Благодаря занятиям с обычной водой дети развивают важные навыки и получают первые представления о законах природы. Жидкость переливается, принимает любую форму, отражает свет и подчиняется малейшему движению руки. В статье собрали лучшие игры с водой на участке, дома или в детском саду в младшей, средней и старшей группах, которые можно провести не только летом.
Полезная информация про игры с водой
Общее развитие | Водные игры стимулируют мышление, формируют логические связи, развивают координацию. Дети осваивают причинно-следственные связи и получают свой первый исследовательский опыт (1) |
Социализация | Во время занятий с водой дети учатся договариваться о правилах игры, распределяют роли и материалы, сообща решают задачи (2) |
Развитие речи | В процессе игры с водой у ребенка активизируется речевая активность — он задает вопросы, вступает в диалоги. Его словарный запас обогащается |
Снятие стресса | Теплая вода способствует расслаблению, снимает психологическое напряжение и вызывает у ребенка положительные эмоции (2) |
Лучшие игры с водой, в которые можно играть летом на улице, участке
Такие развлечения открывают детям целый мир возможностей. Ребенок получает новые слуховые, зрительные и тактильные ощущения, стимулируется его нервно-психическая деятельность (3). Развлечения увлекательны и полезны, а организовать их очень просто.
«Переливашки»
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | ● Вода, ● совок, ● емкости разного объема |
Детям часто нравится переливать воду из одной емкости в другую. Игра развивает понимание объемов и форм, а также навыки счета. Можно налить жидкость в стаканчики разных размеров и цветов, а затем пересчитать их.
Рыбалка
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | ● Вода, ● игрушки небольшого размера, ● совок, ● удочка или сачок |
При помощи совочка, удочки или сачка ребенок вылавливает игрушки из воды. Такая деятельность развивает глазомер и координацию движений «глаз-рука».
Водяные шары
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | ● Воздушные шарики, ● вода |
Воздушные шарики, наполненные водой, можно использовать в играх по-разному. Дети могут подбрасывать и ловить их, бросать в цель, переносить на скорость или устроить настоящую битву, стараясь не попасть под брызги.
Стакан на лбу
Подходящий возраст | 7+ |
Необходимые атрибуты | ● Пластиковый стакан, ● вода |
Участники ставят стаканы с водой на лоб и выполняют различные действия: шагают, приседают, ложатся на пол. Побеждает самый аккуратный игрок, который сумел сохранить равновесие и не пролить воду.
Лучшие игры с водой для детей в детском саду
Под руководством воспитателя такие занятия приобретают целенаправленный развивающий характер (4). Малыши знакомятся с базовыми свойствами воды, ребята постарше участвуют в экспериментах, рассказывают, рассуждают, учатся договариваться. Большой интерес у детей вызывают игры, в которых есть сюжет и используется разнообразный дидактический материал (1).
Для младшей группы
Для детей младшего дошкольного возраста лучше выбирать простые и безопасные игры, направленные на развитие мелкой моторики.
Тонет — не тонет
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | ● Емкость с водой, ● различные мелкие предметы: фигурки, пуговицы, мячики, камни, монеты, пробки |
Дети опускают в емкость с водой предметы, наблюдая и сравнивая, какие из них тонут, а какие остаются на поверхности. Воспитатель в это время комментирует, например: «Мяч пустой внутри и легкий, поэтому держится на воде, а камешек тяжелый, поэтому он утонул». В ходе игры дети знакомятся со свойствами предметов.
Рисунки на асфальте
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | ● Вода с стаканчике, ● кисточки разных размеров |
Юные художники с удовольствием рисуют свои шедевры на сухом асфальте, используя только кисточки и воду. Летом рисунки высыхают быстро, поэтому интерес у детей поддерживается постоянно.
Удержи шарик
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | ● Вода, ● легкий пластмассовый шарик, ● ложка или совок |
Дети опускают в воду легкий пластмассовый шарик, который не тонет. Нужно удерживать его на дне, затем отпустить и позволить всплыть. Когда шарик окажется на поверхности, на него можно дуть, подталкивая потоком воздуха, вылавливать ложкой или совком.
Для средней, старшей группы
Для детей постарше в детских садах организуют исследовательскую деятельность. В игре ребята не только развлекаются, но и осваивают причинно-следственные связи, учатся взаимодействовать друг с другом.
Водоносы
Подходящий возраст | 5+ |
Необходимые атрибуты | ● 2 столовые ложки или губки для мытья посуды, ● 2 емкости, ● вода |
Дети делятся на две команды. Задача игроков — как можно быстрее перенести воду из большой емкости в маленькую при помощи губки. Можно усложнить правила и для переноса воды вместо спонжа использовать столовую ложку. Игра также подходит для детей младшего возраста, но соревновательный момент в этом случае лучше убрать.
Водный путь
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | ● Большой поднос или емкость с бортиками, ● вода, ● пластиковые трубочки, ● бумажные кораблики, ● стаканчики или ложки, ● скотч |
Дети размещают пластиковые трубочки на подносе и фиксируют их скотчем, создавая извилистый канал. Затем заполняют емкость жидкостью. Цель игры с водой — провести по «дорожке» шарик или бумажный кораблик, управляя потоком воды. Можно дуть через трубочку, подталкивая предмет, или подливать воду ложкой, создавая течение. Игра развивает мелкую моторику, логику, а также дети учатся работать в команде.
