С раннего возраста дети стремятся исследовать окружающий мир. Игровая деятельность с песком — это отличная возможность проявить креативность, воображение и смекалку. Материал может принять любую форму и не требует особых навыков. В статье собрали лучшие игры с песком, в которые можно играть дома или в детском саду в младшей, средней и старшей группах.
Полезная информация про игры с песком
Социализация | Песочница — прекрасный посредник для установления контакта между детьми. Играя и общаясь, ребенок усваивает опыт взаимодействия с другими людьми (1) |
Развитие моторики и речи | Игры с песком способствуют совершенствованию мелкой и крупной моторики, стимулирующей работу мозга и речь |
Психологические барьеры | В песочнице ребенок может создавать картину собственного мира, проигрывая различные ситуации с помощью игрушек, маленьких фигурок. Это способствует снятию напряжения в отношении к различным жизненным ситуациям (2) |
Творческое мышление | Эксперименты с сыпучим материалом развивают воображение ребенка, побуждают его придумывать новые формы и сюжеты игр |
Лучшие игры с песком, в которые можно играть летом
Разнообразные занятия в песочнице — главные детские развлечения в жаркое время года. Для многих игр подойдут подручные материалы: камешки, палочки, листочки. А если песок немного намочить, играть с ним будет еще интереснее.
Волшебные куличики
Подходящий возраст | 1,5+ |
Необходимые атрибуты | ● Пластиковое ведерко, ● формочки, ● совок, ● вода |
Малыши наполняют формочки влажным песком, утрамбовывают его ладонями или совком и переворачивают. Такое «строительство» развивает мелкую моторику и обогащает тактильный опыт. В игре дети изучают свойства материалов, придумывают сюжеты, учатся общаться с другими детьми.
Стройка
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | ● Формочки для песка, ● контейнеры разной формы, ● игрушечные совок и грабли, ● природные материалы — камешки, палочки, листья ● вода |
С помощью формочек дети строят из природных материалов различные объекты: крепости, дороги, тоннели. Цель такой игры с песком — создать собственный «город».
Развлечение развивает крупную моторику, мышление, воображение, внимание и усидчивость. В процессе игры ребенок учиться договариваться, взаимодействуя с другими детьми.
Угадай-ка
Подходящий возраст | 5+ |
Необходимые атрибуты | ● Игрушки, ● природные материалы — камни, листья |
Взрослый прикладывает к песку какой-нибудь предмет, чтобы тот оставил след. Ребенку нужно угадать, чей это отпечаток. Если ответ верный, участники меняются местами. Эта веселая игра развивает воображение и внимание.
Лучшие игры с песком для детей в детском саду
Такие занятия можно проводить на улице в специально оборудованных песочницеах или в помещении, если в группе есть кинетический песок. С помощью игр в детском саду педагоги не только обучают, но и воспитывают малышей (3).
Для младшей группы
В ходе занятий воспитатель напоминает детям правила игры с песком, использует различные ситуации, неожиданные моменты и элементы пальчиковой гимнастики, в ходе которых ребенок учится координировать речь и движения (3).
Песочный дождик
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Малыши медленно, а затем быстро высыпают песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или из одной руки в другую. Благодаря такой игре развивается тактильная чувствительность, снижается напряжение.
Угощение для гостей
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | Шарики из цветных салфеток |
Педагог объявляет, что в группу должны прийти гости и нужно приготовить для них угощение. Дети под руководством воспитателя лепят «кексы» и «печенье» при помощи формочек и украшают их шариками из цветных салфеток. В ходе игровой ситуации малыши включаются в общение и усваивают правила взаимодействия с другими людьми.
Необыкновенные следы
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Цель игры — оставить на земле следы разных зверей, птиц и насекомых. Можно давить на песок кулаками и ладонями, прикладывать кончики пальцев, делать волнообразные движения и т. д. В ходе игры у детей развиваются мелкая моторика и речь.
Для средней, старшей группы
Игры с песком содействуют активному развитию ребенка, помогают формировать логическое мышление, успокаивают и расслабляют. Кроме того, дети учатся концентрироваться, а этот навык пригодится для подготовки к школе.
Выложи по контуру
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | Подручные материалы: камешки, пуговицы |
Педагог рисует на песке простые рисунки: геометрические фигуры, елочки, домики. По контурам этих изображений дети выкладывают камешки, пуговицы и другие подручные материалы. Игра развивает глазомер и мелкую моторику. Ее также можно использовать для закрепления названий геометрических фигур, букв и цифр.
Найди отличия
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Один ребенок рисует на песке простую картинку, а затем отворачивается. Другой участник или педагог дорисовывают к картинке детали. Вернувшись к рисунку, ребенок должен будет найти, что изменилось. Взрослый может меняться с детьми местами. Игра развивает внимание и концентрацию.
Пишем и рисуем
Подходящий возраст | 5+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
В старшей группе появляется все больше занятий, направленных на подготовку к школе. В ходе этой образовательной игры воспитатель рисует на земле букву. Дети ее называют, а затем лепят из песка. Таким же образом можно закрепить знание чисел.
Лучшие игры с песком и другими сыпучими материалами, в которые можно играть дома
Если за окном плохая погода, поиграть в песочнице не получится. В таком случае альтернативой песку могут стать обычные сыпучие продукты, которые найдутся на любой кухне: фасоль, гречка, рис или горох.
Найди клад
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | ● Глубокая емкость ● горох, гречка или фасоль ● каштаны, игрушечные фигурки, пуговицы и другие «сокровища» |
Взрослый закапывает «сокровища» в сыпучий материал. Задача малыша — найти спрятанный клад. Простая и веселая игра развивает мелкую моторику, внимание и воображение.
Важно: не оставляйте ребенка одного, когда он играет с мелкими предметами, и следите, чтобы он не проглотил их.
Рисование
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | ● Широкая емкость ● манка или сахарный песок ● мука — для детей старше 2 лет |
По заданию взрослого ребенок рисует на песке пальцами или палочкой линии, различные фигуры, предметы, буквы, цифры или узоры. Он может стирать и рисовать их заново. Игра развивает творческие способности, готовит руку к письму. В игровой форме ребенок запоминает геометрические фигуры, буквы и цифры.
Ресторан
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | ● Различные емкости ● игрушечная посуда ● любые сыпучие продукты, которые найдутся дома: фасоль, чечевица, сухие макароны, рис, горох |
«Ресторан» — это сюжетно-ролевая игра. Как настоящие повара, дети принимают заказы и готовят разнообразную «еду»: насыпают, перекладывают и смешивают продукты. Развлечение способствует развитию воображения, мышления и внимания, а также обучает детей навыкам счета.
Комментарий эксперта про детские игры с песком
Рассказывает Ирина Серикова, педагог-психолог, коррекционный педагог высшей категории, консультант федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории Московской области:
— Игры с песком повышают мотивацию детей к действию, развивают познавательные процессы и влияют на эмоциональное самочувствие. Они также улучшают речь и способствуют формированию творческих способностей. Кроме того, через совместные развлечения в песочнице дети приобретают важные социальные навыки. Не зря песочную терапию широко используют в педагогической, психотерапевтической, консультативной и реабилитационной деятельности.
Популярные вопросы и ответы
Вместе с педагогом Ириной Сериковой отвечаем на вопросы читателей об играх с песком для детей разного возраста.
Как игры с песком влияют на развитие детей?
Что можно построить из песка вместе с ребенком?
В каком возрасте ребенку можно предлагать игры с песком?
В чем польза игр с кинетическим песком?
В процессе игры также формируются математические представления. Дети учатся различать формы и размеры, сравнивают, сколько песка нужно для создания определенной фигуры.
Занятия в песочнице улучшают познавательные функции, память, мышление и воображение. Игры с кинетическим песком успокаивают и расслабляют, что прекрасно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Желательно использовать этот материал в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Он благоприятно влияет на гиперактивных, агрессивных, тревожных и замкнутых детей.
Источники
- Новикова О. В., Солдатова С. Н. Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ // Дошкольная педагогика. №5 (160). 2020.
- Бабинова Н. В. Игры с песком в работе с неговорящими детьми // Дошкольная педагогика. N4 (179). 2022.
- Грушецкая Л. А. НОД в первой младшей группе. Лепим фигурки из песка. Игры с кинетическим песком // Дошкольная педагогика. №8 (173). 2021.
- Тарачкова Д. А., Парфенова Г. Л. Арттерапия как средство формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. 2019.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-emotsionalnogo-blagopoluchiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta