Вредные привычки детей и подростков

Ребенок сутулится, ковыряет в носу, чавкает за столом? От этих вредных привычек у детей и подростков можно избавиться. Вместе с экспертом-психотерапевтом рассказываем, какие шаги нужно предпринять
Вредные привычки детей и подростков
Вредные привычки у детей и подростков. Фото: shutterstock.com

Кому в детстве не доводилось грызть ногти или ковырять в носу? Эти манеры не только некрасивы, но и чреваты ранами, инфекцией. Большинство привычек зарождаются в детстве, и разделаться с дурными из них желательно до того, как они начнут руководить нами. Как это делать, мы узнали у Екатерины Сигитовой, психиатра, психотерапевта, доктора наук и автора книги «Как бы тебе объяснить. Находим нужные слова для разговора с детьми».

Какие бывают вредные привычки

ПривычкаЧто делать
Включает телевизор (компьютер, телефон, планшет), как только видитОтдайте ребенка в кружок, насытьте его жизнь интересными событиями.
Щелкает суставами пальцевПопробуйте заменить на сжимание мячика или эспандера.
ПеребиваетХромает воспитание.
СутулитсяЗапишите на танцы или спорт, там исправят осанку.
Лежит или сидит скособочившисьОбъясните, что так можно заработать сколиоз и другие проблемы со здоровьем.
Разбрасывает вещиТоже вопрос воспитания и личного примера родителей.
Ковыряет в носуВключайте дома увлажнитель воздуха, промывайте нос физраствором. Возможно, причина в сухости слизистой.
Жует жвачкуСводите к стоматологу, пусть расскажет ребенку, что от жвачки портятся зубы и прикус и сколько стоит лечение.
Чавкает за столомНе включайте мультики или телевизор во время еды, чтобы не отвлекался.
Грызет ногтиСбрасывать напряжение можно пальчиковой гимнастикой. А еще есть специальный лак для ногтей, который отбивает желание их грызть.
Кривляется, мотает головойПроходит само по себе, когда ребенок взрослеет и начинает осознавать и контролировать свои чувства и поведение.

Профилактика вредных привычек и помощь ребенку

Коварная петля

Любая привычка — и хорошая, и плохая — складывается из трех компонентов: сигнал, поведение и награда. Вместе они образуют так называемую петлю привычки, в которую человек попадает раз за разом. Ощутил неприятный налет на зубах — почистил зубы — получил удовольствие от свежести во рту. Проделал это много раз подряд — получил привычку. А потом мозг включает автопилот и отдыхает. Долго считалось, что навык формируется за 21 день непрерывной цепочки. То есть сорвался — начинай цепочку заново. Сейчас исследователи называют период от 18 до 254 дней, и один-два пропуска, говорят, не помеха.

Удел слабовольных?

Это миф. Исследования показывают: у людей с высоким уровнем самоконтроля процент плохих привычек такой же, как и у остальных. Так что дело скорее в недостаточной осознанности.

Плохое меняем на хорошее

Полностью искоренить плохую привычку невозможно, но ее можно заменить хорошей. Определяете, что становится триггером и какая вам от этого радость, а потом вставляете в середину петли новую программу действий. Не можете не есть на ночь — пусть это будет не пицца, а салат. А там, глядишь, дойдете в заменах до вечерней пробежки и кайфанете от сброшенных килограммов. Очень важно всегда получать хоть какую-нибудь награду, чтобы мозг начал ее предвкушать еще на этапе сигнала.

Не стыдите, а объясняйте

Отругать как следует, тыкать носом, стыдить — любимые методы воспитания наших бабушек. Это не годится. Не поможет, еще и навредите детской психике, если постоянно будет давить на чувство вины. Лучше спокойно объясните, как устроены привычки. Ловите момент, когда ребенок что-то нежелательное сделает, и вперед. Примером может стать и какая-то ваша привычка. Или поведение героя фильма или сказки.

В каком возрасте разговаривать

Можно с 3 — 4 лет, советует психолог. Дошколятам объясняйте простыми словами, не углубляясь в науку. Малыши хорошо понимают идею вознаграждения, которое следует за любой привычкой. Школьникам расскажите, что привычку запускает наш мозг, но в этом возрасте детям сложно осознать последствия, которые проявятся не скоро. Подростки могут выстраивать причинно-следственные связи и понимают, что привычки бывают не только физическими.

А это уже зависимости

Главными вредными привычками с советских времен считались курение, употребление наркотиков и алкоголя, страсть к азартным играм. Но это более сложные состояния и называются иначе — зависимости. Формируют их наследственные факторы, особенности воспитания, окружение. В отличие от привычки тут есть момент привыкания — когда старая «доза» уже не вставляет и нужно что-то более действенное. К зависимостям относятся и такие современные напасти, как зависание в интернете и видеоигры. Вот что еще ошибочно относили к вредным детским привычкам несколько десятилетий назад.

  • Врет, ворует. Сейчас считается, что это либо симптом личностных нарушений, показатель внутрисемейных проблем, либо норма в отдельных случаях, если ребенок так делает не всегда.
  • Дерется. Следствие проблем в семье, или же ребенок много времени проводит в агрессивной среде, где так принято.
  • Ябедничает. Особый вид поведения ребенка в группе и может быть нормой для этой группы. Но нередко так делают дети, которые хотят быть на особом положении.
  • Ругается. Либо научился у родителей или друзей, либо проверяет границы.
  • Грызет ногти, ручку, карандаш, сосет палец, засовывает в рот посторонние предметы. Вид невроза, который развивается из-за стресса, неблагоприятной семейной обстановки, или ребенок «застрял» в так называемой оральной фазе развития (рано отлучили от груди).
  • Выдергивает волосы, выдавливает прыщи, расцарапывает себя, режет и прочие виды самоповреждения. Симптом аутоагрессии. Возникает у детей с проблемами во внутрисемейных отношениях, а также у тех, кто пережил психотравмирующие ситуации (насилие).
  • Ерзает на стуле, не может усидеть спокойно и сосредоточиться, отвлекается. Симптом особого состояния мозга, которое называется «синдром дефицита внимания и гиперактивности» — СДВГ.
  • Раскачивается, дрыгает ногой, крутит в руках какой-то предмет. Способ стабилизации, характерный для детей с тем же СДВГ, аутизмом и синдромом Аспергера, задержкой психологического развития.
  • Мастурбация, онанизм. Норма, если происходит не слишком часто и ребенок понимает социальные правила поведения. Но может быть тревожным сигналом о сексуальном использовании, сильном стрессе, преждевременном половом созревании.

Что еще почитать по теме

  • Чарлз Дахигг. «Власть привычки. Почему мы живем и работаем именно так, а не иначе».
  • Маршалл Голдсмит и Марк Рейтер. «Триггеры».
  • Ричард О’Коннор. «Психология вредных привычек».
  • Бретт Блюменталь. «Одна привычка в неделю».
  • М. Дж. Райан. «Меняем привычки».