; …; 2,(3); …; 11,53; …}
Примеры использования:
Иррациональные числа — числа, которые нельзя представить в виде a/b, где a ∈ ℤ, b ∈ ℕ, но можно представить в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Включают в себя некоторые математические константы, квадратные корни, логарифмы, тригонометрические функции и другие.
I = {…; tg15°; …; √3; …; log25; …; e; …; π; …; 9,5673894…; …}
Примеры использования:
Прежде чем перейти к практическому применению действительных чисел, необходимо рассмотреть их фундаментальные свойства. Эти характеристики определяют поведение чисел в операциях и их расположение на числовой прямой, формируя основу для всех дальнейших математических построений.
Теперь, когда мы разобрали теорию, применим ее на практике. Эти задачи помогут закрепить понимание действительных чисел и их свойств.
Задача 1
Какие из чисел являются действительными?
а) -5
б) √11
в) ⅔
г) e + 3
Задача 2
Какие из следующих чисел являются иррациональными?
а) √16
б) √5
в) ⅞
г) π + 1
Задача 3
Расположите числа в порядке возрастания: √2; -1,5; 0; 3/2; π.
Задача 4
Приведите пример:
а) отрицательного рационального числа
б) положительного иррационального числа
в) целого числа, не являющегося натуральным
Прежде чем свериться с ответами, попробуйте решить задачи самостоятельно. А после разберите каждое задание с помощью ответов, представленных ниже.
Задача 1
а) -5 — целое число
б) √11 — иррациональное число
в) ⅔ — рациональное число
г) e + 3 — иррациональное число
Все перечисленные числа действительные.
Ответ: а), б), в), г)
Задача 2
а) √16 = 4 — рациональное
б) √5 ≈ 2,236… — иррациональное
в) ⅞ — рациональное
г) π + 1 ≈ 4,14159… — иррациональное
Ответ: б), г)
Задача 3
-1,5; 0; √2 ≈ 1,41…; 3/2 = 1,5; π ≈ 3,14…
Ответ: -1,5; 0; √2; 3/2; π
Задача 4
Возможные варианты:
а) -¾; -7; -0,(45)
б) √3; π; 3π
в) 0; -5; -12
Ответ: а) -¾; -7; -0,(45), б) √3; π; 3π, в) 0; -5; -12
Отвечает Ольга Комарова, учитель математики: