ВПР по биологии в 8 классе в 2024 году

Биология входит в список дисциплин, по которым школьники пишут итоговые проверочные в 8 классе. Вместе с экспертом разбираем варианты, задания и критерии оценивания ВПР по биологии в 8 классе в 2024 году

ВПР по биологии в 8 классе. Фото: Вислов Иван, Архив КП.
Алина Фаизова Автор КП Анна Козак Преподаватель биологии

ВПР по биологии проходит во всех школах страны в один из дней в период с 15 марта по 20 мая 2024 года. При этом конкретную дату проведения работы каждая школа выбирает самостоятельно. ВПР по биологии для учеников 8 классов длится 60 минут и состоит из 13 заданий. При выполнении работы школьникам запрещается использовать учебники, рабочие тетради и другие справочные материалы.

Варианты

В 2024 году варианты заданий ВПР по биологии формируются индивидуально для каждого учебного заведения. Каждая школа получает несколько вариантов контрольных измерительных материалов накануне проверочной и уже потом распределяет их между классами одной параллели. Комплект вариантов появляется в личном кабинете школы на сайте Федерального института оценки качества образования (ФИОКО).

Все задания всех вариантов для школьников страны одинаковы по уровню сложности, но разные по содержанию. Поэтому шансы заранее узнать вопросы от друзей из других школ, подготовить ответы и списать во время ВПР сведены к минимуму.

Задания (демоверсии)

ВПР по биологии в 8 классах состоит из 13 заданий: 9 из них относятся к базовому уровню сложности, 4 – к повышенному.

Задание №1 проверяет школьников на понимание зоологии как системы наук, объектами изучения которой являются животные. Например, нужно ответить, как называют специалиста, который изучает изображенных на фотографии животных.

Задание №2 направлено на проверку умения описывать животного по заданному алгоритму (среда обитания, местоположение в системе животного мира, тип симметрии) и определять его значение в природе и жизни человека.

В задании №3 требуется выбрать из списка несколько утверждений, содержащих необходимую биологическую информацию.

Целью задание №4 является проверка знаний общих свойств живого у представителей животных, растений, бактерий, грибов. В задании нужно определить тип питания по названию организма и по его изображению.

В первой части 5-го задания необходимо изучить рисунок, на котором представлен цикл развития печеночного сосальщика, а во второй – оценить его влияние на человека. 6-е задание проверяет знания особенностей строения и функционирования органов у различных животных.

В задании №7 нужно установить по рисунку принадлежности отдельного органа или системы органов к животному определенной систематической группы.

Задание №8 проверяет способность учеников сравнивать между собой биологические объекты и приводить примеры типичных представителей животных, относящихся к этим систематическим группам. В 9-м задании требуется вставить пропущенные термины из предложенного перечня в текст биологического содержания.

Задание №10 направлено на проверку умения соотносить рисунок объекта с его описанием. Например, определить, какой орган дыхания характерен для животного, изображенного на картинке. В 11-м задании необходимо определить, верны ли представленные суждения о животных. Утверждения касаются морфологических, физиологических, экологических признаков животных на уровне типа или класса.

Задание №12 – работа с таблицей. В нем нужно ответить на несколько вопросов на основе статистических данных. В рамках 13-го задания требуется выбрать характеристики, соответствующие внешнему строению собаки определенной породы, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.

Подготовка

ВПР по биологии в 8 классах посвящена разделу «Животные», поэтому подготовка должна строиться, в первую очередь, на изучении и повторении материала на следующие темы:

  • «Биология – наука о живых организмах»;
  • «Среды жизни, места обитания и взаимосвязи животных в природе»;
  • «Классификация животных»;
  • «Простейшие и беспозвоночные животные»;
  • «Хордовые животные»;
  • «Происхождение животных»;
  • «Значение животных в природе»;
  • «Значение животных в жизни человека».

Школьники должны выучить основные биологические термины и изучить историю становления биологии как науки. Необходимо уметь определять существенные признаки биологических объектов и научиться классифицировать их по разным основаниям. В этом восьмиклассникам помогут учебные пособия, различная научно-популярная литература, СМИ и интернет-ресурсы по биологии. При этом важно отметить, что информацию стоит оценивать критически, анализируя ее источник и содержание.

