Wildberries (WB) — один из основных маркетплейсов России. Своим ассортиментом и популярностью он обязан продавцам, которые выставляют на площадке свои товары. Вместе с экспертом расскажем, как начать продавать на Wildberries в 2025 году и какие схемы продаж существуют.
Доля маркетплейсов в общем обороте электронной коммерции в РФ в 2020 году составляла 27%, в 2024 — 63%, а к 2028 году должна вырасти до 72% (данные консалтинговой группы SCG). По охвату этого рынка Wildberries является одним из лидеров. Площадка ежегодно привлекает новых селлеров (продавцов маркетплейсов). Подготовили пошаговую инструкцию по торговле на Wildberries с нуля в 2025 году и объяснили, за что маркетплейс может заблокировать продавца.
Уважаемые пользователи, информация в статье актуальна на момент публикации. Пожалуйста, перед использованием представленных данных уточняйте все детали на официальных сайтах органов власти и организаций. Если у вас есть рекомендации и дополнения по материалу, вы можете отправить их на почту money@kp.ru. Для обсуждения вопросов рекламного сотрудничества звоните по телефону +7 (495) 637-65-16 (по будням с 9:00 до 18:00).
Лицензионный платеж (бессрочный доступ продавца к WB) | 5 тыс. рублей в 2025 году |
Комиссия для продавцов | 8%-30% в зависимости от категории товара и выбранной модели работы |
Поддержка новых продавцов со стороны WB | маркетплейс дает доступ к аналитике в нише, позволяет сконструировать тариф под себя, инструменты для продвижения на платформе, справочный центр |
Сроки регистрация новых продавцов | до 5 рабочих дней |
Кто может быть селлером | ООО, ИП, самозанятые |
Схемы продаж | FBS — со склада продавца FBW — со склада маркетплейса DBS — напрямую покупателю |
На маркетплейсе есть несколько моделей продаж. FBW — продавец привозит партию товара на склад, сотрудники маркетплейса собирают заказ и отправляют покупателю. FBS — селлер хранит, собирает и упаковывает заказы сам, передавая их в пункт выдачи.
Третья схема называется DBS — продажа напрямую покупателю, маркетплейс выступает только витриной. От выбранной модели зависит, что вы сможете продавать, как быстро будут доставляться ваши товары покупателям, размер комиссии и даже место в поисковой выдаче.
Особенности продаж на Wildberries в том, что разные модели можно сочетать. Например, делать отгрузки на склад маркетплейса и также делать экспресс-доставки, тем, кто готов заплатить за товар больше. Однако есть ограничения площадки в разных регионах присутствия. Не все модели доступны повсеместно по стране.
Как и прочие платформы, WB предлагает продавцам набор инструментов для коммуникации с пользователями. Покупатели могут оставлять вопросы и отзывы о покупке, писать в чат продавцу. Маркетплейс заинтересован в том, чтобы дела у селлеров на площадке шли хорошо, поэтому постоянно придумывает готовые инструменты для роста продаж и оптимизации расходов. Например, можно сконструировать себе тариф, чтобы снизить комиссию, заказать рекламной продвижение и прочее.
На WB продавать товары могут ООО, ИП и самозанятые. Расскажем об условиях сотрудничества для каждой категории
Напомним, что у этой категории налогоплательщиков есть лимит по доходам — до 2,4 млн рублей в год. И льготное налогообложение — всего 4%. А еще не нужно платить обязательные страховые взносы, зарплату сотрудникам (потому что по закону их просто нельзя нанимать в этом режиме). После каждого поступления денег за товар вы как в офлайне будете оформлять чек в приложении «Мой налог». На основе этих данных инспекция ФНС рассчитает, сколько вы должны бюджету.
Важное ограничение для самозанятых: товар вы должны производить сами. Самозанятые не могут продавать продукцию, на которую нужны сертификаты соответствия и другие документы. То есть нельзя, например, купить партию телевизоров и продать ее на площадке, если вы имеете статус самозанятого. Этот формат торговли подойдет тем, кто производит нечто крафтовое — мыло, свечи, сувениры.
