Как актер Михаил Светин с комплексом Наполеона ругался с великими советскими режиссерами: Гайдаем, Рязановым, Козаковым
Если бы кто-то решил снять фильм о жизни Михаила Светина, получилась бы трагикомедия с элементами абсурда. На экране он играл добродушных простаков, а за кадром был человеком, который умудрялся ссориться даже с теми, кому был обязан всем.
Как гобой привел его к Райкину
Михаил Гольцман (настоящая фамилия актера) мечтал о сцене с детства, но судьба распорядилась иначе. В 1955 году он окончил Киевское музыкальное училище по классу гобоя. Правда, инструмент этот выбрал не из любви к музыке, а по необходимости. «Гобой был единственным, куда взяли без связей», — объяснял он позже.
С дипломом музыканта Светин отправился покорять столицу. ГИТИС, Щукинское училище — везде его ждал отказ. Комиссии не видели в нем актера: слишком мал ростом (всего 152 см), слишком резок в суждениях. «Выглядел как школьник, а вел себя как примадонна», — вспоминал один из педагогов.
Но Михаил не сдался. Вместо слез он выстроил план: если театральные вузы его не хотят, он пойдет к тем, кто уже на сцене.
Аркадий Райкин, кумир публики, жил в гостинице «Москва». Светин неделю осаждал вестибюль, пытаясь попасть к мэтру. Охрана гоняла его, но на восьмой день он прорвался.
Загнав Райкина в угол на лестнице, Михаил начал читать Чехова. Не «Вишневый сад», а сатирический рассказ «Оратор» — будто знал, что смех станет его оружием.
Райкин, впечатленный наглостью и талантом, взял Светина в ученики. При этом оплатил ему номер в гостинице и выбил зарплату в 26 рублей — деньги по тем временам немалые.
Но Михаил быстро показал характер. На репетициях он перебивал коллег, в гримерке прикладывался к стакану, а однажды устроил драку из-за шутки про свой рост.
Когда жена Райкина застала его пьяным в театре, терпение лопнуло. «Талант есть, а ума — нет», — бросил мэтр, выгоняя ученика.
Провинциальный бунтарь: 15 лет скитаний
После позорного ухода от Райкина Светин оказался в Камышине. Городок с населением в 50 тысяч стал для него тюрьмой.
Местный театр не понимал его гротескных шуток — зрители хотели классики, а не клоунады. Чтобы не умереть с голоду, Михаил устроился преподавать мандолину.
Проблема была в одном: он не знал, как она выглядит. «Сказал, что инструмент сломан, и играл на гобое», — вспоминал он позже.
Спасение пришло оттуда, откуда не ждали. В провинциальном театре Светин встретил Брониславу Проскурину — актрису, которая была выше него на голову и на десять лет моложе.
Она стала его женой, кормилицей и единственным зрителем. Пока Михаил срывал пробы в кино, Бронислава шила костюмы на заказ и продавала их, чтобы оплатить съемную квартиру. «Она верила, что я стану звездой. А я считал это глупостью», — признавался Светин.
Скандалы с режиссерами: как Светин рушил карьеры (в том числе свою)
Леонид Гайдай: последний звонок
Их сотрудничество началось в 1975 году. Гайдай позвал Светина в комедию «Не может быть!», где тот сыграл соседа главного героя. Но уже на первой репетиции Михаил заявил: «Это не смешно!» — и начал перекраивать сценарий.
Он требовал, чтобы его герой не просто спотыкался и падал, а «летел, как пуля», и настаивал на добавлении абсурдных реплик вроде: «Водка — она как женщина: чем старше, тем опаснее».
Гайдай, известный любовью к дисциплине, терпел десять лет. Но в 1989-м чаша переполнилась. Режиссер предложил Светину роль Каца — мафиози в фильме «На Дерибасовской хорошая погода…».
Михаил прочитал сценарий и взорвался: «Опять я буду висеть на крюке и сдаваться? Это уже было!» Гайдай, обычно сдержанный, не выдержал: «Миша, ты либо играешь, либо нет». Светин ответил: «Надо подумать». Больше они не общались. Через три года Гайдая не стало.
