В игровой форме ребенок познает окружающую действительность и овладевает новыми навыками, тренирует память и внимание, учится логически мыслить и взаимодействовать в социуме. В интернете есть много развивающих игр для детей, которые можно купить или играть в них бесплатно онлайн. Но обычные развлечения с простыми правилами, динамикой и увлекательными заданиями ничем им не уступают. Подобрали игры для развития детей: от полезных забав для малышей до сложных стратегий, которые подходят для школьников.
Полезная информация про игры для развития детей
Зачем выбирать игры по возрасту | Слишком сложные развлечения могут превратиться в тягостный процесс. Игра должна быть интересной ребенку и соответствовать уровню его развития |
Стоит ли постепенно усложнять игры | Развлечение может «расти» вместе с ребенком. Когда основные правила усвоены, можно вводить новые, усложненные. В процессе игры дети быстро обучаются |
Зачем хвалить ребенка во время игры | Развивающие занятия часто требуют от участника немало умственных усилий, самостоятельности и даже выдержки. Необходимо замечать достижения ребенка и хвалить его |
Нужно ли взрослым участвовать в детских играх | Если ребенок затрудняется с ответом, можно подсказать ему, как решить задачу. Но все же лучше не торопиться и позволить ему найти правильное решение самостоятельно |
Лучшие игры для развития мелкой моторики и речи у детей 1, 2, 3, 4 лет
Развитие сенсорных навыков — важный этап в формировании ловкости, координации и познавательной деятельности. Импульсы от рецепторов на ладонях проходят к головному мозгу и активизируют отделы, отвечающие за речь, внимание и движения (1). Поэтому так важно предлагать развивающие игры для детей 1, 2, 3, 4 лет, в которых они будут хватать, перекладывать, сжимать и производить другие подобные действия руками. Занятия можно сопровождать потешками, стихами, песнями и загадками.
Пальчиковая игра «Капуста»
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Игра развивает внимание, память и связную речь (1). Суть проста — необходимо проделывать движения пальцами, изображая бытовые действия и приговаривая:
Мы капусту рубим, рубим (малыш стучит по поверхности ребром раскрытой ладони),
Мы морковку трем, трем (сжимает кулачки и трет их друг об друга),
Мы капусту солим, солим (движения пальчиками, имитирующие посыпание),
Мы капусту жмем, жмем (малыш сжимает и разжимает кулачки).
В кадку все утрамбовали (движения кулачками вверх-вниз),
Сверху грузиком прижали (ставит кулачок на кулачок).
Лепка из пластилина
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | Пластилин, стека, дощечка для лепки |
Это один из любимых материалов для творчества у детей. Из податливой массы можно создавать целые миры разных форм, размеров и цветов. Сначала малыш может отрывать, мять кусочки, лепить простейшие формы и помогать взрослому, дополняя его работу. Чем старше ребенок, тем сложнее становятся фигуры из пластилина. Постепенно можно создавать сюжетные поделки. В ходе увлеченного занятия лепкой развиваются мелкая моторика, речь, образное мышление, воображение и память.
Сортировка
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | Макаронные изделия, крупы, 2 и более емкости |
Эффективное развивающее занятие в домашних условиях. Список предметов, которые можно использовать, достаточно большой. Это игрушки, крупные пуговицы, бусины, макароны разных форм, крупы, горох. В зависимости от возраста ребенка, их можно разложить по емкостям по величине, форме, цвету. Малышам нравятся игровые ситуации: найти сокровища, отсортировать корм для птичек, разложить еду для зверей. Главное — следить за тем, чтобы ребенок случайно не вдохнул мелкий предмет. Сортировка развивает несколько навыков одновременно: координацию движений, речь, внимание, логику, мышление, память.
Шнуровка и нанизывание
Подходящий возраст | 1+ |
Необходимые атрибуты | Бусины с отверстиями, шнурки |
Ребенок учится захватывать мелкие предметы и нанизывать их на веревочку или шнурок. Игра развивает координацию, внимательность, мышление, воображение, логику, счет, обогащает словарь малыша. По мере роста ребенка разновидности шнуровок можно менять и усложнять.
Лучшие игры для развития памяти, мышления и внимания для детей 4, 5, 6, 7 лет и старше
Такие развлечения улучшают мыслительные процессы: сравнение, выделение общих признаков и различий, обобщение (2). Кроме того, развивающие игры для детей 4, 5, 6, 7 лет вырабатывают внимательность, скорость реакций и координацию. Многие из таких развлечений подходят для совместных занятий с родителями.
Прятки
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Для игры необходимо выбрать водящего. Он становится в установленное место и громко считает. В это время игроки разбегаются и прячутся. Закончив счет, водящий говорит: «Пора, не пора — иду со двора! Кто не спрятался, я не виноват» — и начинает искать спрятавшихся детей. Когда один из игроков найден, оба бегут к определенному месту, до которого должны дотронуться. Задача водящего — добежать первым, тогда его роль переходит к найденному участнику. Иногда игроки не ждут, когда их найдут, и первыми бегут к «выручальному» месту. Водящий должен их опередить.
Прятки не так просты, как кажутся на первый взгляд. Игра комплексно воздействует на разные сферы: дети учатся ориентироваться в пространстве, управлять эмоциями, соблюдать правила. Развлечение развивает стратегическое планирование и пространственное мышление, координацию и ловкость, логику и быстроту реакций. В зависимости от возраста правила игры можно упрощать или усложнять. Важно, чтобы дети понимали, какие места можно использовать для укрытия, а в каких прятаться нельзя.
Съедобное-несъедобное
Подходящий возраст | 4+ |
Необходимые атрибуты | Мяч |
Для игры нужны минимум два человека. Ведущий бросает мяч одному из участников и одновременно называет слово. Если названный предмет можно съесть, то игрок должен поймать мяч. Если же слово обозначает что-то несъедобное, то мяч ловить нельзя.
Игра развивает коммуникативные навыки, внимание, концентрацию, координацию движений и скорость реакций. Дети расширяют словарный запас, учатся классифицировать объекты и быстро переключаться между действиями.
Чего не хватает
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Любые игрушки, разнообразные предметы быта |
Разложите перед ребенком заранее подготовленные предметы. Это могут быть игрушки, фигурки, природные материалы и даже кухонный инвентарь. Малыш внимательно осматривает предметы и отворачивается. В это время взрослый убирает одну из вещей. Ребенок поворачивается обратно и должен определить, что пропало.
Игру можно постепенно усложнять. Например, раскладывать предметы, похожие по форме, но разного цвета.
Что лишнее
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Предметы или изображения, объединенные общим свойством |
Простая, но занимательная игра развивает логику, мышление, внимание и память. Заранее подготовьте предметы или изображения, которые объединены по общим темам. Например, картинки с домашними животными. Добавьте к ним рисунок на другую тему. Например, картинку с диким животным или неодушевленным предметом. Ребенку необходимо сказать, какой рисунок «не вписывается» в общую тематику и почему. Можно усложнить задание: найти лишнее на общей картинке или определить ненужный предмет только по словесному описанию.
Лучшие игры для развития коммуникативных навыков для детей
В подобных развлечениях есть не только познавательная, но и воспитательная сторона. В игре ребенок воссоздает модель окружающей среды, обыгрывает различные ситуации, узнает, как грамотно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, воспитывает выдержку и настойчивость (3, 4).
Сюжетно-ролевые игры
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Инвентарь, соответствующий сюжету игры |
Темы таких развлечений тесно связаны с настоящей жизнью. Малыши могут кормить мишку или куклу. Дети постарше — играть в «семью», «магазин», «детский сад», «больницу». Постепенно сюжеты можно усложнять. Количество деталей будет увеличиваться, а диалоги между участниками развиваться. Сюжетно-ролевые игры проявляют и помогают формировать разные личностные свойства и навыки коммуникации.
Веселые монстры
Подходящий возраст | 6+ |
Необходимые атрибуты | Лист бумаги и карандаши разных цветов |
Один из игроков изображает на бумаге часть какого-либо животного или выдуманного существа так, чтобы остальные не видели его рисунок. Затем сгибает лист и передает его другому участнику. Тот продолжает рисунок и тоже отдает его следующему ребенку. В конце лист разворачивают, и дети веселятся, обсуждая рисунок. Игра достаточно проста, но развивает стратегическое и пространственное мышление, логику. Дети учатся договариваться между собой, соблюдать правила, слушать и учитывать мнение других.
Испорченный телефон
Подходящий возраст | 5+ |
Необходимые атрибуты | Не требуются |
Первый игрок придумывает слово и шепотом говорит его на ухо следующему игроку. Таким же образом участники передают его по цепочке — чем больше детей, тем интереснее. Последний игрок называет загаданное слово или фразу, и все сравнивают, что в итоге получилось. Развлечение развивает не только коммуникативные навыки, но и внимание, память, слуховое восприятие, мышление.
Игры с мячом
Подходящий возраст | 3+ |
Необходимые атрибуты | Мяч |
Сюда относятся разнообразные развлекательные упражнения с мячом, где участвуют более двух человек.
- В игре «Горячая картошка» дети быстро передают мяч по кругу под музыку. Участник, у которого он окажется в руках в момент, когда мелодия остановится, выполняет веселое задание.
