Игры в слова считаются отличным способом для тренировки памяти, развития креативности и повышения эрудиции. Причем делать это можно в совершенно разных форматах: с друзьями вживую, онлайн или в мобильных приложениях. Остается только выбрать развлечение по душе. Собрали лучшие словесные игры в 2025 году для семьи с детьми младшего, среднего и старшего возраста, для взрослых, для двоих и компании.
В чем цель и суть игр со словами
Цель словесной игры в любом возрасте — это тренировка мозга. Детям они помогают формировать речь, учат проводить ассоциации и формулировать мысли, у взрослых развивают навык думать быстрее и креативнее. Кроме того, игры в слова улучшают коммуникативные способности, причем даже у взрослых людей.
Андрей Закревский, практикующий психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги объясняет:
— Словесные игры — это инструмент, который может конкурировать с дорогими развивающими курсами. В мировой практике они считаются одним из лучших способов прокачки когнитивных навыков.
Программы диалогического чтения в США показали, что у детей из групп риска словарный запас растет быстрее именно благодаря регулярным языковым играм, а не дополнительным занятиям. Кроме того, результаты исследований когнитивных функций показывают, что словесные игры полезны не только для детей, но и для взрослых. Они служат своеобразной гимнастикой для мозга.
Полезная информация о словесных играх
Как выбрать игру? | Необходимо учитывать: ● количество игроков; ● уровень сложности; ● количество свободного времени; ● возраст участников; ● интересы участников; ● условия: дома, в поездке, на корпоративе и т. д. |
Форматы словесных игр. | ● Карточные, ● настольные с карточками (игровые карты — один из элементов), ● настольные с доской, ● устные, ● онлайн или через мобильные приложения. |
С какого возраста можно играть? | С 2–3 лет до преклонного возраста. |
В чем польза словесных игр? | ● Развитие и тренировка речи, памяти, внимания, воображения и логики, ● расширение словарного запаса, ● улучшение навыков общения, ● тренировка быстроты мышления. |
Самые популярные игры | ● «Алиас», ● «Я никогда не», ● «20 вопросов», ● «Ассоциации», ● «Крокодил», ● «Мафия». |
22 интересные словесные игры для детей
Развлечение для ребенка должно быть не только ярким и интересным, но и напрямую учитывать возраст малыша. Чем старше — тем сложнее может быть состязание. Если подбирать детские игры в слова наугад, то вместо веселья ребята будут расстраиваться и даже злиться из-за того, что не будет получаться.
Для малышей в младшей группе детского сада
В этом возрасте словесные игры преследуют дидактические цели — передают знания, умения и навыки. Они должны быть максимально простыми и понятными, с яркими сравнениями. Для наглядности можно использовать картинки, игрушки. Тогда малышу будет и весело, и интересно.
«Эхо»
Простейшая игра, ориентированная на формирование у ребенка слуховой памяти и внимательности. Взрослый должен произнести звук, короткое слово или фразу, а малыш тихо повторить. Причем желательно, чтобы юный участник постарался скопировать интонацию и ритм. Начать можно со звукоподражания: «ууу», «ааа», «эээ» и др. Затем можно добавить другие гласные или согласные. Например: «ау», «оу», «эй», «мы», «на», «он».
Как только у ребенка начнет хорошо получаться, можно перейти к более сложному формату: загадывать слова или даже фразы. Главное — бережно поправлять малыша, если он произносит неправильно.
«Закончи слово»
Игра помогает развивать речь малыша, его память и внимание. Суть в том, что взрослый должен сказать начало слова, а ребенок — закончить. Например, «доро» — «га», «соба» — «ка», «кош» — «ка» и так далее. Поначалу лучше загадывать простые слова из 1–2 слогов. Со временем можно брать что-то подлиннее. Даже если ребенок назовет не то, что вы задумали — он победил. Поскольку главным остается сам факт законченности слова.
Если же ребенок не справляется, то можно помочь ему невербально. Например, указав на предмет, который описывается.