Важен и некоторый практический опыт, ведь одно дело – прочитать параграф в учебнике, другое дело – самим наблюдать за биологическими процессами, анализировать их и делать выводы. Увидеть биологию «в деле» помогут домашние животные и комнатные растения. Понаблюдайте за домашними питомцами: как они спят, что едят, из каких действий состоит их «распорядок дня». Заведите дневник и старайтесь описывать все наблюдения. Если дома или у друзей есть собака, опишите ее внешний вид в дневнике: форму ушей, длину хвоста, тип шерсти и так далее. Такое упражнение поможет подготовиться к 13-му заданию. В целом, обращать внимание на объекты живой природы, которые нас окружают, – самый простой и при этом интересный способ изучать биологию.

Чтобы лучше понять структуру ВПР по биологии для 8 класса и критерии ее оценивания, можно потренироваться в ответах на специальных демоверсиях заданий.

это интересно
ВПР по физике в 8 классе
Задания, варианты, критерии оценивания и советы по подготовке к контрольной работе
подробнее

Критерии оценивания

Разберемся, как оценивается каждое задание ВПР и проверочная работа по биологии в целом. За задание №1 всего можно получить 2 балла. Корректное выполнение задания №2 оценивается в 5 баллов: по 1 баллу за пункты №2.1, 2.2, 2.4 и 2 балла за пункт №2.3. За верный ответ на 3-е задание ученик получит 2 балла, а при одной ошибки – 1 балл. Максимальный балл за 4-е задание – 4: по 2 балла за каждую часть. Полностью верный ответ на задание №5 оценивается в 3 балла.

За выполнение всех пунктов задания №6 суммарно можно получить 2 балла. Правильный ответ на задание №7 оценивается в 1 балл. 8-е задание «стоит» 4 балла: по 2 балла за №8.1 и 8.2. За задание №9 школьники могут получить 2 балла, а за задание №10 – 3 балла. Задание №11 оценивается в 1 балл. Корректно ответив на задание №12, восьмиклассник получит 3 балла. Полный ответ на задание №13 оценивается в 4 балла: по 2 балла за обе части в соответствии с критериями.

Максимум за проверочную работу можно получить 36 баллов. Перевод первичных баллов в оценки по пятибалльной шкале выглядит так:

  • от 0 до 12 баллов – оценка «2»;
  • от 13 до 20 баллов – оценка «3»;
  • от 21 до 28 баллов – оценка «4»;
  • от 29 до 36 баллов – оценка «5».

Мнение эксперта

Анна Козак, преподаватель биологии в онлайн-школе Тетрика:

– ВПР по биологии в 8 классах направлено на проверку уровня владения биологической терминологией и умения использовать методы биологической науки, знаний строения и видового разнообразия животных, умения выделять признаки биологических объектов и процессов, а также сравнивать их и анализировать полученные данные, освоения приемов содержания домашних животных и ухода за ними.

Как правило, восьмиклассники по-разному готовы к написанию работы. Уровень их подготовки в основном зависит от учебно-методического комплекса, который выбрал учитель. Некоторые школы в 8 классе изучают раздел «Животные», и, соответственно, ребята лучше готовы к написанию проверочной работы. В других школах в 8 классе проходят раздел «Человек», а так как задания проверочной работы по животным, ученикам приходится готовиться к ВПР дополнительно. Такая подготовка занимает немало времени.

Готовиться к проверочной работе я рекомендую заранее, желательно на весенних каникулах, когда у ребят больше свободного времени. Подготовку стоит начать с решения трех-четырех пробных вариантов ВПР. Далее сравнить неправильные ответы в них, выявить наименее изученные темы и сделать упор на их повторении.

При повторении каждой темы рекомендую для удобства сделать краткий конспект. Наличие конспекта помогает вспомнить пройденный материал, не затрачивая на это много драгоценного времени. Если все задания ВПР вызывают затруднения, нужно взять учебник, открыть оглавление и по порядку изучить темы, также делая краткий конспект в виде таблицы или рисунка.

КП
Реклама О проекте