Художники
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | ● Емкость или поднос с бортиками, ● песок, ● кисточки, ● пипетки, ● палочки, ● стаканчики с водой |
Дети рисуют на песке, который насыпан на большом подносе, создавая узоры с помощью воды. Жидкость можно аккуратно выливать из стаканчиков, добавлять капли из пипетки или наносить штрихи мокрой кисточкой.
Экспериментальная игра развивает творческие способности, а в процессе «рисования» дети изучают свойства воды.
Лучшие смешные и полезные игры с водой для детей с года и старше, в которые можно играть дома
Чтобы устроить водные развлечения, необязательно ждать лета и хорошей погоды. Сделали подборку игр, которые можно организовать в любое время года.
Выплевываем воду во рту
Подходящий возраст | 5+ |
Необходимые атрибуты | ● 2 емкости, ● питьевая вода |
Дети переливают жидкость из одной емкости в другую без помощи рук. Все просто: во время игры надо набрать в рот воды и, не расплескав ни капли, выплюнуть ее в другой контейнер. Развлечение развивает координацию и выдержку, ведь не рассмеяться во время него очень сложно.
Веселые цвета
Подходящий возраст | 2+ |
Необходимые атрибуты | ● Вода, ● стаканчики, ● пипетки, ● краски |
В стаканчиках с водой разводят краски разного цвета. Ребенок набирает жидкость с помощью пипетки и смешивает оттенки. Взрослый наглядно сможет объяснить, как получить оранжевый, фиолетовый или зеленый цвет, как сделать оттенок насыщенные или, наоборот, светлее.
Плавающие игрушки
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | ● Емкость с водой, ● детские игрушки разного веса и размера |
Ребенок запускает в воду различные игрушки и наблюдает за тем, как они плавают. Можно проводить различные эксперименты. Например, что будет, если подтолкнуть игрушку, налить на нее воду или погрузить на дно емкости. Такое занятие развивает наблюдательность, мышление, логику, а также знакомит малышей с основами физики.
Опыты с водой
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | ● Прозрачные стаканы с водой, ● любые сыпучие и жидкие продукты |
Для игры понадобится небольшое количество разных продуктов — буквально по чайной ложке. По очереди смешивайте в прозрачных стаканах с водой кефир, муку, крупу, заварку, сахар и т. д. Называйте малышу каждый продукт и вместе подмечайте, как он меняется: тонет, растворяется, меняет цвет или консистенцию. Игра расширяет словарный запас и знания ребенка об окружающих предметах.
Комментарий эксперта про детские игры с водой
Рассказывает воспитатель детского сада Екатерина Кудренко:
— Вода — это уникальная природная среда. В играх с ней происходит физическое и сенсорное развитие ребенка, просыпается его исследовательский интерес и формируется творческое начало. Но важно помнить, что все водные развлечения должны проходить под контролем взрослых.
Популярные вопросы и ответы
Вместе с воспитателем Екатериной Кудренко отвечаем на вопросы об играх с водой.
Как игры с водой влияют на развитие детей?
● Даже самые простые «водные» занятия улучшают координацию движений и мелкую моторику.
● Вода расслабляет, снимает напряжение и тревожность.
● Используя воду и разные предметы, дети узнают основы математики, учатся считать, определять цвета, строят логические связи (5).
● В играх маленькие участники знакомятся со свойствами жидкости и тем, как она взаимодействует с другими веществами и предметами. Такие знания развивают мышление и расширяют представление об окружающем мире.
В каком возрасте ребенку можно предлагать игры с водой?
Во что можно поиграть с ребенком во время купания?
● Порисуйте на стенках ванной или на кафеле водорастворимыми пальчиковыми красками.
● Используйте игрушки-поплавки и устройте веселую рыбалку.
● Налейте в воду пену для ванны и стройте из получившейся шапки пузырей различные фигуры.
Какие меры безопасности нужно соблюдать при играх с водой?
На природе следите, чтобы ребенок играл только в разрешенных местах, не заходил глубоко в воду и использовал специальные средства безопасности — круг, жилет или нарукавники.
Во время домашних занятий, особенно с малышами, наблюдайте за порядком игры. Например, маленький ребенок может случайно выпить воду, в которой растворены краски или пена для ванн.
Важно не оставлять детей одних во время игр с водой. Неосторожные действия могут привести к травмам и несчастным случаям.
Источники
- Табитуева Л. Д. Использование игр с песком и водой в процессе развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста // Международный научный журнал «Вестник науки» №7 (7). 2018.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-igr-s-peskom-i-vodoy-v-protsesse-razvitiya-melkoy-motoriki-detey-mladshego-doshkolnogo-vozrasta/viewer - Деева Е. В., Хлопкова Е. П. Акватерапия как игровая технология в коррекционно-развивающей работе инструктора по физической культуры с детьми с ОВЗ // Unuversum: психология и образование. N2 (128). 2025.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/akvaterapiya-kak-igrovaya-tehnologiya-v-korrektsionno-razvivayuschey-rabote-instruktora-po-fizicheskoy-kulture-s-detmi-s-ovz/viewer - Лебедева С. Б. Игры с водой как средство развития осязательного восприятия у детей с нарушением зрения // Наука и реальность/Science & Reality. 2020.
URL: https://cyberleninka.ru/article/n/igry-s-vodoy-kak-sredstvo-razvitiya-osyazatelnogo-vospriyatiya-u-detey-s-narusheniem-zreniya - Патрикеев А. Ю. Игры с водой и в воде. Развитие дошкольника. Волгоград, 2020.
- Баранова Е. В. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома. Ярославль, 2009.