Развитие общения детей

Коммуникабельность - основа жизненного успеха, как доказано учеными. Что делать, чтобы малыш не вырос букой и как правильно заниматься развитием общения детей - в нашем материале

Ирина ЕРМОЛАЕВА
Журналист «КП»
Умение легко находить общий язык с людьми необходимо любому. Порой даже не ум и интеллект помогают нам в жизни, а именно общительность. Как выяснили недавно социологи Высшей школы экономики, коммуникабельные люди добиваются бОльших жизненных успехов и зарабатывают лучше, чем угрюмые и нелюдимые.
Завести друзей и продвинуться по карьерной лестнице, поддержать диалог и отстоять свое мнение - все это результаты хорошей коммуникации. Развивать навыки общения детей специалисты советуют с самых ранних лет, так как общительные дети чувствуют себя более счастливыми, лучше учатся взаимодействовать с людьми.

Старайтесь говорить с малышом очень выразительно, буквально показывайте ему смысл высказывания и выражением лица, и руками, и голосом. И несмотря на то, что карапуз еще не знает очень многого, специалисты советуют общаться с ним красивыми и развернутыми предложениями.
Умные игрушки не так уж умны...
А вот планшеты и яркие игрушки со множеством кнопочек и эффектами могут замедлить речевое развитие, - предупреждают психологи. Во-первых, они мешают полноценному общению между родителем и ребенком, а во-вторых, результаты исследований показали, что дети, играющие в такие игрушки, в дальнейшем не могут регулировать свои эмоции и ладить со сверстниками. Еще выяснилось, что все обучающие функции умных игрушек не откладываются в памяти у детей. Родители радуются, что они знакомят свое чадо с буквами и цифрами, а, на самом деле, малыш лишь учится нажимать на кнопки.

Порой папы и мамы стараются пораньше отдать ребенка в детский сад, чтобы он научился общаться с другими детьми. Но это не всегда работает, считает клинический психолог Елена Трушина.

- Социальные навыки - умение выражать свои желания, реагировать на отказ, защищать свои границы у совсем маленьких детей развиваются исключительно через общение с близким взрослым. Он показывает пример, как реагировать. В группе детсада, когда детей много, а взрослых 1-2, такой возможности научиться кооперации, разрешению конфликтов у ребенка нет. Скорее, можно сказать, что дошкольник применяет в детском коллективе те способы общение, которым он научился дома.

Малыши еще не могут играть со сверстниками, игрушки для них интереснее. Поэтому задача родителей - просто привлекать внимание к другим детям («Посмотри, какая девочка! Какое у нее красивое платье!»). Достаточно, если вы ходите в гости, где есть дети или играете на детской площадке.

К 4 годам малыш понимает, что играть с другим интереснее, чем одному. И это время сюжетно-ролевых игр: в больницу, в полицию, дочки-матери. Это лучший коммуникативный тренинг. Здесь ребенок и командует, и выполняет инструкции, и обманывает, и играет множество ролей. Именно в игре дети учатся договариваться. Например, кто будет доктором, а кто больным или во что будем играть.

К 5-6 годам дети уже могут общаться со сверстниками и родителями вне игры. С ними можно говорить на различные темы и обсуждать то, чего нет перед глазами: где я был вчера, какой мультик я люблю, куда я поеду завтра.
Это интересно
Правила работы детских лагерей в России после самоизоляции: без концертов и родительских дней
Роспотребнадзор утвердил новый порядок для детского отдыха
Не жмет ли корона
Часто затруднения в развитии общения у детей связаны с самооценкой. Чтобы выяснить этот момент родители могут провести несложный тест «Лесенка».

Рисуем лесенку из 7 ступенек. Объясняем ребенку, если на всех ступеньках рассадить детей, то на верхней ступеньке окажутся самые лучшие ребята, на второй и третьей- хорошие, на четвертой – ни хорошие, ни плохие, на пятой и шестой – плохие, а на последней – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? А на какую ступеньку тебя поставят мама, папа, воспитательница, другие дети? Большинство детей ставит себя на самый верх. (Завышенная самооценка у дошкольников – это норма.) Оценка другими – должна быть на той же ступеньке или рядом. Дети, у которых есть проблемы в общении, имеют большой разрыв в этой оценке (на 2-4 ступеньки ниже). Получается, ребенок считает себя хорошим, но ему кажется, что другие так не думают. Поэтому он может, например, стесняться общения с другими.
Хотя не все так однозначно.

- Если ваш ребенок прячется за вашу спину в гостях – это совершенно нормально и не говорит о его самооценке, - объясняет Елена Трушина. - Однако реакция взрослых на эту черту может негативно повлиять на уверенность в себе - когда постоянно говорят «ну что ты такая трусиха», «давай уже», и т.д. В тоже время поддержка и сочувствие родителей помогут ребенку постепенно пробовать новое.

