Европротокол при ДТП в 2025 году

Европротокол при ДТП — это упрощенное оформление документов при аварии. КП рассказывает про правила оформления документа в 2025 году
Европротокол при ДТП в 2025 году
Европротокол при ДТП. Фото: F01 PHOTO / Shutterstock / Fotodom

Европротокол — процедура упрощенного оформления документов при ДТП без участия сотрудников полиции, впервые появившаяся в России в 2009 году. Европротокол или бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, стал разновидностью документа, позволяющего потерпевшей стороне получить компенсацию по страховому полису. Инициатива направлена на сокращение времени оформления ДТП, снижение риска для других водителей и борьбу с пробками.

— Европротокол хорош тем, что позволяет сэкономить время при оформлении ДТП, а также быстрее убрать транспортные средства с проезжей части автодороги, чтобы те не мешали движению. Все мы знаем, что сотрудников полиции приходится ждать часами, дожидаясь своей очереди. Давайте помнить, что им приходится в день оформлять по несколько десятков аварий за смену.
Владимир Гончаровадвокат

Выбирайте лучшие устройства для безопасности дорожного движения:

Когда можно оформить европротокол

Федеральный закон1 четко регулирует перечень ситуаций, когда участники аварии смогут применить упрощенный порядок. Все условия должны быть соблюдены одновременно:

  • В ДТП нет пострадавших;
  • Участвовали только два транспортных средства (другие машины, пешеходы, городская инфраструктура не задеты);
  • У обоих водителей есть ОСАГО;
  • У водителей нет разногласий относительно ущерба (см. уточнение ниже);
  • Сумма ущерба — до 400 тысяч рублей, если есть возможность оформить европротокол через приложение или на машине установлена система ГЛОНАСС. В остальных случаях — до 100 тысяч.

Европротокол можно оформить, даже если есть разногласия, но при выполнении двух условий:

  • Оформлять аварию надо электронно через мобильное приложение, а не на бумаге;
  • Оба водителя согласны указать в электронном протоколе, что у них есть разногласия.
ДТП. Фото: Sahrul1108 / Shutterstock / Fotodom
ДТП. Фото: Sahrul1108 / Shutterstock / Fotodom

Правила оформления европротокола

Бланк извещения о ДТП состоит из двух частей. Разнимать части перед заполнением не нужно. Каждый участник может заполнить данные о себе и о своем автомобиле, или один из участников заполняет весь бланк. Обратите внимание, что заполняется только один документ. Заполненный бланк европротокола и его копия имеют одинаковую юридическую силу, поэтому не важно, кто забирает «оригинал», а кто копию.

Удобнее всего писать шариковой ручкой на твердой поверхности, чтобы копия на второй странице была четкой. Пустых полей и граф остаться не должно.

Если ваш бланк европротокола не имеет второго слоя для копирования (бумаги-кальки), то оформляются два европротокола — чтобы каждый из участников ДТП получил свой экземпляр. Европротоколы без копировального слоя бывают — такое случается, если в страховой не было «фабричных» бланков или если водитель печатал бланк сам. Это допустимо.

Может получиться так, что бланка не хватит. Тогда возьмите обычный лист бумаги А4. В основном документе сделайте пометку о наличии приложения. На чистом листе напишите «Приложение к европротоколу X», где X — его реквизиты. Приложение дублируется для каждого из участников аварии.

— При составлении извещения, нужно быть предельно осторожным и выполнять все рекомендации, предусмотренные законом об ОСАГО. Если возникают сомнения, что самостоятельно вы не сможете справиться с составлением европротокола, либо не можете определить ущерб, то вызывайте специалистов — аварийного комиссара, авто-эксперта и т.п. В крайнем случае, всегда имеете право вызвать сотрудников ГИБДД. И конечно же, хочется напомнить всем, чтобы следили за правилами дорожного движения и вовремя оформляли полисы ОСАГО.
Владимир Гончаровадвокат

Как заполнять европротокол: пошаговая инструкция

Структура европротокола практически единая у всех страховых компаний, отличается только его оформление. Вот его содержание.

Пункты 1-3

1. В месте ДТП нужно указать полный адрес — регион, город, улицу, номер ближайшего дома или километр трассы.