«Найди предмет»
Игра нацелена на развитие у ребенка наблюдательности и умения замечать особенности предметов. Суть проста: взрослый должен описать предмет или явление, а малыш на это указать. Например, мяч может быть описан фразой: «черный и белый, им играют, прыгает по земле». Малыш показывает и называет, или взрослый говорит: «Правильно, это мяч».
«Птичий двор»
Такая игра поможет развить у ребенка не только память, но и ассоциативное мышление. Цель игры — чтобы в сознании ребенка закрепилась информация о самом звуке и о том, кто его издает.
Сначала взрослый читает стишок с упоминанием звуков, издаваемых животными. Например: «А уточки с утра — кря-кря-кря, а гуси у пруда — га-га-га». Так называется 5–6 птиц. После этого взрослый спрашивает у детей, как кричит то или иное животное.
Для группы словесную игру можно усложнить: детей можно разделить на «птиц»: уток, гусей, курочек и так далее. А затем по очереди называть каждую из категорий. Важно, чтобы дети начинали издавать звуки в нужный момент.
«Телефон»
Цель игры — чтобы ребенок научился описывать ситуации. Малышу выдается игрушечный телефон или любой предмет, его заменяющий. Затем предлагается научиться по нему разговаривать. Для этого взрослый задает уточняющие вопросы и ждет, пока ребенок сформулирует предложение. Если он ошибается в формах слов, согласовании падежей или чем-либо еще, можно аккуратно поправить.
Для детей из средней и старшей групп детского сада
В средней и старшей группе ребята уже способны выражать мысли в словесных играх. Поэтому условия можно усложнить: добавить ассоциации и описания.
«Слово за словом», или «Паровоз»
Напоминает известную игру «Города» и развивает у ребенка фонематический слух. Суть — составить паровоз из слов. Взрослый произносит первое название, а ребенок должен сказать новое, которое начинается на последнюю букву услышанного слова. Например: дом — мороженое — еда — абрикос — сок.
При желании игру можно усложнить: распределить звуки на «левую» и «правую» руки. При первом варианте ребенок должен называть слово на первую букву предыдущего, при втором — на последнюю.
«Найди похожее»
Игра развивает ассоциативное мышление. Малышу предлагается найти два предмета, похожих друг на друга. Причем по любому признаку — от размера до цвета и свойств. Можно упоминать предметы, которые находятся перед глазами или просто знакомы. При игре в компании допускается продолжать до момента, пока кто-то не остановится, не сумев назвать связку слов.
«Назови лишнее»
Такая игра тренирует у ребенка внимательность. Взрослый называет 4–6 предметов, а малыш находит лишнее. Например: кошка, собака, медведь, волк, яблоко. Ребенок называет лишнее и объясняет, почему так считает. Играть можно вдвоем с ребенком или с компанией детей. Для усложнения добавляйте постепенно больше слов.
«Съедобное-несъедобное»
Игра — на развитие внимания, реакции и навыка быстро формулировать мысли. Есть вариант как с мячом, так и без него.
- При первом варианте взрослый называет предмет или еду и бросает ребенку мяч. Тот должен его поймать, если съедобное обозначение слова, или не ловить при несъедобном.
- При отсутствии мяча можно указывать рукой или просто произносить вслух. Главное, чтобы ребенок отвечал быстро.
«Живое-неживое»
Игра проводится по аналогии с предыдущей и помогает ребенку научиться различать предметы, развивает внимание, мышление и умение быстро находить логические связи.
Взрослый называет слово, а малыш должен быстро определить, относится оно к живому или неживому. Например: «собака» — живое, «стул» — неживое.
Для школьников
Дети в этом возрасте могут уже не только формулировать мысли, но и строить логические цепочки. Поэтому можно потренировать другой их навык — умение быстро «копаться» в памяти.
«Живое-неживое» — усложненная версия
Для школьников игру можно усложнить. Например, называя не такие очевидные варианты: «огонь», «робот», «вирус». Дети все так же быстро должны ответить, относится предмет или явление к живому или неживому.
«Профессии — кто больше?»
Игра учит детей соотносить профессию с действиями, а также расширяет словарный запас. Взрослый называет профессию, а дети перечисляют, чем занимается человек этой специальности. Например, врач — лечит, осматривает, выписывает лекарства; повар — варит, жарит, печет. Побеждает тот, кто назовет больше действий.
«Отвечай быстро»
Игра на скорость реакции, внимание и умение различать предметы. Разновидность «Съедобное-несъедобное», но сложнее. Участники становятся в круг, а ведущий называет какой-либо признак. Например, цвет, форму или материал. Участник должен быстро назвать предмет с этим признаком и передать ход другому игроку. Например: круглый — солнце.
«Придумай фразу»
Игра тренирует речь и быстроту мышления. Ведущий называет слово. Ребенок должен быстро составить предложение с ним и придумать новое для следующего участника. Например: «далеко» — «Моя подруга живет далеко от меня». Важно, чтобы слово в предложении стояло в той же форме, что назвал предыдущий игрок.
«Подбери синоним»
Игра расширяет словарный запас, учит находить синонимы и развивает логическое мышление. Взрослый называет слова, к которым нужно подобрать синонимы. Например: большой — огромный, гигантский, громадный; красивый — прекрасный, чудесный, прелестный. Побеждает тот, кто справится быстрее или назовет больше вариантов.
«Скажи по-другому»
Усложненный вариант предыдущей игры: к существительным, кроме синонимов, можно добавлять характеристики, прилагательные и эпитеты (образное определение, которое подчеркивают свойства явления или предмета). Например, море — спокойное, бурное, большое, седое.
«Кто есть кто»
Игра развивает воображение, коммуникацию и логическое мышление. Игрокам по очереди прикрепляют на лоб карточки с каким-либо словом, обозначающим имя персонажа, профессию, животное, предмет. Они должны угадать, что написано. Для этого они могут задавать вопросы. Остальные должны отвечать только «да» или «нет».
Для подростков
Для них подбирайте словесные игры не столько образовательные, сколько веселые. Иначе подросток попросту откажется участвовать.
«Небылицы»
Веселая игра на развитие воображения и формирование связей между словами. Суть в том, что один игрок начинает рассказывать историю, а остальные должны продолжить. Причем добавляя самые нелепые и фантастические детали. В итоге должна получиться смешная, абсурдная сказка.
«Любимый мем»
Современная игра, популярная у молодежи. Один игрок должен начать описывать известный мем, но не называть его напрямую, а другим нужно угадать. При желании можно добавить подсказки: показать жесты или изобразить мем. Играть можно как вдвоем, так и компанией.
«Правда или вымысел»
Игра помогает развивать критическое мышление у взрослых и детей. Каждый из игроков по очереди рассказывает три истории. Две из них должны быть правдивыми, а одна — ложной. Затем участники вместе угадывают, какая история — неправда.
«Данетки», или Situation puzzle
Игра для любителей логики и загадок. Ведущий придумывает необычную ситуацию или историю, после чего рассказывает только ее часть. Остальные задают вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». После каждого круга вопросов, ведущий дает подсказки. Постепенно игроки восстанавливают ход событий.
Есть и более сложная версия. Например, ведущий рассказывает загадочную историю, пропуская развязку, а в конце задает вопрос: «Что произошло?». Участники должны узнать, что случилось за ограниченное количество вопросов, которые можно задать.
«Крокодил»
Одна из самых популярных игр. Считается веселой и развивающей воображение. Суть в том, что первый игрок загадывает слово, после чего показывает его жестами, мимикой и движениями. Но без слов. А остальные должны угадать.
14 веселых игр со словами для взрослых
Словесные игры для взрослых не ограничены практически ничем. Остается только определиться с целью — узнать друг друга поближе или развлечься. Собрали лучшие игры для каждого из вариантов.
