Профессия аналитик

Аналитик — это специалист, который занимается сбором, расшифровкой и анализом информации. Задача профессии — найти закономерности даже в самых отдаленных и отличных друг от друга массивов

Анна Стрельцова
Автор
Сергей Рогожников
Cистемный аналитик в «Форсайт»
Аналитики чаще всего работают с числами. Они являются формой выражения информации, необходимой для вычисления зависимостей, прогнозирования, составления статистики или создания планов на будущее, описывающих тенденции развития. Ценность чисел заключается в том, что они отражают множество процессов и применяются практически во всех сферах общественной жизни. Хоть в большинстве своем профессия аналитика связана с финансовой или экономической сферой – ведь в них особенно ценится точный анализ и прогноз, но границы расширяются, и с каждым годом аналитические процессы становятся частью и других важных для функционирования общества сфер.
Для работы над анализом и структурированием информации необходимо иметь способность к оперированию большими объемами показателей, индукцию и дедукцию, умение концентрироваться на деталях и внимательно исследовать уже готовые или еще разрозненные данные. Аналитики придерживаются доказательной основы в своей профессиональной деятельности, но будет не лишним иметь развитую интуицию, уметь обдумывать каждое действие заранее.

Описание

Аналитик – обобщающее название для специалистов одной профессиональной направленности, деятельность которых состоит из сбора цифровых данных, анализа и его расшифровки. Данные, над которыми работает человек, зависят от особенностей и тонкостей профессиональной сферы. Количество областей, где нужны аналитики, растет: если раньше речь шла об инвестициях и финансах, то теперь специалисты требуются в инженерии, компьютерных технологиях, биологии, рекламе.

К прямым обязанностям аналитиков относятся сбор данных, которые понадобятся для дальнейшего анализа. Когда данные собраны, их необходимо свести к единой форме, найти в них общее или подготовить дополнительные сведения – совокупность этих процессов называют первичной обработкой.
Далее следует обозначение пунктов, по которым будет проходить изучение данных, или составление плана. Конкретно анализ выполняется с применением научно-доказанных методов и новых технологий. На основе проделанной работы аналитики составляют планы дальнейшего развития, отмечают выявленные закономерности, зависимости. Для получения точного результата необходимо составить отчет, на основе которого делаются выводы. Уже с готовым документом аналитик может говорить об особенностях изученного процесса, его сложностях.

Специализации

Бизнес-аналитик – самый востребованный специалист в сфере управления бизнес процессами. В определенной мере он экономист, разбирающийся в тонкостях финансовых процессов, происходящих в компании. Одной из главных задач бизнес-аналитика является формирование стратегии развития и решение стратегических задач, связанных с экономикой и финансами. К задачам работника относится формирование бизнес-планов, оптимизация бизнес-процессов.

Продуктовый аналитик, в отличие от бизнес-аналитика, изучает свойства и особенности функционирования конкретного продукта. Специалист помогает компании увидеть, как пользователь взаимодействует с продуктом – сначала идет сбор данных, а позже аналитик выясняет потребности и поведение покупателей. Продуктовые аналитики особенно ценятся в бизнесе, потому что расшифровывают цифры и переводят их на понятный язык, который в будущем помогает составить необходимые рекомендации по развитию.

Финансовый аналитик занимается оптимизацией и управлением финансов, отслеживает появляющиеся риски, составляет оценку финансового рынка и отрасли в целом. Для данной специализации важна способность следить за финансовым состоянием, умение конструировать новые финансовые инструменты для развития бизнеса, организации.
Маркетинговый аналитик имеет широкий круг обязанностей и несет ответственность за конкурентоспособность продукта, выявление слабых и сильных сторон бренда, анализ рынка и каналов продаж с их последующим развитием. Собранная информация о рынке товаров и услуг, конкурентах, окупаемости и рентабельности помогает составлять полный отчет для дальнейшей активной работы компании.

Системный аналитик в определенной степени является «переводчиком» с языка заказчиков на язык программистов. Помимо этого они активно участвуют во внутренних процессах автоматизации – это помогает улучшить восприятие и работу пользователей с продуктами компании. Для работы в IT-компании важно не только знать тонкости бизнес-процессов, но и понимать, как они устроены технически.

Веб-аналитик отвечает за сбор и анализ информации о посетителях сайтов, их поведенческих особенностях. Благодаря работе данного специалиста сайт может буквально «ожить»: веб-аналитика необходима для повышения эффективности, улучшения работы сайта, привлечения дополнительного трафика, расширения базы пользователей. Google Analytics, Яндекс.Метрика, Call tracking – программы, позволяющие устанавливать коды отслеживания и настраивать необходимые инструменты для работы. Специалист в этой области поможет и при сильном отставании от конкурентов: с помощью собранных данных получится увеличить не только эффективность, но и прибыльность сайта

Плюсы

У профессии аналитик есть свои плюсы:

  • широкий спектр специализаций;
  • большие возможности для реализации навыков;
  • высокий уровень заработной платы;
  • востребованность.

Минусы

К минусам профессии аналитик относятся:

  • высокая степень ответственности;
  • сидячая работа;
  • повышенное умственное напряжение;
  • для успешного трудоустройства чаще всего нужен опыт работы по специальности и высшее образование.

Обучение

В высших учебных заведениях практически образовательных программ, которые подошли бы тем, кто хочет работать аналитиком. Обычно выпускники поступают на экономический факультет, факультет информатики и вычислительной техники, факультет маркетинга – в зависимости от выбранной будущей специализации.

Чтобы начать карьеру аналитика, можно пройти специализированные курсы. На них научат основам профессии и помогут с трудоустройствам новичкам, при этом многие специалисты в сфере аналитики проходят их для повышения квалификации, чтобы лучше ориентироваться в инструментах для работы. Курсы для погружения в профессию длятся около 6 месяцев, а повышение квалификации можно пройти за 1-2 месяца – многое зависит от уровня подготовки и желания студента.

Учебные заведения

Курсы

SkillFactory. Курс по аналитике данных длится полгода и проходит в формате онлайн. Он рассчитан на студентов с нулевым уровнем подготовки, но обучаться могут и те, кто работают в смежных сферах и хотят пополнить портфолио, увеличить спектр выполняемых задач. На протяжении всего обучения студентам помогают тьюторы, а после окончания SkillFactory оказывает содействие в трудоустройстве.
Нетология. На курсе «Продуктовый аналитик» научат создавать продукт, который нужен на рынке, покажут, как автоматизировать бизнес-процессы и правильно выстраивать аналитические модели. Обучение проходит в онлайн-формате, после него студент получает диплом о профессиональной переподготовке. Есть две программы – Standart (для тех, кто имеет базу знаний) и Advanced (для новичков).

Русская школа управления. Курс повышения квалификации «Маркетолог-аналитик» научит эффективным методам маркетинговых исследований, постановке целей для увеличения продаж, анализу инструментариев. Отлично подойдет маркетологам, которые больше хотят узнать о новой для себя специализации. Обучение длится 5 дней и состоит из видео, после которых нужно проходить контрольные тесты.

Востребованность

Благодаря большому спектру специальностей профессия аналитик очень востребована. На рынке труда всегда есть вакансии – практически в любой сфере деятельности важно проводить анализ данных и делать на его основе выводы для развития, преобразования определенных массивов. На сайтах по поиску работы можно найти множество предложений от компаний, в сфере информационных технологий, финансовой, социальной, химической и других.

Устройство на работу и карьера

Аналитики могут работать в:

  • IT-компании;
  • компаниях, оказывающих рекламные услуги, услуги продвижения;
  • маркетинговом агентстве;
  • конкретных рыночных сегментах;
  • банках;
  • медицинских организациях;
  • государственных структурах;
  • страховом бизнесе.

При устройстве на работу смотрят на навыки и умения, наличие диплома о высшем образовании или сертификата о прохождении курсов повышения квалификации.
Читайте также
Профессия интернет маркетолог
За четверть века у нас выработался «иммунитет» к навязчивой и раздражающей традиционной рекламе. В то же время в игру вступили интернет-маркетологи — специалисты, занимающиеся продвижением товаров и услуг в сети. Рассказываем об этой профессии

Уровень зарплаты

Средняя заработная плата аналитика по России – 30-35 тысяч рублей. Зарплата во многом зависит от специализации и компетенций – системный аналитик в среднем на начальном этапе получает чуть больше, чем, например, маркетинговый аналитик. Уровень заработной платы бизнес-аналитика может доходить до 150 тысяч рублей.

Перспективы в будущем

Аналитика – составная часть множества важнейших процессов, которые происходят в различных сферах деятельности. А профессионалы, помогающие выявлять закономерности, оценивать рентабельность, риски, следить за состоянием рынка или системными операциями, испытывают всю большую необходимость развивать свои навыки и умения. Именно поэтому изменения в работе аналитиков будут происходить постепенно, и одно из них – расширение круга обязанностей.

Аналитики и будут продолжать заниматься изучением проблемы, искать варианты для решения и постановки новых задач другим специалистам. Без их работы функционирование больших и даже средних компаний просто невозможно представить. Данная профессия особенно нужна в постиндустриальную эпоху и имеет все возможности для активного развития, привлечения новых заинтересованных людей.
Мнение эксперта
Сергей Рогожников, системный аналитик в «Форсайт»:

– Я попал в профессию благодаря друзьям, они позвали меня попробовать силы в качестве аналитика в проект по разработке и внедрению системы, сбору и анализу данных. С первых дней работы понял, что сфера деятельности интересная и точно мне подходит: нужно уметь концентрироваться и выделять детали в общей массе представленных задач.

Если человек настроен позитивно, то положительных моментов много – так практически во всех профессиях. Но если говорить о сложностях и особенностях, то зачастую при взаимодействии с заказчиками тяжело ограничить объем работ по проекту. Бывают случаи, когда нужно прямо ответить «нет» на запрос о разработке трудоемкой, но совершенно бесполезной задачи. Мы привыкли, что заказчик всегда прав, но иногда буквально приходится объяснять, почему стоит поступить таким образом, не брать задачу в работу, что-то переделать. Часто и внутри команды бывают сложности: когда она находится в состоянии «шторминга», коммуникация не всегда выглядит желаемым образом. Приходится быть специалистом среднего уровня в той сфере деятельности, для которой создается и настраивается готовый программный продукт.

Аналитику важно быть стрессоустойчивым и многозадачным – без этого не получится погрузиться в работу «с головой». Также с расширением обязанностей и границ нашей профессии необходимо уметь быстро усваивать новые знания и применять их на практике. Конечно, никуда без систематичности в мышлении и позитива в каждом действии. Я так думаю: без правильного настроя не стоит начинать работать и искать себя.

Еще существует миф о том, что в аналитике слишком скучно, все однообразно и серо. На самом деле это работает в обратную сторону – сфера развивается с огромной скоростью, а профессия востребована. И для многих, как и для меня, она очень увлекательна.
Читайте также
Профессии от А до Я
Выбор профессии — это одно из самых ответственных решений в жизни человека, и каждый принимает его по-своему. Кто-то руководствуется личным интересом к профессии, кому-то важен престиж или доход, а кому-то — востребованность
Фото на обложке: pixabay.com

Какая профессия, на ваш взгляд, сейчас наиболее востребована? На кого стоит идти учиться? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda