Впервые в России профессиональное торжество, объединяющее всех работников стальных магистралей, стали отмечать еще в позапрошлом веке. Выходит, это один из старейших «профдней» в нашей стране, как, собственно, и сама железнодорожная отрасль экономики. Долгие годы она была и одной из самых успешных: к концу XIX века по росту рельсовых путей сообщения Россия занимала лидирующую позицию в мире. Железные дороги соединяли не только Москву и Петербург, но и отдаленные города Средней Азии и Урала, Кавказа и Дальнего Востока. А рекордную протяженность Транссибирской магистрали, составляющую без малого 10 тысяч километров, удалось «перекрыть» лишь совсем недавно — в 2014 году.
Когда отмечается День железнодорожника в 2025 году
День железнодорожника празднуют в первое воскресенье августа. В 2025 году он выпадает на 3-е число.
История праздника
Железная дорога не просто подарила людям уникальную возможность транспортировки пассажиров и грузов на дальние расстояния, она также кормила, вовлекая в сферу своего обслуживания, представителей многих профессий. Машинисты, кондукторы, обходчики, начальники вокзалов — все они составляли особое трудовое сообщество. Неудивительно, что тогдашнему министру путей сообщения князю Михаилу Хилкову пришла на ум идея учредить специальный праздник.
Дату для него поначалу «привязали» к событиям 30 октября 1837 года: тогда от Санкт-Петербурга до Царского Села отправился первый русский поезд. Но глухая российская осень — не самое подходящее время для народных гуляний. А праздник как раз планировалось широко и повсеместно отмечать. В результате нововведение решено было приурочить к годовщине рождения императора Николая I, благо она — в разгар лета, да и никто не собирался умалять его заслуг в деле построения первых железных дорог в России. Никто, кроме большевиков. Те, придя к власти, попросту отменили существовавший с 1896 года праздник.
Однако традиция уже «проросла» в народ корнями, и 30 июля 1935 года праздник — по многочисленным просьбам трудящихся — возродили. Называться он стал в духе того времени — Всесоюзным Сталинским днем железнодорожников и подразумевал собой не столько торжества, сколько «максимальные трудовые усилия во славу Родины». Через несколько лет имя Сталина из названия праздника убрали. Постановлением СНК СССР от 9 июля 1940 года было решено перенести празднование Всесоюзного дня железнодорожника на ближайший выходной день (воскресенье), и в будущем установить его празднование именно в таком порядке.
С 80-х годов прошлого века профессиональный праздник работников железнодорожного транспорта стал именоваться Днем железнодорожника.
Кто отмечает День железнодорожника
В 2025-м году поздравления по случаю «профдня» будут принимать не только железнодорожники России, но и Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Молдавии и Болгарии. Праздник этот поистине интернационален, ведь в мире очень мало государств, не имеющих собственных стальных магистралей. Даже карликовое государство Ватикан имеет национальную железнодорожную систему, хоть и самую короткую в мире.
Сегодня, чтобы структура железных дорог работала без перебоев, приходится задействовать труд огромного количества людей. При этом по характеру работы их профессии сильно отличаются: одни предполагают тяжелый физический труд, другим нужна мгновенная реакция, третьим не обойтись без глубоких технических знаний. Но все они — диспетчеры, инженеры, проводники, мастера по ремонту, составители поездов — виновники торжества, в их честь — поздравления и здравицы. А если учесть, сколько человек ежедневно прибегает к услугам железнодорожного транспорта, то, без всякого сомнения, мы все имеем отношение к данному празднику.
Цифры и факты
1 300 000 000 пассажиров — столько в среднем перевозят ежегодно поезда нашей страны. Если применить к каждому из россиян, это примерно 9 наших поездок в год — начиная с младенческого и заканчивая глубоко преклонным возрастом.
Из столицы нашей Родины — Москвы — отправляется состав по одному из самых длинных маршрутов в мире. Его пассажиры находятся в пути более 8 дней, преодолевая за этот срок 9 438 километров. Речь идет, конечно же, о Транссибирской магистрали.
Общая протяженность железных дорог в России сейчас составляет 87 167 километров.
Традиции праздника
Подход к празднованию Дня железнодорожника с течением времени, разумеется, поменялся. К примеру, в царской России во всех отраслевых учреждениях он был выходным. Движение поездов, конечно, никто не отменял, но буфеты, багажные конторы и билетные кассы не работали. Зато на крупных станциях при вокзалах служили благодарственные молебны, а по вечерам там устраивали гулянья. Для работников дороги и членов их семей устраивали праздничное путешествие. Всего за 50 копеек можно было прокатиться туда-сюда на специальном поезде, при этом в программе предусматривались оркестр, чаепитие, лакомства для детей и иные приятные составляющие. В зале Павловского вокзала Царскосельской железной дороги организовывался ужин с концертом.
Но и современные реалии железнодорожного торжества тоже весьма интересны. Начиная с 2016 года День железнодорожника проходит в формате разнообразных спортивных фестивалей. Например, в Москве, на территории спорткомплекса «Лужники» совместно с благотворительным фондом спасения тяжелобольных детей «Линия жизни» устраивается забег сотрудников отрасли и членов их семей, все собранные средства от которого передаются на нужды подопечным фонда. Также в массовых развлекательных и спортивных мероприятиях по всей России принимают участие студенты и педагоги профильных образовательных учреждений.