Главная (выберите раздел)

Как актер Михаил Светин с комплексом Наполеона ругался с великими советскими режиссерами: Гайдаем, Рязановым, Козаковым

Стали известны подробности отношений актера Михаила Светина с выдающимися режиссерами
Время прочтения: 5 минут
Дата публикации: 30 июля 2025
Как актер Михаил Светин с комплексом Наполеона ругался с великими советскими режиссерами: Гайдаем, Рязановым, Козаковым

Если бы кто-то решил снять фильм о жизни Михаила Светина, получилась бы трагикомедия с элементами абсурда. На экране он играл добродушных простаков, а за кадром был человеком, который умудрялся ссориться даже с теми, кому был обязан всем.

Как гобой привел его к Райкину

Михаил Гольцман (настоящая фамилия актера) мечтал о сцене с детства, но судьба распорядилась иначе. В 1955 году он окончил Киевское музыкальное училище по классу гобоя. Правда, инструмент этот выбрал не из любви к музыке, а по необходимости. «Гобой был единственным, куда взяли без связей», — объяснял он позже.

Фото: кадр из фильма

С дипломом музыканта Светин отправился покорять столицу. ГИТИС, Щукинское училище — везде его ждал отказ. Комиссии не видели в нем актера: слишком мал ростом (всего 152 см), слишком резок в суждениях. «Выглядел как школьник, а вел себя как примадонна», — вспоминал один из педагогов.

Но Михаил не сдался. Вместо слез он выстроил план: если театральные вузы его не хотят, он пойдет к тем, кто уже на сцене.

Аркадий Райкин, кумир публики, жил в гостинице «Москва». Светин неделю осаждал вестибюль, пытаясь попасть к мэтру. Охрана гоняла его, но на восьмой день он прорвался.

Фото: кадр из фильма

Загнав Райкина в угол на лестнице, Михаил начал читать Чехова. Не «Вишневый сад», а сатирический рассказ «Оратор» — будто знал, что смех станет его оружием.

Райкин, впечатленный наглостью и талантом, взял Светина в ученики. При этом оплатил ему номер в гостинице и выбил зарплату в 26 рублей — деньги по тем временам немалые.

Но Михаил быстро показал характер. На репетициях он перебивал коллег, в гримерке прикладывался к стакану, а однажды устроил драку из-за шутки про свой рост.

Фото: кадр из фильма

Когда жена Райкина застала его пьяным в театре, терпение лопнуло. «Талант есть, а ума — нет», — бросил мэтр, выгоняя ученика.

Провинциальный бунтарь: 15 лет скитаний

После позорного ухода от Райкина Светин оказался в Камышине. Городок с населением в 50 тысяч стал для него тюрьмой.

Местный театр не понимал его гротескных шуток — зрители хотели классики, а не клоунады. Чтобы не умереть с голоду, Михаил устроился преподавать мандолину.

Фото: кадр из фильма

Проблема была в одном: он не знал, как она выглядит. «Сказал, что инструмент сломан, и играл на гобое», — вспоминал он позже.

Спасение пришло оттуда, откуда не ждали. В провинциальном театре Светин встретил Брониславу Проскурину — актрису, которая была выше него на голову и на десять лет моложе.

Она стала его женой, кормилицей и единственным зрителем. Пока Михаил срывал пробы в кино, Бронислава шила костюмы на заказ и продавала их, чтобы оплатить съемную квартиру. «Она верила, что я стану звездой. А я считал это глупостью», — признавался Светин.

Скандалы с режиссерами: как Светин рушил карьеры (в том числе свою)

Леонид Гайдай: последний звонок

Фото: кадр из фильма

Их сотрудничество началось в 1975 году. Гайдай позвал Светина в комедию «Не может быть!», где тот сыграл соседа главного героя. Но уже на первой репетиции Михаил заявил: «Это не смешно!» — и начал перекраивать сценарий.

Он требовал, чтобы его герой не просто спотыкался и падал, а «летел, как пуля», и настаивал на добавлении абсурдных реплик вроде: «Водка — она как женщина: чем старше, тем опаснее».

Фото: Global look press

Гайдай, известный любовью к дисциплине, терпел десять лет. Но в 1989-м чаша переполнилась. Режиссер предложил Светину роль Каца — мафиози в фильме «На Дерибасовской хорошая погода…».

Михаил прочитал сценарий и взорвался: «Опять я буду висеть на крюке и сдаваться? Это уже было!» Гайдай, обычно сдержанный, не выдержал: «Миша, ты либо играешь, либо нет». Светин ответил: «Надо подумать». Больше они не общались. Через три года Гайдая не стало.