Для регистрация понадобится только снимок паспорта. Площадка также может запросить ИНН.
Если у селлера еще нет статуса ИП, то при его регистрации нужно указать код ОКВЭД 46.90.2 («Торговля розничная неспециализированная, осуществляемая через информационно-коммуникационную сеть Интернет»). Если ИП есть, но нужного кода нет, внесите его через налоговую. Чтобы можно включить специализированный ОКВЭД под вашу категорию товаров. Смотрите раздел 47 и выбирайте то, что намерены продавать на WB.
Для работы с WB понадобится расчетный счет в банке. Сегодня банки часто при его открытии помогают с открытием ИП бесплатно. Понадобится также квалифицированная электронная подпись (КЭП). С ее помощью будете подписывать документы с площадкой.
Для регистрации маркетплейс запросит ИНН и реквизиты счета. После чего проверит ваше ИП в реестре налоговой. Если все впорядке, откроет доступ к личному кабинету.
Если у вашего предприятия несколько учредителей, планируется выстраивание бизнес-процессов, то можно открыть юрлицо и с ними выйти на маркетплейс. Никаких разительных отличий от работе по ИП — нет.
FBW — «Склад WB». Вы привозите свой товар на склад компании. Все остальное сделает маркетплейс. Удобно, растет скорость доставки, но и выше комиссия маркетплейсу.
FBS — «Маркетплейс». Когда ваш товар покупают на площадке, вы упаковываете его и передаете на один из складов WB. Площадка организует только доставку и выдачу товара.
DBS или «Витрина». Ваш товар просто выставляется на площадке. Если его покупают, вы сами доставляете вещь клиенту. Есть также разновидность DBS — EDBS («Экспресс-витрина»). В первом случае доставку нужно осуществить за 35 дней, а во втором — в тот же день (на это отводится около 4 часов).
DBW, другое название — «Курьером WB». Эта модель модернизирует прошлую. Только курьерскую доставку вы осуществляете не своими силами (или ваших подрядчиков), а курьером маркетплейса.
С&С — «Самовывоз из магазина продавца». И вновь WB — просто виртуальная витрина. За товаров покупатель должен приехать к вам самостоятельно.
В этой части статьи мы дадим пошаговый алгоритм, а ниже — отзыв эксперта, в котором старт продаж описан с точки зрения экономики и эффективности бизнеса.
Для этого у площадки есть база знаний «WB Партнеры». Там собраны видеоуроки и текстовые материалы. Также там можно ознакомиться с офертой.
Через платформу нельзя продавать оружие, лекарства, сильнодействующие вещества, ритуальные товары. Технику, одежду, ювелирные украшения, стройматериалы — можно. Но на каждую категорию потребуется свой набор документов и сертификатов. При оформлении карточки товара, площадка попросить загрузить их.
FBW, FBS, DBS или DBW. Либо сочетать ряд из них. Напомним, модель продаж, это по сути, степень участия маркетплейса в хранении и доставке вашего товара. Например, FBW предполагает, что вы отгружаете товар на склад площадки, а дальше всем она занимается сама. Прочие модели все меньше и меньше функций оставляют платформе, передавая их продавцу.
Проще говоря, сколько сможете заработать и сможете ли вообще получить прибыль. Для этого платформа предлагает свой калькулятор. В нем можно выбирать разные модели продаж и смотреть прибыльность, комиссию площадки и прочие переменные.
Еще одна полезная опция «Аналитика площадки». Ее также ищите на сайте «WB Партнёры». В этом разделе публикуется статистика по продажам в разных категориях.
Также в портале «WB Партнеры». Это пункт управления вашей витриной на маркетплейсе. Здесь можно связаться с администрацией, посмотреть прибыль, статистику продаж, загрузить и скорректировать карточку товара. При регистрации нужно будет внести лицензионный платеж — 5 тыс. рублей. Это плата за доступ к площадке. Она вносится только раз. В целом вся регистрация занимает до пяти рабочих дней, но чаще всего хватает и суток.
+ Площадка с гигантской посещаемостью и «теплыми» клиентами, которые готовы совершить покупку.
