ВПР по химии в 8 классе в 2024 году

Варианты, задания и демоверсии ВПР по химии в 8 классе, критерии оценивания работ в 2024 году, а также идеи по подготовке. Рассказываем все, что нужно знать о проверочной

ВПР по химии 8 класс. Фото: shutterstock.com
Екатерина Пятковская Автор КП Ольга Терехова Преподаватель химии и биологии

Химия — один из шести предметов ВПР, которые каждый год случайно выбираются для каждого класса в параллели. Во время выполнения работы, а ее продолжительность — целых 90 минут, восьмиклассникам предлагают решить девять заданий, почти все из них с подпунктами. На тестировании можно пользоваться черновиком. Записи в нем не оценивают во время проверки, но это действительно удобно.

Возможность в случае чего свериться с таблицами — эдаким спасательным кругом — здорово помогает успокоиться и не сделать обидных ошибок. В этом плане ребятам, пишущим ВПР по химии, конечно, повезло. Вот, что им доступно:

  • Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
  • таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде;
  • ряд активности металлов, электрохимический ряд напряжений;
  • непрограммируемый калькулятор.

Варианты

Варианты для ВПР по химии в 2024 году генерируются из общего банка заданий. В каждую школу приходит свой индивидуальный комплект из двух вариантов.

Задания для каждого региона уникальны и составлены так, чтобы проверить знания учеников по разным тематическим блокам: от базовых химических понятий до техники безопасности при работе в лаборатории.

Отвечать на поставленные вопросы нужно по-разному: для заданий №1, 3.1, 4, 6.2, 6.3, 8 и 9 потребуется написать краткий ответ. А в остальных случаях, чтобы получить высший балл, придется применить развернутую аргументацию.

Задания (демоверсии)

Задания ВПР по химии в 8 классе можно разделить на два блока по уровню сложности: базовый (№1, 2, 3, 5, 8, 9) и повышенный (№4, 6, 7).

Чтобы справиться с заданиями попроще, школьникам нужно уметь безошибочно отличать химические явления от физических, уверенно характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, блестяще разбираться в теме растворов и понимать, почему без изучения теории успешная практическая деятельность весьма затруднительна.

Среди базовых заданий, например, встречается определение плотности веществ, вычисление молярной массы или массовой доли растворенного вещества в растворе. Отдельное задание всегда посвящено правилам поведения в химической лаборатории: что разрешено по технике безопасности, как правильно обращаться с веществами и тому подобное.

Вопросы посложнее потребуют от школьников применения химических знаний при решении практических задач. Здесь нужно вычислять валентность, разбираться в базовых понятиях (типа «атом», «химический элемент»), по рисунку определять тип прибора и понимать, для чего он нужен.

Восьмиклассникам также стоит потренироваться записывать химические формулы веществ, подучить классы оксидов и главы учебника про кислород и водород. Задания на эти темы часто встречаются на ВПР.

Подготовка

Химия для восьмиклассников — новый предмет, они еще толком не сформировали свое отношение к нему, а тут уже ВПР подкрадывается. Конечно, детям нужно помочь в подготовке.

Родителям в этом плане может быть непросто (кто вообще помнит школьный курс химии?), поэтому стоит обсудить с учителем уровень знаний своего ребенка, определить пробелы и разработать план по их устранению.

Самое элементарное — прорешивать варианты ВПР из интернета (ответы к ним, к радости родителей, также находятся в свободном доступе). Но в случае с химией это не всегда даст нужный результат, ведь ребенок должен осознавать, что он делает, для чего и какие варианты развития событий могут быть.

Чтобы освоить основные химические понятия, используйте разные методы, а не только зубодробительную зубрежку. В интернете легко найти варианты обучающих видео, где в доступной форме объясняют базовые вещи. Попробуйте скачать головоломки и квесты, подсмотреть в Сети идеи по подготовке проектов на разные темы. Хорошо, если эти способы будет использовать и ваш школьный учитель, но в любом случае поэкспериментировать дома с ребенком тоже будет полезно и интересно.

это интересно
ВПР по географии в 8 классе
Изучаем варианты, задания и демоверсии, а также разбираемся в критериях
подробнее

Критерии оценивания

Итоги ВПР по химии в 8 классе не влияют на годовые результаты школьников по предмету, но получить максимальный результат (36 баллов) хочется многим.

Оценка за ВПР выставляется в первичных баллах. Их переводят в «школьные» по такой схеме: «двойка» — 0-9 баллов; «тройка» — 10-18 балл; «четверка» — 19-27 балла; «пятерка» — 28-36 баллов.

Безошибочное выполнение заданий №1.1, 6.2, 6.3 принесет по одному баллу. Ответ на каждое из заданий №1.2, 2, 3.2, 4, 5, 6.1, 6.4, 6.5, 7 оценивается в соответствии с регламентом (утверждены критерии, например, какие элементы обязательно должен содержать ответ).

Верный ответ на вопрос №3.1 — три балла (одна ошибка — два балла, две ошибки — один балл, вся таблица заполнена неправильно — ноль баллов).

Полный ответ на каждое из заданий №8 и 9 — два балла (одна ошибка — один балл, две ошибки и более — ноль баллов).

Мнение эксперта

Ольга Терехова, преподаватель химии и биологии репетиторского центра «Школа ПифагорУм» (г. Хабаровск), кандидат биологических наук, педагогический стаж 5 лет:

— Перед ВПР по химии ученики не так часто обращаются за помощью к репетитору, как, например, перед ОГЭ и ЕГЭ. Если говорить о школьной программе, то у детей достаточно теоретического материала для успешной сдачи ВПР. Главное, чтобы у них было желание познавать новое.

Будет ли ребенку сложно на ВПР, зависит от его отношения к учебе, от уровня подготовки. По моему мнению, затруднения могут возникнуть в тех заданиях, которые связаны с практической частью химии, то есть со знаниями лабораторного оборудования и техники выполнения экспериментов. Но данная проблема возникает и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по химии.

Школьникам не стоит бояться обращаться за помощью к учителю-предметнику или репетитору, если они не поняли или не усвоили материал. Также хорошо посещать по желанию организации дополнительного образования, где можно улучшить свои умения. Например, если в таком учреждении имеется химическая посуда, то ученик с легкостью нарабатывает упущенные навыки по лабораторному оборудованию.

Следует также отметить, что участие в научно-исследовательской деятельности (в области естественных наук) повышает уровень навыков работы с химическим оборудованием. А расширить кругозор в области экспериментальной (практической) химии ученикам помогают обучающие видео.

КП
Реклама О проекте