Для двоих
Игры для двоих всегда должны быть немного личными. Тогда они станут намного интереснее. Однако про веселье забывать тоже не стоит.
«Я никогда не»
Настоящая игра на доверие. Причем как для пар, так и для друзей.
Классический вариант выглядит так. Игроки выставляют перед собой ладони с растопыренными пальцами, чтобы подсчитывать с их помощью штрафы — ситуации, когда «да». Можно заранее договориться и штрафовать монетами или спичками. Первый игрок начинает с фразы: «Я никогда не» и продолжает ее каким-то откровением. Например, «Я никогда не попадал в аварию на автобусе». Другие должны ответить честно — «нет» или «да». Если такое происшествие с ним случалось, участник рассказывает собравшимся подробности своей истории, и игра продолжается.
У этой игры есть еще один вариант. Первый игрок говорит фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…», а второй угадывает, правда это или нет. Если да — первый рассказывает подробнее.
«Вербальные шахматы»
Цель игры — научиться вести адекватные, конструктивные дебаты (спор) и отстаивать свое мнение без криков, оскорблений и ссор. Тема выбирается заранее, чтобы можно было подготовиться. Сразу оговариваются условия. Например, каждый аргумент — не длиннее 1–2 предложений. По жребию выбирают того, кто будет первым приводить свои доводы. Второй игрок пытается опровергнуть эту точку зрения и каждый аргумент. Побеждает тот, кто сможет привести больше логичных фактов и отстоять свою позицию в споре.
Практикующий психолог Андрей Закревский добавляет:
— Игроки поочередно выдвигают аргументы в опровержение последнего слова оппонента. Это одновременно тренировка логики, словаря и быстроты реакции.
«К сожалению или к счастью»
Играющие должны составить забавный рассказ. Первый игрок начинает его с фразы «К счастью» и позитивного события, а второй продолжает, но уже добавляя слова «к сожалению». И так далее, чередуя вводные слова, пока не надоест. Можно выдавать как смешные, так и серьезные версии.
«Ассоциации»
Игра для разгона мышления и лучшего понимания друг друга. Первый игрок называет слово, а второй должен быстро назвать ассоциацию. Дальше игра продолжается по цепочке, пока не надоест. Для веселья можно добавлять забавные варианты.
«Допрос»
Игра учит подбирать подход к людям и развивает быстрое мышление. Вначале распределяются роли: следователя и подозреваемого. Выбирается какой-то готовый сюжет, где подозреваемый виновен, но доказательств нет. Задача следователя — добиться от него признания, а тот, в свою очередь, — должен умело отвечать на вопросы, чтобы запутать первого и доказать свою непричастность. Как вопросы, так и ответы могут быть любыми — от грозных до смешных.
Для компании
В таких играх главное — не бояться «опозориться» и не воспринимать все близко к сердцу. Тогда любая словесная игра в компании станет по-настоящему веселой.
«Алиас»
Одна из самых популярных игр. Учит находить синонимы и развивает навыки быстрого мышления. Участники делятся на пары или команды. Суть игры — объяснить загаданное, не используя однокоренные слова. Причем сделать все нужно быстро, поскольку время ограничено. Выигрывает та команда, которая объяснила больше слов.
«Табу»
Это усложненный вариант игры «Алиас». Все делается по тем же правилам — нельзя использовать однокоренные слова. Но вводятся дополнительно минимум пять «табуированных» — их нельзя использовать при объяснениях. Остальным участникам на угадывание, как и в классическом «Алиасе», дается определенное время.
Андрей Закревский подчеркивает:
— Когда объяснять слово нужно за секунды и при этом обходить длинный список «запретных», нагрузка на креативность и рабочую память зашкаливает.
«Контакт»
Игра начинается с того, что выбирается ведущий. Он загадывает слово и называет его первую букву. А остальные игроки пытаются угадать, задавая наводящие вопросы.
