В трехлетнем возрасте у детей начинают развиваться воображение и логическое мышление. У ребенка продолжают формироваться опорно-двигательный аппарат, нервная система, повышаются внимательность и выносливость. Малыш все больше становится самостоятельным, ему хочется познавать мир, открывать что-то новое. Он задает множество вопросов и учится анализировать полученные знания. Помогают ему в этом игрушки. Благодаря им развиваются логика, фантазия, память, моторика, творческие и индивидуальные задатки. В игре появляются сюжеты, используются разные роли. Решая задачу ребенок старается обдумать свои действия.
Психологи считают, что предпочтение стоит отдавать игрушкам, в игре с которыми задействуется воображение. Лучше всего, если ребенок сможет сам придумывать сюжеты и менять их.
Редакция КП составила рейтинг лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет. При этом учитывались мнение эксперта, отзывы покупателей и соотношение «цена-качество».
Выбор редакции
Play-Doh «Магазинчик печенья»
Лепка помогает ребенку развивать силу пальчиков и способствует развитию мелкой моторики, воображения и концентрации. Масса легко очищается и мало пачкается, его консистенция мягкая для детских рук. Помимо моторных навыков развиваются усидчивость, аккуратность и целеустремленность. Благодаря различным инструментам в комплекте ребенок сможет не просто лепить фигурки, но и задействовать всю свою фантазию.
Можно играть в ролевые игры, где малыш будет поваром, а родители 一 «дегустаторами». Масса для лепки быстро застывает на воздухе, поэтому после игры его нужно убирать в баночки или позволить затвердеть и играть, как с полноценными игрушками, созданными своими руками.
Редакция считает игрушку лучшей в рейтинге. Она подходит любому ребенку, развивает необходимые навыки. Также сделанными фигурками можно играть в дальнейшем, что экономит семейный бюджет.
Основные характеристики:
Тип | масса для лепки |
Застывающий | да |
Количество цветов | 5 |
Вес | 280 г |
Комплектация | 5 баночек с пластилином, пресс-шприц, лопатка, поднос с формочками, 4 отдельные формочки, скалка с узорами и блюдце, иллюстрированная инструкция |
Плюсы и минусы
Топ-10 лучших развивающих игрушек для детей от 3 лет в 2022 году по мнению КП
1. Азбукварик «Мишутка-сказочник»
Развивающая игрушка изготовлена из экологически безопасных материалов. Яркий цвет и приятный на ощупь материал наверняка привлекут малыша. Мишка рассказывает сказки и стихи, поет песни, воспроизводит мелодии. Для выбора нужно нажимать на лапки игрушки. Также медвежонок поможет уложить ребенка, исполняя колыбельные. Встроенная программа способствует изучению алфавита, цветов и цифр. Игрушку нельзя стирать, так как вода негативно повлияет на элемент питания.
Основные характеристики:
Интерактивные функции | говорит, поет |
Материал | текстиль |
Развивающие функции | логика и мышление, речь и чтение, музыкальный слух и чувство ритма, счет и математика, моторика и ловкость, изучение цветов |
Размеры (ДхШхВ) | 14×16.50×20 cм |
Питание | от батареек |
Плюсы и минусы
2. База игрушек «Куб-лабиринт 7 в 1»
На каждой грани куба – увлекательные игры и головоломки, которые развивают у ребенка различные полезные навыки – от мелкой моторики до логики и внимательности. Практически все элементы изготовлены из натуральной древесины и окрашены специальными материалами, в составе которых нет вредных веществ.
Большой выбор игрушек и головоломок надолго завладеет вниманием ребенка и освободит родителям время на занятие своими делами. Куб укомплектован игрушечными часами и счетами, на которые можно нанизывать пять разноцветных деревянных бусин. Благодаря этим игрушкам ребенок сможет развить азы счета и правильно определять время.
Настольная игра-ходилка поможет занять время одновременно нескольких малышей, помогая им развить логику и другие полезные навыки.
Основные характеристики:
Материал | металл, дерево |
Функции | изучение цветов |
В комплекте | фишки для настольной игры-ходилки, геометрические объемные фигуры |
Плюсы и минусы
3. Геоборд «Волшебный квадрат»
Развивающая игрушка, изготовленная из дерева и качественных материалов с безопасными красителями. Предназначена для детей от 3 до 7 лет. Развивает восприятие формы, глазомер, образное мышление, воображение и моторику.
Помогает в формировании математических представлений, благодаря умению делить целое на части. Составление разнообразных фигур способствует развитию мышления ребенка. Кроме того, с помощью игры малыш сможет выучить или закрепить названия геометрических фигур.