2. Дата аварии в формате XX.XX.XXXX, например 05.12.2026. Также укажите время ДТП.

3. Если есть свидетели, которые готовы дать показания, нужно указать их данные — ФИО и адрес проживания. Телефон свидетелей здесь не пишется, но себе его стоит сохранить на всякий случай.

Пункты 4-7

Обратите внимание, что они дублируются в двух колонках — для транспортного средства А и B. То есть для первой и второй попавшей в ДТП машин.

Нужно указать данные из СТС — VIN, номер свидетельства о регистрации, госномер машины, а также модель и марку. Далее заполнить две графы — о собственнике авто и человеке, который фактически был за рулем в момент аварии. Если вы собственник и сами были за рулем, прочерки ставить не нужно. Заполните обе графы.

В финальном 7 пункте этого блока указываются данные страхового полиса и название страховой компании.

Пункты 8-10

Посвящены обозначению повреждений транспорта. На схеме нужно отметить стрелкой место удара, а в графах ниже перечислить повреждения. В блоке «Замечания» (их два — для каждого из водителей) нужно указать, кто был виновником аварии. Например: «Считаю себя виновником ДТП» или «Признаю свою вину в произошедшем ДТП», либо «Не считаю себя виновным в ДТП».

Не стоит писать философских сочинений в духе: «Невиновных в этом мире нет, виноваты оба, но второй водитель так не считает». Четко обозначьте только свою позицию. Не забудьте поставить подпись в графе рядом.

Пункты 11-13

Финальные пункты лицевой стороны бланка.

11 пункт представляет из себя опросник. Напротив каждой строчки нужно либо поставить крестик в соответствующем поле (если так и было), либо оставить поле пустым. Например, европротокол «перечисляет» обстоятельства: «Обгонял», «Заезжал на перекресток с круговым движением», «Совершал разворот», «Двигался задним ходом» и т.п. Тот из водителей, кто совершал описанные действия, ставит напротив крестик. Если оба — ставят оба. Если никто, то ничего отмечать не нужно.

12 пункт вызывает больше всего затруднений, так как предлагает нарисовать схему аварии. На самом деле, никакой сверхточной геодезической съемки тут проводить не нужно. Рядом с ним указаны пункты, которые должны быть нарисованы на схеме, и там все очевидно — показать улицы, стрелками отметить направление движения машин, нарисовать дорожные знаки и светофоры. Если последних в месте аварии нет, то и не нужно их рисовать. Прежде чем наносить схему, отразите ее на черновике.

Финальный пункт протокола просит водителей еще раз поставить подписи.

Вторая страница европротокола (пункты 14-18)

Не забывайте про нее! В первом на этой странице пункте (№ 14) укажите, кто заполняет документ — водитель «А» или «B». То есть если на лицевой стороне ваша машина указана в столбике «Транспортное средство А» — то и здесь выбирайте «А».

Пункт 15 предусмотрен для описания обстоятельств аварии буквально в 5-7 предложениях. Предлагаем «шаблон» для заполнения — просто подставьте в него свои данные.

Я [двигался / тормозил / парковался] на своем транспортном средстве [марка, госномер] в [время, дата] по [улице / возле дома №…], когда [совершил наезд / в мой автомобиль врезался автомобиль [марка, госномер]]. Удар пришелся в [указать деталь / часть авто]. Свидетелем этого был(а) [ФИО] (либо «Свидетелей не было»).

В заключительных пунктах нужно отметить, может ли авто ехать самостоятельно, кто был за рулем (собственник или водитель по доверенности). Заключительный, 18 пункт предполагает примечания, в которых стоит указать наличие разногласий — если они есть. Если нет, то перечеркните пустые, незаполненные поля.

На этой стороне европротокола подпись ставит только заполнивший ее, а не оба водителя — как на первой странице.

Образец заполнения европротокола

Образец заполнения европротокола часто прикладывается страховыми компаниями к бланкам. Будьте внимательны, когда будете вносить в протокол свои данные.

Образец европротокола
Образец европротокола

Как оформить европротокол через приложение

Есть два способа оформить европротокол через приложение.

Способ №1

Скачайте программу «Помощник ОСАГО» бесплатно в App Store для устройств на iOS или в Google Play для Android.

