Все о поездах Московского метро

Все о поездах Московского метро

Красная площадь, Большой театр, сталинские высотки, «Зарядье» и, разумеется, самое красивое метро мира — это все Москва. Столичная подземка сегодня, без преувеличения, место силы столицы и точка притяжения миллионов туристов. А кроме того, это главная транспортная магистраль Москвы, которая успешно поддерживает бешенный ритм современного мегаполиса. Поэтому в День рождения нашего любимого города мы решили рассказать вам подробнее о ключевом элементе метро — поездах, которые ежедневно перевозят миллионы пассажиров.
Лучшее, что может быть
В этом году в Московском метрополитене поедет новый состав — «Москва-2020». Это принципиально новые поезда — лучшее, что только можно сейчас предложить пассажирам столичного транспорта.

Уже подведены итоги конкурса на поставку Московскому метрополитену 1360 новых вагонов. Их производством и поставкой с 2020 по 2023 годы включительно будет заниматься «Метровагонмаш» (входит в Трансмашхолдинг). Причем техническое задание на создание этих поездов помогали составлять сами москвичи.
Первыми новинку испытают пассажиры Калужско-Рижской, Кольцевой и Большой кольцевой линий.
Новый поезд «Москва-2020»
Новый поезд «Москва-2020»
Везет же людям
В столичной подземке сейчас работает около 200 поездов «Москва». А парки трех линий - Таганско-Краснопресненской, Филевской и Некрасовской - состоят только из инновационных составов. По подсчетам специалистов, новый транспорт перевозит каждого четвертого пассажира метро.

Первые вагоны этой модели запустили в столице весной 2017 года. Главные фишки - сквозной проход по всему поезду, широкие дверные проемы, много места в салоне, USB-порты для зарядки гаджетов, тач-панели для построения маршрутов, удобные теплые поручни.

В прошлом году в метро появились поезда «Москва» новой модификации («Москва-2019») с системой электродинамического торможения. Благодаря этому состав плавно снижает скорость вплоть до полной остановки. В салоне над дверями появились увеличенные электронные табло с экранами высокого разрешения. На них проще увидеть названия станций.

Новые поручни в форме шестиугольника укрепили на потолке вагона, рядом с дверями. Так они не занимают много места и всегда под рукой у тех, кто стоит у дверей и готовится к выходу.

В поезде нового поколения «Москва-2020» комфорта и удобств станет ещё больше.
Поезд нового поколения «Москва-2020»
Поезда Московского метро:
«Ёж» с фарами-глазами и «Русич» с кондиционерами
В этих вагонах катались наши бабушки и дедушки, наши родители в них знакомились, а мы со своими детьми даем им имена. За всю историю Московского метрополитена пассажиров перевозили поезда более десяти типов и их модификаций.

Первые вагоны отмечали буквами — А, Б, В, Г, Д, Е, Еж и Ем. В 1970-е годы стали использовать цифры, а позже поездам начали придумывать имена. Так появились «Яуза», «Русич», «Ока» и самые современ­ные — «Москва». В столичном метро «Комсо­молке» рассказали, как и когда менялись составы.
Кстати
Впервые комфортный сквозной проход между вагонами появился в Московском метро в 2014 году в поездах «Ока». Теперь все составы нового поколения выпускаются только с таким проходом для удобства пассажиров.
Только цифры
3100
Свыше 3,1 тысячи вагонов с кондиционерами курсируют сегодня по линиям метро. Это более 52 процентов от общего парка поездов.
4500
Более 4,5 тысяч новых вагонов или 80 процентов от всех составов будут работать в столичном метро в 2023 году.
12,6%
Столичное метро вошло в нынешнее десятилетие с 12,6 процентами новых поездов. Сейчас парк был обновлен более чем на 60% за счет покупки более 3180 вагонов.
Только цифры
3100
Свыше 3,1 тысячи вагонов с кондиционерами курсируют сегодня по линиям метро. Это более 52 процентов от общего парка поездов.
4500
Более 4,5 тысяч новых вагонов или 80 процентов от всех составов будут работать в столичном метро в 2023 году.
12,6%
Столичное метро вошло в нынешнее десятилетие с 12,6 процентами новых поездов. Сейчас парк был обновлен более чем на 60% за счет покупки более 3180 вагонов.
Был случай
За мягкие сиденья пассажиры должны благодарить куратора строительства первых линий метро, наркома путей сообщения СССР Лазаря Кагановича. Сначала вагоны проектировали с жёсткими реечными скамейками, как в электричках того времени. Никаких изысков! Но, по одной из версий, Каганович раскритиковал эту идею. Мол, все вагоны метро должны быть мягкими. Так появились удобные диваны, набитые конским волосом. Позже их стали наполнять поролоном. Теперь используются комфортные антивандальные сиденья.
Сегодня в столице под землёй:
Около 6 тысяч вагонов использу­ется в метро. Это второе место в мире после Нью-Йорка, США (более 6400 вагонов).
Более 12,5 тысячи поездов проходят ежедневно по 15 линиям.
38 — 40 пар поездов проезжают в час пик на основных ветках.
14,5 километра — средняя дальность одной поездки.
41,61 километра в час — средняя эксплуатационная скорость поездов с учетом остановок.
Это не метро, а просто кино!
Поезда столичной подземки «прокатились» по многим любимым фильмам.
Пожалуй, лучше съемочной площадки в Москве, чем метро, найти сложно. Режиссёры всего мира рвутся в подземку столицы в поисках самых красивых кадров, драйва и романтики. В разные годы поезда Московского метро «прокатились» по многим отечественным и зарубежным фильмам. По ним даже можно отследить эволюцию вагонов. Кстати, в некоторых лентах роль столичной подземки исполняло питерское, минское и самарское метро. Хотя действие в них происходило в Москве. Чаще всего составы мелькали в любимых советских кинолентах, но немного и в российских. Мы выбрали из них самые известные.
«Я шагаю по Москве» (1963 г.)
Режиссер Георгий Данелия

Фильм о молодости, любви, друзьях и Москве. Паренек-монтажник из далёкой тайги на один день проездом оказался в столице. У него встреча с редактором журнала «Юность», в котором напечатали его первый рассказ. Но герой успеет ещё обзавестись новыми товарищами, разделить с ними их заботы, встретить девушку и пригласить ее на свою стройку.

В кадре — вагоны серии Г. Один из героев фильма в исполнении Никиты Михалкова строит метро. Действие картины часто переносится туда же. Героями кино стали и станции, и поезда. Взять хотя бы одну из сцен — спор пассажиров в вагоне подземки:
— Скажите, как к Строительному переулку проехать? Где сходить?
— Я не знаю, я приезжая…
— Какой переулок?
— Строительный!
— Строительный… Где-нибудь в районе Черемушек.
— Да нет, все не так! Какие Черемушки?! Ну, при чем тут Черемушки?! Слушай меня!"
Есть и киноляп — герой заходит в поезд с той стороны платформы станции «Университет», с которой уехать в то время было невозможно, поскольку станция была конечной.
«Москва слезам не верит» (1979 г.)
Режиссёр Владимир Меньшов

Лирическая история трёх молодых провинциалок, приехавших покорять Москву в пятидесятые годы. В поисках любви, счастья и достатка у каждой из них складывается своя, порой непростая, столичная жизнь.

В кадре — вагоны серии Д. Поезд метро сыграл свою роль в судьбе одной из девушек. В вагоне по пути с работы она познакомилась со своим будущим мужем. В этой сцене показана когда-то одна из главных привычек москвичей в метро — чтение книг. Сейчас, конечно, тоже читаем, но все чаще в гаджетах.
«Ночной дозор» (2004 г.)
Режиссер Тимур Бекмамбетов

Фэнтези о тайной борьбе светлых и тёмных мистических сил в современной Москве. Где же ещё, как не в подземных тоннелях метро, должны были сойтись эти силы?
В кадре — «номерной» поезд. Герой Константина Хабенского мчит в нем по Калужско-Рижской линии мимо станций «ВДНХ», «Ботанического сада» и «Свиблово». В переполненном вагоне он, сотрудник ночного дозора, вычисляет тех, кто за темных.

Знатоки метро с первых кадров в вагоне вычислили, что съёмку Московского метро проводили в питерской подземке. Киношников выдали форма светильников и колонн, мелькавших за окном поезда в кадре.
«Метро» (2012 г.)
Режиссёр Антон Мегердичев

Фильм-катастрофа про затопление Московского метрополитена. Герои оказываются в смертельной ловушке вагона метро, когда тоннель под Москвой наполняется водой.
Основные события разворачиваются именно в поезде. Одних героев вагон убивает в момент схода с рельсов. Других - спасает. Выжившие забираются в покорёженный состав, чтобы избежать удара током от контактного рельса в воде.
В кадре - сначала «номерной» состав, который во время аварии вдруг превращается в старенький поезд «Еж». Этот киноляп уже после премьеры фильма заметили бывшие и действующие сотрудники столичного метро.
«Новая Москва» (1938 г.)
Режиссёр Александр Медведкин

Весьма эксцентричная комедия о любовных перипетиях молодого конструктора на фоне сталинской переделки столицы. На экраны фильм так и не вышел. Но сейчас в нем очень интересно разглядывать картинки старой Москвы, съёмку реконструкции улиц, сноса и передвижки домов и, само собой, открывшиеся в те годы первые станции метро.

В кадре - исторические вагоны серии А. Герои едут в них по своим делам, провожают друг друга у поезда метро. В некоторых сценах видно ручки для открывания дверей в вагонах, которые позже убрали и сделали автоматические створки. А если бы фильм был не черно-белый, а цветной, то можно было бы увидеть и первую раскраску поездов. Тогда у них был светло-жёлтый верх и темно-красный, почти кирпичный низ.

Пожалуй, самый потрясающий современного москвича факт в архивной ленте - почти безлюдные станции и вагоны метро.
Текст: Иван Кузьмин. Верстка: Рушан Каюмов. Фото: Пресс-служба Московского метрополитена/АГН"Москва", wikipedia.org
Made on
Tilda