Основные характеристики:
Материал | дерево |
Развивающие функции | изучение геометрических фигур, логика и мышление, моторика и ловкость |
Размеры (ДхШхВ) | 14х14х2,5 см |
Вес | 0.262 кг |
Плюсы и минусы
4. «Земляничные тропинки»
Настольная развивающая игра для ознакомления детей с числами, азами математики и навыками счета. Могут участвовать от двух до четырех малышей, что обеспечивает им веселый и увлекательный досуг, превращая процесс обучения в приятное занятие. Правила простые: нужно открывать карты с мишками и нанизывать необходимое количество бусин-ягод (в соответствии с изображением на карте) на ниточку.
Это развивает мелкую моторику рук, внимание и навыки счета. Другие изображения на картах (мишка с ягодами смотрит влево или вправо) побуждают ребенка отдавать нужное количество ягод соседу справа или слева, развивая навыки общения, логики и обучая простейшим математическим функциям – сложение, вычитание. Игра изготовлена из экологически чистых материалов: картон, текстиль, дерево. Это гарантирует безопасное использование комплекта.
Основные характеристики:
Тип | настольная игра |
Количество игроков | 2-4 |
Время партии | 30 минут |
Тематика | животные и птицы |
Материал | бумага, дерево, картон, текстиль |
Плюсы и минусы
5. Woodland Балансир Джунгли
Развивающая игрушка для детей от 3 лет создана для того, чтобы ребенок учился чувствовать свое тело. Для игры нужно поставить балансир на пол и, придерживая малыша за руки, помочь ему встать на изображение ступеней. Главная задача 一 провести шарик по лабиринту с помощью ног. Игру можно разнообразить легкими упражнениями: одновременно удерживать равновесие на балансире и поднять руки перед собой, вверх, в стороны, поймать и отбросить мяч, присесть.
Баланс — основармоничного развития ребенка. Польза занятий с балансиром не только для тела, но и для мозга. Физическая активность, направленная на развитие координации, точности движений, ловкости и вестибулярного аппарата, превращается в увлекательную игру. Яркий дизайн и красочное оформление балансира дарит положительные эмоции.
Основные характеристики:
Материал | металл, дерево |
Развивающие функции | координация и равновесие |
Размеры (ДхШхВ) | 43x31x5.60 cм |
Вес | 1.6 кг |
Комплектация | деревянная конструкция — 1 шт, металлический шарик — 1 шт |
Плюсы и минусы
6. «Интерактивный щенок»
Маленький щенок станет отличной игрушкой для ребенка. У «питомца» подвижные лапки и язычок. Если погладить его по спинке, зазвучит музыка и забавные звуки. При кормлении из бутылочки щенок будет радостно высовывать язычок и издавать звуки. Также у питомца светятся глазки. В комплект входит корзинка, куда игрушку можно посадить и носить с собой. Благодаря игрушке развивается чувство ответственности и любви к животным. Из минусов можно отметить, что игрушку нельзя стирать, так как это нанесет вред электронике.
Основные характеристики:
Тип | интерактивная игрушка |
Эффекты | свет |
Размеры (ДхШхВ) | 12x9x13 см |
Комплектация | игрушка, корзинка, бутылочка |
Питание | от батареек |
Плюсы и минусы
7. Интерактивный планшет Digiart «Рисуй по огонькам»
Развивающая игрушка для развития творческих навыков рисования, моторики, обучения самостоятельной игре. Интерактивный планшет распознает трафареты, входящие в комплект, и весело общаясь с ребенком, делает подсказки по рисованию – подсвечивая огоньками линии и зоны для раскрашивания, а также сопровождая творческую игру веселыми фразами.
Ребенок сможет научиться рисовать и раскрашивать увлекательные рисунки. В процессе игры дети узнают цвета, формы, животных и многое другое. Игрушка способствует развитию творческих способностей, моторных навыков и наблюдательности.
Основные характеристики:
Тип | интерактивная игрушка, |
Функции | голосовые подсказки, подсветка |
Развивающие функции | обучение рисованию, развитие моторики и наблюдательности, |
Материал | пластик |
Питание | от батареек |
Плюсы и минусы
8. «Музыкальный руль»
Развивающая игрушка-руль позволит малышу почувствовать себя настоящим водителем. Все действия сопровождаются звуковыми эффектами: 3 сигнала, заводящийся двигатель, переключение передач, а три веселые мелодии не дадут заскучать в дороге. Зеркало заднего вида вращается, а угол наклона руля 一 регулируется. Руль крепится к любой поверхности с помощью присоски. Звук нельзя отрегулировать, что неудобно некоторым родителям.
Основные характеристики:
Функции | свет, звук |
Развивающие функции | на присоске, регулируемый угол наклона,переключение передач, заводящийся двигатель |
Размеры (ДхШхВ) | 15х20х20см cм |
Вес | 0.7 кг |
Питание | от батареек |
Плюсы и минусы
9. «Умка Медвежонок-сказочник»
Яркий веселый медвежонок-сказочник выполнен из прочной пластмассы, окрашен в коричневый цвет, на мордочке изображены большие глаза, нос и широкая улыбка. На животе у медвежонка находятся 8 кнопок, нажимая на которые ребенок услышит 8 стихов К.И.Чуковского: «Айболит», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Краденое Солнце», «Телефон», «Чудо-дерево», «Путаница», «Скрюченная песня». Еще 2 кнопки предназначены для регулирования громкости. Игрушка оснащена световым модулем, поэтому во время звучания загораются разноцветные лампочки. Благодаря ей развиваются память, речь, фантазия и музыкальный слух, расширяется кругозор.
Основные характеристики:
Тип | интерактивная игрушка |
Функции | говорит |
Эффекты | звук, свет |
Материал | пластик |
Питание | от батареек |
Плюсы и минусы
10. «Музыкальные котики»
Мягкие и приятные на ощупь музыкальные котики. Игрушка научит ребенка ответственности за животных, чувству ритма и поспособствует развитию музыкального слуха. Котики представляют собой своеобразное пианино, где каждый из них имеет определенную тональность, поэтому, для изучения музыкальной грамоты рекомендуется приобрести несколько штук. Батарейки легко вытащить, что может быть опасным для ребенка. Также незаметны изменения режима работы, а песни не всегда понятны. Кроме того, покупатели жалуются на слишком маленький размер игрушки.
Основные характеристики:
Тип | интерактивная игрушка |
Эффекты | звук |
Развивающие функции | музыкальный слух и чувство ритма |
Размеры (ДхШхВ) | 8x6x4 см |
Материал | силикон |
Дополнительно | 2 режима: одинарное мяуканье или мяуканье мелодии |
Плюсы и минусы
Как выбрать развивающие игрушки для детей от 3 лет
Выбирая развивающие игрушки для детей от 3 лет, важно учитывать определенные критерии:
- Эстетическая привлекательность. Игрушка должна вызывать позитивные эмоции, воспитывать добрые чувства. Желательно выбирать яркие и сочные цвета.
- Польза. Игрушка может способствовать физическому равитию, помогать расширить кругозор или улучшить мелкую моторику. При выборе важно учитывать пользу, которую принесет игрушка ребенку.
- Простота. Не стоит покупать многофункциональные игрушки, в которых ребенку будет сложно разобраться. Взрослым кажется, что так ребенок разовьется быстрее, но такое мнение ошибочно. Лучше приобрести несколько отдельных и понятных малышу игрушек.
- Безопасность. Не стоит выбирать игрушки с мелкими деталями, которые ребенок может проглотить. Также в изделии не должно быть острых углов.
- Качество. На игрушках должны быть специальные отметки: маркировка РСТ 一 российский стандарт или ЕАС 一 знак безопасности Евразийского экономического союза. Такие значки указывают на экологичность изделия. Поэтому снижается риск возникновения аллергических реакций.
Популярные вопросы и ответы
На самые частые вопросы родителей редакция КП попросила ответить Анну Теплову, ведущего научного сотрудника Института изучения детства, семьи и воспитания российской академии образования, кандидата педагогических наук и Алексея Козловского, руководителя категории Lifestyle в «Авито»
Как подобрать развивающие игрушки для ребенка в возрасте от 3 лет?
Поэтому, считает Анна Теплова, что, во-первых, родителям нужно понимать специфику возраста ребенка и учитывать особенности развития именно их малыша. Чаще всего родители, как и производители, торопятся, что не приводит к хорошему результату.
Во-вторых, нужно понимать, что именно мы хотим развивать у ребенка. Чаще всего родители хотят развивать в ребенке интеллектуальные способности, готовить малыша к школе. А что развивает, например, кукла? Ее и не воспринимают как развивающую игрушку. А она развивает и эмоции, и социальные представления, и готовит малыша любить и заботиться.