Например, загаданное слово — кошка. Ведущий говорит: «Первая буква — к». Другой участник спрашивает: «Это можно надеть?». Ведущий должен догадаться, о каком слове идет речь и ответить: «Нет, это не куртка» или «Да, это куртка». Если другой игрок или игроки поймут, что речь идет про куртку раньше ведущего, они говорят: «Контакт», имея в виду, что произошел мысленный контакт. После этого на «раз-два-три» тот, кто придумал это слово и задал наводящий вопрос, и догадавшиеся участники хором произносят название, которое подразумевали.
Если их мнения совпали, то ведущий называет вторую букву загаданного слова. И участники придумывают слова, которые начинаются уже на две названные буквы. И так до момента, пока слово не будет разгадано полностью. Если участники назвали разные предметы, то следующая буква не произносится, и все продолжают отгадывать, задавая наводящие вопросы.
Важно, чтобы ведущий не раскрывал слово слишком быстро. А остальным игрокам нужно объединиться и понять логику друг друга. Иначе прийти к правильному ответу не удастся.
«20 вопросов»
Игра похожа на «Данетки». Помогает развивать наблюдательность, аналитическое мышление и учить задавать вопросы по существу. Суть в том, что один игрок загадывает предмет, а другие должны угадать. При этом разрешается задать только 20 вопросов и получить один из односложных ответов: «да» или «нет».
«Скрабл», или «Эрудит»
Классическая словесная игра для любой компании. Участники на специальном поле составляют слова из буквенных фишек. За каждое начисляются очки. Ценность зависит не только от длины, но и от удачного размещения на поле с бонусными клетками.
В подобные игры можно играть онлайн: «Словесный микс», «Словесный соус» и т. д.
Андрей Закревский отмечает:
— Здесь мало знать слова: нужно стратегически размещать их на поле, рассчитывать очки, продумывать ходы вперед. Неслучайно «Скрабл» изучают как модель когнитивной нагрузки в исследованиях по развитию памяти.
«Рифмы»
Забавная игра, во время которой компания должна превратиться в настоящих рэперов. Один участник загадывает слово, а другой придумывает к нему рифму. И так по очереди. В конце должна получиться настоящая «песня», которую исполнит один из игроков.
«Правда или действие»
Игроки садятся в круг, после чего каждый спрашивает у сидящего справа «Правда или действие?». Тот должен выбрать. При первом варианте он честно отвечает, а при втором — делает то, что ему загадали. Спрашивать можно как что-то шуточное, так и серьезное. С действиями аналогично — от смешного до смелого.
«Кроссворды-криптики»
Игра на гибкость ума, логику и умение искать нестандартные решения. В основе — обычные кроссворды. Однако слова в них зашифрованы в виде подсказок. Те, в свою очередь, могут быть завязаны на игре слов, синонимах или даже ассоциациях. Суть в том, чтобы расшифровать не только само слово, но и принцип шифровки.
Андрей Закревский добавляет:
— Здесь одно слово зашифровано через ребусы и многослойные подсказки. Для неподготовленного игрока это настоящий когнитивный фитнес для гениев.
«Мафия»
Игра на логику, интуицию и убеждение. Обычно используется карточная версия, но есть и устная. В ней ведущий распределяет роли: заходит за спины игроков, и, прикасаясь к плечу, назначает мафию, мирного жителя, шерифа и т. д. А затем игроки по очереди начинают обсуждать. Главная цель — вычислить мафию. Цель самой мафии — убедить всех в своей невиновности.
6 словесных игр для всей семьи
Эти игры не преследуют цель узнать друг друга поближе. Они, в первую очередь, должны развлекать. Причем независимо от возраста и статуса человека.
«Семейный объяснярий»
Игра на развитие воображения, речи и умения объяснять. Старший член семьи загадывает слово и называет одному из детей. Тот должен объяснить его значение, чтобы остальные угадали. Затем меняются ролями. При желании можно ограничивать категории, букву, с которой слово должно начинаться, количество предложений для объяснения.
