Темы сочинений для 11-х классов
Министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения (изложения) в выпускных классах 2019-2020 учебного года.
Темы утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. Как и во все предыдущие годы, работы будут оцениваться исключительно по двух критериям: «зачет» или «не зачет». В том случае, если школьник сдаст испытание на положительную оценку, он допускается к государственной итоговой аттестации. Если оценка окажется неудовлетворительной либо он не явится на экзамен по уважительной причине, то в этом случае выпускник имеет право пересдать сочинение. Основной день сдачи – 4 декабря. Резервные дни - 5 февраля 2020 года и 6 мая 2020 года.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбрать вместо сочинения написание изложения. В этом учебном году выпускникам будут доступны следующие направления (с пояснениями Федерального института педагогических измерений (ФИПИ):
«Война и мир» (к 150-летию великой книги)
Темы, связанные с данным направлением, предполагают попытку осмысления важнейших исторических и нравственно-философских уроков знаменитой толстовской эпопеи. Опираясь на духовный опыт, воплощенный в великой книге, важно поделиться собственными размышлениями о вечном стремлении человека к миру и гармонии, о причинах разлада и поисках согласия между людьми в семейных и социальных отношениях, о многозначности понятий «война» и «мир» и их сложном соотношении, о природе подлинного героизма и патриотизма, а также о других вечных проблемах, неизменно находящих отклик в литературных произведениях.
«Добро и зло»
Конфликт между добром и злом составляет основу большинства сюжетов мировой литературы и фольклора, воплощается в произведениях всех видов искусства. Вечное противостояние двух полюсов человеческого бытия находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках. Познание добра и зла, определение границ между ними является неотъемлемой частью всякой человеческой судьбы. Преломление читательского опыта ученика в этом ракурсе даст необходимый материал для раскрытия любой из тем указанного направления.

«Гордость и смирение»
Данное направление предполагает осмысление понятий «гордость» и «смирение» в философском, историческом и нравственном аспектах с учетом многозначности их смысла у людей разных национальностей и религиозных убеждений. Понятие «гордость» может быть осмыслено как в позитивном ключе (чувство собственного достоинства), так и в негативном (гордыня); понятие «смирение» – как рабская покорность или как внутренняя сила, позволяющая не отвечать агрессией на агрессию. Выбор тех или иных смысловых аспектов, а также примеров из литературных произведений остаются за автором сочинения.

«Он и она»
Взаимоотношения между мужчиной и женщиной как в личной, так и в социальной сфере всегда волновали отечественных и зарубежных писателей, публицистов, философов. Темы сочинений данного направления дают возможность рассмотреть разные проявления этих отношений: от дружбы и любви до конфликта и обоюдного неприятия. Предметом размышления может стать и многообразие взаимоотношений мужчины и женщины в социальном, культурном, семейном контексте, включая духовные связи между ребенком и родителями. Обширный литературный материал содержит примеры осмысления тончайших нюансов духовного сосуществования двух миров, именуемых «он» и «она».
«Надежда и отчаяние»
В широком мировоззренческом аспекте понятия «надежда» и «отчаяние» могут быть соотнесены с выбором активной или пассивной жизненной позиции по отношению к несовершенствам окружающей действительности. Надежда помогает человеку выстоять в тяжелых жизненных ситуациях, толкающих к отчаянию и вызывающих ощущение безысходности. Многие литературные герои оказываются перед трудным выбором: проявить слабость и сдаться на волю обстоятельств или бороться с ними, не теряя веры в людей и собственные силы, добро и справедливость. Проиллюстрировать проявления этих разных жизненных позиций можно, обратившись к произведениям отечественной и зарубежной литературы.
Темы, на которые школьники будут опираться во время экзамена, они узнают непосредственно перед началом испытания.
Текст: Лидия Аристархова. Дизайн: Шелудченко Александр.
Фото из архива компаний.