Буллинг в школе

Каждый день тысячи детей идут на уроки с тяжестью на сердце, зная, что их там ждут насмешки, унижения или даже физическое воздействие. Буллинг стал настолько распространенным явлением, что многие считают его неизбежной частью взросления
Буллинг в школе
Буллинг в школе. Фото: Garry Moore, globallookpress.com

Травля в школе — это не норма, а серьезная проблема, которая может нанести непоправимый вред психике ребенка и повлиять на его дальнейшую жизнь. Рассказываем, что такое буллинг в школе простыми словами, какие формы он принимает и где еще дети могут столкнуться с травлей.

Что такое буллинг простыми словами и в чем его суть

Этот термин — транскрипция английского слова bullying, которое переводится как «издевательство», «запугивание», «травля». Говоря простыми словами, буллинг — это систематическое агрессивное поведение, направленное на одного ребенка или группу детей, основанное на неравенстве сил между обидчиком и жертвой. 

Травля может проявляться в разных формах: физическом насилии, словесных оскорблениях, распространении слухов, социальной изоляции или агрессии в интернете. Она не ограничивается единичными конфликтами или розыгрышами, его отличает повторяющийся, длительный характер и явное желание причинить вред.

Буллинг — это не «закалка характера» и не способ подготовить ребенка к взрослой жизни, как иногда считают взрослые. Это форма психологического и часто физического насилия, которая наносит серьезный вред развивающейся личности, влияет на самооценку, способность строить отношения и доверять людям.

Полезная информация о буллинге детей

Типичные проявления буллинга● Словесные оскорбления,
● насмешки,
● угрозы,
● изоляция,
● распространение слухов,
● шантаж
Причины буллинга● Неуверенность в себе агрессора,
● проблемы в семье,
● подражание агрессии,
● социальное давление,
● личностные особенности
Отличия от конфликтов и шуток● Буллинг повторяется долгое время,
● всегда — со стороны агрессора с более сильной позицией,
● является сознательным издевательством
Последствия для жертвы● Психологический стресс,
● страх,
● нарушение самооценки,
● проблемы со здоровьем,
● склонность к замкнутости и депрессии
Опасные формы буллинга● Социальная изоляция (бойкот), которая может привести к суициду,
● кибербуллинг — травля в интернете,
● физическое насилие

Виды буллинга

Современная травля принимает множество форм. Важно понимать каждую из них, чтобы вовремя распознать проблему и принять меры. Буллинг эволюционирует вместе с обществом и технологиями, приобретая новые, порой более изощренные формы.

Физический буллинг

Это наиболее очевидная форма травли, которая включает прямое физическое воздействие: удары, толчки, щипки, порчу личных вещей. Такой буллинг чаще встречается среди мальчиков и в младших классах. Его легче всего заметить по синякам, царапинам или поврежденным вещам ребенка.

Вербальный буллинг

Словесная агрессия включает оскорбления, насмешки, угрозы, унизительные прозвища. Этот вид травли может быть не менее разрушительным, чем физический, поскольку обидные слова способны глубоко ранить психику ребенка и подорвать его самооценку.

Социальный буллинг

Направлен на исключение ребенка из социальной группы с помощью игнорирования, бойкота, распространения слухов, публичного унижения. Особенно болезненно переносится подростками, для которых принятие сверстниками критически важно.

Кибербуллинг

Травля в интернете через социальные сети, мессенджеры, игровые платформы и прочие онлайн-сервисы. Выражается в публикации компрометирующих фото, создании фейковых аккаунтов, массовый оскорблениях в комментариях. Буллинг в интернете особенно опасен тем, что преследование не прекращается даже дома, а агрессор зачастую может оставаться анонимным.

Сексуальный буллинг

Включает нежелательные прикосновения, комментарии интимного характера, принуждение к просмотру неподходящего контента, распространение эротических изображений. Требует немедленного вмешательства взрослых и может иметь правовые последствия.

Экономический буллинг

Травля, основанная на материальном неравенстве: насмешки над одеждой, обувью, гаджетами, школьными принадлежностями. Сюда же входят принуждение к «займам» денег или вещей, вымогательство, порча дорогих предметов, исключение из активностей, требующих финансовых затрат. Этот вид буллинга особенно болезненно воспринимается детьми из семей с разным уровнем достатка и может формировать комплексы на всю жизнь.

На какие темы может происходить буллинг в школе

Агрессоры используют любые отличия ребенка от «нормы» группы как повод для травли. Рассмотрим основные мотивы школьного буллинга.

Социальный мотив

Травля на основе социального статуса семьи: бедности, богатства, профессии родителей, района проживания. Дети из малообеспеченных семей могут подвергаться насмешкам из-за одежды или отсутствия дорогих гаджетов, из обеспеченных — из-за зависти и стереотипов о «богатеньких».

Внешность и физические особенности

Любые отличия во внешнем виде могут стать поводом для травли: лишний вес, худоба, рост, черты лица, стиль одежды, очки, брекеты, шрамы. Кроме того, инвалидность, хронические заболевания и особенности развития часто становятся причиной буллинга, поскольку делают ребенка «другим» в глазах сверстников. Подростки особенно чувствительны к внешним изменениям и могут жестоко высмеивать ровесников.

Успехи или отставание в учебе

Как отличники, так и отстающие школьники могут стать жертвами буллинга. «Ботаников» травят за излишнее усердие, а слабых учеников — за плохие оценки и непонимание материала.

Национальность и религия

Дети из этнических или религиозных меньшинств часто становятся объектами травли из-за языкового акцента, традиционной одежды, пищевых ограничений или культурных аспектов.

Особенности поведения

Застенчивость, замкнутость или излишняя эмоциональность, необычные увлечения или манера общения могут выделить ребенка из группы и сделать мишенью для агрессоров.

Стороны детского буллинга

В ситуации школьной травли участвуют не только агрессор и жертва. Это сложная социальная динамика, где каждый участник играет определенную роль. Понимание этих сторон помогает эффективнее бороться с проблемой.

Жертва

Ребенок, подвергающийся систематическим агрессивным действиям со стороны сверстников. Чаще всего это дети тревожные, застенчивые, социально незащищенные, которым сложно постоять за себя или выразить недовольство. 

У жертв часто снижается самооценка, возникают проблемы со здоровьем и успеваемостью. Они могут ощущать беспокойство, замыкаться в себе, бояться ходить в школу и испытывать чувство одиночества. 

Жертвы часто молчат о переживаниях из страха, стыда или неверия в помощь со стороны взрослых и друзей. Поддержка и внимательное отношение окружающих — важнейшие условия для их восстановления и защиты.

Агрессор

Ребенок, который проявляет насилие и доминирование над другими. Мотивы агрессора могут быть разнообразными: желание самоутверждения, реакция на собственные внутренние проблемы, копирование поведения из семьи или окружения. Часто агрессорам трудно контролировать эмоции, они могут испытывать злобу или зависть к жертвам. Иногда они сами — пострадавшие в других сферах жизни. 

Буллеры наносят не только физический, но и психологический вред, что отражается на атмосфере в коллективе. Отсутствие вмешательства взрослых и безнаказанность только усиливают агрессивное поведение.

Наблюдатели

Дети, которые становятся свидетелями буллинга. Их роль неоднозначна: одни остаются пассивными, боясь вмешиваться из-за страха оказаться следующей жертвой, другие могут поддерживать агрессоров, присоединяясь к травле, а третьи испытывают чувство вины за бездействие и пытаются помочь жертве. 

Последствия наблюдения за буллингом могут быть тяжелыми для людей: переживания, тревожность и страх влияют на психику. Важно формировать у детей чувство ответственности и способность противостоять травле, поддерживая пострадавших и обращаясь за помощью к взрослым.

Как понять, что ребенок стал жертвой буллинга в школе

Дети редко напрямую рассказывают родителям о травле, поэтому важно обращать внимание на косвенные признаки. Изменения в поведении, эмоциональном состоянии и физические симптомы могут сигнализировать о проблемах в школе. Рассмотрим основные факторы, на которые стоит обратить внимание взрослым.

  1. Физические признаки: необъяснимые синяки, царапины, порванная или испачканная одежда, потерянные или сломанные вещи, частые мигрени или боли в животе, особенно перед школой, нарушения сна и аппетита.
  2. Эмоциональные изменения: внезапная замкнутость, плаксивость, раздражительность, страх идти в школу, нежелание рассказывать о школьных делах, снижение самооценки, появление фобий или тревожности.
  3. Поведенческие сигналы: резкое падение успеваемости, потеря интереса к учебе и хобби, избегание школьных мероприятий, нежелание общаться с одноклассниками, изменение маршрута в школу, просьбы перевести в другое учебное заведение.
  4. Социальные признаки: отсутствие друзей, никто не приглашает на дни рождения и не зовет гулять, ребенок не получает звонков от одноклассников, избегает разговоров о школьных отношениях.

Эти признаки могут указывать и на другие проблемы, поэтому необходимо деликатно выяснить причину изменений. Для откровенного разговора нужно создать атмосферу доверия и безопасности.

Что делать, если ребенок стал жертвой буллинга 

Важно действовать быстро, но обдуманно. Неправильная реакция может усугубить ситуацию, поэтому необходимо учитывать специфику каждого случая и выбирать наиболее эффективную стратегию против буллинга.

В классе

  • Начните с доверительного разговора с ребенком.
  • Выясните детали происходящего буллинга в классе и заверьте школьника в своей поддержке. 
  • Обратитесь к классному руководителю с конкретными фактами, попросите составить план действий. При необходимости привлекайте школьного психолога, администрацию школы. 
  • Задокументируйте все инциденты, ведите переписку с педагогами. 
  • Научите ребенка уверенному поведению, помогите найти союзников среди одноклассников. 
  • Рассмотрите возможность перевода в другой класс или школу, если ситуация не улучшается.

В интернете

  • Сохраните все доказательства кибербуллинга: скриншоты сообщений, комментариев, фотографий. 
  • Заблокируйте агрессоров во всех социальных сетях и настройте приватность аккаунтов ребенка. 
  • Сообщите о нарушениях в службу поддержки платформы. 
  • Обратитесь в школу, если агрессоры — одноклассники. 
  • При серьезных угрозах или распространении интимных изображений напишите заявление в правоохранительные органы. 
  • Обучите ребенка цифровой безопасности, объясните важность конфиденциальности личной информации.

В спортивных секциях и кружках

  • Поговорите с тренером или руководителем учебного заведения, объясните ситуацию и попросите принять меры. 
  • Если взрослые не реагируют адекватно, обратитесь к администрации учреждения. 
  • Рассмотрите смену секции или кружка, если проблема не решается. 
  • Поддержите ребенка в поиске новых увлечений, где он сможет найти единомышленников.

В транспорте или по дороге в школу

  • Измените маршрут ребенка, организуйте сопровождение взрослыми или друзьями. 
  • Обратитесь в транспортную компанию или школу с жалобой на происходящее. 
  • Научите ребенка правилам безопасности в общественных местах. 
  • При необходимости обращайтесь в полицию, особенно если травля происходит с применением физической силы.

Отзыв эксперта о буллинге детей

Чтобы детальнее разобраться в теме, мы обратились к нашему эксперту — Марине Парфеновой, психологу и консультативному члену Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги:

— Буллинг оказывает негативное влияние на развитие личности ребенка, способствуя формированию тревожности, низкой самооценки, замкнутости, социальной изоляции и даже депрессии. У жертвы появляются негативные установки относительно себя и окружающего мира, возникают трудности в построении доверительных отношений с людьми во взрослом возрасте. Нередко дети становятся склонными к агрессивному поведению либо пассивно реагируют на преследование, перенося опыт школьной травли на дальнейшую жизнь.

Существуют определенные закономерности развития буллинга в зависимости от возраста школьников.

  • Младшие классы: буллинг проявляется в основном в виде физического насилия, вербальной агрессии (обзывания), реже — изоляция или игнорирование. Часто жертва выбирается случайно, исходя из внешних признаков (рост, вес, внешность).
  • Средняя школа: происходит переход к психологическому буллингу: распространению слухов, манипуляциям, публичному унижению перед одноклассниками. Агрессия становится целенаправленной и часто сопровождается действиями группы сверстников против одного ученика.
  • Старшая школа: появляется кибербуллинг, формы психологической манипуляции усложняются, используются угрозы репутации и личной жизни подростка. Возрастает риск суицидальных мыслей среди жертв.

Отдельно стоит поговорить о том, какие ошибки чаще всего совершают взрослые при попытке остановить буллинг. Самые распространенные из них:

  • игнорирование проблемы или недооценивание ее серьезности («Дети сами разберутся»);
  • наказание исключительно виновника, что усиливает враждебность между детьми и желание мести;
  • обвинение самого пострадавшего («Сам виноват, надо уметь постоять за себя»);
  • неспособность создать атмосферу доверия, чтобы ребенок чувствовал поддержку и мог открыто рассказать о ситуации;
  • недостаточная информированность педагогов и родителей о формах и последствиях буллинга.

Популярные вопросы и ответы

На распространенные вопросы читателей о буллинге в школе отвечает психолог Марина Парфенова.

Какая статья закона предусматривает наказание за буллинг?

— В российском законодательстве нет отдельной статьи, предусматривающей ответственность именно за травлю. Однако ряд норм Уголовного кодекса РФ позволяет привлечь к наказанию лиц, участвующих в издевательствах над ребенком:

● статья 110 УК РФ — доведение до самоубийства путем систематического унижения достоинства;
● статья 119 УК РФ — угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью;
● статья 137 УК РФ — нарушение неприкосновенности частной жизни, например, распространение интимных фото или сведений личного характера;
● статья 156 УК РФ — неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего (1).

Кроме того, возможны административная ответственность по статье 5.61 КоАП РФ («Оскорбление») и дисциплинарное взыскание сотрудников образовательных учреждений, допустивших ситуацию травли (2).

В чем заключается профилактика буллинга в школе?

— Комплекс мер включает несколько направлений:

● регулярное проведение тренингов и бесед о толерантности, уважительном отношении друг к другу;
● создание условий для формирования сплоченного коллектива детей;
● развитие эмоционального интеллекта учеников, обучение методам конструктивного общения и разрешения конфликтов;
● проведение анонимных опросов среди школьников, чтобы выявить потенциальные проблемы;
● организация совместных мероприятий, направленных на сближение класса и повышение уровня взаимопонимания;
● поддержка специальных школьных служб помощи детям, ставшим жертвами буллинга.

Что не нужно делать при буллинге в школе?

— При столкновении с травлей важно избегать следующих действий:

● публично обвинять обидчика или выставлять жертву на показ;
● принуждать ребенка решать проблему самостоятельно, подавляя любые эмоции и переживания;
● оставлять ситуацию без внимания, надеясь, что все разрешится само собой;
● давать ребенку советы вроде «Дай сдачи!» или «Покажи силу!»;
● ругать школьника за поведение, которое привело к конфликту, подчеркивая его слабость или неспособность противостоять нападкам.

Необходимо проявлять понимание, терпимость и заботу о чувствах ребенка, создавая условия для открытого обсуждения трудностей и оказания поддержки.

Могут ли ребенка исключить из школы за буллинг?

— Исключение из образовательного учреждения возможно лишь в крайних случаях и должно соответствовать установленным нормам законодательства. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», исключение учащегося из школы возможно при наличии нескольких факторов одновременно:

● совершенные проступки носят повторяющийся характер и существенно нарушают учебный процесс и права других обучающихся;
● действия представляют угрозу безопасности других детей и учителей;
● родители или законные представители никак не исправляют поведение ребенка (3).

Таким образом, исключение за единичные случаи буллинга маловероятно. Однако постоянное участие в травле может привести к такому решению педагогического совета и администрации школы.

Как доказать, что ребенок стал жертвой буллинга?

— Можно собрать следующие доказательства:

● аудиозаписи разговоров, свидетельствующие о проявлении агрессии или угроз;
● скриншоты сообщений и публикаций в социальных сетях с оскорблениями, порочащими сведениями или записями преследования;
● записанные на камеру, в том числе мобильного телефона, факты физического воздействия;
● медицинские справки о полученных физических повреждениях или психическом состоянии ребенка;
● подтверждения очевидцев произошедшего события — других детей, педагогов, специалистов;
● дневниковые записи ребенка, отражающие пережитые эмоции и последствия травли.

Все доказательства желательно подкреплять показаниями свидетелей и результатами специальной проверки, проведенной педагогическим коллективом.

Можно ли написать заявление в полицию, если ребенок стал жертвой буллинга в школе?

— Да, особенно если речь идет о действиях, попадающих под уголовную ответственность: оскорблении, нанесении телесных повреждений, преследовании или угрозах. Родители вправе обратиться в полицию с заявлением о фактах нарушения прав своего ребенка, предоставив имеющиеся доказательства и сообщив подробности инцидента. Полиция обязана принять заявление и предпринять необходимые процессуальные действия для защиты потерпевшего.
  1. Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный интернет-портал правовой информации.
    URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102041891&rdk=0&ysclid=mfwkbawrq7322769289 
  2. Статья 5.61. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Судебные и нормативные акты РФ.
    URL: https://sudact.ru/law/koap/razdel-ii/glava-5/statia-5.61/?ysclid=mfwke0sj9x505558010
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации.
    URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102162745&ysclid=mfwkg50itz427860636