«Сочини сказку»
Такая игра развивает фантазию и помогает сплотить семью. Особенно интересна семьям, где есть дети до 10 лет. Один участник начинает сказку, а остальные по очереди добавляют события или персонажей.
«Стих о семье»
Игра на развитие словарного запаса, творческого потенциала и чувства ритма. Суть та же, что в игре «Сочини сказку». Один человек начинает стих, посвященной семье, а остальные по очереди добавляют к ней по одной строчке. Можно заранее выбрать тему: домашние животные, совместные путешествия, семейные традиции.
«Сломанный телефон»
Игра на внимательность, память и умение точно передавать информацию. Участники садятся в круг, после чего взрослый шепчет фразу или слово следующему участнику — быстро и тихо. Услышавший должен передать информацию дальше. И так пока фраза не дойдет до последнего. Веселье в том, что во время передачи смысл услышанного может исказиться и стать совершенно другим.
«Ассоциативные марафоны», или «Пять связей»
Игра на создание нестандартных логических цепочек. Каждый участник должен назвать слово, связанное с предыдущим, без повторений. Повторять нужно до момента, пока кто-то не ошибется. Для усложнения можно ограничить категории или части речи, например, можно называть только съедобное или существительные.
Андрей Закревский советует:
— Попробуйте придумать пять неожиданных ассоциаций между, казалось бы, несочетаемыми словами («корабль» и «салат»). Это развивает дивергентное мышление — умение находить нестандартные решения.
«Скажи то же самое»
Бодрая и быстрая игра на ассоциации для улучшения понимания друг друга. Суть в том, что игроки разбиваются на пары, после чего они одновременно называют по одному любому слову. Затем с помощью ассоциаций игроки пытаются прийти к чему-то общему. Например, первый игрок говорит «дом», а второй — «колбаса». Тогда их «общим знаменателем» будет слово «магазин». Повторять слова нельзя.
Комментарий психолога о словесных играх
Практикующий психолог, член Профессиональной психотерапевтической лиги Андрей Закревский советует:
— Если играете с маленьким ребенком, то лучше начинать с простых и веселых форматов. Например: «Подбери рифму», «Придумай слово наоборот», «Задай 20 вопросов, чтобы угадать предмет». Но эффект усиливается, когда игра становится чуть сложнее, чем ребенку комфортно.
«Контакт» или «Эрудит» для подростков — это уже не просто развлечение, а тренировка гибкости мышления и стратегического планирования.
Могут ли игры навредить? Только если взрослый будет превращать игру в экзамен. Представьте: ребенок ищет рифму, а ему говорят: «Неправильно. Давай еще раз». Интерес гаснет моментально. Главное правило: не оценивать, а включаться. В исследованиях это называется направляемая игра — когда взрослый задает рамки, но не диктует решения. Так формируется мотивация учиться без страха ошибки.
Лучшие словесные игры — это те, где есть смех, азарт и совместное творчество. Они не требуют денег, но требуют внимания взрослого. Именно внимание — а не количество купленных игрушек — остается главным фактором успеха в развитии ребенка.
В случае взрослых словесные игры не менее полезны. Во-первых, переключение с рабочих задач на игру снижает уровень кортизола, что является хорошей профилактикой стресса и выгорания. Во-вторых, тренируется гибкость мышления — умение находить несколько решений и объяснять простое сложными словами.
И, наконец, игры возвращают ощущение «живого ума», которое часто теряется в повседневной рутине. В мировой практике словесные игры относят к «high challenge activities» — занятиям с высоким уровнем сложности, которые реально помогают мозгу оставаться в форме и снижают риск когнитивных проблем в зрелом возрасте.
К слову, взрослым тоже вредно превращать игру в экзамен. Главное — соблюсти баланс сложности, чтобы было не скучно и не раздражало. Если у детей самая трудная игра — «Контакт», то у взрослых планка поднимается значительно выше.
Популярные вопросы и ответы
Попросили Андрея Закревского ответить на самые популярные вопросы, связанные со словесными играми.