Николай Богомолов

5 опасных для мотоциклиста препятствий и способы их преодолеть

Дорога — это не всегда безупречно ровная полоса асфальта. На ней попадаются препятствия, которые могут быть некритичными для четырехколесного транспорта, но потребовать специальных навыков от мотоциклистов

Поперечная неровность

Самый распространенный тип дорожных препятствий. Даже самые простые и предсказуемые лежачие полицейские с покатыми краями рассчитаны на то, что законопослушный водитель сбавит скорость и аккуратно через них перекатится. Мотоциклисты же скоростной режим соблюдать не любят, на знаки внимания не обращают, поэтому иногда с удивлением понимают, что препятствие рядом, а «оттормозиться» до положенных 20 км/час не удастся никак. А бывают еще никак не обозначенные выбоины с острыми краями, водопроводные люки, потерянные кем-то доски и другие предметы, которые никак не получается «обрулить», и приходится переезжать.

Худшее, что можно сделать в этом случае - зажать передний тормоз
и наехать на препятствие с полностью сжатой вилкой.

Тормозить, конечно, нужно, но тормоз отпускается на расстоянии достаточном, чтобы успеть приоткрыть газ и таким образом перенести центр тяжести с передней части мотоцикла на заднюю. С этой же целью можно привстать на подножках и сместить вес тела назад. Если, конечно, вы не чопперист со стопами в районе переднего колеса и не спортбайкер с пятками под задницей. Да и если просто приподняться, смягчив ногами удар, позвоночник скажет вам большое спасибо. В идеале переднее колесо должно подняться примерно на высоту препятствия, практически об него не ударяясь.
На практике для этого нужно, помимо соответствующих навыков, иметь легкий и мощный мотоцикл подходящей геометрии. Отлично подходят эндуро, супермото и часть нейкедов. Но даже на большом железном круизере простым открытием газа можно значительно облегчить себе жизнь. Естественно, этот прием, как и все последующие, желательно тренировать в безопасных местах, постепенно увеличивая скорость и высоту препятствия.

Продольная неровность

Часто возникает необходимость пересечь трамвайные рельсы, колеи, трещины, бордюры и тому подобные препятствия с перепадом высоты, идущие не поперек, а вдоль дороги.

Чем острее угол заезда, тем сложнее подняться на выступающую
над дорогой ступеньку.

Колесо соскальзывает, и мотоцикл либо падает, либо попадает в неудобное положение. В особенно идиотской ситуации можно оказаться, пытаясь выехать из пробки на тротуар и завалившись на машины. А потом еще обнаружить на ютюбе снятый на регистратор неигровой фильм «Хрустик-лошара» с собой в главной роли. Здесь главное - стараться заехать перпендикулярно или под максимально тупым углом, то есть превратить препятствие из продольного в поперечное и дальше действовать по принципу, описанному в прошлой главке.
В большинстве случаев для такого маневра придется сбросить скорость. Что может быть не очень удобно, к примеру, на шоссе при попытке перескочить из быстро едущего левого ряда через кусок глубоко срезанного асфальта на свой поворот. Но падать еще неудобнее, так что из двух зол лучше выбирать меньшее. Нужный угол желательно сохранять, пока оба колеса не проедут препятствие. Повернув раньше времени, можно оказаться в положении «ни туда, ни сюда». Естественно, при выборе угла атаки нужно обращать внимание на высоту и «зацепистость» препятствия. Скользкие рельсы или высокий бордюр лучше проезжать под прямым углом, а небольшая асфальтовая ступенька с хорошим «зацепом» простит и практически параллельный заход.

Внезапно возникающее препятствие

Самое волнительное из препятствий - внезапно возникшее, назовем его сокращенно ВВП. Это может быть выехавший из темного двора автомобиль, водитель которого не догадывается, что кто-то может ехать по главной дороге в три раза быстрее скоростного лимита, пьяный пешеход, колесо грузовика и даже возникшие из тумана бренные останки мертвого лося, почему-то выбравшего местом упокоения извилистую загородную трассу.

Дорога преподносит массу сюрпризов, требующих экстренной мобилизации водительских умений. Худшее, что в такой ситуации можно сделать — оцепенеть от ужаса и уставиться на препятствие.

Хорошо известное правило не только мотоциклистов, но и роллеров, гребцов, гимнастов и так далее - движемся туда, куда смотрим. Поэтому мощным волевым усилием отрываем взгляд от места, куда мы бы не хотели приехать, и начинаем смотреть, куда нам нужно.
Потом принимаем решение, тормозить или «обруливать». Совместно это работает нечасто, поскольку по-настоящему жесткое торможение обычно не позволяет нормально поворачивать, и наоборот. А дальше все зависит от того, насколько хорошо вы отрабатывали в мотошколе «змейку» и экстренное торможение. Поэтому эти навыки полезно периодически тренировать до того, как их придется применить на дороге.

Скользкое покрытие

Разновидностей скользкого покрытия на дорогах достаточно много. Прежде всего это дорожная разметка, причем определенного типа. Можно проехать десять пешеходных переходов с отличным сцеплением, а на одиннадцатом поскользнуться, как на льду.

Надо внимательно следить за битумными заплатками, железными люками
и резиновыми матами на трамвайных и железнодорожных переездах.

Их подлость и двуличность заключается в том, что в сухую погоду по ним можно ездить относительно спокойно и безопасно. Но в мокром состоянии они становятся скользкими, как будто политы не водой, а маслом. И даже тонкого кусочка прерывистой разметки может хватить, чтобы потерять контакт с дорогой. Техника безопасности очень простая - максимальная пассивность. Надо просто ехать прямо с равномерной скоростью. Не разгоняться, не тормозить, не поворачивать и не переключать передачи. Большую помощь здесь могут оказать антиблокировочная и противобуксовочная системы, но и они не дают стопроцентной гарантии.
По возможности лучше вообще стараться таких участков избегать. Например, под дождем в междурядье ехать не по разметке, а по асфальту, «зебру» проходить между полосками. Если вдруг приходится поворачивать через трамвайные рельсы или пешеходный переход, нужно делать это максимально медленно, на максимально прямом мотоцикле и по максимально широкой траектории. Тренироваться в езде по очень скользкой поверхности на дорожном мотоцикле - занятие бессмысленное и опасное, тем более, особых приемов там применять не надо. Полезным будет разве что выехать на ровную грунтовую площадку, желательно присыпанную легким слоем песка, и попробовать, как себя ведет мотоцикл при пробуксовке заднего колеса.

Щебень

В городе такое встречается нечасто, а на небольших загородных дорогах или в сельской местности - периодически. Неожиданно асфальт может закончиться, и вместо него под колесами окажется толстый слой щебня или, реже, песка, субстанций, на которых мотоциклист чувствует себя очень неуютно. Особенно если он едет на мотоцикле, создатели которого даже близко не предполагали использования на бездорожье. Но тянуться такой участок может несколько километров, и ехать по нему как-то придется.

Главная проблема в том, что снижение скорости до минимальной вовсе
не страхует от падения. Переднее колесо вязнет, вилка подламывается —
и мотоцикл заваливается на бок.

Чтобы этого не произошло, нужно поддерживать носовую часть в разгруженном состоянии. Для этого газ нужно держать открытым и стараться не закрывать. Также противопоказано пользоваться передним тормозом. Если нужно замедлиться, используется задний тормоз и понижение передач. Наконец, нужно быть готовым к тому, что руль будет трястись и биться, но при этом нужно позволить ему это делать, расслабив руки.
Инстинктивные попытки напряженно вцепиться в рукоятки приведут к еще большей дестабилизации, так что мотоциклисту надо научиться бороться с вредными инстинктами. Рано или поздно придется поворачивать, и для этого тоже надо будет использовать необычную для «асфальтовых» мотоциклистов технику. Руление производится не рулем, а наклоном мотоцикла и открытием газа. Естественно, эту достаточно сложную технику езды желательно потренировать в щадящих условиях, лучше всего - взяв напрокат внедорожный мотоцикл.


КОММЕНТАРИИ


Авторы: Николай БОГОМОЛОВ
Фото: Евгения ГУСЕВА, Павел ЯКОВЛЕВ, RUSSIANLOOK
Иллюстрация на обложке: Азер БАБАЕВ
Дизайн и верстка: Наиль ВАЛИУЛИН
Made on
Tilda