— Большой плюс приложения в том, что его можно использовать для выполнения фотосъемки транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также некорректируемой передачи этих изображений в АИС ОСАГО, откуда она поступает в страховую компанию. Кроме того приложение дает подсказки о том, какие действия нужно выполнить.
Владимир Гончаровадвокат
  • Приложением можно пользоваться как при наличии разногласий, так и при их отсутствии.
  • Мобильное приложение «Помощник ОСАГО» подходит только для пользователей, имеющих подтвержденную учетную запись на «Госуслугах».
  • Достаточно будет, если приложение установлено у одного участника ДТП. Но тот должен ввести данные и на второго участника.
  • Оформление извещения о ДТП в виде электронного документа возможно по всей России.
  • Нужно подключение к Wi-Fi или мобильный интернет.

Способ №2

Скачайте мобильное приложение «Госуслуги Авто». Достаточно, чтобы оно было установлено у одного из водителей, второй проверит данные после заполнения — ему придет ссылка. В программе есть кнопка «ДТП» в нижней части экрана — именно через нее можно создать заявление по европротоколу. Для оформления оба участника аварии должны иметь подтвержденные учетные записи на «Госуслугах». Также, по общему правилу, в ДТП не должно быть раненых, не должен быть причинен ущерб иному имуществу, кроме машин.

Инструкция по использованию опции «Европротокол онлайн» — оформлении ДТП в приложении  «Госуслуги Авто».

  • Укажите информацию о машинах, которые попали в аварию, и внесите данные полисов ОСАГО обоих водителей.
  • Опишите обстоятельства ДТП.
  • Нарисуйте схему ДТП, сфотографируйте ее и загрузите в приложение.
  • Сделайте фото места аварии.
  • Если есть разногласия с другим участником ДТП, опишите их в специальном поле.
  • Все повреждения авто также укажите в специальной строке.
Оформление европротокола
Оформление европротокола. Фото: Garun .Prdt / Shutterstock / Fotodom

Размер выплат по европротоколу

При условии оформления в приложениях «Помощник ОСАГО» и «Госуслуги Авто»:

  • Если есть разногласия и вы сфотографировали место аварии, тогда максимальная выплата составит 200 тысяч рублей. Если не провести фотофиксацию, то выплаты не будет.
  • Если разногласий нет и фотофиксацию проведена, лимит выплат — до 400 тысяч рублей. Если снимки не сделаны, то до 100 тысяч рублей.

При оформлении на бумажном бланке сумма выплат — до 100 тысяч рублей.

Европротокол: история изменений

Первоначально процедурой европротокола можно было воспользоваться в случае ДТП с участием двух автомобилей без жертв и пострадавших. Максимальный ущерб был ограничен порогом в 25 000 рублей. Выбрать упрощенную процедуру водители могли только по взаимному согласию и при условии одинаковой оценки ситуации. Один из водителей должен был признать вину, а второй – с ним согласиться. И наконец, оба водителя должны были иметь действующую страховку ОСАГО.

Эти условия вызвали массу критики, как со стороны водителей, так и в экспертном сообществе.

Одной из основных причин недоверия в отношении европротокола было опасение неверно оценить ущерб. На этом фоне низкая предельная сумма компенсации стала дополнительным фактором, вызывающим недовольство. Вдобавок, многие водители усмотрели в условиях европротокола благодатную почву для мошенничества – от инсценировки ДТП для получения страховки до намеренных ошибок в извещении. Эти опасения были справедливы: страховые компании и по сию пору используют любую неточность как повод затянуть рассмотрение дела или отказать в выплате.

Изменения в 2014 году

В августе 2014 года на основе анализа применения европротокола в закон были введены некоторые поправки. Сумма выплаты по страховке была увеличена до 50 000 рублей. Кроме того, корректировке подверглась процедура оформления. В частности, как потерпевший, так и виновный в ДТП были обязаны отправить заполненный бланк извещения в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Потерпевший в дополнение к извещению должен был выслать заявление на выплату страхового возмещения.

Одновременно изменилась процедура и для страховых компаний. Так, страховщик виновного получил право требовать проведения экспертизы в случае сомнений в справедливости требований потерпевшего. В свою очередь, каждый из участников ДТП был обязан предоставить автомобиль для проведения такой экспертизы в пятидневный срок. Аналогичные права получила и страховая компания потерпевшего. Чтобы обеспечить соблюдение этих прав, участникам ДТП было запрещено ремонтировать или утилизировать автомобили в течение 15 рабочих дней после происшествия.

