Как снимали «Мираж», который покорил всех: средний детектив Чейза стал социальной и любовной драмой с джинсами и броневиками
Невероятная история съемок культового мини-сериала «Мираж» (1983), где любовь и смерть переплелись на краю крымской пропасти, а латвийский актер покорил сердца зрителей, не говоря по-русски без акцента.
Американская мечта по-советски
В августе 1983 года советские зрители стали свидетелями беспрецедентного события. На экраны вышла трехсерийная криминальная драма «Мираж» режиссера Алоиза Бренча, и на три вечера страна замерла у телевизоров. Это была не просто экранизация (довольно посредственного) романа Джеймса Хедли Чейза (он писал такие по несколько за год) «Весь мир в кармане» — это был прорыв в иное измерение, яркий, опасный и невероятно притягательный мир за железным занавесом.
История отчаявшихся людей, задумавших похищение инкассаторского броневика с тремя миллионами долларов, была рассказана с невиданным для советского кинематографа размахом. Но за этим масштабом стояла титаническая работа съемочной группы, превратившая скромные ресурсы в иллюзию американской реальности.
Дипломаты в роли консультантов
По иронии судьбы, главным консультантом по созданию этой иллюзии выступило само американское посольство в Москве. Художники по костюмам и реквизиту тщательно консультировались с дипломатами, чтобы добиться аутентичности в деталях — от правильных нашивок на форме полиции Невады до мелочей быта. Это сотрудничество в разгар холодной войны было уникальным явлением.
Одной из главных задач было создание убедительной Америки в условиях СССР. Натурные съемки проходили в Крыму, уже освоенном советскими кинематографистами в роли «Дикого Запада». Белая скала (Ак-Кая) под Белогорском стала местом рокового финала героев. Сцены ограбления снимали на старой дороге Ялта-Севастополь, а американским мотелем, где укрывались грабители, стал реальный советский отель «Поляна сказок».
Автомобильный мираж
Главной головной болью стали автомобили. Настоящих американских машин было катастрофически мало. Выкручивались с помощью грима: полицейские машины были перелицованными «Волгами» ГАЗ-24, армейский джип — закамуфлированным ГАЗ-69, а знаменитый броневик «Welling super box» — основательно доработанной «Нивой» ВАЗ-2121. Любопытно, что уже в 90-е годы, вдохновленные фильмом, инженеры из Тольятти создали реальный инкассаторский автомобиль на базе «Нивы».
Рожденный для роли
Мартиньш Вилсонс, исполнитель роли Эла Китсона, рассказывает о неожиданном приглашении в картину: «На пробах было шесть мужиков, в том числе Ивар Калныньш. Но я постеснялся спросить, почему в «Мираж» меня взяли». Режиссер Алоиз Бренч был известен своим суровым подходом. «Поначалу говорил мне, отсматривая снятый материал: «Твоей мордой можно детей пугать». А потом: «Ты молодец». Потом мы подружились», — вспоминает актер.
Мало кто знает, что перед съемками в «Мираже» Вилсонсу пришлось работать водителем: «Родился сын, и я пошёл водителем на грузовой машине, чтобы прожить, в театре же ни хрена не платили!». Армейский опыт тоже пригодился: «Служил я на БАМе, в Амурской области. Это была практически ссылка, два лета и две зимы. Там каша сразу леденела. Зимой –60°С. Многие из солдат умерли – те, кто не мог вытерпеть и побежал в тайгу».
Прыжок в вечность
Как снимали культовый финал «Миража»
Съемки легендарной финальной сцены, где герои, взявшись за руки, совершают самоубийство, прыгая со скалы, стали самым технически сложным и опасным эпизодом во всем фильме. Это был чистейший кинематографический трюк, выполненный задолго до эры компьютерной графики.
Факт 1: Двойной обман
Для зрителя прыжок выглядит как один непрерывный полет с вершины Белой скалы (Ак-Кая). На самом деле это монтажная иллюзия. Крупные планы отчаянных лиц героев на краю обрыва снимались на самой Ак-Кае. А вот сам прыжок выполнялся с совершенно другого утеса, специально выбранного для трюка из-за более безопасной зоны для приземления.
Факт 2: Веревки, ветер и маты
Как подробно вспоминал Мартиньш Вилсонс, съемки проходили в экстремальных условиях:
«Помню, мы с Мирдзой стояли наверху и смотрели вниз на автобус, с высоты он был величиной с сантиметр. Был страшный ветер. Нам вот здесь на ногах (показывает на щиколотки) верёвки подвязали и держали, чтобы нас не сдуло. Внизу лежали маты, на которые мы приземлялись».
Это был не просто элемент страховки — это была необходимость. Сильный ветер на высоте реально угрожал сбросить актеров вниз еще до команды «мотор».
Факт 3: Прыгали не актеры, а каскадеры
Несмотря на то что Вилсонс и Мартинсоне лично стояли на краю, финальный прыжок с полетом и приземлением выполняли профессиональные каскадеры. Задача актеров была — создать правдивые эмоции в крупном плане. Само приземление на маты было безопасным, но требовало точного расчета и смелости.
Факт 4: «Было любопытно»
Примечательно, что, несмотря на смертельную высоту и сложность трюка, актеры испытывали не столько страх, сколько азарт. Вилсонс так и сказал: «Страшно не было, было любопытно». Эта профессиональная отвага и полное доверие команде и каскадерам в итоге и подарили кинематографу один из самых пронзительных и искренних финалов в его истории.
Именно этот трюк — рискованный, тщательно спланированный и идеально смонтированный — стал визуальной и эмоциональной кульминацией фильма, навсегда врезавшись в память миллионов зрителей.
Химия на экране и ревность за кадром
Их экранная химия была так убедительна, что зрители приписывали актерам роман. Вилсонс развеивает легенды: «На съёмках за Мирдзой невозможно было поухаживать, потому что её муж, который играл в «Мираже» полицейского, всё время следил, ревновал». Кстати, именно эта роль стала для Вилсонса пропуском в другой культовый проект — «Интердевочку» Петра Тодоровского.
Парадокс успеха
Фильм стал культурным феноменом. Парадоксально, но картина, задуманная как разоблачение пороков капитализма, стала для советского зрителя окном в мир недостижимой, яркой и манящей жизни. Герои, по замыслу авторов, должны были вызывать сочувствие своей бедностью, но зрители видели их стильно одетыми, разъезжающими на иномарках. Этот когнитивный диссонанс лишь усилил популярность ленты.
Прошло четыре десятилетия, но история Джинни и Эла не забыта. Как признается Мартиньш Вилсонс: «Женщинам хочется, чтобы их любили, ценили, на руках носили. И то, как они ко мне относились, – это было больше женской мечтой. Чтобы мужчина любил их так же, как мой Китсон в «Мираже» – героиню Мирдзы Мартинсоне».
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Как снимали сериал «Четыре танкиста и собака», что стало с Шариком и где сейчас «Рыжий» Стали известны интересные подробности о съемках сериала «Четыре танкиста и собака» Далее
Как снимали «Ищите женщину»: скандалы, обвинения и как инспектора сыграл бы Михаил Ульянов, Алису Постик — Касаткина Премьера детективной комедии Аллы Суриковой «Ищите женщину» состоялась 1 января 1983 года Далее
Актеры взрослели быстрее персонажей, Алсу задержала съемки из-за родов: Как снимали сериал «Тайны дворцовых переворотов» Стало известно, как снимались фильмы «Тайны дворцовых переворотов» Далее
Как снимали сериал «Угрюм-река»: все тайны масштабного телепроекта Съемки сериала «Угрюм–река» поражают своим размахом Далее
Как в Калининграде снимают пятую часть популярного сериала «По законам военного времени» На вокзале – беженцы с чемоданами, на мясокомбинате – взрывы Далее
Главное фото: кадр из фильма