«30 лет назад моя
жизнь круто изменилась!»
Фотокорреспонденту Владимиру Веленгурину - 60 лет,
30 из которых он проработал в «Комсомольской правде»
«Комсомольская правда», 31 декабря, 1989 года
На этой фотографии я со своей семьей «еду» в Москву. Эта постановочная фотография для «Комсомольской Правды», куда я попал на работу, выиграв победу во всесоюзном фотоконкурсе. Это фото — отчет о том, как победитель едет в Москву. Она была опубликована 30 лет назад.

Вот и встал передо мной вопрос — а как выглядят люди, которые едут в Москву?

Для фото принесли самый тяжелый чемодан, одели детей потеплее. В Москве ведь холодно. Из жаркого Краснодара мне казалось, что там вообще вечный снег. И последний штрих — взгляд, полный надежд. Так, возможно, выглядели все провинциалы, переезжающие в столицу 1990-х годов. Тогда мы и думать не могли, что через год будем жить в другой стране.

В те перестроечные годы жизнь стремительно менялась, а устоявшиеся штампы рушились как карточный домик. Журналистика кардинально стала другой. Она глотнула свободы - и на страницах начали появляться материалы, за которые раньше бы просто расстреливали.

К тому времени я уже 6 лет работал фотокорреспондентом в краевых газетах в родном Краснодаре. Ездил по краю, снимал бесконечные жатвы, рекордные надои и парадные портреты передовиков производства. Край объездил вдоль и поперек. А тут такое в стране начиналось!

Тогда мне очень хотелось поездить по стране и не пропустить главного. Как журналист с историческим образованием, я не мог этого прозевать. Но попасть в центральное издание на работу можно было, только имея московскую прописку. А прописаться можно было только в квартире, которую давали, если ты работал в Москве.

Разорвать этот заколдованный круг смогла только «Комсомольская правда».
Тогдашний Главный редактор Владислав Фронин сумел договориться с ЦК ВЛКСМ, чьим печатным органом была «КП», о перестроечном эксперименте! «КП» объявляла фотоконкурс, победитель которого приглашался на работу в Москву! Это подразумевало и получение квартиры по линии ЦК ВЛКСМ.

Этот шанс я упустить не мог. И даже сказал жене Елене, чтобы через год готовилась к переезду в Москву. Звучало это самоуверенно и как шутка. Чего здесь больше, я сам не знаю. Но это действительно было так.

Многие фотокорреспонденты СССР не хотели упускать и свой шанс! Из числа участников фотоконкурса определялась финальная группа, фотокорры которой смогли проявить себя и напечатать максимальное количество фото в «КП».
Потом финалисты приглашались в Москву, откуда они должны были поехать, «куда захочешь», в командировку по стране.

Надо было найти «современную» тему! И вот, шастая по Москве, я наткнулся на пикет казахских студентов, требующих прекратить ядерные испытания на Семипалатинском полигоне. Я окунулся в эту тему. Пробрался на полигон с его ядерными воронками и сделал материал о том, как живут люди в трясущихся от ядерных взрывов домах.
Владимир Веленгурин в ядерной воронке на Семипалатинском полигоне
Были еще и другие командировки и многочисленные съемки в Москве. Всего было напечатано в «КП» 89 моих фотографий. А в газете-то было всего 4 полосы. Я уехал в Краснодар и ждал результатов конкурса…

Из редакции позвонили и попросили прислать фотографию, где я на чемодане с семьей.

И все же мне не верилось в победу! До этой фотографии с чемоданом в «КП». На четвертой, последней, полосе — самой престижной по тем временам! С нее начиналось и заканчивалось чтение всех доперестроечных центральных газет. На ней были фельетоны, карикатуры и спорт. А все остальные полосы газет из-за официоза мало отличались друг от друга.

Вот и прошло 30 лет работы в «Комсомолке»! И 60 лет жизни. Такое уж совпадение! Двойной юбилей в один день, 22 января! Как один миг!

Сотни командировок, большинство из которых - на острие событий! Горячие точки, войны, катастрофы и катаклизмы в стране и мире. На моих фотографиях - горе, страдания, радость и жизнь людей. Бесконечные просторы нашей страны и события, через которые она прошла. История страны! За последние 30 лет на моих фотографиях...
Журналистские награды
World Press Photo первое и третье место.
Interpressphoto - два первых места.
Interphoto - 17 наград в различных номинациях. Фото года в 2001 году.
Обладатель приза Золотой глаз России.
Фотографии Владимира Веленгурина за 2019 год
Фотографии Владимира Веленгурина за последние 30 лет
Первые лица
Эту серию снимков я снимал много лет. Делать «паркетные» съемки - ответственная и сложная работа, тяжелый труд. Долгие часы ожидания, бесконечные перелеты и поездки. Надо иметь крепкие нервы, сильные ноги и емкий мочевой пузырь. И, прежде всего, наработанный опыт. Просматривая съемки я заметил некоторую схожесть на фотографиях, которые и объединила их.
Ленин с нами
Войны
На войны у меня было более 50 командировок. В общей сложности я провел там более года. Только в воюющей Чечне я был более 30 раз.
Староверы
28 лет назад меня чудом занесло к ним в поселок Бурный, что в Красноярском крае. Их жизнь потрясла меня. Преданность вере, их жизнь и быт в самой глуши страны. Я мечтал к ним вернуться! Посмотреть, как изменилась их жизнь, и вновь увидеть своих героев. И вот в прошлом году удалось побывать в Бурном вновь. Многие уже ушли. Но жизнь продолжается. На фотографиях в этой в серии вперемешку старые и новые фотографии 1991 и 2019 годов. Сделано это так, чтобы показать, что их жизнь почти не изменилась, а изменения увидите сами. На одном из снимков вы видите детей Анастасию и Петра Вершининых, они сняты на фоне фотографии своих родителей Филимона Ермолаевича и Прасковьи Авксентьевны. Они родоначальники очень большой семьи охотников, в которой уже больше пятидесяти детей и внуков. Филимон Ермолаевич Вершинин уже ушел из жизни, а Прасковья Авксентьевна болеет.
МЧС
С 1992 года я снимаю МЧС. Много раз был вместе со спасателями на различных крупнейших ЧС в стране и мире.
Лица
Лица почти все знакомы. Их даже не подписываю. Уточню несколько деталей:

На первом фото - Геннадий Осипович, который сбил южнокорейский «Боинг», перед его лицом - его жертвы. Майкоп, 1994.

На следующем фото не лицо, а жопа Стаса Садальского. В 90-е страдали от безработицы даже артисты. И вот Садальский устроился журналистом в «Экспресс-газету». Он писал, а я снимал к его материалам. И вот мы пошли в вендиспансер делать очередной материал. Народ, увидев фотоаппарат, весь разбежался. Сниматься никто не желал. И вот Стас самоотверженно пошел на все, чтобы не оставить материал без фотографий.

На снимке еще никому не известная Оксана Федорова в 2001м во время репетиции конкурса «Мисс Россия 2001». В «Комсомольской правде» решили выбрать свою «Мисс КП» из числа участниц и предложить ее членам жюри и читателям. От меня требовалось сделать фото красивой участницы. Я снял Оксану. За день до конкурса ее фотография была напечатана огромным тиражом в «КП» как выбор газеты. Этот выбор совпал на следующий день с выбором жюри «Мисс Россия», а позже - и с выбором жюри «Мисс Вселенная 2002».

Ахмад Шах Масуд в своем кабинете в августе 2001. Он дает интервью журналистам. Через месяц в этом же помещении его взорвут лже-журналисты.

Остальные лица вам хорошо известны... Без комментариев...
Миша Епифанцев
Самая значимая журналистская помощь у меня получилась, когда я снял в Чечне в январе 1995 года семилетнего Мишу Епифанцева. Несколько минут назад ему оторвало ноги. Его везли в больницу незнакомые люди. Увидев меня с фотоаппаратом, они остановились на несколько секунд, чтобы снять эту трагедию. На следующий день я снимал Мишу в больнице, где над ним рыдала мать. Снимки Миши были напечатаны в «Комсомолке». Но самый большой отклик у людей трагедия вызвала в Швеции. Благодаря публикации шведского журналиста Гуннара Юханссона, шведы собрали деньги на его лечение и даже купили квартиру его семье в Тольятти.
Пляж
Самая легкая и приятная моя пляжная тема.
Спецназ
Спецназ внутренних войск (сейчас Росгвардия) я снимал много лет. В учении и бою.
Диггеры
Московские диггеры - интересная тема для журналистов, не страдающих клаустрофобией. Самый известный диггер Москвы Вадим Михайлов знает подземелья лучше, чем город на поверхности. Несколько раз я напрашивался к нему на подземные прогулки. Под землей диггеры отмечали Новый год и другие торжественные события, плавали на лодке по подземной реке Неглинная, искали археологические раритеты. Конечно, под землей достаточно страшно и неуютно, но необычно и увлекательно.
Экология
Экологическую тему в стране можно снимать почти везде.
Налоговая полиция
Налоговую полицию было интересно снимать в первые годы ее создания.
Север
Север лаконичен, суров, красив и страшен.
Колония
Колонию для несовершеннолетних я снимал еще до «Комсомолки» в 1987 году в Майкопе. А мне казалось, что я попал в 30-е годы. Для истории эти кадры пригодятся. Сейчас попасть туда просто нереально. Даже обычных несовершеннолетних сейчас снимать без согласия родителей нельзя.
Спорт
Съемка большого спорта похожа на работу на войне. Взрывы эмоций. Адреналин зашкаливает. Как у спортсменов, так и у тех, кто снимает. Я работал на последних восьми Олимпиадах.
Армия и силовые структуры сейчас и раньше
Социальная тема
Социальная тема - одна из моих любимых.
Экспедиция Матвея Шпаро
Я принимал участие в экспедиции Матвея Шпаро на Аляске. Инвалиды-колясочники входили в состав команды, которая должна была покорить самую высокую вершину Америки - гору Мак-Кинли. Я был на тренировках и старте восхождения. Потом я отчалил. Как самому бесполезному члену команды мне поручили взвешивать и фасовать на весах суточные продовольственные пакеты. Орехи, галеты, конфеты. Пайки, на мой взгляд, были скудные и маленькие. После расфасовки у меня еще остались запасы провианта. Чтобы не дать пропасть добру, я стал еще сверх нормы добавлять продукты в пайки. Но мои действия почему-то не понравились Матвею. Строго было сказано добавки убрать!

Каждый грамм лишнего веса был на счету!

Если честно, то мне не верилось, что экспедиция покорит вершину. На тренировках я видел, с каким трудом даются подъемы инвалидам. Но тогда я еще плохо знал Матвея! Там, где он, только победа и успех!
Made on
Tilda