Или матрешка – настоящая развивающая игрушка. В игре с матрешкой происходит развитие понятия больше-меньше, навыков открывания и закрывания матрешки, выстраивания правильного порядка, счета, развитие речи. По словам Алексея Козловского, в 3 года дети все еще «пробуют на вкус» предметы, поэтому в составе игрушки должны быть только гипоаллергенные и безопасные материалы.
Предпочтение лучше отдавать товарам без острых углов и множества мелких деталей. Для подвижных игр можно расширить арсенал ребенка и купить скакалку или велосипед. Для формирования новых умений лучшими помощниками выступают тематические наборы, конструкторы и простые настольные игры.
Какие развивающие игрушки нужны ребенку?
Это называется гиперзаданность игрушки, когда не ребенок играет в игрушку, а игрушка требует от ребенка заданных ею же алгоритмов взаимодействия. В результате ребенку просто негде проявить инициативу и самостоятельность — все готово к потреблению и использованию, считает Анна Теплова. Современные дети нуждаются в развитии мелкой и крупной моторики. Поэтому им нужны мозаики, конструкторы, кубики для руки, и мячи, балансиры, беговелы для развития представлений о собственном теле и его отношениях с пространством. По мнению Алексея Козловского, для того, чтобы ребенок больше двигался, необходимы качалки и каталки-толокары. Интерактивные столики и пирамидки подойдут для развития мелкой моторики рук, внимательности и памяти.
С помощью столиков дети учат буквы, цифры, песни и стишки, а пирамидки помогут выучить животных. Для ребенка этого возраста, говорит эксперт, также будут полезны тематические карточки с профессиями, растениями, овощами и фруктами. Обучающие музыкальные игрушки — гитары, барабаны, ксилофоны — необходимы для развития музыкального слуха и ритма. Для детей постарше можно приобрести велосипед или самокат, а также наборы юного химика, конструкторы «Lego» или «Zoob».
С какого возраста для мальчиков и для девочек нужно покупать разные игрушки?
Подходят ли всем детям развивающие музыкальные игрушки?
Поэтому Анна Теплова, рекомендует, выбирая ребенку музыкальную игрушку, обратить внимание на возможность импровизации, самостоятельного музицирования ребенком. И, конечно, чистоту звука и интонирования. Алексей Козловский считает, что музыкальные игрушки подойдут всем детям, но при выборе стоит учитывать возраст ребенка. В 4 года детям интересно играть на дудочках, свистульках, барабанах и детском пианино. Для того, чтобы приучить ребенка к чтению, родители также могут приобрести музыкальные книжки. Такой предмет интереснее традиционной бумажной версии.
Как использовать интерактивные развивающие игры?
В данном случае взрослый заменен игрушкой, которая обращается к ребенку чужим, искусственным голосом, незнакомым ребенку, что для его развития существенно. Особенно необходимо заметить, что такие игрушки заявлены как обучающие ребенка словам и речи. Овладение речью происходит в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем, включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и эмоциями. Но речь, исходящая из электронного устройства, в данном случае от игрушки, не становится «своей», считает Анна Теплова.
Речевые звуки, не обращенные ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребенка, не побуждают к действию и остаются «пустым звуком». Игрушки пытаются научить детей тому, что не имеет для них никакого смысла и личностной значимости. В результате попытка ускорить интеллектуальное развитие тормозит, а иногда и блокирует становление личности ребенка. Известно, что знания и навыки, которые не включены в интересы и практическую ткань жизни детей, остаются отчужденными, не усваиваются и не ведут к психическому развитию ребенка.
По словам Анны Тепловой, любое занятие с игрушкой в интерактивном режиме требует присутствия взрослого и временного ограничения. Поэтому, выбирая такую игрушку своему ребенку, родители должны понимать, что, оставляя ребенка с ней наедине надолго, они не развивают его, а утомляют и рассеивают его внимание.
Подходят ли для трех лет развивающие компьютерные игры?
Анна Теплова уверена, что в электронной версии игры ребенок крайне ограничен в проявлении своей инициативности и самостоятельности, его мотивом является «реакция программы» – исходящее от нее поощрение или порицание. Это отнюдь не способствует развитию личности и деятельности детей. Однако цифровые игры все более вытесняют традиционные виды детской деятельности.
Можно ли сделать ребенку развивающую игрушку своими руками?
Родители добавляют на игровое поле бытовые элементы: замки, розетки, лампочки и выключатели. Дети не только играют, но и развивают моторику, внимательность и бытовую осведомленность. Такую доску можно создать с учетом интересов ребенка. Бизиборд оформляют как автомастерскую или космический корабль, так и как сказочную страну с феями или домик для животных, говорит Алексей Козловский.