- В игре «Земля, вода, воздух» дети должны поймать мяч от водящего. В зависимости от того, какое слово он произнес в этот момент, — «земля», «вода» или «воздух» — участник должен назвать животное, которое ходит по земле, плавает или летает.
Лучшие игры для развития творческих и познавательных способностей для детей
Благодаря нехитрым развлечениям ребенок учится экспериментировать, фантазировать и развивает образное мышление. Погружаясь в игровую ситуацию, дети придумывают различные варианты и ищут оригинальные решения (5).
Загадочные рисунки
Подходящий возраст | 6+ |
Необходимые атрибуты | Лист бумаги, ручка или карандаш |
Заранее подготовьте на листах бумаги или найдите в интернете готовые друдлы — замысловатые картинки с абстрактными фигурами и линиями. Игроки должны угадать, что на них изображено.
Лучшие друдлы лаконичны и просты на вид. Однако разгадать их не так просто, потому что чаще всего они носят схематичный характер. Обычно на них изображены знакомые ситуации или предметы в неожиданном ракурсе.
Головоломки со спичками
Подходящий возраст | 6+ |
Необходимые атрибуты | Коробок спичек или упаковка счетных палочек |
Выложите из спичек или палочек какую-либо фигуру. Готовые шаблоны можно посмотреть в интернете или придумать самостоятельно. Задача игрока — передвинуть несколько палочек так, чтобы определенным образом изменить фигуру. Например, переместить спички, чтобы открыть дверь в «домике», или чтобы «корова» повернула голову в другую сторону. Головоломка отлично развивает творческие способности ребенка, побуждает его генерировать идеи, чтобы получить нужный результат.
Я знаю 5 имен
Подходящий возраст | 7+ |
Необходимые атрибуты | Мяч |
В процессе этой веселой игры дети узнают много нового об окружающем мире и систематизируют свои знания. Участники отбивают мяч о землю, произнося по одному слову при каждом ударе. Каждый раунд игры начинают со слов: Я знаю пять имен мальчиков / девочек / пять названий городов / стран / животных и т. д.
Потеря мяча или промедление означают переход хода к другому участнику. С возрастом правила можно усложнить, придумывая не пять, а десять названий.
Лучшие настольные развивающие игры для детей
Такие развлечения улучшают аналитические способности ребенка. Кроме того, настольные игры направлены на развитие причинно-следственных связей и целеустремленности, а также они идеальны для совершенствования социальных навыков и управления эмоциями.
«Умный малыш»
В набор входят 50 карточек с заданиями на каждой стороне. У них яркое оформление и закругленные углы, чтобы ребенок не поранился, а картон меньше изнашивался по краям. В общей сложности в игре собраны 100 логических заданий, развивающих внимание, память, логику, мышление, творческие способности. Дети могут сами выбирать карточки по интересам и степени сложности.
В комплекте — специальный многоразовый маркер с губкой. Им можно писать на карточках и стирать много раз. Однако родителям стоит учесть, что он быстро заканчивается, поэтому нужно иметь под рукой маркер на замену. Коробка компактная, не занимает много места, а значит, можно брать ее с собой в дорогу.
Основные характеристики
Бренд | «Дрофа-Медиа» |
Жанр | Логическая игра |
Возраст | 3+ |
Количество игроков | 1+ |
В комплекте | 50 карточек, стирающийся маркер с губкой. |
Плюсы и минусы
«Животный мир Земли»
Увлекательная настольная игра, в которую могут играть 2–4 участника старше 6 лет. Юные исследователи отправятся в кругосветное путешествие по континентам и океанам, узнавая новые факты об окружающем мире нашей планеты. В игре дети учатся считать, развивают внимание, наблюдательность, мышление, память.
Правила игры просты и понятны. В комплекте к яркому игровому полю идут четыре фишки и кубик. Карта сделана из картона, но он быстро мнется, поэтому играть нужно аккуратно.
Основные характеристики
Бренд | «ГеоДом» |
Жанр | «Ходилка» |
Возраст | 6+ |
Количество игроков | 2–4 |
В комплекте | Игровое поле, 4 фишки, кубик |
Плюсы и минусы
«Найди дорожку»
В игре могут участвовать один или два игрока в возрасте от трех лет. На магнитном поле нужно выложить дорожку таким образом, чтобы два персонажа смогли дойти друг до друга. Победит игрок, который первым соберет дорожку. Занятие развивает сообразительность, логику, память, мышление.
Размер игрового поля небольшой, поэтому его удобно брать с собой в дорогу. Карточки с тропинками хорошо крепятся к магнитной основе. Однако дополнительной упаковки для игры нет, поэтому хранить или перевозить ее может быть неудобно.
Основные характеристики
Бренд | «Лас Играс» |
Жанр | Логическая |
Возраст | 3+ |
Количество игроков | 1–2 |
В комплекте | Магнитное игровое поле-основа с деталями |
Плюсы и минусы
«Карта сокровищ»
Приключенческая игра-«бродилка» для 2–6 участников от 5 до 9 лет. Задача ребенка — обойти препятствия и собрать все сокровища в увлекательном путешествии. В игре множество заданий. Они развивают моторику, мышление, логику, социальные и коммуникативные навыки.
В комплекте к игровому полю идут фишки и кубик. Оформление яркое, с насыщенными цветами. Из минусов: карта, по отзывам, сделана из тонкого картона и упакована в пакет, поэтому может помяться или порваться.
Основные характеристики
Бренд | «Остров сокровищ» |
Жанр | Логическая, «бродилка« |
Возраст | 5+ |
Количество игроков | 2–6 |
В комплекте | Игровое поле-основа с деталями, 6 цветных фишек, кубик |
Плюсы и минусы
«Цыплячьи бега»
Игроки управляют цыплятами, которые соревнуются в беге по треку. Необходимо находить парные фигуры, которые каждый раз переворачивают «рубашкой» вверх, если ответ неверный. Победителем становится участник, который опередит всех соперников и соберет их перья.
Увлекательная игра развивает внимание и память, ее правила просты и логичны. Если использовать меньшее количество карточек, развлечение может заинтересовать детей более раннего возраста. Детали выполнены из дерева и плотного картона и красочно оформлены. Однако игра хранится в большой коробке, поэтому брать ее с собой в дорогу неудобно.
Основные характеристики
Бренд | «Стиль жизни» |
Жанр | Логическая |
Возраст | 4+ |
Количество игроков | 2–4 |
В комплекте | 24 карточки в форме яиц, 12 карточек-многоугольников, 4 фигурки цыплят |
Плюсы и минусы
Комментарий эксперта про детские развивающие игры
Рассказывает Анна Медова, руководитель частного детского сада «Любопытный Сема»:
— Любые игры, включая ролевые, относятся к развивающим. Более того, вырабатывать разнообразные навыки и способности может все, что есть под рукой. Есть такое понятие как «развивающая среда». Это рационально организованное пространство, способствующее формированию детских способностей.
Родителям важно помнить, что дети сами вряд ли достанут коробку с развивающей игрой и начнут заниматься. Ребенок идет за взрослым, который предлагает ему поиграть. Поэтому задача родителя — организовать процесс. Совместная игра особенно важна для малышей.
Популярные вопросы и ответы
Отвечаем на вопросы о развивающих играх и даем полезные советы.
Какие игры для детей относят к развивающим?
Вот некоторые примеры развивающих игр.
● На моделирование — например, «Сложи квадрат», «Танграм», «Колумбово яйцо». Такие игры улучшают образное мышление, учат ориентироваться в пространстве и искать решения.
● Игры на трансформацию. Например, геометрические головоломки из разных деталей, развивающие вариативное и пространственное мышление.
● Логические игры. Это различные задания, настольные игры и вопросы, которые учат ребенка выстраивать алгоритмы действий, рассуждать и искать ответы.
● Художественно-развивающие игры. Например, лепка из пластилина, занятия с элементами рисования.
Какие игры развивают мозг детей?
Развивающие занятия имеют огромные возможности. Игры для развития мозга должны иметь конкретное содержание и строиться по правилам, а для участия в них нужны определенные материалы (6). Такие занятия побуждают детей думать, сравнивать, анализировать, формируют и раскрывают различные психические процессы.
В каком возрасте ребенку можно предлагать развивающие игры?
● От рождения до года преобладают сенсорные игры и простое взаимодействие с ними.
● От года до трех лет главное место занимает предметно-манипулятивная деятельность.
● У детей 3–5 лет появляется больше самостоятельности и возрастает интерес к окружающему миру. Чем старше становится ребенок, тем вариативнее и сложнее становятся развивающие игры (7).
Должны ли все игры у ребенка быть развивающими?
Источники
- Ращупкина С. Ю. Пальчиковые развивалки: развивающие игры для детей. М., 2010.
- Болотина Л. Р. Комарова Т. С. Баранов С. П. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата. М., 2018.
- Доскова В. М. Развивалки от 3 до 5 лет: развивающие игры для детей. М., 2010.
- Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е издание. Под. ред Гогоберидзе А. Г., Солнцевой О. В. СПб., 2016.
- Ежова Н. С. Дошкольная педагогика: учебное пособие для академического бакалавриата. М., 2017.
- Леонова Н. В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. М., 2008.
- Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М., 1991.