Главная (выберите раздел)

Угроза или выход: как корейские дорамы попали в ловушку Netflix

Выяснилось, как именно корейские дорамы попали в ловушку Netflix
Время прочтения: 7 минут
Дата публикации: 1 декабря 2025
Угроза или выход: как корейские дорамы попали в ловушку Netflix

Большой кризис в лучах мирового успеха

Корейские дорамы продолжают успешно выступать на международной арене, занимая верхние строчки рейтингов крупных стриминговых сервисов Netflix, Disney+ и Viki. Однако в конце 2025 года представители и аналитики корейского кинематографа вновь выражают свои опасения о том, что в тени успеха может формироваться опасная ловушка, которая способна привести к серьёзному дорамному кризису.

Фото: кадр из сериала

В начале ноября кинокритик и профессор Университета Донгук Чо Ён-щин в своём выступлении заявил о том, что увеличивающееся влияние стримингового сервиса Netflix на корейскую индустрию развлечений может быть опасно с точки зрения конкурентоспособности местного контента, что в результате приведёт к большому кризису. Netflix и другие крупные западные платформы всё чаще становятся главными инвесторами в корейский контент. Их огромные производственные бюджеты позволяют привлекать самых известных актёров, режиссёров и сценаристов, а также заниматься сложными дорогими съёмками.

Это выводит корейские дорамы на новый визуальный уровень и значительно расширяет привычные жанровые рамки, позволяя реализовать самые смелые идеи и истории. Плюс к этому корейские проекты сразу же попадают на международный рынок из-за выхода на западных стриминговых площадках. Благодаря глобальному успеху «Игры в кальмара», «Триумфа» и «Мы все мертвы» в последние пять лет о корейских дорамах громко говорили во всём мире, и многие уже новые проекты также пользуются большой популярностью.

Фото: кадр из сериала

И здесь индустрия столкнулась с первой опасностью — большим бюджетным дисбалансом. Появление крупных западных игроков серьёзно изменило распределение ресурсов на дорамном рынке. Местные корейские телеканалы SBS, MBC и KBS, а также кабельные каналы tvN и JTBC были вынуждены вступить в тяжёлую финансовую гонку, чтобы соответствовать новому производственному уровню дорам. Усиление конкуренции на рынке произошло не эволюционным путём, а резким появлением новой огромной силы.

Производственные затраты сильно выросли, а с ними и риск больших финансовых потерь в случае недостаточного успеха. Ресурсов локального корейского медиарынка оказалось недостаточно, чтобы в долговременной перспективе выдержать такую конкуренцию.
Корейские телеканалы начали сокращать производство дорогих дорам, искать более дешёвые и популярные форматы, например, различные развлекательные телешоу. Кабельные каналы начали окупать затраты на производство с помощью соглашений с тем же самым Netflix о международной трансляции их проектов. Это позволило предоставлять зрителю дорогие и сложные в производстве дорамы, но ещё больше усилило зависимость корейского рынка от западных платформ.

Фото: кадр из сериала

А где появляется зависимость, постепенно усиливается давление. Сейчас Netflix является одним из самых крупных заказчиков и инвесторов для корейских производственных компаний. Он стабильно даёт работу актёрам, режиссёрам, сценаристам, операторам и другим членам съёмочной команды. Однако у всего есть своя цена. Крупные производственные бюджеты действительно окупают производство, но вот большая часть прибыли от оригинальных дорам Netflix остаётся в руках западной платформы. В то время как местные корейские студии, которые занимались их производством, сталкиваются со снижением прибыли.

Также для того, чтобы получить нужное финансирование и доступ на международные площадки, студиям часто приходится соглашаться на более жёсткие условия, например, по коммерческому контролю и срокам производства проектов. Так значительная часть бюджета достаётся главным актёрам, а остальной производственной команде приходится работать в тяжёлых условиях за небольшие деньги. Например, одна из лучших дорам 2025 года «Когда жизнь даёт тебе мандарины» столкнулась с жалобами на враждебную рабочую среду. Члены съёмочной команды жаловались на недостаточное питание, отказ от обеспечения жильём во время поездок, жёсткий график и запрет на тёплую одежду, хотя дорама снималась зимой.

Фото: кадр из сериала

Увеличение нагрузок на съемочные команды и смещение финансирования в сторону главных звезд приводят к росту трудовых рисков, выгоранию и истощению кадров. Таким образом, индустрия сталкивается со второй большой опасностью. Стабильное производство большого числа проектов по заказу крупных сервисов и внешний рост сопряжены с ухудшением условий труда и внутренней устойчивости. Кроме производственных изменений, индустрия сталкивается и с жанровым сдвигом.

С приходом Netflix и Disney+ жанровые акценты сместились в сторону различных триллеров, боевиков, мрачности и жестокости. Эта ставка оказалась довольно успешной и для корейской, и ещё более удачной для международной аудитории. Традиционные корейские семейные мелодрамы, исторические драмы и романтические комедии во многом остались на откуп местным каналам, которые испытывают серьёзные трудности и вынуждены экстренно перестраивать. Старые форматы часто показывают плохие результаты, а для создания новых нужна смелость, бюджет и хорошие специалисты, которых как раз перехватывают стриминговые сервисы. В результате корейские дорамы значительно расширили свои жанровые границы за короткое время, но это привело к удивительной ситуации.

Фото: кадр из сериала

Пока на западном рынке зрители с интересом знакомятся с корейскими проектами, которые предлагают им нечто новое и необычное, на локальном рынке происходит постепенное стирание жанровой и культурной уникальности корейских дорам. Это третья серьёзная опасность. Пока корейские каналы справляются с обновлением привычных жанровых устоев и периодическому возвращению к ностальгическому прошлому, как в случае со свежими романтическими комедиями «Женись на мне» и «Не стоило целоваться». Однако, многое будет зависеть от того, смогут ли каналы эффективно приспособиться к новому рынку и каким он вообще будет.

Кроме своих усиливающихся опасений, представители и аналитики корейской индустрии предлагают и свои варианты, как не попасть в кризисную ловушку и ослабить давление давления со стороны крупных западных сервисов. Операционный директор крупного развлекательного агентства HYBE Ким Тэ-хо, выступая на одном из бизнес-форумов, заметил неприятную тенденцию. Несмотря на глобальный успех корейских дорам и шоу, прибыль от них практически не возвращается их производственным командам. При этом отказываться от международного продвижения на крупных западных ресурсах было бы большой ошибкой. Таким образом, в текущих обстоятельствах потенциальная угроза также является и единственным выходом для расширения аудитории.

Фото: фрагмент постера

По словам Ким Тэ-хо, чтобы сделать это расширение выгодным для корейских продюсерских компаний, нужно заниматься более жёсткой защитой прав на собственную интеллектуальную собственность, чтобы она приносила прибыль местному рынку от глобального успеха. Необходимо переходить от простого экспорта к непосредственному участию в создании проектов для зарубежных рынков, основанных на имеющейся интеллектуальной собственности: ремейки успешных дорам или продажа лицензий на популярные шоу. Но как это сделать, когда корейские компании становятся всё более зависимыми от западных?

Профессор Чо Ён-щин видит выход в объединении самых крупных корейских стриминговых сервисов TVING, Wavve и Coupang Play для создания единой структуры, способной успешно конкурировать с Netflix. Эти корейские платформы доказали, что могут создавать крайне успешные и востребованные проекты, такие как первый сезон «Слабого героя» или недавняя «Учебная группа». Объединение их ресурсов могло бы способствовать ослаблению давления со стороны внешних игроков, сократить расходы и стабилизировать внутренний рынок. Кроме этого, корейской медиаиндустрии необходима более решительная поддержка со стороны государства, как статическому высокотехнологичному бизнесу. Например, с помощью прямых инвестиций и налоговых льгот.

Фото: кадр из сериала

К сожалению, такие масштабные изменения в сфере крупного неповоротливого бизнеса обычно начинают происходить, когда уже после того, как серьёзный кризис прошёлся по нему. Да и создавать собственную стриминговую монополию для борьбы с внешней угрозой — это если и успешный выход из ситуации, то на довольно короткой дистанции.

На данный момент корейские дорамы взлетели как никогда высоко и находят в лучах успеха и славы, но их сердце начинает всё больше барахлить, а эффективного лекарства от этой потенциально серьёзной болезни никто предложить не может. Пока обычные зрители видят небывалое разнообразие и повышение визуального качества корейских дорам, их создатели оказались на пути к ловушке, а захлопнется ли она, покажет лишь время.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Дорамная безработица: почему корейские актёры скоро могут остаться без работы Стало известно, почему корейские актёры скоро могут остаться без работы Далее

«О кино и не грезили»: Кем работали и о чем мечтали корейские актеры до прихода популярности Мир мог и не узнать об их таланте Далее

Опасный дорамный пузырь: как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам Стало известно, как «Netflix» и большие деньги могут навредить дорамам Далее

Главное фото: кадры из сериалов