Георгий Данелия: упущенный шанс

В 1975-м Данелия пригласил Светина в «Афоню» на роль родственника Федула. Режиссер лично встретил его в гостинице, устроил в номер, познакомил с сыном — все ради пары минут экранного времени. Но съемки затянулись, и Данелия попросил: «Миша, останься на день, доснимем твои сцены».

Фото: Global look press

Светин, уже уверовавший в свою «звездность», отказался: «У меня в Ленинграде важные съемки!» — солгал он. На деле там его ждала эпизодическая роль во второсортном фильме.

Данелия, стиснув зубы, уложился в срок, но вырезал половину материала с Михаилом. А его реплики отдал озвучить другому актеру. «Я мог бы стать другом Георгия, а стал для него пустым местом», — каялся позже Светин.

Эльдар Рязанов: «слишком гайдаевский»

С Рязановым история оказалась короче, но обиднее. В 1977 году Михаил Светин пробовался на роль мужа Верочки в «Служебном романе».

Фото: кадр из фильма

Режиссеру понравилась его эксцентричность, но на пробах актер начал импровизировать: вместо робкого супруга изобразил хамоватого балагурщика. «Это не мой стиль», — отрезал Рязанов и взял Александра Фатюшина. К слову, при монтаже картины роль супруга секретарши из фильма была вырезана полностью.

В «Гараже» Светин снова провалился. На худсовете кто-то бросил: «Он как клоун из гайдаевских фильмов — слишком крикливый». Рязанов кивнул: «Нам нужен сарказм, а не клоунада». Роль досталась Семену Фараде. Михаил позже шутил: «Рязанов боялся, что я переиграю его любимчиков». Но в глазах была обида.

Михаил Козаков: война за персонажа

Но самый яростный спор Светин затеял с Михаилом Козаковым на съемках «Безымянной звезды» (1979). Актер получил роль начальника вокзала, но сразу объявил, что будет играть «по-своему».

Фото: Global look press

Козаков видел персонажа глуповатым бюрократом, Светин — добрым мечтателем с грустными глазами. Каждый дубль превращался в баталию: Михаил переиначивал текст, игнорировал режиссерские указания.

«Он выводил меня из себя так, что хотелось кричать», — признавался позже Козаков. После премьеры режиссер поклялся больше не работать с «упрямым гномом».

Комик с трагедией внутри

Фото: кадр из фильма

«Комплекс Наполеона» — так коллеги объясняли его взрывной характер. Светин ненавидел, когда над ним смеялись, но сам превратил свою жизнь в фарс.

Дома он играл тирана: требовал, чтобы жена подавала ужин в точно назначенный час, мог устроить скандал, если суп был пересолен. Бронислава молчала. Она знала, что за маской грубияна скрывается человек, который боится оказаться ненужным.

Фото: Global look press

Единственной, кого он не смел обижать, была дочь Светлана. Когда она уехала в США, Светин отсылал ей половину гонораров, хотя дочка об этом его не просила. «Папа, хватит!» — умоляла она. «Молчи, — рычал он. — Там тебе тяжелее».

Кстати, свой псевдоним Светин взял в честь имени горячо любимой дочери Светланы и признавал, что это единственное, что он сделал правильно.

Фото: Global look press

30 августа 2015 года Михаил Светин умер в петербургской больнице. За день до смерти он должен был сыграть в спектакле «Дон Педро» — но судьба, как и многие режиссеры, отказала ему в последнем выходе на сцену.

Он оставил после себя десятки ролей, которые зрители обожают, и десятки скандалов, о которых коллеги вспоминают с содроганием. Но, возможно, именно этот противоречивый характер и сделал его таким незабываемым. В конце концов, кто сказал, что гении должны быть удобными?

ЧИТАТЕ ТАКЖЕ

10 неочевидных секс-символов советского экрана: без Миронова и Абдулова СССР был богат на эпатажных мужчин, которые сводили с ума зрительниц Далее

Лила слезы из-за Александра Абдулова, воспитала приемных детей: хождение по мукам Ирины Алферовой Знаменитая актриса лишь с третьим мужем Сергеем Мартыновым обрела счастье Далее

50 лет любви с Александром Лазаревым и дружба с Эльдаром Рязановым: как сложилась жизнь Светланы Немоляевой Актриса в 2011 году похоронила мужа, но благодаря близким нашла в себе силы жить дальше Далее

Главное фото: кадр из фильма