Как развить общительность у ребенка

1. Всякая оценка ребенка негативно сказывается на развитии навыков коммуникации. Нужно стараться оценивать не малыша, а поступок. Не «ты самый умный ребенок на свете», а «Ты нашел очень остроумное решение этой проблемы». Такая обратная связь как раз очень важна для развития адекватной самооценки. Хвалить нужно по делу, подробно и конкретно называя, что именно получилось хорошо. Например, «Чтобы так вырезать картинку надо было действовать очень сосредоточенно и аккуратно. Как тебе удалось разрезать ровно по линии?», «Ты подтянулся уже 3 раза, вот это да! Для этого нужны очень сильные руки».

2. Для детей раннего дошкольного возраста мы подсказываем и помогаем найти слова для смущающих ситуаций, иногда даже говорим за него, тогда мы с ребенком «одна команда». Например, "Вася хотел бы поиграть твоей машинкой, можно мы возьмем ненадолго?" или "Нет, Маша пока не готова отдать свою лопатку". Постепенно ребенок освоит ваши способы и сможет сам говорить подсказанные вами когда-то фразы.

3. Более старшим детям можно рассказывать, в какие неловкие и сложные социальные ситуации вы попадали, как находили выход. Очень важно вспоминать именно о трудных моментах. Так ребенок будет знать, что нет ничего страшного и такое случается с всеми, и раз вы выросли и преодолели эти трудности, то и он справится.

А что еще важно…

1. Задавайте сыну или дочке отрытые вопросы, на которые можно ответить что-то кроме «да» и «нет». Например. «Как прошел твой день? Что было интересного сегодня?» Поощряйте его задавать вопросы другим: «Спроси у Васи, какие конфеты он любит».

2. Всегда внимательно слушайте ребенка, если он хочет чем-то с вами поделиться. Не прерывайте, повернитесь к нему лицом, кивайте головой, задавайте уточняющие вопросы.

3.Приучайте здороваться с другими детьми и взрослыми. Это самый простой способ начать общение с другим человеком.

4.Обсуждайте прочитанные книги или мультфильмы (поход в гости, прогулку в зоопарк и т.д.)

5. Читайте и еще раз читайте! Совместное чтение прекрасно развивает навыки общения.
Это интересно
Способности ребенка
Американский клинический психолог Говард Гарднер утверждает, что есть как минимум восемь типов интеллектов, которые помогут определить способности ребенка еще в детстве
А теперь поиграем
Для малышей

«Где наши ручки?»: ребенок показывает и прячет руки за спину.

Игры с простыми правилами: Солнышко-Дождик. (Прячемся, когда начинается дождик, выбегаем, когда светит солнце)

С 4-х лет

«Зеркало». Один участник (взрослый или ребенок) смотрится в зеркало, другой – его отражение. И зеркало должно синхронно выполнять все движения, том числе хлопки, топанье ногами, какие-то звуки. Через пару минут меняемся ролями.

Зеркало наоборот. Выполнять действия противоположные тем, что показывает ведущий. Например, ведущий сжимает руки в кулаки, «отражение»-раскрывает ладошки.
«Волшебная палочка». Тот, у кого в руках волшебная палочка (можно покрасить или облепить фольгой какую-то палочку или веточку) расскажет, что хорошего случилось с ним (чему научился, что было самым трудным, что ты делал с удовольствием) на прошлой неделе (сегодня). Таким же образом по очереди можно придумывать истории.

«Веселые картинки». Один участник начинает рисовать картину, а через 2-3 минуты ее продолжает дорисовывать другой ребенок (мама, папа) и возвращает обратно автору. Так рисунок может дополняться несколько раз. В конце можно обсудить: понравилось ли тебе дорисовывать чужой рисунок, отличается ли он от тех, которые ты рисуешь обычно.

«Сиамские близнецы». Умение сотрудничать с другими, очень важное умение для хорошего общения. Обмотайте бинтом предплечье и локти двух детей (или ребенка и родителя) у одного это будет левая, а у другого правая рука. Берем мелки или карандаши разных цветов и начинаем рисовать. Рисовать нужно только привязанной рукой. В процессе можно разговаривать, чтобы решить, какое изображение должно получиться.

«Испорченный телефон». Эта игра приучает внимательно слушать собеседника.

Прошепчите ребенку какую-то фразу, он передает ее следующему игроку и т.д. и последний говорит, что до него дошло.

«Воображаемая сумка». Эта игра-упражнение учит считывать язык жестов.

Поставим перед собой воображаемую сумку, «достаем» из нее какой-нибудь предмет и показываем, как им пользоваться. Например, что-то пишем ручкой, разрезаем ножницами бумагу, наливаем и пьем из стакана.
Это интересно
Игры для детей и взрослых
Мы подобрали 12 полезных и нескучных игр, которые понравятся даже взрослому. Поиграйте! Ребенок будет очень вам благодарен. Может быть, эти моменты даже станут самым прекрасным воспоминанием на всю жизнь

А как вы развиваете общительность у ребенка?

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda