Навыки и компетенции будущего: что пригодится вашим детям

В мире постоянно изменяющихся технологий профессии отмирают уже целыми отраслями. Как понять, к чему готовить детей? Какие навыки и компетенции будущего точно пригодятся?

Алина МАКЕЕВА
Журналист КП
Ксения КОНЮХОВА
Журналист КП
Помню, наши мамы напутствовали дочек: «Учи математику! Пойдешь в бухгалтеры, они всегда нужны». И что? Бухгалтеров оказалось легко заменить компьютерными программами. Теперь повышенным спросом пользуются только суперпрофи из них. А обычные «девочки на документах» ищут другую работу...
Чему же тогда учить детей, чтобы это точно пригодилось им в будущем? На этот вопрос ответили директор Института философской практики в Париже Изабель Мийон, директор сети детских центров гармоничного развития «Точка роста» Наталья Пичугова и психолог Александр Колмановский на образовательной конференции EdCrunch.

Иностранные языки

Интернет дал нам возможность работать удаленно. Уже сейчас мы можем жить в одном месте и работать в другом, а в транснациональных компаниях трудятся люди со всего мира. Это значит, что без единого языка для общения не обойтись. Поэтому, чтобы быть востребованным на рынке труда через 20-30 лет, детям уже сегодня надо учить иностранные языки. Как минимум английский, а в идеале — еще и испанский с китайским.

Как учить: по возможности читать с ребенком книги и смотреть мультфильмы на иностранном языке, можно с субтитрами. Ну а в занятиях на курсах и с репетиторами главное — регулярность: лучше заниматься языком по полчаса через день, чем уделить этому три часа, но раз в неделю.

Критическое мышление

В эпоху интернета и соцсетей количество фейковых новостей растет, а найти истоки той или иной информации все сложнее. Чтобы фильтровать информационный поток, надо развивать критическое мышление и привычку проверять данные, сопоставлять информацию из разных источников и не верить слепо всему прочитанному или услышанному.
Как развивать: тренировать логику и поощрять аналитическое мышление. Хорошо работают настольные игры — от шахмат до «Монополии» и «Активити» (это где нужно время, чтобы объяснить другому человеку загаданное слово).

Программирование

Учить языки программирования с колыбели в надежде на будущее бессмысленно: через 20 лет они устареют. Но важно понимать общие принципы языка, на котором человек может общаться с компьютером. Это та самая логика искусственного интеллекта, которая позволит правильно сформулировать запрос, обозначить условия и прописать алгоритмы. Пригодится навык не только программистам, но и в работе с любыми технологиями.

Как учить: есть множество приложений и сервисов, которые предназначены специально для детей и позволяют познакомиться с основами программирования в игровой форме. А для тех, кто не хочет много времени проводить за компьютером, имеются специальные наборы для конструирования и программирования, где можно собрать собственного робота и научить его чему угодно — от стрельбы по мишеням до прохождения полосы препятствий.

Решение проблем

Этот навык — один из самых универсальных, он пригодится и в управлении большим коллективом, и в собственной жизни. Методики решения проблем бывают разные, но общие принципы одинаковы. Сначала нужно сформулировать, в чем именно проблема. Затем определить ее причины. Подумать над вариантами решения и выбрать лучшее с учетом своих приоритетов. И только потом — действовать.

Как учить: для младших школьников подойдут игры. Для старшеклассников и студентов можно пройти спецкурсы на Coursera или TedTalk.

Креативность

Всей рутинной работой в будущем предстоит заниматься искусственному интеллекту: все равно у него это получается лучше, чем у людей. А вот с заданиями, где нужен нестандартный подход, разбираться по-прежнему придется людям. Поэтому важно развивать в детях креативность и умение творчески подходить к задачам.

Как развить: позволить детям самим искать варианты решений и совершать ошибки. Поощрять творческий подход (иногда несмотря на плачевный результат).

Мнение эксперта: Уметь работать в команде

— Технологии меняют мир так быстро, что жизненные сценарии предыдущих поколений уже не действуют, — говорит Изабель Мийон, директор Института философской практики в Париже. — Раньше наши бабушки и дедушки могли проработать учителями или инженерами всю жизнь, и им хватало тех навыков, которые они получили в университете. Но сейчас знания устаревают быстрее, чем мы успеваем применить их на практике. Поэтому, кроме профессиональных навыков, важно развивать и другие компетенции.
Во-первых, цифровую грамотность, способность к работе в команде — это базовые навыки будущего для любого работодателя. Во-вторых, умение организовывать свое время, справляться со стрессом, управлять своим вниманием — именно от таких, казалось бы, незначительных вещей во многом зависит наш успех в работе. Наконец, важны и личностные навыки — ответственное отношение к делу, решительность и стойкость, стремление к развитию.

Все эти умения объединяет то, что им не учат в школе. А значит, их развивать предстоит родителям.

Игры, помогающие в обучении

Проще всего развивать в детях полезные навыки через игру. Вот три из них.
«На маленьком плоту»
Число участников: чем больше, тем лучше. В идеале — от 5.

Развивает: креативность, навыки принятия решений, коммуникабельность.

Расстелите небольшой плед на полу. Он — маленький плот, который бороздит просторы океана. Все становятся на плот, а ведущий остается в стороне.

«Наш маленький плот накрыло волной, и от него отвалилась половина», —объявляет ведущий и заворачивает кусок пледа. Те, кто на плоту, должны как-то перегруппироваться, чтобы никто не «вывалился за борт».

Волна накрывает плот снова и снова, и от него остается все меньше. Люди на плоту вынуждены обсуждать, как им встать, кого взять на руки... Кто-то должен брать на себя управление командой. Так продолжается, пока плот совсем не пойдет ко дну или не «утонет» его команда.

Если группа участников большая (например, на семейном празднике), можно соревноваться, чья команда продержится дольше.
Стройка вслепую
Число участников: от трех человек.

Развивает: креативность, логическое мышление, коммуникабельность, навыки управления командой.

Для игры нужен конструктор типа крупного лего. Один из участников втайне за ширмой строит из деталей некую конструкцию — чем заковыристей, тем лучше.

Второй участник (а лучше — целая команда участников) должен этот шедевр, не видя, повторить. В этом им помогает «архитектор» — он может смотреть за ширму, но не может прикасаться к конструктору. Только словами объяснять, какой брусок какого цвета крепить. В конце игры конструкции сравнивают.

Чтобы усложнить условия, можно играть на время: нужно объяснить конструкцию и построить ее за 2 минуты, например.
Веселые чебурашки
Число участников: от двух человек.

Развивает: креативное мышление, взаимопонимание.

В этой игре результат менее важен, чем сам процесс. Потребуются лист бумаги А4, разноцветные фломастеры. Рисуем невиданного зверя, какого-нибудь странного Чебурашку. Лист участники передают друг другу. Каждый наносит на него один какой-то элемент, штрих, стараясь дополнить изображение, начатое партнером. Один рисует глаз, передает листок. Второй — ухо, снова передает. И так далее, пока портрет не будет закончен.

Made on
Tilda