+ Можно оптимизировать расходы на запуск своего сайта, эквайринг и использовать маркетплейс как свою витрину.
+ За счет развитой системы отзывов можно быстро завоевать лояльность аудитории и поднять продажи.
+ Постоянное добавление новых инструментов для продавцов, которые помогают в продвижении товаров и аналитике спроса.
— Комиссия до 30% для продавцов.
— В сети можно найти жалобы на работу службы поддержки. По словам пользователей, в конфликтных ситуациях предпринимателей могут заблокировать или оштрафовать, а сроки апелляции затянутся.
— Вы не контролируете, что происходит с товаром в пункте выдачи, на складе маркетплейса, при логистике маркетплейсом.
— Свои алгоритмы продвижения товаров.
Советами поделился аналитик маркетплейсов, руководитель аналитического проекта «Культура аналитики» Александр Румянцев.
«Начните с подготовки.
Сегодня крупные селлеры выделяют отдельных специалистов или целые отделы, которые занимаются расчетом и подготовкой к выводу товаров. Это верная стратегия. Найдите лучшую себестоимость, изучите площадку, учтите комиссию, логистику и процент выкупа. Потому что если товар не будет выкупаться, то логистика будет ложиться на вас за каждый такой заказ.
В среднем у одежды процент выкупа порядка 30%. То есть одежда должна доехать до покупателя два раза, чтобы лишь на третий быть выкупленной. Посчитайте из этого unit-экономику. Используйте для этого соответствующие таблицы — их можно бесплатного найти в интернете. Свои аналоги и онлайн-калькуляторы предлагают сами площадки. Чтобы получить реальную прибыль, вы должны ее в первую очередь увидеть на бумаге. Если прибыль есть, можно перейти к расчету выхода.
Да, выйти с маркетплейса тоже стоит денег. Вы ответственны, если товар вернут. Вы должны вывозить остатки со складов маркетплейса, если решили перестать торговать. Это тоже расходы.
В своих моделях учтите налоги, которые вы заплатите. Независимо, есть у вас прибыль или нет. Налоги вы платите от выручки.
Только после всех этих этапов можно перейти к пробам — закупить небольшую партию товара: от 10 до 100 единиц. Или договоритесь с поставщиком, что сможете выкупать под заказ необходимое количество единиц. Получите все документы, которые есть, чтобы поставщик их передал вам и дал сопроводительные письма, что их использовать: особенно на товарный знак и сертификаты соответствия.
Теперь можете перейти в кабинет площадки, зарегистрироваться, войти на площадку и начать создание карточки. Почитайте базу знаний WB — там подробно сама площадка обо всем рассказывает.
Можете прибегнуть к помощи профессионалов для подготовки контента: карточек и картинок. Или делайте сами — подготовить тексты и визуальный контент помогут нейросети.
Когда карточка готова, прошла модерацию площадки, стоит начать торговать по схеме FBS — со склада продавца. Это обезопасит вас от отгрузки товара на склады маркетплейсов. Да, ваши товары будут чуть ниже карточек других продавцов, но выкупленный заказ именно по этой схеме даст вам уверенность, что у вас все получилось.
Также вы начнете получать обратную связь от покупателей в положительных, отрицательных отзывах, либо возвратах товаров. А это уже поможет посчитать реальную прибыль и процент выкупа. И сверить с вашими расчетами.
«У меня все получилось» — так можете сказать, когда:
Помните важно учитывать, что площадки выплачивают деньги в течение 3-4 недель после того, как у вас выкупили товар.
Если прибыль есть, вы можете перейти к отгрузке на склады маркетплейсов. Так получите бонусы к карточкам — они станут выше. И если у вас все работало на исходной схеме, то вы точно начнете зарабатывать больше. Главное считайте каждый день, неделю, сколько денег вы вложили, сколько денег получили обратно. Планируйте свои ожидания и сверяйте с фактами. Прибыль единственный знак, что вы сделали все верно».
Попросили Александра Румянцева осветить еще ряд аспектов, связанных с торговлей на WB.