Георгий Данелия: упущенный шанс
В 1975-м Данелия пригласил Светина в «Афоню» на роль родственника Федула. Режиссер лично встретил его в гостинице, устроил в номер, познакомил с сыном — все ради пары минут экранного времени. Но съемки затянулись, и Данелия попросил: «Миша, останься на день, доснимем твои сцены».
Светин, уже уверовавший в свою «звездность», отказался: «У меня в Ленинграде важные съемки!» — солгал он. На деле там его ждала эпизодическая роль во второсортном фильме.
Данелия, стиснув зубы, уложился в срок, но вырезал половину материала с Михаилом. А его реплики отдал озвучить другому актеру. «Я мог бы стать другом Георгия, а стал для него пустым местом», — каялся позже Светин.
Эльдар Рязанов: «слишком гайдаевский»
С Рязановым история оказалась короче, но обиднее. В 1977 году Михаил Светин пробовался на роль мужа Верочки в «Служебном романе».
Режиссеру понравилась его эксцентричность, но на пробах актер начал импровизировать: вместо робкого супруга изобразил хамоватого балагурщика. «Это не мой стиль», — отрезал Рязанов и взял Александра Фатюшина. К слову, при монтаже картины роль супруга секретарши из фильма была вырезана полностью.
В «Гараже» Светин снова провалился. На худсовете кто-то бросил: «Он как клоун из гайдаевских фильмов — слишком крикливый». Рязанов кивнул: «Нам нужен сарказм, а не клоунада». Роль досталась Семену Фараде. Михаил позже шутил: «Рязанов боялся, что я переиграю его любимчиков». Но в глазах была обида.
Михаил Козаков: война за персонажа
Но самый яростный спор Светин затеял с Михаилом Козаковым на съемках «Безымянной звезды» (1979). Актер получил роль начальника вокзала, но сразу объявил, что будет играть «по-своему».
Козаков видел персонажа глуповатым бюрократом, Светин — добрым мечтателем с грустными глазами. Каждый дубль превращался в баталию: Михаил переиначивал текст, игнорировал режиссерские указания.
«Он выводил меня из себя так, что хотелось кричать», — признавался позже Козаков. После премьеры режиссер поклялся больше не работать с «упрямым гномом».
Комик с трагедией внутри
«Комплекс Наполеона» — так коллеги объясняли его взрывной характер. Светин ненавидел, когда над ним смеялись, но сам превратил свою жизнь в фарс.
Дома он играл тирана: требовал, чтобы жена подавала ужин в точно назначенный час, мог устроить скандал, если суп был пересолен. Бронислава молчала. Она знала, что за маской грубияна скрывается человек, который боится оказаться ненужным.
Единственной, кого он не смел обижать, была дочь Светлана. Когда она уехала в США, Светин отсылал ей половину гонораров, хотя дочка об этом его не просила. «Папа, хватит!» — умоляла она. «Молчи, — рычал он. — Там тебе тяжелее».
Кстати, свой псевдоним Светин взял в честь имени горячо любимой дочери Светланы и признавал, что это единственное, что он сделал правильно.
30 августа 2015 года Михаил Светин умер в петербургской больнице. За день до смерти он должен был сыграть в спектакле «Дон Педро» — но судьба, как и многие режиссеры, отказала ему в последнем выходе на сцену.
Он оставил после себя десятки ролей, которые зрители обожают, и десятки скандалов, о которых коллеги вспоминают с содроганием. Но, возможно, именно этот противоречивый характер и сделал его таким незабываемым. В конце концов, кто сказал, что гении должны быть удобными?
ЧИТАТЕ ТАКЖЕ
10 неочевидных секс-символов советского экрана: без Миронова и Абдулова СССР был богат на эпатажных мужчин, которые сводили с ума зрительниц Далее
Лила слезы из-за Александра Абдулова, воспитала приемных детей: хождение по мукам Ирины Алферовой Знаменитая актриса лишь с третьим мужем Сергеем Мартыновым обрела счастье Далее
50 лет любви с Александром Лазаревым и дружба с Эльдаром Рязановым: как сложилась жизнь Светланы Немоляевой Актриса в 2011 году похоронила мужа, но благодаря близким нашла в себе силы жить дальше Далее
Главное фото: кадр из фильма