У лагерного отдыха несколько задач:
- занять детей;
- обеспечить им всестороннее развитие и безопасность;
- сплотить коллектив;
- раскрыть личные качества ребенка;
- создать психологически комфортную обстановку для каждого воспитанника.
Эффективнее всего реализовывать эти цели через игру. В развлекательной форме можно даже заинтересовать детей в обучении или выполнении физических упражнений.
К тому же, игры для лагеря здорово облегчают работу педагогам. Например, ролевые упражнения — среда, в которой раскрываются сильные и слабые стороны, способности и особенности ребенка. Для детей это развлечения, а для воспитателей и вожатых — возможность найти подход к воспитанникам и оставить у них хорошие впечатления о проведенной смене.
Собрали список лучших игр для летнего лагеря, проверенных педагогикой и детской психологией.
Полезная информация про детские игры в лагере
Этапы смены в детском лагере | 1. Организационный (1–4 день): дети знакомятся, пробуют себя в роли лидеров и помощников. Вожатый становится главным авторитетом. 2. Учебно-демонстрационный (5–12 день): ребята привыкают к режиму, коллектив сплачивается. Вожатый теперь — старший товарищ. 3. Демонстрационно-закрепляющий (до конца смены): концерты, конкурсы и другие мероприятия, где каждый показывает свои таланты |
Какие задачи решают игры | Развлечения делают отдых интереснее. Кроме того, игры — инструмент детской социализации, который работает на каждом этапе адаптации ребенка (1) |
Ролевые игры | Дают возможность выйти за рамки привычного образа в школе или дома. В них ребенок «тестирует» реальность и обретает нового себя |
Интеллектуальные и физические игры в лагере | Ненавязчиво развивают ребенка. Увлекаясь сюжетом игры и азартом, дети не замечают, как осваивают новые навыки |
Коммуникативные игры | Ускоряют адаптацию, раскрывают таланты и способности |
Лучшие игры на знакомство в лагере
В начале смены вожатые и воспитатели заботятся о комфортной и плавной адаптации детей. Для этого они используют игры на знакомство. Развлечения снимают напряжение, создают командный дух и помогают педагогам познакомиться со своими подопечными.
Снежный ком
Дети становятся в круг. Первый участник называет свое имя. Следующий повторяет имя первого и добавляет свое. Третий — называет имена первых двух и свое — и так далее.
С каждым новым игроком цепочка становится длиннее, а задача — сложнее: нужно запомнить имена всех, кто был до тебя. Когда кто-то сбивается, вожатый предлагает «перемешаться» — поменяться местами и начать заново. Игра продолжается, пока последний участник не сможет уверенно назвать имена всего круга.
«Снежный ком» легко адаптировать под другие периоды смены, когда все дети уже знакомы. Например, вместо имен можно называть хобби, домашних питомцев, любимый школьный предмет или профессию мечты. Так участники узнают друг о друге больше и найдут новые точки соприкосновения.
Путаница имен
Выбирается водящий. Остальные дети встают в шеренгу и называют ему свои имена. Потом водящий отворачивается, а участники меняются местами. Затем он возвращается лицом к детям и по очереди называет имя каждого ребенка. Если водящий ошибается, его меняют. Победит тот, кто правильно назовет все имена.
Поймай имя
Дети становятся в круг. Первый человек называет имя кого-то из участников и кидает ему мяч. Тот ловит и называет имя следующего.
Собери пазл
Для этой игры понадобятся бумажные карточки — по две на каждого участника — и ручка. Дети садятся в круг, и вожатый просит каждого по очереди назвать имя и любой факт о себе. Например: «Ваня, любимый цвет — синий», «Маша, играю на скрипке», «Соня, у меня две собаки» и т. д.
Пока дети представляются, вожатый записывает на одной карточки имя, на другой — факт. Затем все бумажки сворачивают и тщательно перемешивают. Игроки по очереди вытягивают по две карточки, читают их вслух и пытаются определить, кому они принадлежат, передавая предполагаемому владельцу.
Подсказывать нельзя. В конце раунда может оказаться, что у кого-то несколько карточек, а у кого-то — ни одной. Тогда те, у кого есть лишние бумажки, должны найти их настоящих владельцев. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся у тех, кому они действительно принадлежат.
Правда или ложь
Участники готовят по три интересных факта о себе — два правдивых и один ложный. Затем каждый ребенок озвучивает их, а остальные пытаются угадать, какое из утверждений выдуманное.
Лучшие подвижные и спортивные игры для детей в лагере
Согласно нормам СанПиН, дети и подростки до 17 лет должны ежедневно получать необходимый объем двигательной активности (2). Часть компенсирует утренняя зарядка, часть — прогулки и творческая самодеятельность. Но чаще всего физкультурные нормы в детских лагерях выполняют в игровой форме. Это хороший способ непринужденно вовлечь детей в активный досуг. Рассказываем, какие игры выбрать, чтобы они не только развивали физически, но и объединяли команду.
Твистер
Игра обрела популярность благодаря детским коллективам. Заинтересует даже малоподвижных и пассивных детей.
Вам понадобится коврик с кругами в четырех цветах: один ряд — один цвет. Их можно нарисовать мелками на асфальте. В классической версии 24 круга, но чем больше команда, тем больше места понадобится. Также игра предполагает рулетку: ее можно сделать самостоятельно по образцу из интернета, а можно — скачать мобильное приложение. Также есть формат, где ведущий называет случайные команды, например, «левая нога на красный». По ходу игры участники занимают забавные позы, а сохранить равновесие становится все сложнее.
Не попади в камеру
Модный тренд, пришедший из соцсетей. Суть такой игры в лагере в том, что водящему завязывают глаза и дают в руки камеру или фотоаппарат. Он начинает крутиться и хаотично делать снимки, а остальные участники должны убегать, подпрыгивать, ложиться — лишь бы не попасться в кадр. В итоге получаются забавные фотографии.
Эстафета
Правила хорошо знакомы со школьных уроков физкультуры: дети делятся на две команды, встают в колонны и выполняют задания на скорость. Чем хороша эта игра — так это азартом. Чтобы усилить соревновательный момент, можно поделить команду на мальчиков и девочек.
Несколько идей для эстафетных соревнований:
- прыгать на одной ноге;
- нести яйцо в ложке;
- прыгать на скакалке;
- пройти «болото» по «кочкам»: участнику выдают два листа бумаги, на одном он стоит, а второй — кладет впереди себя, переступает на него, оборачивается и снова берет первый лист и кладет перед собой. Так он должен пройти эстафету и вернуться к своей команде.
Лапта
Оптимальный вариант, если необходимо провести с детьми спортивные игры, а волейбол и баскетбол уже приелись на школьной физкультуре. Для традиционной русской лапты нужен предмет, выполняющий функцию биты: толстая палка, полено или доска. И маленький мяч: резиновый или теннисный.
Правила следующие: дети делятся на две команды — бьющую и ловящую — и встают по разным сторонам площадки. Бита и мяч отдаются бьющим. Первый отбивает мяч в сторону ловящих, бросает биту и сразу бежит в ту же сторону. Его задача — пробежать до зоны противников и обратно, не попав под мяч. А соперники в это время ловят. Они должны успеть поймать мяч и «выжечь» противника, пока он не успел вернуться к своей команде.
Пионербол
Аналог западного волейбола. Его часто проводят в детских лагерях из-за простых правил: эта игра подойдет даже для младших отрядов от шести лет.
Две команды встают по разные стороны сетки. Традиционно на каждой по шесть человек: три — в первой линии и три — во второй. Можно адаптировать правила под количество участников.
Мяч подает игрок задней линии, а соперники ловят. Когда мяч поймали, его нужно передать игроку своей команды либо перебросить через сетку в течение трех секунд.
Баллы засчитываются, если:
- мяч коснулся пола на стороне соперника;
- мяч задержался в руках одного участника более чем на три секунды;
- в команде было более трех передач подряд.
Лучшие игры на выявление лидера и командообразование в лагере
Грамотное взаимодействие между детьми улучшает коммуникацию, качество общения и помогает побеждать в соревнованиях. Катализатором в этом процессе выступают игры.
Помимо установления эффективного взаимодействия, развлечения на командообразование — еще и хороший шанс для вожатого «прощупать» своих воспитанников. Если он найдет подход к каждому ребенку, то поможет ему раскрыться и найти свое место в коллективе.
Квесты
Этот формат достаточно широкий, правила ограничиваются только вашей фантазией. По сути, традиционная «Зарница» — тот же квест, но масштабный. В нем, как правило, участвует весь лагерь. Ниже — концепции квеста, которые помогут быстро «считать» детей и выявить ведущих и ведомых.
Утром вожатый будит ребят и объявляет, что они проснулись в симуляции детского лагеря, созданной ИИ. Случился сбой в матрице и, чтобы устранить его и вернуться в реальность, отряд должен выполнить несколько заданий на логику.
Декорации оформляются в футуристичном стиле. В формате детективного квеста можно спрятать одного из детей. Остальным участникам вожатый говорит, что ребенка похитил злодей, роль которого исполнит воспитатель. С помощью логических задачек и физических упражнений дети должны найти злодея, а потом — и пропавшего участника. Вожатые при этом могут подсказывать или, наоборот, запутывать.
Еще один вариант — сделать квест без тематики и сложного реквизита, а для поддержания мотивации использовать внешние стимулы. Например, пообещать выигравшей команде пропустить тихий час или выполнить любое другое желание.
Капитан корабля
Отряд делится на две команды. Вожатый выступает в роли капитана корабля, которому предстоит выбрать, кого он возьмет с собой в кругосветное путешествие. У команд есть пять минут, чтобы распределить между собой роли и продумать, кто какую пользу принесет на борту.
Обсуждение проходит отдельно — соперники не должны подслушивать друг друга. По истечении времени каждая команда выбирает одного представителя, который озвучивает состав группы, роли участников и их вклад в экспедицию. Например: «У нас есть повар — он будет готовить вкусную еду на протяжении всего путешествия».
Для старших детей и подростков можно усложнить задачу: название ролей должны начинаться на первую букву имени каждого участника. Например, Вова — врач, Марина — механик, Ульяна — учитель.
Лагерь мечты
Отряд делится на несколько команд, оптимально — по пять человек. Каждой выдаются ватман, цветные карандаши и фломастеры, линейка и ластик. Задание звучит так: представьте, что вы партнеры по бизнесу и вам предстоит создать лагерь мечты. За 1–1,5 часа команды должны придумать креативное название и концепцию проекта, установить роли и определиться, кто за что отвечает. На ватмане участники оформляют красочную презентацию, с которой они будут защищать свою идею перед остальными. По итогам игры можно устроить голосование за лучший лагерь.
Минутка благодарности
Это упражнение на поддержание позитивной атмосферы, которое поможет вожатому приоткрыть завесу тайн и отношений внутри своего отряда. Перед отбоем дети садятся в круг, и педагог просит их подумать, кому и за что они благодарны. Затем по очереди участники делятся мыслями. Выглядеть это будет примерно так: «Я благодарен Пете за то, что он поддержал меня в трудную минуту».
Лучше, чтобы дети называли не по одному, а по 2–3 человека. Обычно первым вспоминают ближайшего друга, но после идут те, кто просто сделал что-то хорошее, — и благодарность становится искренним жестом признания и уважения.
Человек-отряд
Команде нужно нарисовать человека и распределить между собой роли, чтобы каждый участник выполнял функцию какой-либо части тела. Когда изображение будет готово, отряд должен объяснить, почему они раздали задачи именно так.
Лучшие игры на сплочение и взаимодействие в лагере
Важная часть лагерной романтики — чувство единства в команде. Его формирует любая совместная деятельность: походы, конкурсы, соревнования с другими отрядами, песни под гитару у костра. Но чтобы это чувство стало прочным, важно участие взрослых. Задача педагогов — научить детей быть частью коллектива, где каждый — часть чего-то большого и важного. Ниже вы найдете пять лучших игр, которые учат договариваться, слушать и слышать, идти на компромисс и вкладываться в общее дело.
Ассоциации
Эту игру нужно проводить в помещении. Вожатый назначает ведущего и просит его выйти за дверь, чтобы он ничего не слышал. В это время остальные участники выбирают одного человека из группы, для которого будут подбирать ассоциации. Когда ведущий возвращается, он начинает задавать вопросы в формате: «Если бы этот человек был цветом, то каким? А если растением? Животным? Напитком? Предметом одежды?». Задача ведущего — по ассоциациям детей понять, о ком идет речь.
Обмен именами
Игра подойдет для учеников средней и старшей школы. Малышам она может показаться сложной.
Участники равномерно распределяются по площадке. По команде вожатого они начинают хаотичное движение и смотрят друг на друга. Если два человека встречаются взглядами, то жмут друг другу руки и называют свои имена. После этого они обмениваются именами. Например, если встретились Юля и Леша, то Леша становится Юлей, а Юля — Лешей. При следующей встрече каждый уже передает не свое, а новое имя. Когда оно возвращается к настоящему владельцу, участник выходит из игры.
Я похож на…
Вожатый предлагает детям задуматься, на кого из коллектива они похожи. Неважно, чем именно: внешностью, характером, интересами — полная свобода ассоциаций.
На размышление отводится около трех минут, а далее участники высказываются по очереди. Формулировка может быть такой: «Я думаю, что мы с Олей похожи, потому что она такая же спокойная и молчаливая, а еще мы слушаем одинаковую музыку».
После того как все поделятся своими мыслями, начинается второй раунд: теперь нужно подумать и сказать, на кого из отряда вы, наоборот, совсем не похожи — и почему. Важно говорить уважительно, без осуждения.
Эта игра объединяет детей по интересам, развивает навыки аргументации, самоидентификации и эмоционального интеллекта.
Узел дружбы
Дети становятся в круг и берутся за руки. Затем по команде вожатого участники должны образовать узел, не размыкая круг. Никаких правил нет: можно проходить между другими игроками, перешагивать через них, вставать лицом к соседу, садиться, ложиться. Когда образуется узел, нужно будет распутаться, не отпуская рук. Игра учит детей договариваться, работать на общую цель и проявлять терпение друг к другу.
Послание в будущее
Отряду предлагают передать теплое послание для следующей смены — ребятам, которые еще ни разу не были в лагере. Можно составить письмо по таким тезисам:
- Какие впечатления оставила у вас эта смена?
- Что или кого вы точно не забудете?
- Хотели бы вернуться? Почему?
- Какое событие запомнилось как самое веселое или трогательное?
- За что вы благодарны своим вожатым и воспитателям?
- Почему ваш отряд особенный? Что делает его уникальным?
Таким образом дети пишут письмо от лица всей команды. Это не столько игра, сколько упражнение, которое помогает почувствовать свою ценность в коллективе.
Лучшие интеллектуальные игры для проведения в отряде
Любая лагерная деятельность направлена на всестороннее развитие детей. Поэтому без интеллектуальных игр здесь не обойтись. Но скучные викторины — совсем не про развитие, они только проверяют на кругозор и общую эрудицию. А вот что действительно прокачивает мыслительные навыки, так это упражнения, которые требуют интеллектуальных усилий: памяти, наблюдательности, нестандартного мышления, сообразительности и фантазии.
Для детей младшего возраста
Простые развлечения для малышей помогают им проявить смекалку и развить фантазию.
На одну букву
Каждый участник получает лист бумаги и делит его на пять колонок: растения, животные, страны, женские имена, мужские имена. Вожатый называет любую букву, например, Н. Игроки начинают на скорость подбирать слова для каждой колонки. Первый закончивший говорит «стоп». В этот момент остальные участники должны закончить писать и положить ручки. После каждого раунда вожатый подсчитывает баллы: за уникальный ответ — 10 баллов, за повторяющийся — 5, если в колонке пусто или слово неправильное — 0 очков.
Цепочка слов
Первый игрок произносит слово, следующие — по очереди называют его свойства или другие термины, связанные с ним по смыслу. Пример цепочки: солнце — тепло — звезда — свет — яркость.
Крокодил
Игра, которая не нуждается в представлении. Водящий должен объяснить слово исключительно жестами. Вслух говорить нельзя. Первый угадавший становится водящим.
Для детей среднего возраста
Развлечения усложняются, но остаются такими же интересными. Вожатый в лагере может организовывать такие игры с залом, вовлекая в процесс всех участников отряда.
