Представьте себе ситуацию: компания детей собралась поиграть. Кто-то из них громко объявляет: «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем всех побеждать!» Сразу просыпаются интерес и азарт, появляется атмосфера дружелюбия.
Считалка объединяет коллектив, позволяя детям ощутить себя вовлеченными в общий процесс, научиться взаимодействовать и понимать друг друга. Это часть культурного наследия, инструмент, помогающий в освоении родного языка, знакомстве с ритмом речи, тренировке памяти и внимания. Подобрали для вас и ваших детей лучшие считалки, которые будут актуальны в повседневной жизни: в детском саду, школе или на праздничном мероприятии.
Полезная информация о детских считалках
Исторический бэкграунд | Считалки — одна из форм детского, или малого, фольклора. Многие из них восходят к древним временам и связаны с языческими поверьями |
Считалки на Руси | Первая письменная фиксация считалки относится к XVII веку |
Обрядовый смысл древних русских считалок | Многие детские игры со считалками ставили целью привлечение удачи или защиту от злых духов |
Польза считалок | ● Развитие ритмической памяти, ● улучшение координации движений, ● стимуляция воображения, ● развитие эмоционального интеллекта |
Как придумать считалку | ● Выберите для считалки простой ритм, ● используйте аллитерацию (повторение одинаковых или похожих согласных в начале слов), ● введите забавные образы |
Как быстро запомнить считалку с ребенком | ● Превратите процесс обучения в игру, ● свяжите каждую строку с визуальным образом или жестом, ● попросите ребенка дополнить текст считалки новыми строками |
Популярные считалки
Кажется, эти небольшие ритмичные стихотворения были с нами всегда. У многих картины счастливого детства связаны с задорными считалками «Эники-беники ели вареники» и «На золотом крыльце сидели». Собрали для вас самые популярные считалочки, которые самое время разучить с подрастающим поколением.
***
Эники-беники ели вареники
Эники-беники — клец!
Вышел кудрявый матрос.
***
Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!
***
На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной —
Кто ты будешь такой?
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Умирает зайчик мой.
Привезли его домой,
Оказался он живой.
***
Эне, бене, раба,
Квинтер, финтер, жаба.
Эне, бене, рес,
Квинтер, финтер, жес!
Короткие считалки для малышей и дошкольников
Благодаря считалочкам ребенок осваивает счет, развивает мелкую моторику рук и чувство ритма. Это особенно важно для детей младшего возраста. Однако на этом этапе считалки должны быть легкими и короткими.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышло солнышко опять.
***
Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал: «Как же быть?»
Выходи! Тебе водить!
***
Катилось яблоко по блюду,
Я водить не буду.
***
Я — зверек,
И ты — зверек.
Я — мышонок,
Ты — хорек.
Ты хитер,
А я умен.
Кто умен,
Тот вышел вон.
***
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр,
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра,
Значит, вкусным был вчера.
Русские и другие устные народные считалки для детей 1 и 2 класса
В этот период ребята уже начинают активно изучать школьные предметы и окружающий мир. Однако считалки для учеников младших классов все еще должны быть достаточно легкими. При этом они могут не только развлекать, но и знакомить с чем-то новым. Например, называть незнакомый ранее предмет (например, бубенцы) или место (скажем, Литейный мост), о котором подробнее расскажет педагог или родитель.
***
Трынцы, брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги, диги-дон,
Выходи скорее вон!
***
Три-четыре, ты иди,
Игра начнется впереди.
Семь, шесть, пять —
Научились мы считать.
Устный счет нам не забыть,
Выходи, тебе водить!
***
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита.
Спрятал за окошко —
Съела его кошка.
Помогали два кота,
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
***
Вдаль бежит река лесная,
Вдоль нее растут кусты.
Всех в игру я приглашаю,
Мы играем — водишь ты!
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышла зебра погулять.
Я полосочки считаю,
Числа громко называю:
Раз, и два, и снова три —
Выходи и говори.
Интересные литературные считалки для детей 3, 4, 5 класса и старше
Подрастающие ребята уже способны уловить и выстроить более сложные причинно-следственные связи. В этом случае считалки должны содержать смысл, который можно обсудить. Хорошо, если они связаны со школой или еще какой-то повседневной деятельностью. Такие считалки будут ближе детям и лучше запомнятся.
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Ваня книгу взял читать,
Но читать Ванюше скучно,
Бутерброд Ванюша скушал.
Он уроки не учил,
Двойку в школе получил,
Шесть, семь, восемь —
Завтра тебя спросят.
***
Математика проста:
Досчитаем мы до ста.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем дроби умножать!
Ты с наукой не играй,
Быть серьезным выбирай,
А не хочешь – выбывай!
***
Русский класс сегодня ждет,
Диктантом всех замучит!
Буквы, слоги и слова:
Читать вас здесь научат.
Если не хочешь писать и читать,
Выйди вон, иди играть!
***
На уроке труда
Интересно всегда!
Винтим, пилим, починяем,
К шторам юбку пришиваем.
К стулу крышку прибиваем
И по классу мяч гоняем.
Ты все сделал, мой дружок?
Становись скорей в кружок!
***
Физкультура гонит лень,
Бегать, прыгать целый день!
Три прыжочка, два кувырочка,
Пробежали на носочках,
Будем скоро мяч кидать,
С нами выходи играть!
Примеры детских считалок для мероприятий в саду и школьном классе
На утренниках и во время классного часа такие стихи используют для жеребьевки, позволяя сделать выбор ведущего и участников в веселой форме и без ущемления интересов. Считалки создают позитивную атмосферу — особенно, если тематически связаны с тем или иным праздником. Приведем примеры, которые вы можете использовать на своих мероприятиях.
Считалки про животных для детей
Шел котик по лавочке,
Раздавал булавочки.
Шел по скамеечке —
Раздавал копеечки.
Кому десять, кому пять —
Выходи, тебе искать!
***
Бегал зайка по дороге,
Да устали сильно ноги.
Захотелось зайке спать,
Выходи, тебе искать.
***
До, ре, ми, фа, соль, ля, си,
Села кошка на такси.
А котята прицепились
И бесплатно прокатились.
***
Кони, кони, кони, кони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, чашки били,
По-турецки говорили.
***
Как‑то крошка‑крокодил
От родителей уплыл.
Загулял он, потерялся
И от страха растерялся.
Мы поможем, так и быть!
Выходи, тебе водить!
***
Каждый вечер мышки
Спать ложатся в книжки.
Закрывают глазки,
Слушают все сказки.
Скоро мышки подрастут,
В книжках дырки наведут.
Будут бегать и пищать,
Выходи водить опять!
Считалки про осень, зиму, весну, лето для детей
Зайчик солнечный в окошко
Смотрит: что там за мороз?
Вьюга кружится немножко,
Иней на ветвях берез.
Не грусти и не скучай —
Приготовь клубничный чай!
***
Начинаем все считать,
Нам весну пора встречать!
Зайчик солнечный придет,
Всех по комнатам найдет.
Сколько зайчиков у нас?
Один, два, три, четыре, пять!
***
Лето, лошадь, деревенька,
Лес, малина, дверь, ступеньки.
Дом, картошка, стол, кровать,
Речка, отдых, благодать.
Раз, два, три, четыре, пять —
Приходи на луг играть!
***
Осень — это листопад,
Лето — солнце, звездопад,
А зима — мороз и снег,
А весна — ручьи и бег.
Иногда наоборот,
Но у каждого свой счет.
***
Десять, девять, восемь — наступает осень.
Семь, и шесть, и пять — листопад опять.
На четыре, три — дождик, посмотри,
А на два, один — ветер-исполин.
***
Осень. Листья облетают.
Птицы к югу улетают.
Куртка, зонтик, переулки,
В небе черные фигурки.
Раз, два, три, четыре, пять —
Будем мы весной их ждать.
***
Вот такая осень —
Зиму в гости просит.
Заяц, волк, лиса не спят,
А медведи — все храпят.
Ежик в норочке сопит,
И барсук всю зиму спит.
Кто зимой впадает в сон —
Из игры выходит вон!
Считалки про космос для детей
Луноход, луноход
По луне идет вперед.
Долго там ему ходить,
А сейчас тебе водить!
***
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет:
Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс,
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон.
Кто не видит — выйди вон!
***
Раз Луна,
И два — Луна,
Ты один, и я одна,
Это скучно,
Надо петь,
Взять скафандр и полететь,
Облететь вокруг Земли!
А кому водить? Вели!
***
Космонавтами мы будем,
Нами пусть гордятся люди.
На ракетах серебристых
Полетим мы в небе чистом.
Ты не веришь? Выходи!
На ракеты погляди!
Считалки про цифры для детей
Раз, два, три, четыре.
Кто живет у нас в квартире?
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я —
Вот и вся моя семья!
Раз, два, три, четыре, пять —
Всех начну считать опять.
***
Раз, два, три, четыре,
Жили мошки на квартире.
И повадился к ним друг,
Крестовик — большой паук.
Пять, шесть, семь, восемь,
Паука давай попросим:
«Ты, обжора, не ходи».
Ну-ка, Машенька, води!
***
Раз, два, три, четыре, пять —
Научились мы считать.
Ну а дальше мы не знаем,
Может, вместе посчитаем?
Шесть — конфеты любим есть,
Семь — мы помогаем всем,
Восемь — мы друзей в беде не бросим.
Девять — учимся на пять,
Десять — кончили считать.
***
Один, два, три, четыре, пять,
В Африку летим опять.
Десять львов, два бегемота,
Обезьяны, кашалоты.
Три павлина, леопард,
Пять газелей и гепард.
А кого увидит слон —
Тот и выйдет вон.
Популярные вопросы и ответы
Считалки — настоящая феерия образов и форм, которая способна сделать увлекательной как игру, так и учебный процесс. Главное, подобрать варианты, которые подходят участникам по возрасту и интересам.
Как выбрать подходящие считалки для детей разного возраста?
Дети 4–6 лет находятся на пике познавательной активности и фантазии. Здесь уже можно использовать считалки с небольшим сюжетом, персонажами, заданиями, загадками или рифмой. Такие стихи помогают ребенку осваивать счет, расширяют кругозор и стимулируют воображение. Хорошо, если считалочку будет уместно использовать в коллективе сверстников.
Школьникам 7–10 лет становятся интересны считалки с глубоким смыслом, которые позволяют придумывать новые правила и собственные варианты продолжения стихов. Именно здесь активно развивается способность анализировать и творчески мыслить. Тем не менее, стоит избегать стихов, где речь идет о взрослых проблемах, незнакомых ситуациях или излишне абстрактных понятиях.
Что общего между считалками, небылицами, потешками, приговорками и закличками?
Жанры близки по формальным признакам: краткости, простой структуре, игре со словами, смешному или неожиданному, даже парадоксальному сюжету. При этом отличить считалку несложно: нужно обращать внимание на функцию текста. Он предназначен для выбора ведущего или выбывающего из игры через счет участников, а также не содержит вымысла или пожелания, характерных для других жанров.
Как самому придумать считалку?
● простота,
● занимательность,
● компактность,
● динамичность.
Чем проще фраза и понятнее ритм, тем легче ее запомнить детям. А веселые образы и необычные ситуации делают считалки забавными.
Оптимальная длина стиха — до восьми строк, хотя возможны исключения. Узнаваемой считалку сделает использование слов-«индикаторов»:
● цифр и счета;
● названий животных или предметов, которые обычно «под рукой» или у всех на виду;
● детских имен — так считалка будет ближе и понятней ребятам;
● концовки типа «и теперь тебе водить», «выйди вон», «очередь теперь твоя» и т. п.