Безлимитный европротокол

В том же 2014 году Постановлением Правительства Российской Федерации № 1002 от 01.10.2024 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику…»2 на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области был введен безлимитный европротокол. Его главное преимущество заключалось в увеличенной до 400 000 рублей суммы страховой выплаты.

При разработке новой процедуры был учтен риск мошенничества при значительном повышении суммы компенсации. Так, сбор доказательств был возложен на водителей, а главным инструментом контроля стали технические средства фиксации. Важное условие — для подтверждения факта и фиксации деталей ДТП могут использоваться только устройства, не позволяющие корректировать данные.

Эти условия введены с прицелом на повсеместное использование видеорегистраторов и навигаторов, подключенных к системе ГЛОНАСС или к иным глобальным спутниковым системам. Поскольку техническая база для обязательного внедрения таких устройств к тому моменту еще не была готова, новая процедура получила статус эксперимента со сроком действия до 01.01.2016.

Согласно процедуре безлимитного европротокола, при оформлении ДТП, кроме стандартного пакета документов, водитель для получения компенсации обязан предоставить страховщику электронный носитель с фото- и видеосъемкой места происшествия, выполненной в течение одного часа. Фотографии и видео должны содержать координаты места ДТП. При передаче носителя водитель обязан составить заявление об отсутствии корректировки данных. В переходный период разрешалось использовать любые средства контроля, обеспечивающие съемку места аварии с регистрацией даты, времени и координат.

Изменения в 2017 году

В ноябре 2017 года стало известно, что Правительство планирует разрешить оформлять ДТП по безлимитному европротоколу водителям автомобилей, оборудованных системой оперативного оповещения об авариях ЭРА-ГЛОНАСС.

Согласно проекту Минтранса, потерпевший должен нажать на аварийную кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС в течение 10 минут после аварии. После этого телеметрические данные об обстоятельствах ДТП в автоматическом режиме попадают в базу страховой компании. Данные включают целый пакет информации, в том числе координаты, скорость и ускорение автомобиля, силу удара в момент столкновения и многое другое. Три новых ГОСТа по методам фиксации ДТП уже вступили в силу с 1 января 2018 года. На основании данных, полученных от системы ЭРА-ГЛОНАСС, страховая компания принимает решение о выплате компенсации по процедуре безлимитного европротокола. Проект не отменял необходимость заполнять стандартные бумажные извещения о ДТП.

В 2017 году Государственная Дума приняла законопроект, изменяющий правила оформления ДТП по европротоколу. По новым правилам, водители могли воспользоваться упрощенной процедурой даже в том случае, если у них не было согласия по поводу виновника ДТП. Данные об аварии разрешалось фиксировать при помощи специальных мобильных приложений, лицензированных Российским союзом автостраховщиков (РСА).

Изменения в 2018 году

В мае 2018 года Центробанк, регулирующий правила ОСАГО, утвердил изменения, повышающие сумму компенсации по европротоколу с 50 000 до 100 000 рублей. Изменения вступили в силу 1 июня и действовали для всех регионов, кроме тех, где режим безлимитного европротокола.

Чтобы реализовать оформление по европротоколу без единого мнения участников по обстоятельствам аварии, необходимо зафиксировать их при помощи «технических средств контроля и иными устройствами». Кроме того, разногласия должны быть внесены в извещения о ДТП обоими участниками аварии. Под техническими средствами контроля подразумевается передача данных через систему ЭРА-ГЛОНАСС или через специальное мобильное приложение. Однако сложность в том, что далеко не все автомобили в нашей стране оснащены системой ЭРА-ГЛОНАСС. По данным на 2017 год их количество составляло около 1,2 миллиона. Кроме того, мобильного приложения, лицензированного Российским союзом автостраховщиков, на тот момент не существовало.

Изменения в 2019-2021 годах

Появилась возможность использовать мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Его создали Центробанк и «Российский Союз Автостраховщиков». Программа нужна для оформления извещения о ДТП в виде электронного документа. Приложение постоянно модернизируется и обновляется.

Также размер максимальной выплаты сравнялся по всей стране и достиг лимита по ОСАГО в 400 тысяч рублей. Но только при условии ГЛОНАСС на борту машин или использования приложения для смартфона.

Изменения в 2022 году

В приложении «Госуслуги Авто» добавили функцию заполнения европротокола. В нем можно полностью заполнить бланки и выполнить фотофиксацию схемы ДТП, повреждений. А если водители хотят заполнить бумажный бланк европротокола, тогда могут использовать это приложение только для фотофиксации.

Изменения в 2025 году

К 2025 году цены на запчасти и ремонт авто значительно выросли. Если у водителей были разногласия, то прежде максимальный размер компенсации составлял 100 тысяч рублей. В этот лимит часто перестали укладываться, а значит, не горели желанием оформлять европротокол при разногласиях.

С 2025 года лимит ущерба при разногласиях увеличен до 200 тысяч рублей. Подчеркнем, что он действует только при наличии фотофиксации повреждений и обстоятельств ДТП. В целом так было и раньше, просто об этом часто забывают. Если не сделать фотофиксацию в приложении, тогда лимит ущерба и компенсации останется прежним — 100 тысяч рублей.

ДТП. Фото: Sergey Dudikov / Shutterstock / Fotodom
ДТП. Фото: Sergey Dudikov / Shutterstock / Fotodom

Штрафы

С сентября 2014 года, если невиновный в ДТП водитель проводит ремонт автомобиля, не дожидаясь окончания 15-дневного моратория на эти работы, то страховая компания виновника аварии имеет право затребовать выплаченную сумму компенсации обратно. Еще одно нововведение касается виновника ДТП: если тот не передаст извещение об аварии в свою страховую компанию в течение 5 рабочих дней, то последняя имеет право потребовать выплаченную потерпевшему сумму с виновника ДТП (так называемое право регрессного требования).

Косвенно к процедуре европротокола относится пункт 2.5 Правил дорожного движения3. Согласно этому пункту, водитель, причастный к ДТП, «обязан немедленно остановить (не трогаться с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. В соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, водитель обязан не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию». Водителя, оставившего место происшествия, ожидает наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ4, предусматривающее наказание в виде лишения прав от года до полутора лет или административного ареста до 15 суток.

Популярные вопросы и ответы

Ответили на самые частые и важные вопросы по оформлению европротокола. 15

Где взять бланк европротокола?

— Единая форма европротокола утверждена как Приложение 3 к Положению Банка России от 1 апреля 2024 года № 837-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»5. Бланк извещения о ДТП выдает в составе пакета документов страховая компания при оформлении полиса ОСАГО. Если бланк использован, новый можно получить в любом офисе страховщика. При оформлении электронного полиса ОСАГО бланк европротокола можно скачать в личном кабинете на сайте страховой компании. Также бланк можно найти на сайте регионального министерства или департамента транспорта.

Каков срок действия европротокола?

— Документ действует пять рабочих дней с даты происшествия. Если за этот срок не предоставить в страховую свой экземпляр извещения, тогда выплаты по упрощенной системе не добиться.

Какие могут быть проблемы с европротоколом?

Основная проблема, если в бумажном протоколе оба участника пишут, что не виноваты и их это устраивает. Такого быть не должно. В европротоколе обязательно должен быть указан виновник. Если протокол электронный, но оба водителя не признают вину, то можно это оставить.

Старайтесь не допускать большого числа помарок и исправлений в бланке. Это может стать причиной отказа в выплате со стороны страховой компании. Если допустили исправления, то пишите «Исправленному верить, читать как…» и подписи двух участников.

Как правильно проводить фотофиксацию?

Предоставьте следующие фотографии:

1. Поврежденные детали авто.
2. Общий план: взаимное расположение машин на месте аварии.
3. Госномера обеих машин.


Постарайтесь, чтобы было фото были выполнены на фоне местности с конкретным домом, улицей и прочими узнаваемыми ориентирами. По возможности сделайте кадры тормозного пути, отлетевших деталей, стекол, краски машины.
  1. https://base.garant.ru/184404
  2. https://base.garant.ru/70753382
  3. https://base.garant.ru/1305770
  4. https://base.garant.ru/12125267
  5. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/409468139