Угадай кто
Дети садятся в круг и по часовой стрелке загадывают персонажа своему соседу: первый участник — второму, второй — третьему и т. д. Имя или псевдоним героя пишут на стикере и клеят на лоб участнику. Главное условие: человек не должен видеть и знать, что написано на его бумажке. Поэтому на время игры лучше убрать зеркала, гаджеты и все, в чем человек рискует увидеть свое отражение.
Цель каждого участника — как можно быстрее угадать, что за персонажа ему загадали. Для этого дети по очереди задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Спрашивать можно до того момента, пока не прозвучит «нет». Например:
— Я женщина?
— Да.
— Я певица?
— Нет.
Теперь право задавать вопросы переходит следующему участнику. Если у игрока появляются догадки, он может выдвинуть гипотезу. Но если ошибется — ход перейдет к соседу.
Угадай-ка
Предварительно вожатому нужно подготовить несколько карточек со словами, которые будут отгадывать участники, а также таймер или песочные часы. Понадобится примерно 10 карточек по 10–15 слов.
Участники делятся на две команды и по очереди выбирают объясняющего. Тот вытаскивает карточку. Теперь он должен в течение одной минуты объяснить своим игрокам максимальное количество терминов. При этом нельзя использовать однокоренные слова. Когда время выйдет, ход перейдет к другой команде. Одно отгаданное слово — один балл. Игра длится до тех пор, пока не закончатся карточки. В конце суммируются баллы за каждый раунд.
Примеры слов для младших отрядов:
- кошка,
- трава,
- школа,
- скучный,
- веселый,
- змея,
- учебник,
- компьютер,
- любовь,
- ссора,
- бабушка,
- супермаркет.
Идеи слов для старших отрядов:
- аксиома,
- кислород,
- хаос,
- ирония,
- амбиции,
- харизма,
- эффект бумеранга,
- парадокс,
- оазис,
- архипелаг,
- эйфория,
- привычка,
- Эйфелева башня,
- белый шум.
Парадокс
Один из участников озвучивает абсурдную ситуацию, а остальные должны предложить для нее логичное объяснение. Пример: «Я каждое утро просыпаюсь в разных местах, причем всю жизнь провел в одном месте и никогда не переезжал». Ответ: домашний кот на свободном выгуле.
Для детей старшего возраста
Такие игры более спокойные, но для них нужны сообразительность, знания и быстрая реакция.
Фраза наоборот
Ведущий произносит известную цитату, крылатую фразу, пословицу или поговорку в искаженном виде. Игроки должны угадать оригинал. Примеры:
- Хлебобулочное изделие, хлебобулочное изделие, я тобой отобедаю — Колобок-колобок, я тебя съем.
- Если уменьшить громкость в дороге, то велика вероятность преодолеть большее расстояние — Тише едешь — дальше будешь.
- Произносить междометие можно только в том случае, если ты уже преодолел барьер — Не говори «гоп», пока не перепрыгнешь.
- Удивительный парадокс: равнодушие к человеческой особи женского пола только усиливает симпатию к человеческой особи мужского пола — Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей.
- Разрешите поинтересоваться, кто будет в жюри? — А судьи кто?
Для веселья можно добавить цитаты из известных интернет-мемов.
Нелогичная логика
Вожатому необходимо заранее подготовить картинки, которые объединены неочевидным свойством. Можно распечатать их или показывать презентацию на ноутбуке или проекторе.
Пример картинки: черепаха, курица, утконос — все откладывают яйца. Дети делятся на команды и отгадывают общее свойство. Задания могут варьироваться по сложности, в зависимости от возраста участников.
Несколько идей для такой игры:
- слон, гимнастические булавы, канат — все это можно встретить в цирке;
- струна, педаль, колонка — все это есть на музыкальных инструментах;
- коробка, плюшка, ноздря — все это иллюстрации говорящих фамилий из поэмы «Мертвые души»: Настасья Петровна Коробочка, Степан Плюшкин и Ноздрев.
Кем я работаю
Водящий выбирает себе несуществующую профессию: водитель точилки для карандашей, чистильщик уличного воздуха, руководитель компании по продаже гномов. Игрок вкратце рассказывает о своей работе, не используя однокоренных слов. Другие участники должны отгадать профессию. Водящему можно задавать уточняющие вопросы, но он должен отвечать завуалированно, чтобы запутать игроков.
Лучшие ролевые игры для детей в лагере
Смена амплуа оказывает интересный терапевтический эффект. Ребенок, примеряя на себя чужую «маску», эмоционально присоединяется к своему персонажу: чувствует, видит, говорит, как он. Человек выходит за привычные рамки поведения, меняет автоматические действия на новые. А из обычной детской забавы мы получаем полезную психологическую практику, в ходе которой ребенок может раскрыть себя с неожиданной стороны.
Шпион
Детям предлагают ситуацию: к примеру, учебный день в школе. Каждому участнику присваивают роль устно или на карточках. Один ребенок остается без образа — он и будет шпионом. По команде дети инсценируют ситуацию: учитель математики объясняет материал, уборщица моет полы, трудовик делает воображаемый стул. А шпион должен придумать себе такую деятельность, чтобы не выдать себя. Участникам можно разговаривать и взаимодействовать между собой, чтобы «расколоть» игрока без роли.
Суд
Вожатый распределяет между детьми роли: потерпевший, обвиняемый, адвокат, прокурор. Сам он будет судьей. Остальные игроки — суд присяжных. Вожатый озвучивает несуществующее обвинение:
- приготовил из супа кашу с целью саботажа обеда,
- подделал рецепт бабушкиной шарлотки, чтобы захватить семейное наследие,
- превратил воспитателя в тыкву.
Далее начинается судебный процесс. Игроки могут выдумывать детали дела, чтобы защитить или обвинить своего подопечного. Суд присяжных имеет право комментировать, а преступник — защищать себя. В конце процесса судья выносит решение в пользу обвиняемого или потерпевшего.
Выборы президента
Насколько желающих баллотируются в президенты своего отряда. Пост сохраняется за выигравшим одну неделю, а далее проводят переизбрание. Кандидаты готовят предвыборную кампанию с иллюстрациями, презентациями и речью. Каждый должен объяснить, почему именно он достоин поста президента: какие нововведения ждут отряд, что получат воспитанники, как он будет отстаивать интересы детей перед вожатым. После презентации всех предвыборных программ проводится анонимное или открытое голосование.
Лучшие игры-минутки на мероприятия в лагере
Такие развлечения проводят по утрам, чтобы взбодриться, в течение дня — для эмоциональной и интеллектуальной разрядки, а также как веселый способ переключить внимание между разными видами активности.
Великаны-карлики
Игроки встают в круг. Когда ведущий произносит «карлики», все должны сесть на корточки, а когда «великаны» — высоко подпрыгнуть.
Хореограф
Выбирают водящего. Он на время выходит из помещения. В его отсутствие команда назначает хореографа. Тот будет показывать движения, а остальные дети — повторять за ним. Водящий должен понять, кто хореограф.
Динь-дон
Участники становятся в круг. Первый игрок произносит любую комбинацию из «динь» и «дон», а следующему игроку предстоит отзеркалить реплику: «динь» заменить на «дон», и наоборот. Например, на «динь-дон-дон» нужно ответить «дон-динь-динь».
Я
Участники по очереди говорят «я» и добавляет любое существительное: я картошка, я книга, я рыба и т.д. Кто засмеется, выбывает из игры.
Что возьмем с собой
Вожатый задает детям обстоятельства или называет место, а игроки должны быстро назвать по одному предмету, которые возьмут с собой. Например:
- Что возьмем с собой в поход? — Спички, палатку, воду, компас.
- Что возьмем с собой на пляж? — Полотенце, купальник, очки, шляпу.
- Что возьмем с собой на рыбалку? — Удочку, наживку, ведро, средство от комаров.
Комментарий эксперта про детские игры в лагере
О роли игровой деятельности в лагерях и особенностях их проведения рассказывает Мария Кветковская, педагог, аниматор, руководитель аниматорского агентства Happy Baby:
— Лагерь выполняет не только развлекательную, но и воспитательную функцию. Взрослые должны сделать времяпровождение в нем интересным и полезным для ребенка.
В выборе игр нужно ориентироваться на всестороннее развитие детей. В развлекательной форме можно улучшать физическую подготовку, интеллектуальные способности и раскрывать коммуникативные навыки. В этом аспекте именно лагерь становится пространством, где развитие происходит легко и непринужденно.
В школе, во дворе или в кругу семьи ребенок находится в привычной и стабильной среде: знакомые лица, устоявшиеся отношения, предсказуемая коммуникация. А в лагере он встречает детей разного возраста, с другими особенностями характера и психики. Постепенно ребенок находит с ними общий язык и выстраивает коммуникацию. В лагере дети осознают разность друг друга, считывают и усваивают ее на уровне подсознания, тем самым развивая эмоциональный интеллект.
Если говорить о формате игр в целом, то это — самый эффективный способ обучения для детей. Их мышление не воспринимает «зубрежку». Только через развлечения ребенка можно заинтересовать в выполнении заданий. Например, мотивировать ходить на утреннюю зарядку. Непринужденно и играючи он будет выполнять физические упражнения или заниматься любыми другими полезными делами.
Популярные вопросы и ответы
На вопросы читателей отвечает педагог Мария Кветковская и Александра Гудылева, педагог-организатор детского лагеря «Юность».
Какие бывают игры в детском лагере?
● творческие — задания на созидательную деятельность, связанные с рисованием, импровизацией, декоративно-прикладным искусством;
● логические: квесты, шашки, шахматы, пазлы;
● активные — для физического развития: эстафеты в соревновательной форме, общеизвестные спортивные игры, такие как волейбол или баскетбол;
● игры для сплочения коллектива: могут быть под видом всех вышеперечисленных, главное, чтобы каждому ребенку отводилась роль, и он мог сделать свой вклад в общее дело.
В какие игры с мячом можно поиграть в лагере?
Эту игру можно адаптировать под возраст или конкретную деятельность. Я провожу «Горячую картошку» в танцевальном формате: тот, на ком остановился мячик, не выбывает, а встает в круг и показывает движения, а остальные дети повторяют за ним.
Еще один вариант — переформатировать такие игры на знакомство. Допустим, тот, на ком остановится мяч, представляется и кратко рассказывает о себе.
Также можно провести игру «Снайпер», она же — «Выжигало» или «Вышибало».
Педагог-организатор Александра Гудылева предложила еще несколько игр с мячом для детских лагерей.
1. Мяч по кругу.
● Возраст: 8–12 лет.
● Количество участников: от 8 человек.
● Как играть: дети становятся в круг и как можно быстрее передают друг другу мяч. Ведущий стоит в центре и пытается его догнать. Он должен угадать, кто получит мяч следующим и перехватить передачу. Если это удается, он занимает место в круге, а тот, чей пас перехвачен, становится ведущим.
● Почему это весело: в игре царят динамика, азарт и немного хитрости. Чем быстрее и неожиданнее передается мяч, тем сложнее его перехватить.
2. Мяч в огонь.
● Возраст: 7–11 лет.
● Количество участников: от 6 человек.
● Как играть: на земле чертят круг — «огненную зону». Один из игроков становится в центр и бросает мяч вверх, крича «Огонь!». Остальные должны быстро перебежать через круг, не попав под мяч. Тот, кого задело, становится «горящим» и занимает центр. Можно варьировать правила: кто не перебежал вовремя — тоже выходит.
● Почему это весело: дети обожают элементы неожиданности и беготню. А простая механика делает игру доступной даже самым младшим.
3. Морской бой.
● Возраст: 8–13 лет.
● Количество участников: от 8 человек.
● Как играть: на площадке рисуют прямоугольное «море», поделенное на квадраты. Каждый игрок становится в свою «клетку». Один — капитан — с мячом. Он объявляет: «Огонь по клетке B2» — и кидает мяч туда. Если игрок стоит в этой клетке, он должен поймать мяч. Не поймал — выбыл. Поймал — становится капитаном. Можно добавить сложность: например, поймать мяч на лету.
● Почему это весело: игра сочетает в себе логику, быстроту реакции и немного удачи. Она создает атмосферу настоящего морского сражения.
4. Башня из мячей.
● Возраст: 8–12 лет.
● Количество участников: от 6 человек, лучше — четное число.
● Инвентарь: 1 мяч, пластиковые бутылки 6–10 штук.
● Как играть: дети делятся на две команды. В центре площадки ставится башня из пластиковых бутылок — можно в форме пирамиды. Первая команда выстраивается на расстоянии 5–7 метров и старается сбить башню мячом. У каждого по одному броску. Задача второй команды — как можно быстрее восстановить башню и вернуть мяч обратно. Потом команды меняются ролями. Побеждает та, которая сбила башню больше раз за ограниченное время или раунды.
Какие интересные игры можно провести в лагере на улице?
Классические варианты — «Рыбак и рыбка» со скакалкой — на внимание, перетягивание каната — на выносливость. Сейчас, учитывая, что дети прогрессивные, их можно заинтересовать играми «Пол — это лава» или «Двигайся-замри» по мотивам сериала «Игра в кальмара», который хорошо известен современному поколению. Они удобны тем, что не требуют реквизита.
Вот еще несколько идей игр на свежем воздухе от Александры Гудылевой. Они не требуют сложного инвентаря, легко организуются и при этом гарантируют веселое времяпрепровождение.
1. Шпионский след.
● Возраст: 9–13 лет.
● Количество участников: от 6 человек.
● Как играть: один «шпион» убегает, оставляя на пути подсказки — стрелки из веточек, камешки, рисунки мелом или ленточками. Через три минуты остальная группа — «агенты» — начинает погоню, идя по его следам. Задача — найти «шпиона» до того, как он доберется до условленного «убежища». Можно добавлять таймер, «ловушки» и задания по пути.
2. Тайный лидер.
● Возраст: 8–13 лет.
● Количество участников: от 8 человек.
● Как играть: один человек выходит из круга — это «детектив». В это время остальные выбирают «тайного лидера», который будет незаметно задавать движения: делать хлопки, прыжки, приседания и т. п., а остальные должны повторять за ним, не выдавая, кто лидер. «Детектив» возвращается и наблюдает, стараясь вычислить, кто же задает ритм. У него три попытки угадать.
3. Слепой следопыт.
● Возраст: 9–13 лет.
● Количество участников: от 6 человек.
● Как играть: один игрок — «следопыт» — закрывает глаза или надевает повязку, а остальные делают 1–2 круга и замирают в разных позах. Следопыт должен на ощупь или по звуку угадать, кто перед ним. Остальные могут издавать короткие звуки, чтобы путать игрока. Если угадал — меняются ролями.
Как вовлечь ребенка в игру в лагере, если он не хочет участвовать?
С подростками работать в этом смысле сложнее. Они стесняются, на их поведении сказывается переходный возраст. Для подростков в качестве мотивации можно использовать стимул соперничества. Если проводится игра между двумя отрядами, то нужно поддерживать соревновательный дух: каждому хочется выйти из игры победителем. А внутри одного отряда детей лучше поделить на мальчиков и девочек — в такой игре каждая команда захочет показать свое превосходство.
Если в развлечении участвуют разновозрастные дети, то для старших сработает мотив помощи малышам, посыл «маленькие не справляются, им нужна поддержка взрослых».
Бывают ситуации, когда дети наотрез отказываются участвовать, если им просто неинтересна какая-либо деятельность. В этом случае лучше не искать подход, а оставить ребенка, чтобы не давить на него.
— Бывает, что на смене есть дети, которым общение со сверстниками и нахождение в лагере дается непросто, — рассказывает Александра Гудылева. — Игры — это возможность исправить эту ситуацию. Если ребенок настроен критично, вожатые могут попросить его о помощи в организации или проведении. Например, следить за временем или помогать ведущему с реквизитом.
Немаловажный фактор успеха проведения игры — настроение вожатого: если он рассказывает правила интересно, с нетерпением ждет начала и делится своими эмоциями, ребята обязательно заинтересуются и захотят попробовать. А главное правило игр в детском лагере звучит так: их должно быть много, и они должны быть разнообразные.
Источники
- Батаева М. Д., Галой Н. Ю., Голышев Г. С. Организация массовых мероприятий в детском оздоровительном лагере. М., 2017.
- СанПин 2.4.4.2599-10 для лагерей с дневным пребыванием. «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул». 2010.
URL: https://51.rospotrebnadzor.ru/content/862/44267/