Александр Альхов:
— После 9 класса доступны не только рабочие профессии. Если подросток освоит компьютерные специальности, то может работать удаленно, имея только компьютер. К таким специальностям относятся программирование, верстка сайтов, ведение групп в соцсетях, таргетинг, которыми можно заниматься на фрилансе, и популярный ныне видеоблогинг.
Алена Францкевич:
— Сегодня мы имеем ситуацию «VUCA-мир». Стратегией работодателей становится брать на работу не по оценкам в дипломе, а по экспертной оценке навыков, полученных как в университете, так и через любую другую деятельность.
Чтобы выбрать профессию или карьерную траекторию, необходимо уметь:
- понимать себя и свои особенности;
- понимать изменения мира, индустрию, в которую хочешь;
- соотносить свои желанию и возможности мира;
- строить стратегии, чтобы уметь планировать свою «миграцию» от тренда к тренду;
- выбирать и принимать решения на этом пути.
Соответственно, чтобы к 9 классу выбрать профессию, нужно накопить много опыта через кружки, проекты, профессиональные пробы. А затем расширять свой кругозор, узнавать, как работают реальные компании и соотносить себя и эти профессии. Мы не выбираем того, что не знаем. Часто школьники являются заложниками своего опыта, поэтому рядом нужен наставник или тьютор, который поможет перешагнуть порог школы и откроет мир профессий, поможет осмыслить, что с ними произошло.
Дмитрий Соболев:
— После 9 класса профессия выбирается, исходя из заработной платы и рабочего процесса. Если человек решил получать профессию после 9 класса – значит есть потребность зарабатывать, быть самостоятельным, возможно, содержать семью. Необходимо учитывать эту потребность и факторы, которые заставили выбирать профессию сейчас, а не через два года. А дальше исходить из того, какая специальность будет комфортнее (в удовольствие) и перспективнее (чтобы иметь возможность развиваться, не оставаться на одном уровне и увеличивать доход).