12 лучших игр с песком для детей в 2025 году

Заниматься с этим уникальным природным материалом ребенку не просто интересно, но и полезно. Расскажем, почему игры с песком так важны для развития малыша
12 лучших игр с песком для детей в 2025 году
Лучшие игры с песком для детей. Фото: Zoia Kostina / Shutterstock / Fotodom

С раннего возраста дети стремятся исследовать окружающий мир. Игровая деятельность с песком — это отличная возможность проявить креативность, воображение и смекалку. Материал может принять любую форму и не требует особых навыков. В статье собрали лучшие игры с песком, в которые можно играть дома или в детском саду в младшей, средней и старшей группах.

Полезная информация про игры с песком 

СоциализацияПесочница — прекрасный посредник для установления контакта между детьми. Играя и общаясь, ребенок усваивает опыт взаимодействия с другими людьми (1)
Развитие моторики и речиИгры с песком способствуют совершенствованию мелкой и крупной моторики, стимулирующей работу мозга и речь
Психологические барьерыВ песочнице ребенок может создавать картину собственного мира, проигрывая различные ситуации с помощью игрушек, маленьких фигурок. Это способствует снятию напряжения в отношении к различным жизненным ситуациям (2)
Творческое мышлениеЭксперименты с сыпучим материалом развивают воображение ребенка, побуждают его придумывать новые формы и сюжеты игр

Лучшие игры с песком, в которые можно играть летом

Разнообразные занятия в песочнице — главные детские развлечения в жаркое время года. Для многих игр подойдут подручные материалы: камешки, палочки, листочки. А если песок немного намочить, играть с ним будет еще интереснее.

Волшебные куличики

Подходящий возраст1,5+
Необходимые атрибуты ● Пластиковое ведерко,
● формочки,
● совок,
● вода

Малыши наполняют формочки влажным песком, утрамбовывают его ладонями или совком и переворачивают. Такое «строительство» развивает мелкую моторику и обогащает тактильный опыт. В игре дети изучают свойства материалов, придумывают сюжеты, учатся общаться с другими детьми.

Стройка

Подходящий возраст3+
Необходимые атрибуты● Формочки для песка,
● контейнеры разной формы,
● игрушечные совок и грабли,
● природные материалы — камешки, палочки, листья
● вода

С помощью формочек дети строят из природных материалов различные объекты: крепости, дороги, тоннели. Цель такой игры с песком — создать собственный «город».

Развлечение развивает крупную моторику, мышление, воображение, внимание и усидчивость. В процессе игры ребенок учиться договариваться, взаимодействуя с другими детьми.

Угадай-ка

Фото: Yianni Mathioudakis, unsplash.com
Подходящий возраст5+
Необходимые атрибуты● Игрушки,
● природные материалы — камни, листья

Взрослый прикладывает к песку какой-нибудь предмет, чтобы тот оставил след. Ребенку нужно угадать, чей это отпечаток. Если ответ верный, участники меняются местами. Эта веселая игра развивает воображение и внимание.

Лучшие игры с песком для детей в детском саду

Такие занятия можно проводить на улице в специально оборудованных песочницеах или в помещении, если в группе есть кинетический песок. С помощью игр в детском саду педагоги не только обучают, но и воспитывают малышей (3).

Для младшей группы

В ходе занятий воспитатель напоминает детям правила игры с песком, использует различные ситуации, неожиданные моменты и элементы пальчиковой гимнастики, в ходе которых ребенок учится координировать речь и движения (3)

Песочный дождик

Подходящий возраст2+
Необходимые атрибутыНе требуются

Малыши медленно, а затем быстро высыпают песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого или из одной руки в другую. Благодаря такой игре развивается тактильная чувствительность, снижается напряжение.

Угощение для гостей

Фото: Rashid Sadykov, unsplash.com
Подходящий возраст2+
Необходимые атрибутыШарики из цветных салфеток

Педагог объявляет, что в группу должны прийти гости и нужно приготовить для них угощение. Дети под руководством воспитателя лепят «кексы» и «печенье» при помощи формочек и украшают их шариками из цветных салфеток. В ходе игровой ситуации малыши включаются в общение и усваивают правила взаимодействия с другими людьми. 

Необыкновенные следы

Подходящий возраст3+
Необходимые атрибутыНе требуются

Цель игры — оставить на земле следы разных зверей, птиц и насекомых. Можно давить на песок кулаками и ладонями, прикладывать кончики пальцев, делать волнообразные движения и т. д. В ходе игры у детей развиваются мелкая моторика и речь.

Мы нашли для вас выгодное предложение на похожие товары на AliExpress со скидкой Проверить цену Реклама Реклама. ООО «АЛИБАБА.КОМ (РУ)», ИНН 7703380158

Для средней, старшей группы

Игры с песком содействуют активному развитию ребенка, помогают формировать логическое мышление, успокаивают и расслабляют. Кроме того, дети учатся концентрироваться, а этот навык пригодится для подготовки к школе. 

Выложи по контуру

Фото: нейросеть
Подходящий возраст4+
Необходимые атрибутыПодручные материалы: камешки, пуговицы

Педагог рисует на песке простые рисунки: геометрические фигуры, елочки, домики. По контурам этих изображений дети выкладывают камешки, пуговицы и другие подручные материалы. Игра развивает глазомер и мелкую моторику. Ее также можно использовать для закрепления названий геометрических фигур, букв и цифр.

