Профессионалитет 2022

В 2022 году в России стартует новая программа для средних учебных заведений «Профессионалитет». Рассказываем, в чем суть эксперимента, что представляет из себя проект программы и каких специальностей она коснется в первую очередь

Оксана Крученко
Автор КП
Ольга Воронцова
Кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора
Павел Чернышов
Генеральный директор ООО «РИНФИЦ», основатель портала «Информио»
Марчел Кырлан
Эксперт-аналитик цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор»
Согласно статистике, в нашей стране насчитывается более 3,6 тысяч средних учебных заведений. В них учится порядка 3,3 миллионов студентов: причем больше 2 миллионов бесплатно, за счет бюджета. Если в начале 2000-х в ссузы после школы поступали всего 10-12 процентов выпускников девятых классов, то сегодня эта цифра достигает 60 процентов. Это огромный ресурс, который сейчас так необходим стране — молодые люди, готовящиеся овладеть профессиональными навыками и выйти во взрослую жизнь. Новая программа подготовки кадров «Профессионалитет», разработанная Министерством просвещения, рассчитана как раз на них. Ее цель — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена.
По сути, профессионалитет — это один из этапов проводимой в последнее время реструктуризации системы среднего профессионального образования. По словам заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, новая программа опирается на три главные нововведения, которые, прежде чем принять к исполнению повсеместно, требуется «обкатать». Первое — вовлечение в образование учащихся колледжей и техникумов представителей профессиональных сообществ, «действующих игроков рынка», которые также станут инвесторами системы образования. Второе — сокращение сроков обучения при увеличении его интенсивности. И третье — создание в учебных заведениях разного рода центров молодежных инициатив.

Что такое профессионалитет

«Профессионалитет» можно назвать новым уровнем среднего профессионального образования, практически гарантирующем трудоустройство. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а более технологичную — три.

Сегодня, напомним, студенты в судах учатся четыре года. Эта система признается, во-первых, устаревшей, а во-вторых, затратной для госбюджета. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, образовательные технологии, с одной стороны, и производство — с другой, развиваются такими темпами, что нужные навыки, позволяющие молодому человеку трудоустроиться и быть успешным, можно привить ему довольно быстро.

«Сегодня важны цифровые компетенции, умение работать с новыми технологиями, — сказал в одном из интервью министр. — Важно, чтобы студенты получили практическую подготовку и были готовы к работе на современном производстве».

Проект программы профессионалитета

Пока программа «Профессионалитет» и изменения, к которым она ведет, — лишь разработка. Предложения, касающиеся реструктуризации системы среднего образования, прописаны в проекте постановления Правительства РФ от 19.08.2021 года «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"». Документ опубликован 1 и пока обсуждается на портале проектов нормативных правовых актов. По планам эксперимент стартует 1 сентября 2022 года. В нем будут участвовать отобранные Министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Первыми испытают на себе программу 150 тысяч ребят, которые пройдут специальный конкурс. Если их опыт будет признан удачным, через два года программа «Профессионалитет» распространится на все ссузы страны и будет доступна каждому.
    — По сути, проект предполагает возвращение к старой доброй системе профессиональных училищ, в которых студенты получали образование в рамках рабочих профессий в достаточно короткие сроки, — напоминает кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова.

    Суть эксперимента

    Основная задача — максимально приблизить систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и конкретных отраслях. А также сделать обучение студентов в ссузах менее затратным для бюджета, переложить часть финансовой ответственности за студентов-бесплатников на нуждающиеся в рабочих руках компании и производства, в которых молодой человек, предположительно, сможет работать. Они же будут делиться с молодежью опытом и практическими знаниями и умениями. Известно, что к проекту уже готовы подключиться Министерство промышленности и такие крупные работодатели, как «Росатом», РЖД, «Сибур», «Русагро» и другие.

    — Это позволит не только обеспечить нуждающиеся отрасли работниками, но и увеличить до 90% трудоустройство выпускников средних учебных заведений, — уверяет эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова. — Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, а на конкретное место в конкретных компаниях.

    Специальности профессионалитета

    По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут более 100 профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Подготовка кадров для этих сфер будет охвачена новой программой в первую очередь.

    — Эксперимент предполагает получение образования в более короткие сроки не только в рамках рабочих профессий, но и специальностей среднего профессионального образования, в том числе социально-гуманитарного характера. Будущие медицинские и творческие специалисты, работники сферы безопасности продолжат учиться по четырехлетней системе, — говорит Ольга Воронцова.

    Мнение эксперта

    Ольга Воронцова, кандидат экономических наук, учредитель и директор Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперт Рособрнадзора:

    — Практическую подготовку в системе среднего профессионального образования нужно усиливать — это бесспорно. Эксперимент, безусловно, отвечает запросам общества и соответствует тенденциям. Но профессий и специальностей, по которым возможна качественная подготовка за два года, не так много.

    Сегодня жизнь требует мультипрофессиональности. Думаю, ребятам адаптироваться к новым условиям будет несложно. Но у меня вызывает опасение готовность образовательных учреждений к новому формату. Ведь нужно будет не только налаживать связи с индустрией, но и адаптировать образовательные программы и технологии.
    Павел Чернышов, генеральный директор ООО «РИНФИЦ», основатель портала «Информио»:

    — Система среднего профессионального образования сейчас — в первую очередь воспитатель, а во вторую — учитель. Я считаю, что это правильно. С реализацией нового проекта о воспитательной работе можно будет забыть. Мы наблюдаем изменения в жизни всего мира: развитие IT, уход в прошлое многих профессий, пандемия, удаленная работа, миграция… Меняется абсолютно все. Наверное, надо менять и систему среднего профессионального образования, но от этого больше грустно, чем радостно.
    Марчел Кырлан, эксперт-аналитик цифровой платформы по разработке и продвижению законодательных инициатив «Инициатор»:

    — Инициатива привлекательна для молодежи. Это возможность получить рабочую специальность высокой квалификации в короткие сроки, практически быть переданными в руки предприятий для трудоустройства. Но возникает вопрос, готовы ли девятиклассники к осознанному выбору профессии. Смогут ли они оценить все преимущества и недостатки того или иного направления. Допустим, половина выпускников профессионалитета поймут, что ошиблись в выборе. Тогда программа для них будет неперспективна. Ученик должен сначала хорошо ознакомиться с предлагаемыми специальностями, спецификой будущей работы и так далее.

    Идея заключается в создании чего-то среднего между общим образованием и средним профессиональным образованием. Думаю, что сокращение сроков обучения может негативно сказаться на преподавании общеобразовательных предметов. Хорошо подготовленные профессионалы, лишенные широты кругозора, — не самое удачное сочетание.
    Источники
    1
    Портале проектов нормативных правовых актов Российской Федерации. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=119420
    Фото на обложке: pixabay.com