Проблема компьютерной зависимости подростков от интернета и видеоигр с каждым годом все серьезнее. В Центре защиты прав и интересов детей (он подведомствен министерству просвещения) разработали рекомендации — как с этим бороться. Памятку направили в российские школы.
Мы полистали рекомендации. Местами они спорные. А местами — полезные. Максимально коротко рассказываем, о чем памятка.
Что важно знать о компьютерной зависимости
56% | детей находится онлайн постоянно |
66% | не представляют свою жизнь без смартфона |
74% | детей используют интернет как средство коммуникации |
45% | детей уже сталкивалось с нежелательным интернет-контентом (онлайн-казино, эротика и порно, сцены насилия) |
12.8% | играют в онлайн-игры |
10.3% | интересуются сайтами с алкогольным, табачным и наркотическим контентом |
3.2% | интересуются электронной коммерцией |
58% | детей скрывают от родителей, чем они заняты в интернете |
10% | родителей знают, что их дети сталкивались с нежелательным интернет-контентом |
47% | родителей уверены, что дети ничего не скрывают от них о своей онлайн-активности |
92% | родителей ничего не знают о потенциально опасных действиях своего ребёнка в интернете |
По данным «Лаборатории Касперского»
Как бороться с компьютерной зависимостью
Максимум — 3 часа онлайн
Во-первых, рекомендуется ограничить компьютерные игры и вылазки в интернет до 3 часов в день. Для этого родители могут составить специальный договор с ребенком, указав точное время и условия, на которых он получит доступ к сети.
Кроме того, эксперты предлагают завести для детей разные аккаунты — для учебы и для развлечений. И почаще менять пароли от последнего. Весьма спорный совет, но, вероятно, у кого-то в семье работает.
Поощряем за реальную жизнь
Во-вторых, родителям рекомендуют поощрять детей, когда они занимаются какими-нибудь другими полезными вещами – например, спортом, соревнованиями, общением с друзьями.
Себя тоже надо контролировать
В-третьих, эксперты предлагают мамам и папам узнавать больше о том, чем занимается ребёнок в интернете. Если это игра, то стоит узнать ее возрастной рейтинг, сюжет, и самим поиграть в нее немного (или посмотреть видеообзор и прохождение на Youtube – Ред.). Ну и главное – не использовать игры и интернет как поощрение за хорошее поведение.
«Интернет – это не плохо и не хорошо, это часть современного мира, в котором растут наши дети, его не избежать, — подытоживают авторы рекомендаций. — Важно, чтобы сами родители не подавали детям дурной пример, проводя в сети слишком много времени».
Тест на компьютерную зависимость
В памятке дается подборка психологических тестов — как определить, не слишком ли много времени ребёнок проводит в онлайне. Многие вопросы вызывают удивление. Например, такие (грамматика и орфография сохранены):
- «Как часто ты чувствуешь, что полностью находишься в Сети или воображаешь, что ты там?» — интересно, как себе представляют интернет создатели теста? Как Матрицу из одноименного фильма?
- «Как часто Вы заставали своего ребёнка пробивающимся в сеть против Вашей воли?» — а чего там «пробиваться», если почти у каждого ребенка есть свой смартфон…
- «Как часто Вы чувствуете подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?» — тут авторы явно пытались переписать вопрос, но махнули рукой на это дело прямо посреди процесса.
А ведь по результатам такого теста родители могут решить, что их ребёнку нужна серьезная помощь!
— Интернет меняется так быстро, что наука не всегда успевает за ним, — поясняет детский психолог, гештальт-терапевт Светлана Александрова. – Поэтому многие из психологических тестов на интернет-зависимость содержат вопросы, которые либо устарели, либо составлены неправильно. Но совсем запущенные случаи такие тесты могут выявить.
Как проявляется компьютерная зависимость
Ваш ребёнок, вероятно, слишком много времени проводит в интернете, если:
- скрывает или врет о том, сколько времени проводит онлайн и играх;
- замкнут в себе, отчужден от семьи и друзей;
- не может самостоятельно контролировать время в интернете и играх;
- теряет друзей, реже общается с приятелями;
- чаще сталкивается с проблемами в учебе;
- не может организовать свой день и отдых.
По данным Центра защиты прав и интересов детей