Найди отличия

Подходящий возраст4+
Необходимые атрибутыНе требуются

Один ребенок рисует на песке простую картинку, а затем отворачивается. Другой участник или педагог дорисовывают к картинке детали. Вернувшись к рисунку, ребенок должен будет найти, что изменилось. Взрослый может меняться с детьми местами. Игра развивает внимание и концентрацию.

Пишем и рисуем

Подходящий возраст5+
Необходимые атрибутыНе требуются

В старшей группе появляется все больше занятий, направленных на подготовку к школе. В ходе этой образовательной игры воспитатель рисует на земле букву. Дети ее называют, а затем лепят из песка. Таким же образом можно закрепить знание чисел.

Лучшие игры с песком и другими сыпучими материалами, в которые можно играть дома

Если за окном плохая погода, поиграть в песочнице не получится. В таком случае альтернативой песку могут стать обычные сыпучие продукты, которые найдутся на любой кухне: фасоль, гречка, рис или горох.

Найди клад

Фото: Ussama Azam, unsplash.com
Подходящий возраст1+
Необходимые атрибуты● Глубокая емкость
● горох, гречка или фасоль
● каштаны, игрушечные фигурки, пуговицы и другие «сокровища»

Взрослый закапывает «сокровища» в сыпучий материал. Задача малыша — найти спрятанный клад. Простая и веселая игра развивает мелкую моторику, внимание и воображение.

Важно: не оставляйте ребенка одного, когда он играет с мелкими предметами, и следите, чтобы он не проглотил их.

Рисование

Подходящий возраст1+
Необходимые атрибуты● Широкая емкость
● манка или сахарный песок
● мука — для детей старше 2 лет

По заданию взрослого ребенок рисует на песке пальцами или палочкой линии, различные фигуры, предметы, буквы, цифры или узоры. Он может стирать и рисовать их заново. Игра развивает творческие способности, готовит руку к письму. В игровой форме ребенок запоминает геометрические фигуры, буквы и цифры.

Ресторан  

Подходящий возраст3+
Необходимые атрибуты● Различные емкости
● игрушечная посуда
● любые сыпучие продукты, которые найдутся дома: фасоль, чечевица, сухие макароны, рис, горох

«Ресторан» — это сюжетно-ролевая игра. Как настоящие повара, дети принимают заказы и готовят разнообразную «еду»: насыпают, перекладывают и смешивают продукты. Развлечение способствует развитию воображения, мышления и внимания, а также обучает детей навыкам счета.

Комментарий эксперта про детские игры с песком

Рассказывает Ирина Серикова, педагог-психолог, коррекционный педагог высшей категории, консультант федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» на территории Московской области:

— Игры с песком повышают мотивацию детей к действию, развивают познавательные процессы и влияют на эмоциональное самочувствие. Они также улучшают речь и способствуют формированию творческих способностей. Кроме того, через совместные развлечения в песочнице дети приобретают важные социальные навыки. Не зря песочную терапию широко используют в педагогической, психотерапевтической, консультативной и реабилитационной деятельности.

Популярные вопросы и ответы

Вместе с педагогом Ириной Сериковой отвечаем на вопросы читателей об играх с песком для детей разного возраста.

Как игры с песком влияют на развитие детей?

Песок — уникальный материал с точки зрения воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Занятия с ним благоприятно воздействуют на психику. Это не просто игра, а терапия, эффективность которой доказана многочисленными исследовательскими экспериментами (4).

Что можно построить из песка вместе с ребенком?

Используя формочки, из этого материала можно создать множество конструкций, начиная от самых простых форм и заканчивая сложными составными сооружениями. Вместе с детьми даже можно строить целые «города».

В каком возрасте ребенку можно предлагать игры с песком?

— Педагоги в центрах раннего развития начинают заниматься песочным рисованием уже с годовалыми малышами, — отвечает Ирина Серикова. — В этом возрасте активно развивается мелкая моторика. Ребенок растет, и в играх постепенно появляются герои, сюжеты.

В чем польза игр с кинетическим песком?

— Это современное изобретение, котором создает развивающую среду в небольшой емкости, — комментирует Ирина Серикова. — В процессе игр формируется мелкая моторика: ребенок сжимает песок, надавливает на него, прихлопывает и т. д. Развиваются указательный жест и щипковый захват.

В процессе игры также формируются математические представления. Дети учатся различать формы и размеры, сравнивают, сколько песка нужно для создания определенной фигуры.

Занятия в песочнице улучшают познавательные функции, память, мышление и воображение. Игры с кинетическим песком успокаивают и расслабляют, что прекрасно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка. Желательно использовать этот материал в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Он благоприятно влияет на гиперактивных, агрессивных, тревожных и замкнутых детей.
  1. Новикова О. В., Солдатова С. Н. Игры с песком как одно из средств успешной социализации детей дошкольного возраста с ОВЗ // Дошкольная педагогика. №5 (160). 2020. 
  2. Бабинова Н. В. Игры с песком в работе с неговорящими детьми // Дошкольная педагогика. N4 (179). 2022.
  3. Грушецкая Л. А. НОД в первой младшей группе. Лепим фигурки из песка. Игры с кинетическим песком // Дошкольная педагогика. №8 (173). 2021.
  4. Тарачкова Д. А., Парфенова Г. Л. Арттерапия как средство формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста // Вопросы науки и образования. 2019.
    URL: https://cyberleninka.ru/article/n/artterapiya-kak-sredstvo-formirovaniya-emotsionalnogo-blagopoluchiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta