ВПР по физике в 11 классе в 2024 году

Варианты, задания и демоверсии ВПР по физике в 11 классе, критерии оценивания работ в 2024 году и советы по подготовке. Рассказываем все, что нужно знать о проверочной в выпускном классе

ВПР по физике 11 класс. Фото: shutterstock.com
Алина Фаизова Автор КП Иван Яковлев Преподаватель физики в Домашней школе «ИнтернетУрок»

Всероссийские проверочные работы в 11 классах не являются аналогом ЕГЭ. Они проводятся по усмотрению каждой школы для того, чтобы оценить уровень знаний выпускников по разным предметам. В список дисциплин, которые одиннадцатиклассники сдают в рамках ВПР, входят физика, химияистория, география, биология и иностранный язык. При этом выпускники могут писать проверочную работу только по предметам, которые они не сдают на Едином государственном экзамене.

ВПР по физике основана на школьной программе за 5-11 классы. Она состоит из 18 типовых заданий, различных по уровню сложности. На выполнение проверочной работы ученикам 11 классов дается 90 минут.

Даты ВПР по физике в 11 классе в 2024 году пока не определены. Существует вероятность отмены этих проверочных работ для выпускников в 2024 году. Если же ВПР все же проведут, то, по примеру дат прошлых лет, это будет в период с 1 по 25 марта. Конкретную дату школы выбирают самостоятельно.

Варианты

Варианты ВПР по каждому предмету формируются индивидуально для каждой школы из общего банка заданий. Как правило, их несколько на параллель, поэтому посчитать общее количество вариантов, с которыми столкнутся ученики по всей стране, невозможно.

Каждое учебное заведение получает архив с контрольными измерительными материалами накануне проведения работ через личный кабинет на сайте Федерального института оценки качества образования.

Задания (демоверсии)

В рамках ВПР по физике в 11 классах школьникам предстоит выполнить 18 заданий за 90 минут. Подробно рассмотрим каждое задание проверочной работы.

Вопросы №1-9 направлены на проверку знания терминов, величин, явлений и законов физики. В 1-м задании нужно сгруппировать понятия, которые встречались в курсе физики, на две группы по выбранным признакам. Во 2-м надо выбрать два верных утверждения о физических величинах, явлениях и закономерностях. В 3-м задании требуется написать название описанного явления, а в 4-м – выбрать один из четырех металлических брусков, имеющий определенную температуру. Задание №5 – это определение направления стрелки компаса после поднесения к нему магнита. Для выполнения 6-го задания нужно использовать фрагмент таблицы Менделеева: нужно найти элемент, который образуется в процессе реакции. В задании №7 необходимо определить для каждой физической величины соответствующий характер изменения, например ответить, как будет изменяться концентрация молекул воздуха и давление воздуха в цилиндре по мере охлаждения. Задание №8 – это выбор верных утверждений, которые описывают движение мотоциклиста, представленного на графике. В 9-м задании требуется определить сопротивление нагревательного элемента утюга.

Задания №10-12 – на методологические умения: работа с таблицами, графиками, описанными опытами, показаниями приборов. В 10-м задании необходимо правильно снять показания амперметра, изображенного на рисунке, с учетом погрешности измерений. Суть задания №11 заключается в определении цели проведенного опыта, а задания №12 – в описании экспериментальной установки на рисунке и порядка действий при проведении исследования.

Задания №13-15 проверяют, насколько старшеклассники знают устройство и принципы действия технических объектов. В задании №13 нужно сопоставить физические явления с примерами их проявления. Для выполнения 14-го и 15-го заданий надо сначала изучить фрагмент технического описания прибора, например проточного электрического водонагревателя, а затем ответить на вопросы по тексту.

Задания №16-18 – это работа с текстом физического содержания, после прочтения которого одиннадцатикласснику нужно вставить в предложение пропущенные слова и ответить на вопросы, используя информацию из текста.

Подготовка

Первое, что нужно сделать для подготовки к ВПР по физике, – это выучить основной перечень терминов, которые встречаются в курсе физики. Можно предварительно разделить понятия на группы по разным признакам, например единицы измерения, физические величины, физические явления, ученые, измерительные приборы, космические объекты и так далее. Также надо в обязательном порядке знать физические законы и теоремы: три закона Ньютона, закон Всемирного тяготения, закон Ома, теорема о кинетической энергии, закон сохранения механической энергии, правило Ленца и другие. Это поможет справиться с первыми заданиями проверочной работы.

Чтобы подготовиться к заданиям на методы научного познания, необходимо практиковаться в определении показаний приборов: амперметра, барометра, вольтметра, динамометра. Также нужно запомнить, для измерения чего их используют, и в каких единицах измеряются физические величины. Для этого хорошо подходят различные лабораторные работы по физике. Не обязательно иметь неограниченный доступ в школьную лабораторию с настоящим оборудование. Сейчас в учебной программе есть лабораторные работы с изображенными на рисунках показателями приборов, поэтому для их проведения не нужно использовать какие-либо устройства. Выполнять такие «лабораторки» можно даже дома. Как правило, они состоят из теоретической и практической частей. В практической части может быть работа с оборудованием, проведение экспериментов или вычисления. К некоторым лабораторным работам прилагаются подробные описания, порядок проведения и ответы, которые помогут при подготовке к ВПР.

Также преподаватели обычно рекомендуют потренироваться на актуальных демоверсиях ВПР, в которых подробно описаны требования к работе, даны типовые задания и ответы к ним. Такая тренировка поможет привыкнуть к заданиям, выявить пробелы в знаниях и со временем обрести уверенность в своих силах.

это интересно
ВПР по химии в 11 классе
Каковы варианты, задания и критерии оценивания и помогут ли демоверсии при подготовке к работе
подробнее

Критерии оценивания

Разобравшись со структурой проверочной работы по физике, важно узнать критерии ее оценивания. Это нужно для того, чтобы иметь представление о требованиях к каждому заданию, понимать, за что ставятся те или иные баллы, и уметь примерно прогнозировать свои результаты.

Задания №2, 7, 8 и 13 оцениваются в 2 балла каждое при условии, что все элементы ответа указаны правильно. Если в задании допущена одна ошибка, то за него можно получить 1 балл.

Задания №3, 4, 5, 6, 10, 16 и 17 оцениваются всего в 1 балл. Остальные задания (№1, 9, 11, 12, 14, 15 и 18) требуют развернутого ответа и оцениваются с учетом его правильности и полноты. Максимальный балл за задания №1, 9, 12, 18 – 2 за каждое, а за №11, 14, 15 – 1.

Полученные за каждое задание баллы суммируются. При правильном выполнении все работы старшеклассник получит 26 баллов. Сумма баллов переводится в привычную оценку по рекомендованной Рособрнадзором шкале:

  • от 0 до 8 баллов – оценка «2»;
  • от 9 до 15 баллов – оценка «3»;
  • от 16 до 20 баллов – оценка «4»;
  • от 21 до 26 баллов – оценка «5».

Мнение эксперта

Иван Яковлев, преподаватель физики в Домашней школе «ИнтернетУрок»:

– Всероссийская проверочная работа по физике в 11 классе предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс физики на базовом уровне. Другими словами, ВПР – это хорошая возможность для школьников еще раз проверить свои знания и выявить пробелы, если они имеются.

Каждый вариант ВПР включает 18 заданий, относящиеся ко всем разделам курса физики базового уровня:

  • механики;
  • молекулярной физики;
  • электродинамики;
  • квантовой физики.

Как показывает практика, наиболее высокие результаты учащиеся демонстрируют при решении заданий с выбором ответа, связанных с узнаванием явлений или условий их протекания. Эти задания выполняются в среднем на 75-95%. Больше всего сложностей у ребят вызывают задания, которые требуют подробного письменного ответа. Их решаемость составляет от 30% до 50%.

Большинство ошибок возникает в анализе предложенных «экспериментальных» ситуаций. Также встречаются проблемы с пониманием условия задач и предложенной для анализа физической ситуацией. При решении заданий с развернутым ответом ошибки зачастую обусловлены невнимательностью участников, особенно в части прочтения задачи. Непонимание условия задачи влечет неправильность физических моделей, которые пытаются построить участники для решения.

Чтобы успешно подготовиться к ВПР, я бы рекомендовал следующие простые действия.

  1. Соблюдайте режим дня и не перенапрягайтесь: человек быстрее запоминает и анализирует информацию, когда достаточно отдыхает и высыпается.
  2. Правильно питайтесь: правильное питание повышает настроение, улучшает работоспособность и память.
  3. Ведите краткие конспекты: они помогут вам не отвлекаться и повторять нужную информацию, если это потребуется.
  4. Не стесняйтесь задавать вопросы. Если у вас возникают трудности в понимании какой-либо темы, задавайте вопросы учителю во время или после урока; обязательно разбирайте ошибки по той или иной работе.
  5. Тренируйте память, смотрите дополнительные видеоматериалы и читайте научную литературу. Проанализируйте и попытайтесь определить способ, которым вы лучше всего усваиваете информацию, периодически повторяйте изученный материал (формулы, определения) и, конечно же, заучивайте новую информацию.
  6. Просмотрите ВПР последних нескольких лет, чтобы приблизительно понять свой уровень знаний и выработать план по устранению пробелов, если они имеются.

Во время написания ВПР:

  • Будьте внимательны при чтении условий заданий: правильное понимание сути задания – залог успешного выполнения.
  • Будьте внимательны при работе с графиками, рисунками, схемами, таблицами.
  • При решении задач, по возможности, делайте схемы, рисунки – это сильно помогает в решении.
  • Ответы проверяйте на физический смысл: например, если вы получили скорость пешехода 80 км/ч – значит, ответ явно нелогичный.
  • Правильно вводите ответы (в нужном формате и в нужное поле).
КП
Реклама О проекте